Моя Туркмения (Продолжение 2-е)

*  *  *

Благодаря довольно льготным правилам отведения и пользования участками земли под частное строительство, сначала только для офицерства и чиновников, а затем и для всех «пришлых», город развивался быстрыми темпами. Население прибывало с Кавказа и, как названо в «Обзоре Закаспийской области за 1902 год»,  из «внутренней России».  «Особую наклонность к развитию обнаруживает в последнее время поселение Асхабад, положение которого весьма выгодно для торговли с Хоросаном*», — это цитата из того же обзора. Управление  областью делало многое для того, чтобы жизнь на этой окраине Империи с ее изнуряющей жарой в засушливые летние месяцы, была более сносной. Закладываются парки и скверы, магистральные арыки обсаживаются деревьями. С 1891 года сплошной посадкой деревьев началось искусственное  лесоразведение. Основные деревья – это карагач (среднеазиатское название вяза) и акация. Такими деревьями засаживают в том числе нижнюю часть Фирюзинского ущелья. Но посадки не везде удались, а там, где они прижились, потребовали большого расхода воды.  Было принято решение прекратить лесоразведение на орошаемых участках, а из уже образованных лесонасаждений образовать питомники.  Питомник в селе Кеши (вблизи от Асхабада) «привести в состояние, достойное его наименования. Целью его поставлено:  воспитание ценных фруктовых свженцев и шелковицы, как могущих составить отдельные ценные отрасли хозяйства и служить  к удовлетворению требований на посадочный материал городскими жителями и учреждениями».  Надо отметить, что туземцам (местному населению) саженцы раздавались бесплатно.**

Нехватка воды, мешающая росту города, решается разработкой новых керизов*** (например, кериза Нижний Бекрова) и приобретением керизов, находящихся в частных руках (например, кериза «от господина Бобошко»).  Расчищаются реки Асхабадка и Кешинка. Для избавления от пыли мостовые покрывают булыжником, а тротуары – обожженным кирпичом. Арыки, вода которых шла самотеком благодаря наклону местности к северу и западу, тоже старались по возможности обложить кирпичом.

 

* Хорасан — область в восточном Иране

** Пишу эти строки, а новостная лента отражает нынешние планы властей независимой Туркмении: «Согласно указу президента Гурбангулы Бердымухаммедова, в стране начнутся массовые посадки деревьев. Только в 2013 году, в знак прихода «эры силы и счастья» в стране высадят три миллиона ростков.

Предполагается, что полтора млн деревьев посадят в столице Ашхабаде, а другую половину — в различных местах страны, 80% территории которой занимает пустыня Каракумы. Первые попытки озеленения были предприняты в Туркмении в прошлом году, когда деревья высадили у озера Сарыкамыш, которому в противном случае угрожало обмеление».

*** Кериз,  кяриз, кегриз — подземная галерея, собирающая воду из глубоко залегающих водоносных пластов и выводящая их по наименьшему уклону на поверхность для использования на орошение земель и водоснабжение.

 

В темное время некоторые улицы освещаются керосиново-калильными фонарями.*  Что касается электричества, то в 1903 году уже упомянутым выше редактором газеты «Закаспийское обозрение» К.М. Федоровым была открыта в Асхабаде электрическая станция, здание которой находилось на Скобелевской площади (им. Карла Маркса впоследствии). Потом Федоров  передал свое дело товариществу «Свет».  Электричеством освещались магазины, мелкие лавки в центре города, некоторые частные дома, а также громадный караван-сарай Меланского, находящийся на базарной площади.

В 1887 году заложили основы городского летнего сада (в годы моего детства — центральный парк города, он же «1-й парк имени 20-летия комсомола»). Место под него отвели между улицей Ташкепринская (впоследствии улица Октябрьской революции или просто Октябрьская) и  Анненковским (пр.  Ленина) и Мервским (пр. Свободы) проспектами. По поводу устройства этого сада  А. А. Черноглазов — член Россий­ского общества садоводства — писал в докладной записке начальнику Закаспийской области: «Самый характер посадок в саду, кроме декоративного значения, будет иметь, несомненно, научный интерес в смысле акклиматизации». Белая акация, павловнии**, елеагнусы***, чинары**** — вообще флора Крымского полуострова — составляют главную массу деревьев этого сада.

 

* В «мое» время по-прежнему освещались только некоторые улицы, хотя электричество давно уже заменило керосин.

** Павлония — дали растению название по отчеству дочери императора Павла I, красавицы Анны Павловны.

*** елеагнус –засухоустойчивый вид кустарников рода Лох

**** чинар или чинара –дерево семейства платановых. 

 

* * *

«Муза, легкий друг мечты, к пределам Азии летала»

 

 В 1899 году была заложена мемориальная доска в основание будущего памятника Пушкину. Место под него выбрали на улице Серахской, проходившей вдоль  Козелковского сквера, с одной стороны которого находилось Мариинское женское училище, позже ставшее ашхабадской средней школой № 1 (да, да — той самой, в которую пошла учиться Алина, а позже и я), а с другой — мужская гимназия (впоследствии средняя школа № 6, которую мы с Алиной заканчивали). При этом улицу и сквер переименовали в Пушкинскую и Пушкинский соответственно. Сам памятник был открыт  в 1901 году.*  Вот  как выглядит памятник, сохранившийся и поныне: «В его основании – каменная база квадратной формы, на ней массивная четырехгранная тумба, на которую опирается стройная восьмигранная колонна с профилированной базой и увенчанная резной капителью – она в свою очередь завершается бронзовым бюстом. Каждая грань тумбы украшена мемориальной доской. На лицевой стороне надпись, нанесенная глубоким рельефом в старой орфографии: «Гордости России Александру Сергеевичу Пушкину»; на северной стороне знаменитые строки поэта: «Нет! Весь я не умру! Душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья избежит»; на южной стороне его же слова: «И неподкупный голос мой / Был эхо русского народа», а на тыльной – даты жизни поэта по старому стилю» (Р. Мурадов).  Позже вокруг памятника установили тумбы, соединенные цепями. Потом их убрали, потом снова вернули, но уже несколько другие и из другого материала.  Бронзовый бюст Пушкина (архитектор Бутузов) был отлит в мастерской К.А.  Берто  — в бывшей Санкт-Петербургской фабрике бронзового литья Феликса Шопена. Она располагалась на 25-й линии Васильевского острова (впоследствии – Сталепрокатный завод). 

После развала СССР в государствах Средней Азии,  ставших независимыми, были уничтожены многие памятники русским классикам. Но памятники Пушкину везде остались.  Питер Вайль объясняет это так:  « … Пушкина простили за «Подражания Корану». «Он милосерд: Он Магомету / Открыл сияющий Коран, / Да притечем и мы ко свету, / И да падет с очей туман» — нечестивец, а вроде понимает».**

Землетрясением 1948 года бюст был  сброшен с  постамента, но не пострадал.

* В Интернете на многих сайтах указывается год открытия памятника в Ашхабаде – 1911. Но это противоречит следующему: в 1901 году Берто с сожалением писал, что его желание распространить в России художественные бронзовые изделия и научить этому искусству русских мастеров осталось нереализованным. В 1903 году он закрыл фабрику и вернулся во Францию.

**  Впрочем, тут же Вайль сам опровергает какую-либо связь со Средней Азией: « Пушкин, чья «муза, легкий друг мечты, к пределам Азии летала», в своем интересе к Востоку дальше Кавказа, по сути, не шел».

 

В 1902 году  асхабадская общественность широко отмечала 50-летие со дня рождения Гоголя. Зюльфагарская* улица, стрелой пронзающая город от Скобелевской площади (пл. Карла Маркса), пересекая Анненковский (пр. Ленина) и Мервский проспект (пр. Свободы),   была переименована в улицу Гоголя.

*  Зюльфагар – это название ущелья и развалин башни на реке Теджен, где сходились в то время владения России, Персии и Афганистана.

 

* * *

В начале века перемен

В отчете  о положении Закаспийской области за 1906 год  отмечается рост и преобразование Асхабада: «Город с каждым годом украшается все более и более солидными и даже стильными зданиями.<> В большом числе начинают появляться в городе и солидные капитальные постройки армянского купечества. <> Благодаря этому целые улицы совершенно изменяют свою физиономию. Вообще, Асхабад начинает, если можно так сказать, прихорашиваться. Лучшими зданиями в городе по красоте и фундаментальности должно признать: вокзал железной дороги, Офицерскую железнодорожную школу, Управление железной дороги, Техническое училище, Католический костел, Отделение Государственнаго Банка, Областную канцелярию, общественную библиотеку, здания городских училищ мужского и женского, гимназии мужская и женская». Но отмечается главное неудобство города – пыль. Многие путешественники характеризуют Ашхабад тех дней как пыльный город. С ней борются мощением мостовых и тротуаров, поливкой улиц драгоценной водой и даже… нефтью. Нефть показала хорошие результаты по сдерживанию пыли, но такое средство было признано дорогим.

Промышленность в Асхабадском уезде еще только зарождается, в основном сохраняется кустарное производство. Но уже есть кирпичный завод (принадлежит инженеру Бутузову), хлопко-очистительный и маслобойный заводы (принадлежат Тер-Микиртычеву),  завод минеральных вод (принадлежит Зегельману), паровая мельница и  «фабрика туземных кофектъ и сахара-леденца» (принадлежит Мира Кучук Алиеву). Появляется немногочисленный промышленный пролетариат, но исключительно за счет пришлого нетуркменского населения.

 

 

Революционные веяния не минуют и Среднюю Азию.  Идеи государственного переустройства в большинстве своем привнесены ссылаемыми сюда, как и в Сибирь, профессиональными революционерами.   По неполным данным, в 1903-1906 годах в Туркестане под надзором полиции состояло 377 политических ссыльных, которые и сыграли большую роль в подготовке и проведении стачек и демонстраций 1905-1907 годов.  ВТуркестан, а именно в Закаспийскую область, поступало самое  большое количество   литературы антиправительственного содержания, что было обусловлено  близостью этой области к Баку, со стороны которого, проходил единственно удобный путь в Туркестан.*

 

* Вообще между Европейской Россией и Средней Азией было два пути сообщения: через Каспийское море, Красноводск и по Средне-Азиатской железной дороге (САЖД), и через Сибирь по Оренбургско-Ташкентской железной дороге.

 

Летом 1904 года в Асхабаде организуются несколько небольших революционных кружков, объединившихся под руководством учителя местной женской гимназии*  Людвига Стабровского и бакинского рабочего-печатника А.М. Хачиева, сосланного в Ташкент, откуда он бежал в Асхабад. Большинство членов кружков разделяло социал-демократические взгляды. Так возникла «Группа Асхабадских социал-демократов».** Социал-демократы распространяли прокламации антиправительственного содержания, напечатанные гектографическим способом с рукописей. В конце 1904 года в Асхабад прибыл  видный Бакинский социал-демократ В.Т. Бакрадзе и  уже к началу марта 1905 года в Асхабаде им была создана первая в Средней Азии нелегальная типография. В июне 1906 в Асхабаде произошло крупнейшее в Средней Азии солдатское восстание, в котором участвовало около 4 тысяч  солдат. «Полыхнуло» в ашхабадском гарнизоне, затем к солдатам присоединились железнодорожники. Из старых газет:

«Асхабад», 1906 год, апрель

«В помещении материальной службы жел. дор. произведен обыск, причем помещение службы было оцеплено конными солдатами. Во время обыска на этажерке около которой занимался конторщик Дьяченко, найден сверток прокламаций. Как рассказывают, указание на службу и этажерку сообщено полиции анонимным письмом. Прокламации отобраны, г. Дьяченко арестован»

Восстание, длившееся неделю, было подавлено, а 800 человек преданы суду.

В книге  «Хроника истории Ашхабада» есть такая запись, датируемая 18 июля 1906 года: «…надзирателями Ашхабадской городской полиции обнаружена на углу Артиллерийской***  и Новой улиц в доме Муладзе хорошо оборудованная тайная типография Асхабадской социал-демократической партии». Здесь печаталась нелегальная газета «Солдат», выпускаемая ашхабадскими социал-демократами. Стабровский и его товарищи были арестованы, судимы и присуждены к разным срокам заключения.  Смерть Стабровского в тюрьме и последующие похороны его привели к демонстрации протеста. Состоялась многотысячная  демонстрация, в которой приняли участие многие жители Ашхабада, а также туркмены из окрестных аулов.

 

* впоследствии -  школа №1, где начинали учиться мы с Алиной.

** Ссыльными демократами был организован кружок и в другом туркменском городе – Кизыл-Арвате.  Там выпускался солдатский листок «Молот». Читаю старые газеты:

«Асхабад»,   7 апреля 1906 года

«В книге заявлений в асхабадской общественной библиотеке записано заявление о выписке нелегальной газеты «Молот», издающейся в Кизил-Арвате. На это заявление последовала такая резолюция библиотечного начальства:  Укажите адрес»

 Остроумно, ничего не скажешь…

*** название улицы сохранилось до наших дней.

*  *  *

Изменения происходят не только в городах. Деятельность российского управления проявляется одновременно в 2-х направлениях: колонизации области русскими переселенцами* и в насаждении хлопководства. До этого большинство туркменов занималось скотоводством и … нападением на богатых соседей. Таковыми являлись Бухарский эмират, Хивинское ханство и поселения, расположенные по персидско-афганской границе. Земля, находившаяся в сфере кочевок, туркменами считалась принадлежащей им. Земледелием занималось незначительное количество населения.

Приход русской власти серьезно изменил хозяйственно-зкономический уклад и внешние взаимоотношения туркменского населения. Развивающееся с колоссальной быстротой хлопководство, связанный с этим рост площади под хлопок увеличивает ценность земель. Появляется стремление закрепить ее за собой. В результате происходит разрушение родовых общин, начинается ранее недопустимая по племенному праву – адату -  купля-продажа земли. Из общинного владения земля переходит в «мюльки» (частная собственность). Аламанщик**-кочевник преобразуется в мирного земледельца. ***

 

* о переселенцах и политике переселения подробнее я пишу ниже

** Аламанщик – от слова «аламан» (набег).

*** «Закаспий во многом отличался от других областей. Начать с того, что у них были озимые посевы: сев проводился, кажется, в декабре, а в конце апреля — начале мая — жатва, используя таким образом редкие зимние дожди, воды же весенних паводков являлись основой яровых посевов. <> Было в Закаспии и другое оригинальное явление. Так как общая площадь земли значительно превышала площадь, могущую быть орошенной, то население засевало в концах оросительной системы добавочные площади “на всякий случай”, и если паводок бывал обильный, собирали урожай с лишних десятин, если нет — терялись семена, на таких “запасных” десятинах высевались очень скупо: пуда два на десятину» (Татищев А. А. «Земли и люди: В гуще переселенческого движения»).

 

В связи с этим происходят изменения и в формах водопользования. Появившиеся переселенческие поселки, населенные сектантами из Кавказа и русскими переселенцами из коренной России, заявляли о своих правах на воду, перехватывали воду по пути так, что местное население повсеместно стало испытывать ограничения в пользовании водой. Дошло до того, что переселенцы стали излишки воды туркменам …продавать. Более или менее удобные земельные площади и орошаемые местности были захвачены переселенцами. Оставшиеся кочевники, за отсутствием воды, пользовались дождевой водой.

Конечно, в  распределении воды и земли на основе общинно-родовых правил* и ранее было заложено неравенство. Одни роды пользовались большим количеством воды, а, следовательно, и земли, а другие роды — гораздо меньшими количествами. Теперь неравенство выражалось еще в различном обладании денежными ценностями, причастностью к администрации и во всем том, что было вызвано внедрением торгового капитала и усилением  вмешательства царской администрации в туркменское хозяйство и быт.

 

* В книге «Россия в Средней Азии: записки путешественника» Е. Маркова, который побывал  в 1901 году, в том числе и в Закаспии, приводится такая схема: «Нужно пожить в этом крае, чтобы понять истинное значение орошения.<> Это не только важнейший здесь экономический фактор, но и основа всех общественных и племенных связей. Возьмите, например, реку Теджен. Она разделена текинцами на четыре части; первый год, например, орошаются земли нижней части бассейна, для средних и верхних земель вода тогда запирается. На следующий год вода пускается в средние земли, а запираются остальные; потом в верхние, и так по очереди. В каждой части опять очередь: сначала вода делится между родами; столько дней подержит воду один род, столько–то другой; в родах кидается жребий между аулами, в ауле между отдельными семьями, и т. д. Словом, вода создает естественную зависимость друг от друга всех частей племени, живущего на одной реке, волей–неволей объединяет их в один общественный союз, подчиняет их  одним порядкам».

Вот еще один интересный фрагмент: «…Меня сильно поразила точность распределения воды для орошения. В одном месте я заметил два кола, вбитых в дно арыка: оказалось, что это сделано, чтобы замедлить ток воды в данном арыке и сравнять его оросительную способность с соседним. В другом случае я заметил, наоборот, примитивность способа починки оросительной системы. Чинили борт большого распределителя, для чего было созвано, должно быть, все население большого аула, и туркмены подносили землю в полах своих халатов. Тачек они не знали. <> (Татищев А. А. «Земли и люди: В гуще переселенческого движения»)

Нарастало недовольство, причины которого, конечно, заключались в вопросах водо- и землепользования и в притеснениях со стороны российской администрации.

*  *  *

На таком фоне общественного настроения появляется императорский указ от 25 июня 1916 года, прозванный указом о «реквизиции инородцев», а 6-го  июля -  приказ по военному министерству, в котором объявлялось о привлечении на время войны «к работам по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии инородцев Российской Империи, освобожденных от воинской повинности, и, в частности туземного населения Туркестанского края». На работы в прифронтовых районах согласно приказу призывалось из Туркестанского края 250 тыс. чел. Таким образом планировалось увеличить численность армии без дополнительной мобилизации, пополнив ее ряды за счет освобожденных от тыловых работ, которые теперь должны были выполнять «туземцы».

Туркестанский край объявляется на военном положении, но вместо разъяснения смысла императорского указа появляются такие приказы, как воспрещение продавать туземцам на железных дорогах билеты (в связи с первыми признаками недовольства туземцев), об обязательном отдавании туземцами поклонов русским офицерам и чиновникам всех ведомств и другие угрожающие приказы туземному населению, ссылаясь на «высочайшее повеление» и «мощь русской царской армии».

В целях  проведения «безболезненной» мобилизации рабочих и подавления недовольства генерал-губернатором Туркестана назначается генерал Куропаткин, известный знаток Туркестана и бывший военный губернатор Закаспийской области. В августе он издает приказ, известный как обращение к населению Туркестанского края.*

 

* Приказом Куропаткина были освобождены от набора: должностные лица общественных управлений; нижние полицейские чины; имамы, муллы и мударрисы; счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита; обучающиеся в высших и средних учебных заведениях; «туземцы», занимающие классные должности в правительственных учреждениях; «туземцы», пользующиеся правом дворян и потомственных почетных граждан. Таким образом, интегрированные в российские структуры представители местной элиты не были затронуты призывом. Кроме того, освобождения от тыловых работ получали по 3 родственника (по мужской линии) того, кто находится на службе  в Текинском полку или в другом воинском подразделении.

При практикующемся среди туземцев «найме за себя» установлено было, что туземец может нанять за себя исключительно только туземца, при этом обязательно русского подданного, а отнюдь не иностранца, как-то: бухарца, перса и афганца.  Русские же, не могут быть назначаемы в наряд на тыловые работы вместо того или другого откупившегося туземца. Туземный еврей не может нанять за себя не еврея.

При распределении количеств мобилизуемых «туземцев» по регионам, «хлопковые» регионы получили значительное послабление. Напротив, регионы с преимущественно кочевым населением получили максимальную нагрузку. В конце этого приказа Куропаткин в специальной инструкции перечисляет самый характер работ в тылу и условия оплаты труда, отметив особо, что туркмены Закаспийской области, ввиду того, что «Текинский доблестный полк» уже принимает участие в рядах воюющей армии, будут с оружием нести охранную службу в тылу.

 

Практическая реализация Кропоткинского приказа происходила в различных местностях в соответствии с собственными толкованиями и инструкциями. Возможность найма за себя другого туземца фактически привела к тому, что все имущие элементы (не без участия местной администрации, т.е. за взятку) нанимали разных неимущих.

Кроме того, многие туркменские общества стали посылать ходатайства о замене натуральной повинности денежной и выказывать недовольство тем, что они должны будут нести черную работу в тылу фронта с кетменями и киркой в руках. Они выражали желание давать сыновей на фронт в качестве солдат, которые должны быть вооружены теперь же.

Большинство туркменских племен (текинцы Ахала и Мерва) подчинялись требованиям власти и стали давать людей. Но в местностях, пограничных с Персией и занятых туркменами – кочевниками, не получивших надлежащих объяснений от администрации по поводу отказа в их требованиях*, туземцы начали открытые вооруженные выступления.

 

* Туркмены-кочевники претендовали на эти земли, но они были отданы переселенцам. Такое положение дел обрекало туркмен на вечное кочевание по просторам безводных песча­ных пустынь.

 

Будучи хорошо вооруженными, они серьезно угрожали безопасности царской администрации в Закаспийской области. Кроме того, восстание кочевников, живших то в пределах Персии, то в пределах Закаспийской области в качестве «двухданников» русского и персидского правительства, могли вызвать недоразумения с Персией и послужить на руку турецким и германским агентам. Чтобы не поднялась против правительства и остальная часть Закаспийской области, генерал Куропаткин в начале ноября приказал составить отряд для решительного подавления туркменского мятежа и выполнения задач: «а) захватить всех главарей, если они не будут убиты в боевых действиях, б) отобрать все оружие огнестрельное и холодное, в) отобрать всех лошадей, г) отобрать половину всего скота, д) отобрать половину кибиток, е) выставить определенное приказом число рабочих».

В инструкции к приказу о военной операции  рекомендовалось «жестокостей не допускать, строго карая виновных, воевать с мужчинами, а не с женщинами и детьми, не позволять ни под каким предлогом жечь имущество, особенно кошмы и кибитки; особенно заботливо беречь иомудских лошадей, для чего заранее для них заготовить фураж и приготовить пастухов из киргиз. Что же касается взятых рабочих”, то их  «отправлять не для сторожевой или охранной службы, но на тяжелые работы. Партии организовывать, как арестантов, пока не заслужат доверия».

Со стороны российской администрации одновременно преследовались две цели – подавить мятеж и утвердиться на территории Астрабадской провинции (на севере Персии), представляющей нейтральную зону между зимовыми кочевьями туркмен и оседлым персидским населением. Здесь персидской власти совершенно не чувствовалось. На этом основании эта полоса занята была русскими частями.*

 

* В инструкции генералу Мадридову, возглавлявшему усмирительную экспедицию, Куропаткин писал: «35-летний опыт оставления русско-подданых туркмен-иомудов двухданниками, при условии пребывания их в течение части года на персидской территории, не дал надежных результатов. Пользуясь территорией двух государств, туркмены-иомуды являлись ненадежным элементом, всегда готовым к смуте. Поэтому необходимо, чтобы вся территория, которой они владеют издавна, стала русской». 

 

Главная масса мятежников была разгромлена. Они потеряли тысячи людей. Главные вожаки мятежных племен были захвачены, а оставшиеся сами являлись с повинной, прося о пощаде. При своем отступлении туркмены-кочевники понесли громадные имущественные потери*.

 

*У них было отобрано: винтовок -  3.200, лошадей — 780, верблюдов — 4. 800, баранов — 75.000, рогатого скота — 2.500 и юрт — 500.

 

Были выступления и в других районах Закаспийской области (например, в Тедженском уезде), но они не были такими массовыми.

Восстание 1916 года – это крупнейшее из массовых выступлений в Средней Азии за 50 лет владычества русской власти и, естественно, что у такого масштабного явления не могло быть единственной причины. Дискуссия о причинах восстания длится до сих пор. В настоящее время делается упор на национальный  момент, и восстание рассматривается как начало пробуждения национального самосознания.

 

 

 

Автор: Масловец Виктория Дмитриевна | слов 3956


Добавить комментарий