Катание на коньках

                                                                                                               Катки, катки — на Мойке, на Фонтанке,
                                                                                                               в Юсуповском серебряном раю:
                                                                                                               кто учится, смешно раскинув руки,
                                                                                                               кто плавные описывает дуги,
                                                                                                               и бегуны в рейтузах шерстяных
                                                                                                               гоняются по кругу, перегнувшись,
                                                                                                               сжав за спиной футляр от этих длинных
                                                                                                               коньков своих, сверкающих, как бритвы,
                                                                                                               по звучному лоснящемуся льду…

Владимир Набоков


Это было одно из самых любимых занятий. Вначале мы прикручи­вали верёвками коньки «снегурочки» или «английский спорт» к вален­кам и катались по обледенелой мостовой. Некоторые ребята цепля­лись металлическим крючком к борту грузовой автомашины и кати­лись вместе с ней, пока «зайца» не замечал шофёр или милиционер.

Высшим шиком считалось уцепиться за машину крючком с верёвкой и, держась за неё, выписывать коньками различные дуги. Иногда вмес­то крючка, изготовляемого из толстой железной проволоки, использо­вали обыкновенную кочергу.

Потом появились в продаже коньки на ботинках. По мостовой или во дворе на таких коньках уже не катались, жалко. На них не стыдно было появиться на льду настоящего катка: в ЦПКиО имени Кирова, на стадио­нах «Динамо», имени Кирова, «Красная заря». Катки тех лет были очень привлекательным местом отдыха для молодых людей. Лёд там был в хорошем состоянии. Катки хорошо освещались. Играла музыка. Рабо­тали тёплые раздевалки. В буфете продавались чай и пирожки с яблоч­ным повидлом. Можно было взять коньки напрокат, у кого их не было. Правда, в прокате всегда были тупые коньки. Степень заточки коньков обычно проверяли, поскоблив ногтем по краю лезвия. Если при этом с ногтя снималась стружка, то коньки считались хорошо наточенными.

Накануне Нового года посередине катка устанавливали огромную ёлку. Желающих покататься всегда было много. Иногда, чтобы попасть на каток, приходилось выстаивать длинную очередь.

Большинство каталось на «хоккейках». Но кое-кто выходил на лёд на «фигурках», «канадах» и длинных беговых коньках, чехлы от кото­рых держали в руке, заложенной за спину точно так, как описал В. На­боков. Правда, на некоторых катках запрещали кататься на «бегашах», поскольку их длинные лезвия иногда цеплялись за ноги других катаю­щихся, и это приводило к разного рода травмам.

На катке всегда возникало приподнятое настроение. Ни с чем не сравнимое удовольствие — скользить под музыку по голубому льду. Можно было подъехать к какой-нибудь незнакомой девочке и предло­жить покататься вместе. Но не каждый решался на такой шаг. И не только из-за стеснительности. Тут же могли подъехать шпанистые парнишки и отбить охоту подкатываться к чужим девочкам. Поэтому, в основном, катались по кругу, обгоняя друг друга. А потом, вдоволь накатавшись, сидели в буфете, пили чай, ели пирожки с яблочным повидлом и дели­лись впечатлениями. Домой возвращались в хорошем расположении духа, с чувством приятной усталости.

Но случались и досадные события. Однажды мой двоюродный брат Витя, откатавшись, снял коньки на кожаных ботинках коричневого цве­та и положил рядом с собой на скамейку. Потом наклонился и стал на­девать обувь. Когда он разогнулся, коньков уже не было. Воровали так­же варежки, шапки. Об этом надо было всё время помнить.

Существовала мода на способ ношения коньков. Вначале ботинки с коньками стягивали кожаными ремешками и носили за конёк. Потом мода поменялась. В ботинки продёргивали длинные белые шнурки, и концы шнурков одного ботинка связывали со шнурками другого. Со­единённые таким образом коньки подвешивали на шею, и они болта­лись где-то на уровне живота и ниже, так что их приходилось поддер­живать руками. Эта мода не нравилась милиционерам. Не без основа­ния они полагали, что в таком виде ботинки с коньками могут служить орудием драки, и часто требовали, чтобы коньки сняли с шеи и перевя­зали их вплотную друг к другу. Если кто-нибудь не желал выполнять распоряжение, то милиционер доставал перочинный ножик и обрезал шнурки. Мода эта, может быть благодаря милиции, быстро прошла, и коньки стали носить в маленьких чемоданчиках, а потом и в спортив­ных сумках.

Далее >>
В начало

Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 731


Добавить комментарий