Октябрята, пионерия и комсомол
Хор постигших с малолетства
В звуках горна и трубы,
Как прекрасно людоедство
Вечной классовой борьбы.
Н. Коржавин
До третьего класса всех школьников считали октябрятами, хотя никакой октябрятской организации не существовало, и в октябрята не записывали и не принимали, и, конечно, никто не спрашивал согласия числиться октябрёнком. Кроме того, нас заставляли носить на груди красные звёздочки с изображением кудрявого мальчика Володи Ульянова. Нам говорили, что он отлично учился в школе, слушался учителей и родителей, примерно вёл себя, любил «братьев наших меньших» (я долго не мог понять, кто такие эти братья) и потому стал вождём мирового пролетариата.
В 3-м классе старшая пионервожатая объявила, что скоро нас будут принимать в пионерскую организацию, причём она не спросила, хотим ли мы быть пионерами. Предполагалось, что мы будем страшно рады этому событию.
Началась подготовка к приёму. Первым делом на стенку повесили плакат «Пионер — всем ребятам пример!». Проводились беседы, посвященные истории пионерской организации. Старшая пионервожатая пояснила, что красный цвет пионерского галстука символизирует кровь рабочих и крестьян, пролитую ими в борьбе за наше счастливое детство. Поэтому, говорила старшая пионервожатая, если кто-нибудь схватит галстук, который будет повязан на нашей груди, и потребует: «Ответь за галстук!», то надо твёрдо произнести: «Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так пролита!» Буквально на следующий день кто-то из ребят принёс в класс другой ответ: «Не троньте красную селёдку, она и так не лезет в глотку!».
И вот наступил день приёма в пионеры. Нас привели в Театр юных зрителей на Моховой. Там на сцене «горел костёр» из красных тряпок, раздуваемых вентилятором. Мордастые и толстозадые пионеры (переодетые в мальчиков артистки театра) пели у фальшивого костра пионерские песни. Потом старшая пионервожатая школы стала громко произносить слова пионерской клятвы, а мы за ней нестройным хором повторяли. Покончив с клятвой, она объявила, что мы приняты в пионерскую организацию. Со сцены сошли липовые пионеры и повязали нам галстуки. Старшая пионервожатая звонким голосом выкрикнула: «Пионеры, к борьбе за дело Ленина-Сталина будьте готовы!» Мы в ответ дружно проорали: «Всегда готовы!», совсем не понимая смысла этих слов. В чём должна проявляться наша готовность и как мы должны бороться за дело Ленина-Сталина — обхватив противника руками, как мы обычно боремся, или драться на кулаках? И, кстати, что это за дело? Мы с малых лет знали «большие дела» и «малые дела», поэтому дело Ленина-Сталина вызывало хихиканье.
Выйдя из театра, многие ребята поснимали с себя галстуки и спрятали их, поскольку при галстуке как-то неудобно прыгать на ходу в трамвай, дразнить девчонок, выкрикивать всякие гадости.
На следующий день вместе с классной руководительницей Екатериной Борисовной пришла старшая пионервожатая и назначила звеньевых — по числу колонок и председателя совета пионерского отряда (что за совет, пионервожатая не объяснила). Затем она предложила проголосовать за названных ребят поднятием одной руки, можно правой, а можно и левой. Все подняли руки. И так повторялось каждый год. Точно такой же ритуал совершался и в пионерском лагере. Почему-то за все годы меня ни разу не назначили на пионерскую должность. Меня это несколько задевало. Но вот когда после окончания института я стал заниматься практической деятельностью, меня постоянно куда-нибудь избирали. Вначале это льстило, потом надоело постоянно заниматься общественной работой, и я стал отказываться…
Пионерская жизнь протекала однообразно. Выпускалась стенная газета «Костёр», содержащая призывы хорошо учиться и примерно себя вести, устраивались пионерские сборы, посвящённые революционным праздникам или дням рождения вождей. Иногда объявлялся сбор всех отрядов школы, объединённых в пионерскую дружину. Все отряды выстраивались в актовом зале школы, затем в каждом отряде звеньевые по-военному рапортовали председателю своего отряда, а те — председателю совета дружины. Тот в свою очередь рапортовал старшей пионервожатой, а она — директору школы. Рапорт состоял в основном из сведений о количестве присутствующих и отсутствующих на сборе. Потом под барабанную дробь и звуки пионерского горна вносили знамя пионерской дружины. Потом знамя уносили обратно и все расходились. Мы не понимали, зачем нас собирали, ведь ничего путного не происходило, всё время было занято рапортами, а также выносом знамени.
Нас заставляли заучивать фамилии, имена и отчества руководителей партии и правительства. До сих пор в памяти сидят, и никак от них не избавиться, все эти Лаврентии Павловичи, Вячеславы Михайловичи, Лазари Моисеевичи, Георгии Максимилиановичи и другие. Через много лет, когда уже никто не заставлял помнить имена членов политбюро ЦК КПСС, а все они ввиду полного единомыслия и преклонного возраста превратились в близнецов, я стоял перед стендом с их портретами на территории советской колонии в Ливии, ожидая кого-то из своих коллег. Ко мне подошел ливийский инженер и спросил, кто из них Соломенцев. Я, разумеется, не знал, а подписей под портретами не было, поскольку предполагалось, что все советские граждане знают своих вождей в лицо. Чтобы не подрывать авторитет державы, я ткнул наугад в портрет какого-то старца, предполагая, что ливиец все равно никого не знает. Но он обиженно произнёс «ноу-ноу» и погрозил мне пальчиком. Я стыдливо вперился в портреты вождей, пытаясь узнать хотя бы одного. Я даже вспотел от напряжения. Но никого назвать не мог…
Мы старались избегать пионерских мероприятий, они нам были не интересны. Пионерские галстуки мы почти не носили. Например, сохранилась фотография нашего четвёртого класса вместе с классной руководительницей Екатериной Борисовной. На фото сорок учеников — и только у тринадцати повязаны пионерские галстуки.
Всё же в жизни пионерской организации иногда случались интересные события, но не все могли в них участвовать. Например, в гостях у пионеров параллельного класса «а» побывал легендарный лётчик Алексей Маресьев. История его хорошо известна. После тяжёлого ранения в воздушном бою и ампутации обеих ног Маресьев продолжал боевые вылеты и сбил семь фашистских самолётов. Жизнь Маресьева легла в основу «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого. Ребята сфотографировались вместе с героем. У Леонида Слуцкера эта фотография сохранилась до сих пор. В группу пионеров на снимке попал и юный Игорь Ефимов. В другой раз в школе появился корреспондент газеты «Правда», и его повели в класс «а». Через некоторое время в газете появилась фотография пионеров из этого класса.
Надо сказать, что наш досуг не исчерпывался пионерскими мероприятиями. Существовали более увлекательные занятия: спорт, игры, маленькие путешествия по городу и пригородам. Были интересные книги и кинофильмы. Работали всевозможные кружки в районных Домах пионеров и во Дворце пионеров у Аничкова моста. Там любой желающий мог бесплатно заниматься спортом, музыкой, изобразительными искусствами, моделированием, радиотехникой, биологией, геологией и т. д., и т. д.
У большинства подростков всегда существовала потребность объединяться в группы для каких-то совместных действий. Примером таких групп были команда Тимура и шайка Мишки Квакина в популярной в то время книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионерская организация, где многое было противоестественным, не удовлетворяла потребность ребят к объединению, и группы по интересам возникали стихийно. Например, возникали группы ребят, увлекающихся радиотехникой, мотоциклами, филателией и т.п. Довольно многочисленны были объединения криминальной направленности. Я не состоял ни в какой компании, вместе с тем хотелось организовать нечто необычное. Я уговорил нескольких ребят из нашего класса создать тайный союз. Ясной цели у нашего союза не было. Первостепенное значение имела формальная сторона — существование секретной организации. Мы разработали устав союза, написали страшную клятву, выбрали казначея и начали собирать деньги. То, что деньги нам потребуются, мы не сомневались, но ещё не знали, как мы их будем тратить. Тайный союз регулярно собирался у меня дома. В раздвижном обеденном столе мы устроили тайник, в котором хранились деньги и документация. Просуществовал союз недолго. На одном из секретных заседаний мы рассорились, и ссора переросла в шумную драку. На крики прибежала из соседней комнаты тётя Катя и разняла нас. Лёва Гроб потребовал назад свои деньги, я достал их из тайника и отдал его долю. Деньги захотели получить и другие члены тайного общества. Тётя Катя удивилась обилию денег в нашей кассе. Я демонстративно разорвал тонкую ученическую тетрадь с уставом, клятвой и протоколами заседаний. Тайный союз прекратил своё существование, так ничего и не совершив… Неофициальные сообщества существовали и в других классах. Например, группа старшеклассников тайно издавала рукописный журнал «Досуг жеребца»…
Когда мы учились в седьмом классе, нам объявили, чтобы мы готовились к вступлению в комсомол. И опять никто не спрашивал, желаем мы этого или нет. Правда, все знали, что в институт или военное училище принимают только комсомольцев, поэтому вступление в эту организацию рассматривалось как суровая необходимость. Мы безропотно писали заявления с просьбой принять нас в члены ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи), поскольку желали быть верными помощниками партии и лично товарища Сталина в деле строительства коммунизма.
В райкоме комсомола нам вручили комсомольские билеты, и потом мы вспоминали о комсомоле только в конце месяца, когда комсорг собирал членские взносы. Нас даже не заставляли носить комсомольские значки, как это было в других школах. В отличие от пионерской организации, в школьном комсомоле не насиловали мероприятиями и не твердили постоянно, что мы комсомольцы и должны быть паиньками.
И мы были далеко не паиньками. В старших классах некоторые ребята уже курили. Этим занимались обычно в туалете. Вокруг курильщиков собирались и некурящие ученики. На перекурах можно было услышать скабрезные анекдоты, далеко не литературные выражения, а также самые разные истории: об интимных отношениях с женщинами (чаще придуманные), об уличных стычках, о количестве выпитого алкоголя и т.д. Там же, в туалете, обсуждались новинки джаза, западноевропейская мода в одежде, современные стрижки; давались советы, как поймать «Голос Америки». В начале пятидесятых годов каждый вечер на волне «Голоса Америки» стала выходить радиопрограмма «Music USA». Голос ведущего программы буквально завораживал. Позже я узнал его имя — Уиллис Канноверо. Мы припадали к приёмникам и наслаждались замечательной музыкэй. Имена Глена Миллера, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Фрэнка Синатры произносились нами с трепетом. Мне казалось, что комсомольские и партийные руководители сошли бы с ума, услышав наши разговоры…
Нам приходилось читать книги и смотреть фильмы о комсомольцах, которые были совсем другими, чем мы. Запомнился фильм «Аттестат зрелости» с юным Василием Лановым в главной роли. Страшно было смотреть на комсомольцев в этом фильме. У них фанатически горели глаза, когда они осуждали своего товарища, роль которого играл Лановой. Казалось, будь их власть, они отправили бы его на расстрел. Вина его заключалась в том, что он не писал заметок в стенную газету, не сажал деревьев на субботнике, не выполнял общественных поручений и высокомерно относился к товарищам по классу. За это его исключили из комсомола. У всех комсомольцев в фильме на груди блестели комсомольские значки. Все были гладко причесаны и аккуратно одеты. Брюки выглажены, ботинки начищены…
В советских фильмах и книгах комсомольцы не врали и не совершали хулиганских поступков. Никогда не крали, не курили и не сквернословили. И, конечно, не говорили гадостей о женщинах и не пили водку в подворотнях и подвалах. Они хорошо учились, а если работали, то всегда выполняли и перевыполняли норму выработки. Помогали старым и немощным, почитали родителей. И самое главное — готовы были отдать свою жизнь за дело Ленина-Сталина. Лично я хотел стать лучше (почти с каждого понедельника) и пытался брать пример с книжных и киношных героев. Но ничего не получалось. Всего один-два дня я мог жить по-новому, а потом возвращался в свою колею. И только значительно позже я понял, что описываемых в книгах и показываемых в кинофильмах комсомольцев в жизни практически не существовало. В этом и проявлялся так называемый социалистический реализм, который обязывал показывать не то, что было в действительности, а то, что должно было быть, или, во всяком случае, могло быть.
Позднее я также понял, что нравственность молодёжи с традиционной точки зрения нисколько не волновала партию и комсомол, а напротив, понятия общечеловеческой морали признавались чрезвычайно вредными. Основными словами в партийно-комсомольском лексиконе были: борьба, враг, ненависть, разоблачение, наказание, непримиримость, беспощадность, нетерпимость, космополит. Человечные слова: любовь, милосердие, сострадание, покаяние, прощение, смирение, грех — для них были ненавистными. И хотя главный печатный орган партии назывался «Правда», партийные и комсомольские вожди постоянно врали, причём обманывали не отдельных людей, а весь народ, воровали — по-крупному, пьянствовали, распутничали и т.п. Главным в идеологической работе с молодёжью считалось воспитание молодых людей в преданности делу Ленина-Сталина, классовой ненависти, нетерпимости к чуждой идеологии, а также воинствующий атеизм. Ведь, как говорил Ф.М. Достоевский, если Бога нет, так всё дозволено…
Во время моей учёбы в Горном институте секретарём комитета комсомола был студент по фамилии Ананич, простецкий с виду парень родом из Белоруссии. Я его хорошо запомнил, благодаря одному случаю. Как-то на комсомольском собрании из рядов ВЛКСМ исключили одного студента за какой-то так называемый аморальный поступок. После исключения он обратился к собранию с вопросом: «Всем известно, что последователей Карла Маркса называют марксистами, Сталина — сталинистами, а вот как будут называться последователи товарища Ананича?» Весь зал грохнул от хохота. Не смеялся только Ананич. Так вот, жил Ананич в общежитии, как и многие студенты испытывал материальные трудности. Однажды горком комсомола включил его в состав молодёжной организации, отправляющейся в Англию. Ананич был счастлив, но тут выяснилось, что для поездки за границу у него нет приличных брюк. Выручил однокурсник Иосиф Крапивенский, предложивший ему свои новые, цвета морской волны модные зауженные брюки (с владельцами таких брюк партия и комсомол вели непримиримую борьбу, как с носителями чуждой буржуазной идеологии). Ананич с радостью и благодарностью принял предложение.
Прошли годы. Ананич — зав. отделом ЦК Компартии Эстонии — приехал в Ленинград. Он не забыл о добром деянии Иосифа и пригласил его поужинать в ресторан гостиницы «Астория». Там они выпивали и закусывали, а за соседним столиком сидели размалёванные девицы с бутылкой минеральной воды и призывно смотрели на присутствующих мужчин. Намерения их были очевидны. Иосиф спросил Ананича, а как партия относится вот к таким представительницам советской молодёжи. Иосиф ожидал резкого осуждения, но ответ озадачил его: «Пусть ! — заявил Ананич, — Лишь бы были преданы коммунистической партии!»
Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 2240Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.