Леонид Александрович Демин, мой дед


Петроград 17-го года
Мой дед закончил училище 1 марта 1917-го года, получил первый офицерский чин Мичман и прибыл по назначению на место службы – крейсер Аврора. Это совпало по времени с отречением царя, после чего власть вообще потерялась. Старших командиров не было, — кого убили, другие разбежались, команда выбрала себе новых начальников. Командиром корабля стал старший лейтенант, деда избрали командиром роты. Как он мне рассказывал, наступила полная анархия. Хочешь – пожалуйста, иди домой. Но многие остались. Здесь кормят, есть ночлег, да и живешь не где-нибудь, — в столице. Но тот, кто хотел, ушел к себе в деревню, прихватив с собой подчас и оружие.

Петроградский гарнизон, еще до всех этих событий был специфический. На исходе «царского режима» людей, активно возражавших против отправки на фронт, или публично высказывавших какие-то оппозиционные взгляды, в армию призывали, но отправляли в тыловые гарнизоны. Петроградский гарнизон был одним из таковых. Здесь, в частности служил впоследствии знаменитый матрос Дыбенко, активно выступавший против войны. Его не судили «по законам военного времени», не отправили в ссылку, а отправили служить в тыловой гарнизон.

После февральской смены власти наступила полная анархия. Дед рассказывал: «Сегодня один агитатор придет, — его слушают, кричат «Ура!», завтра другой – ему тоже кричат «Ура». Что происходит, естественно, никто не понимал. В таких условиях у Временного правительства была какая-то власть, но не было силы, а у Советов уже была сила, но еще не было власти.

Потихоньку большевики, используя механизм отзыва депутатов, начали занимать большинство в Советах. Первая попытка захватить верховную власть случилась в июле. Но в Петрограде тогда еще оставалось достаточно верных правительству частей, они расстреляли сопровождавшую эти действия демонстрацию.

Выступление было подавлено, Ленин уехал в Разлив. Как говорила моя бабушка, все знали, что он где-то здесь живет. Не знали конкретно, но знали, что здесь. Впрочем, его никто особо и не искал. Ленин не пошел на суд. Вот, Троцкий пошел, и его через месяц выпустили. Триумфально!

Потом, когда Корнилов, пытаясь остановить процесс разрушения России, затеял государственный переворот, Керенский заметался. В результате большевикам фактически все простили. Они вышли из подполья, вернулись, и начали создавать собственные вооруженные силы – Красную гвардию.

С другой стороны, многие офицеры так и не простили Керенскому то, что он их предал, — в армии это называли так. Поэтому в решающий момент, в октябре, многие воинские части заявили о своем нейтралитете и не исполняли какие-либо приказы.

Как говорил мой дед, реально власть к большевикам перешла не 25-го октября, раньше. По крайней мере, 23-го. В этот день Военно-революционный комитет (ВРК) разослал по всем воинским частям директиву о том, что не следует выполнять никаких приказов без согласования с ВРК. Директивы разносили представители ВРК. Это еще не были комиссары, но эти люди хорошо знали, что делается в «подведомственных» им частях.

Реально, революцию сделали тысяч 15 человек, и основным ее моментом был нейтралитет воинских частей.

Крейсер Аврора
Крейсер Аврора стоял на ремонте. Когда корабль ставят на ремонт, из него выгружается все оружие и топливо (тогда это был уголь). Стоял он в доке, и для того чтобы крейсер привести в боевое состояние, требуется примерно неделя, чтобы загрузить бункеры углем. Кроме того, чтобы он просто сошел с места, надо было угольные топки сутки топить. И, конечно, надо загрузить оружие, боеприпасы. Т.е. чтобы использовать крейсер по назначению, надо было дней за десять отдать соответствующее распоряжение. Кто его мог отдать? – В архивах этого нет.

Скорее всего, это был тот самый ВРК. И поскольку возглавлял его Троцкий, все эти документы впоследствии были тщательно подчищены или уничтожены, практически ничего не осталось.

Итак, в октябрьское противостояние было вовлечено не более 15 тыс.человек. Это была Красная гвардия, а с другой стороны, — юнкерские училища. Октябрьская революция была одной из самых бескровных, поскольку офицеры не простили Керенскому его поведение при выступлении Корнилова. 2-3 человека были убиты за все это время, практически никто не стрелял.

Из моих разговоров с военными моряками складывается такая картина, что крейсер Аврора играл роль запасного командного пункта и в случае поражения, он должен был вывести лидеров большевиков за границу. И другого здесь никак не просматривается. Так, если бы назначение крейсера было – опорный пункт, — есть Петропавловская крепость, где это удобнее было бы сделать. Гарнизон крепости выступал за большевиков, и удержаться там было бы гораздо легче, чем в Смольном. И нужен был вот такой подвижный объект, автономный, — со своими системами перемещения, жизнеобеспечения, со своим оружием, связью, который мог бы в случае каких-то осложнений, сыграть роль запасного командного пункта, а в случае поражения восстания, вывести лидеров большевиков. Организаторы этого не исключали,

Интересна роль Ленина и Сталина. Есть легенда, что Ленин был на квартире некоего рабочего, и поздно вечером прибыл в Смольный… — Почему до самого последнего момента он находился чуть ли не в подполье, а не под охраной уже существовавшей Красной гвардии?

Сталина в Смольном вообще не было, он был тогда курьером. Согласно официальной версии, был сформирован второй (параллельный) партийный центр, куда входил Сталин. Никакого активного участия в захвате власти он не принимал. Об этом многие знали, и потом активно вспоминали, пока еще можно было вспоминать. Сталин изобрел легенду о параллельном партийном центре, который руководил восстанием. Но реальным организатором и руководителем был, конечно, Троцкий.

В октябре 17-го Аврора была в Петрограде, а основные силы Балтийского флота располагались в Гельсингфорсе (Хельсинки). Это была реальная боевая единица, которая находилась в столице, и надо искать документы о том, кто приказал привести ее в боевую готовность. Для этого надо было задействовать различные военные и хозяйственные службы, а также штабные механизмы, — просто так, «под свою ответственность» никто ничего не сделает и не даст. А надо было еще выдать оружие из арсенала. И совсем неизвестно, как все это произошло, кто отдавал приказы…

Существует версия, что в настоящее время настоящей Авроры давно уже нет, и есть для этого такие основания. Когда закладывается корабль, делается так называемая Закладная доска. Это как паспорт корабля, куда заносится вся информация о нем. Когда делается киль, туда и закладывается эта доска. Так вот, на Авроре ее искали, но так и не нашли. Предположение есть такое.

В 1923-ем году перегоняли в Германию на разделку металлолома крейсер Диана, построенный по тому же проекту, что и Аврора. Есть версия, что погнали туда Аврору. А здесь осталась Диана. Но архивов тех времен и событий нет, они уничтожены в угоду чьим-то мнениям.

Демины
В январе 1918-го Балтийский флот из Гельсингфорса пришлось выводить, потому что немцы могли его захватить, они высадились в Финляндии. Мой дед участвовал в этом знаменитом ледовом переходе. Туда посылали всех, кто был полезен для перегона флота в Кронштадт…

Дед много рассказывал про те времена…

Демин Леонид Александрович, 1893 – 1973. Закончил Херсонское морское училище. По окончании им всем присвоили офицерские звания и по случаю войны, мобилизовали. Это был 1917-ый год. Первое место службы – Аврора. Но недолго дед служил…

Надо отдать должное женам, они часто играют большую роль в судьбе своих мужей. Так было и тут. Его жена (моя бабушка), Демина Валентина Матвеевна училась в Смольном институте благородных девиц. Была она, как говорили, из «худородного» дворянства. Т.е. к высшему сословию не принадлежала, но получила прекрасное образование. Имела широкий кругозор, а потом и колоссальный жизненный опыт. От многих негативных моментов она спасала моего деда…

Началась Гражданская война, но дед не участвовал в этой войне. Он учился. Потом начались «разборки», сначала в центральной России и на Украине. Бабушка настояла на том, что дед получил назначение на Дальний Восток. Здесь были разборки, а он тогда в море ходил. Потом, конечно эта волна и до туда докатилась, но все обошлось для него вполне благоприятно.

Всю жизнь моя бабушка помогала деду. Хотел он когда-то уйти со своей службы, но она сказала: «не надо», и во время второй мировой он работал в гидрографии, создавал карты. Много чем он обязан бабушке, но это отдельная тема для разговора.

К сожалению, уже многое потеряно. Когда-то мы передавали материалы деда в Военно-исторический музей, но где они сейчас, сказать трудно. Мне звонили люди, которые пытались их найти, но уже многих вещей нет. Материалы передавались в 1974-75 г., есть список того, что передано.

Белышев Александр Викторович
Комиссар Авроры, кто он? Я выяснил следующее.
Паренек из Псковской губернии (в 1917-ом было 24 года). Он, конечно, не играл большую роль на корабле, крейсером управлял командир. Но когда началась гражданская война…

Война началась после того, как разогнали Учредительное собрание. До этого многие партии и их лидеры считали, что не очень важно, кто сейчас у власти – было Временное правительство, теперь эти там, месяца два посидят, да и уйдут. Вот, Учредительное собрание… И только когда разогнали собрание, стало понятно, что «эти» просто так не уйдут.

Дед рассказывал, и я потом читал, что в выборах участвовали все народы России, кроме Польши, она была под оккупацией. Прибалты, Средняя Азия, Украина, Финляндия, — все надеялись на решение своих проблем, ждали и верили в Учредительное собрание. И только когда его разогнали, тогда и началась вооруженная борьба.

В это время Белышев «порвал свой партбилет» и бежал к себе в деревню. Только в 21-ом году снова вступил в партию. Жизнь свою закончил как простой инженер Ленэнерго.

На 50-летие Октября он приезжал к нам. Дед ему говорил: «Ну что ты врешь! Не было этого, зачем ты все это говоришь? – В одной газете статья, в другой. Зачем говоришь ерунду?» Человек ответил, это было при мне: «Леонид Александрович, в чем ты меня упрекаешь, мне, грубо говоря, пенсию надо зарабатывать». И сказал: «Все маршалы врут, что ты от меня-то хочешь?». – Такая фраза прозвучала.

Кронштадтский мятеж
Белышев снова вступил в партию, когда был Кронштадтский мятеж. Для подавления формировали тогда сборные воинские части, потому что боялись, что многие моряки и солдаты гарнизона присоединятся к восставшим. Подавляли, не считаясь ни с какими потерями, потому что лед мог растаять, и тогда взять Кронштадтскую крепость было бы очень трудно. А пока еще по льду можно было туда дойти.

По своей работе я часто бывал в Кронштадте, и там слышал такую версию. Кронштадт чистили вплоть до 1946-го года. Т.е. под любым предлогом — паспортный режим, в войну это была эвакуация и т.д. Из Кронштадта постепенно выселили все население, которое было там в 22-ом году и которое еще могло что-то помнить.

Дальний Восток
Дед родом из Тамбовской губернии. Родители его были землевладельцы. Не помещики, они сады разводили. Отец его рано умер, В детстве много читал, увлекся морем и потому поступил в Херсонское училище. Практику они проходили каждый год, дед много где был. Потом учился в Пулковской обсерватории , принимал участи в картографировании Каспийского моря. С 23-го года он на Дальнем Востоке.

В свое время была создана экспедиция Витуса Беринга. Дед рассказывал, что есть бумаги, которые говорят о том, что целью экспедиции была Америка. Прошел он по морям Дальнего Востока, составил карту. Сенат был первой экспедицией очень недоволен, но все-таки выделил деньги на вторую экспедицию. Беринг дошел до Аляски, основал там поселение

Аляска стала русской. Но было понятно, что защитить свои владения на Тихом океане Россия не может. Небольшие военные силы, снабжения нет, все эти территории легко могут быть завоеваны. Через много лет это хорошо показало поражение в русско-японской войне.

После того, как Аляска была продана, торговые пути резко переместились на юг. Камчатка, Чукотка, побережье Охотского моря в хозяйственном отношении пришли в упадок. Если раньше там была торговля, вплоть до того, что из Калифорнии завозили продукты, то теперь этого не стало. Интерес к этим местам пропал, и в результате оставались еще те карты, которые готовил Беринг.

В 20-е годы мой дед занимался тем, что участвовал в составлении новых карт побережья Японского, Охотского и Чукотского морей. За 15 лет они составили новую карту. Они работали, а снабженцы, как рассказывал дед, и тогда работали чрезвычайно плохо. Как в фильме «начальник Чукотки», стреляли песцов, приходилось самим себя обеспечивать. Японцы, американцы, канадцы, — все, кто угодно, ходили туда как к себе домой, границы не было. Иностранцы привозили им, когда это было нужно, горючее, продовольствие и даже оружие, если это требовалось.

Так вот они и работали, делали свое дело. Некоторые офицеры удивлялись потом, — за один год они делали то, на что впоследствии уходило года три. Территория считалась советской, но каких-то войск там не было. После русско-японской войны, на Тихом океане осталось немного кораблей, а после гражданской, и те, что остались, практически все ушли в Шанхай, там было много русских эмигрантов. Дед шутил: «У меня находилось в подчинении 50% тихоокеанского морского флота – канонерская лодка». Японцы ходили на Камчатку. Во Владивостоке их, быть может не было, — там все-таки были форты, береговые укрепления, а на Камчатке не было ничего. И ходили туда корабли японские, не только гражданские, но и военные. Нормально ходили, спокойно, — фактически открытый порт. Приходили, закупали продовольствие у местного населения, заправлялись водой и шли дальше. Не пускать их туда никаких сил не было.

Потом, в 33-ем году появился погранотряд в Петропавловске-Камчатском. Но это были только два самолета и береговые укрепления. А море было свободным, там ничего не было. На острове Врангеля находилась канадская фактория, несколько лет они занимались охотой на морского зверя. В то время даже ставился вопрос о присоединении острова Врангеля к Канаде.

ВМФ создавался плохо, побережье оставалось открытым. Японцы тоже осваивали земли. У них было много конфессий на северном Сахалине. Южный тогда принадлежал им, но они и на север продвигались. На побережье конфессий было немного, старались все-таки их туда не пускать, а на Камчатке и на Чукотке никто ничего с этим сделать не мог, чукчи довольны были. Во всяком случае, так было до 39-го года, дед там до этого времени работал.

Вернувшись с Дальнего Востока, дед служил в Центральной Гидрографии. В войну ее эвакуировали из Ленинграда в Омск, где и создавали карту. «Атлас океана», 5 томов — это его основной труд. Подготовкой занималась отдельная воинская часть. Ответственный редактор – Главнокомандующий Морским флотом, дед был исполнительным редактором.

Автор: Демин Леонид | слов 2178


Добавить комментарий