Церковь Святой Анны

Первая лютеранская церковь на территории нынешнего Петербур­га появилась в семнадцатом веке в шведском городе-крепости Ниеншанц, располагавшемся на берегах реки Охта в месте её впадения в Неву. Город Ниеншанц, являющийся предшественником Санкт-Петер­бурга, был основан в 1611 году шведским полководцем Якобом Де ла Гарди, который до этого находился на русской службе и вместе с кня­зем М.В. Скопиным-Шуйским освобождал Москву и Троице-Сергиеву лавру от осады «Тушинского вора» — Лжедмитрия II. На протяже­нии более 40 лет основатель города способствовал его процветанию. Но сам любил уединиться в охотничьем домике на стрелке Васильевс­кого острова, где сейчас стоят ростральные колонны.

К концу семнадцатого века Ниеншанц стал одним из крупнейших и наиболее процветающих торговых центров Ингерманландии. И это не­смотря на то, что в 1656 году Ниеншанц был захвачен и разграблен войсками царя Алексея Михайловича во время русско-шведской вой­ны 1656—1661 годов. Действующие в городе два лютеранских храма были разрушены. Однако сразу же после заключения в августе 1661 года шведско-русского мира в Кардисе они были отстроены вновь. На «Плане города Ниена…», составленном Мейером в 1698 году, можно видеть две лютеранские церкви: немецкую, расположенную на правом берегу Охты близ её устья, и шведскую — юго-восточнее на левом берегу Охты. (Известно, что в 1683 году из Ниеншанца в офицерскую церковь в Немецкой слободе в Москве был вызван пастор Мейнке.)

После основания в мае 1703 года Санкт-Петербурга богослужение для лютеран первое время по-прежнему проводилось в лютеранских храмах на Охте. Но летом 1704 года уже действовала лютеранская цер­ковь Святого Петра в Петропавловской крепости. Размещалась она в деревянном здании. После взрыва порохового погреба частное строи­тельство в крепости строго запретили, и церковь в 1705 году перенесли на Петербургскую сторону к Мытному двору, где она находилась до 1720 года. Затем церковь перенесли ещё раз — на Литейную сторону. Здесь, в Литейном дворе, учрежденном Петром I в 1711 году для производства пушек, служило много немцев-лютеран, собиравшихся для молитвы в зале Бергколлегии. Богослужения проводил пастор Иоганн Леонард Шаттер. Он был первым пастором лютеранской общины на Литейной стороне. До этого он служил полевым проповедником в армейском дивизионе. У пастора Шатгера было прозвище — Пастор-на-Неве.

Крестообразное здание церкви на 300 человек установили на 5-й Пушкарской (Артиллерийской) линии на участке, подаренном лютеран­ской общине Петром I. С 1826 года 5-я линия стала называться Кирошной улицей — по названию перенесённой сюда лютеранской церк­ви (кирха). На плане Санкт-Петербурга 1828 года она показана именно под таким названием. Позже её стали называть Кирочной улицей.

Достроенное здание церкви было освящено 18 марта 1722 года в Вербное воскресенье, при этом было сохранено прежнее название во имя Святого Петра. Чтобы не путать эту церковь с церковью Святого Петра на Невском проспекте, её стали называть старой церковью Святого Петра.

Однако церковь была недостаточно вместительной, а для строи­тельства большой церкви приход, состоящий в основном из мастеро­вых, младших офицеров и солдат, не имел средств. Помощь пришла от Императрицы Анны Иоанновны. Она пожертвовала на строительство новой, более обширной, деревянной церкви 1 тыс. рублей. Кроме того, на строительство новой церкви внесли средства лютеранские общины Риги и Ревеля.

3 мая 1735 года была заложена новая церковь по проекту П.М. Еропкина. Строилась церковь 5 лет. Строительство затянулось из-за раздоров в общине по поводу кандидатуры пастора. Освящение состоялось 26 октября 1740 года в присутствии графов Миниха и Ливена — патронов церкви. При освящении церковь получила имя Святой Анны — в честь небесной заступницы Анны Иоанновны. Новое назва­ние позволило избежать путаницы, связанной с существованием дру­гой церкви Святого Петра на Невском проспекте.

Но и это жёлтое здание с белыми пилястрами просуществовало недо­лго. 20 июля 1775 года была заложена каменная церковь по проекту од­ного из лучших зодчих Петербурга немца Георга (Юрия Матвеевича) Фельтена, сына личного повара Петра I. Фельтен является автором пье­дестала для «Медного всадника» и ограды Летнего сада. Им созданы многие храмы Санкт-Петербурга: Армянская церковь Святой Великому­ченицы Екатерины на Невском проспекте, Армянская церковь святого Воскресения на Смоленском армянском кладбище, церковь Рождества Христова (Чесменский дворец) на улице Гастелло, церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи (Чесменская) на улице Ленсовета, лютеранс­кая немецкая церковь Святой Екатерины на Большом проспекте Василь­евского острова, лютеранская шведская церковь Святой Екатерины на Малой Конюшенной улице (впоследствии перестроена архитектором К.К. Андерсоном), французская реформатская церковь Апостола Павла на Большой Конюшенной улице, церковь Рождества Святого Иоанна Пред­течи при Каменноостровском дворце. Из других работ Фельтена извест­ны: Старый Эрмитаж, Каменноостровский дворец, Александровский ин­ститут на улице Смольного, здание Немецкого театра на месте нынеш­ней арки Главного штаба, дома на набережных Невы…

Строителем нового здания церкви Святой Анны стал Дж. Руска. Строительство обошлась в 30,5 тыс. рублей.

24 октября 1779 года пастор Томас Фридрих Райнбат освятил цер­ковь.

Здание церкви представляет собой замечательный памятник архи­тектуры. Очень выразителен северный фасад церкви, обращённый на Фурштатскую улицу. Его украшают ионические колонны, стоящие по­лукругом на постаментах из крупнозернистого гранита розового цвета. Над ними на втором этаже устроена балюстрада. Здание венчается сфе­рическим куполом на круглом барабане, декорированным парными ко­лоннами между оконными проёмами. В интерьере церкви вытянутый прямоугольный зал окружён по периметру изящной ионической колон­надой, поддерживавшей балкон, на котором, как и внизу, размещались скамьи для прихожан.

Пастора Томаса Фридриха Райнбата сменил его сын Фридрих. В общей сложности отец и сын прослужили в церкви Святой Анны около 60 лет. В 1826 году император Николай I посылал Фридриха Райнбата в Петропавловскую крепость для душеспасительных бесед с осуждён­ными декабристами-лютеранами. В 1838 году пастором церкви стал Фридрих Мориц, очень много сделавший для общины.

С девятнадцатого века в церкви служили пасторы, родившиеся в Российской империи. Образование они получали на теологическом факультете Дерптского университета.

Во время службы в церкви собиралось до полутора тысяч чело­век. В приходе церкви на 1885 год насчитывалось 12 109 прихожан — примерно столько же, сколько и в приходе церкви Святого Петра на Невском проспекте.

Церковь Святой Анны—Анненкирхен — несколько раз подвергалась ремонтам и частичной реконструкции: в 1850 году, когда был установлен орган фирмы Валкера, в 1867—1868, 1894 и 1900 годах, хотя её облик при этом мало менялся.

При Анненкирхен существовали школа, богадельня, сиротский дом, приют для девочек, больница в Лесном и земледельческий приют для падших женщин. Имелось попечительство о бедных.

В начале двадцатого столетия Анненкирхен была одним из самых посещаемых храмов города. В 1920-е годы в ней служил епископ Ар­тур Мальмгрен (он же был пастором церкви до 1917 года), возглавив­ший евангелическо-лютеранские церкви Северо-Запада страны. В это время Анненкирхен стала главной церковью лютеранского прихода Петрограда-Ленинграда. Несмотря на репрессии, обрушившиеся на духовенство, Анненкирхен продолжала действовать. Регулярно прово­дились богослужения, детей готовили к конфирмации, устраивались концерты органной музыки. А советская власть вела наступление на церковь со всех сторон. В 1920-е годы Кирочная улица была переиме­нована в улицу Воинствующих безбожников. Это стало настоящим из­девательством над верующими, причём не только лютеранами. Но, понимая абсурдность нового названия, в 1932 году власти дали улице новое имя — Салтыкова-Щедрина, хотя жизнь и деятельность писате­ля М.Е. Салтыкова-Щедрина никак не связаны с этой улицей. Жители города продолжали называть её Кирочной. В 1992 году улице было возвращено прежнее название.

В 1925 году при храме открылась евангелическо-лютеранская се­минария — она размещалась в соседнем здании школы Святой Анны. Необходимость в собственной семинарии была вызвана тем, что един­ственное в России высшее учебное заведение, готовящее пасторов для лютеранской церкви, — Дерптский (Юрьевский, Тартуский) универси­тет — оказалось после 1917 года за рубежом — в Эстонии.

В 1930 году пастором Анненкирхен стал Евгений Бахман — вы­пускник Ленинградской семинарии. Однако служил он недолго. В янва­ре 1934 года его арестовали. В том же году власти закрыли семина­рию, ставшую семинарией мучеников — все её слушатели подверг­лись репрессиям.

Церковь продолжала действовать, несмотря на следовавшие один за другим аресты её священнослужителей. Но это были последние дни церкви. Постановлением Леноблисполкома от 1 августа 1935 года цер­ковь Святой Анны была закрыта и передана для Дома просвещения. В 1939 году её здание было перестроено по проекту А.И. Гегелло и JI.С. Посвена, приспособивших здание церкви под кинотеатр «Спар­так». При перестройке интерьеры церкви и украшавшая их роспись были уничтожены, а из алтаря вынесены картины «Распятие», «Тайная вече­ря», «Вознесение» и статуи апостолов Петра и Павла.

К началу войны в городе не осталось ни одной действующей люте­ранской церкви (до 1917 года их было вместе с часовнями и молитвен­ными домами около 30)…

После развала Советского Союза церкви стали возвращать прихо­жанам. Появилась надежда, что и здание Анненкирхен будет возвраще­но законным владельцам. С 1992 года в здании стали проводиться вос­кресные богослужения. Однако городские власти не вернули здание церкви общине. Более того, здание было отдано под развлечения. В нём стали проводиться концерты рок-групп. Несмотря на протесты ве­рующих, в здании установили игровые автоматы и оборудовали бар. В нём постоянно устраивались различные шоу, например, показ татуированных мужских и женских тел и другие представления, никак не со­вместимые с местом для общения с Богом. Поэтому в 1997 году бо­гослужения были прекращены. Постепенно кинотеатр превратился в ночной клуб. Конец этой истории трагичен. Шестого декабря 2002 года в 4 часа утра в здании вспыхнул пожар. Только к вечеру пожар удалось погасить силами 120 пожарных. Но здание выгорело полностью. Го­родские власти согласились передать выгоревшее здание прихожанам…

Далее >>
В начало

Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 1413


Добавить комментарий