Рыбалка

 

Среди моих многочисленных знакомых периода работы в Западной Лице на головной подводной лодке проекта 671РТМ в 1979 году, когда она базировалась в Малой Лопатке, мне хорошо запомнился Вася. Фамилии его я так и не узнал. С первого и до последнего дня нашего знакомства он был просто Вася. Познакомились мы с ним случайно, когда плавбаза «Котлас», на которой мы жили и работали, оказалась полностью отключенной от береговой электросети и для восстановления подачи энергии из поселка прибыла бригада электриков. Разговорились с Васей мои коллеги Леша Гурвич, Миша Пармет, Боря Наружный, а потом и я. Вскоре Вася стал часто появляться на «Котласе» и, как выяснилось, не только из желания пообщаться с нами, а гораздо больше из желания пообщаться с одним из членов экипажа «Котласа», которого звали Маша. Вася проходил здесь срочную и сверхсрочную морскую службу, после которой остался жить и работать в Западной Лице. В силу своей доброжелательности и бескрайней общительности, он был знаком почти со всей флотилией. Васю знали на всех пунктах базирования подводных лодок. С ним можно было проехать в любой гарнизон, в любую закрытую зону – на всех КПП были у него друзья. Вася был высокий, красивый и сильный. Как настоящий мужчина он был страстный рыбак и охотник (держал охотничью собаку из породы легавых), был заядлым автомобилистом и любил жизнь во всех её проявлениях.

Из большого числа историй, связанных с Васиным знакомством, мне вспоминается та, которая произошла в июне, когда Вася предложил нам поехать на ночную рыбалку. Миша Пармет отказался, сославшись на то, что уже нарыбачился зимой, а оставшаяся тройка (Наружный, Гурвич и я) с энтузиазмом согласилась. Первая половина субботы ушла на подготовку к отъезду. После обеда Васин вишневого цвета жигуленок второй модели был укомплектован надувной лодкой, ружьем с боезапасом, необходимым провиантом с бутылками «зажигательной смеси», нехитрой посудой, парой одеял и нашими сумками с теплой одеждой.

Сюрпризы начались, как только мы выехали из Лицы. Вася вспомнил, что забыл удочки и забыл оставить еду собаке. Мы вернулись в поселок и он притащил упакованную в мешок сеть, объяснив нам, что это будет одной нашей общей удочкой, которую мы должны будем сразу по прибытии поставить около протоки, соединяющей два озера. Утром он обещал нам полную сеть гольца, если нас не застукает рыбнадзор. Мы поняли, что будем браконьерствовать, но всё равно решили ехать. В районе долины Славы мы свернули с шоссе и долго медленно ехали по совершенно разбитой старой дороге на Мурманск. Потом поднимались вверх по узкой тропинке, на которой едва помещалась Васина «двойка» и нам казалось, что вот-вот мы свалимся вниз по каменистому откосу. Наконец, мы прибыли на место. Это было небольшое плоскогорье, со всех сторон окруженное сопками, на котором два озера соединялись узкой протокой. Сразу стали накачивать лодку и укладывать в неё сеть. По ходу дела обнаружили, что лодочные весла Вася почему-то не взял. Обязанности распределили так. Сеть будут ставить Вася и Лёша (как самый легкий из нас троих), а я и Боря Наружный будем бдеть на берегу и наблюдать за обстановкой. В качестве весла нашли кусок старой доски и процесс пошел. Пока наши рыбаки ставили сеть, мы оборудовали на нашем стойбище кострище, благо чего-чего, а камней было достаточно, насобирали сухих сучьев, старых досок и всё, что могло гореть.

Благополучно завершив браконьерское дело, мы все уселись возле костра и приступили к ужину. Мы хорошо поели, еще лучше выпили и около часа ночи, напялив на себя всю теплую одежду и разложив сиденья, устроились в «двойке» ночевать. Вчетвером спать в машине не совсем удобно, но, несмотря на холод и переворачивание с бока на бок по команде, спали мы крепко. Часов в 7 утра наш водный отряд отправился за добычей, а я и Наружный стали готовить большие прорезиненные мешки для рыбы. Но на этот раз рыба «клевала» плохо и из Васиных обещаний в сетке было всего три гольца средних размеров. От расстройства мы сели завтракать и незаметно израсходовали остатки «зажигательной смеси», которые удалили неприятный осадок от вчерашнего ужина. Завтрак придал нам бодрость и улучшил настроение от недоданного нам природой гольца. Леша предложил ещё «порыбачить» и побродить по окрестностям озер, но Вася сказал, что надо ехать домой, т.к. собирается дождь и нам будет отсюда не выбраться, дорога становится для легковой машины непроходимой. И мы поехали.

Дождь начался, когда мы выехали на шоссе. Мелкий, моросящий дождик. Проехав немного по шоссе, мы сделали «техническую» остановку и я попросил Васю дать мне порулить дальше. У меня был уже опыт езды на «Запорожце» и на «Москвиче-2140″, а за рулем «Жигулей» я никогда раньше не сидел. Быстро освоившись, я, как мне казалось, осторожно вел машину по мокрой дороге. Вася храпел справа от меня, а Леша с Борей дремали сзади. На въезде в Лицу дорога поднимается вверх и делает крутой поворот влево. Перед самым поворотом мне показалось, что скорость великовата для поворота на мокрой дороге, и я нажал на педаль тормоза. В следующую секунду я увидел, что машина идет прямо и почувствовал, что она совершенно неуправляема. Ещё через секунду мы остановились. Посмотрев вперед, я увидел, что «двойка» резко наклонена вперед, а перед капотом не мокрый асфальт шоссе, а гора песка, за которой крутой спуск вниз, усыпанный остроконечными большими камнями. От испуга Леша Гурвич съехал с сиденья и, скорчившись сел на пол за мной. Боря Наружный, наоборот, выпрямился и в наклонном положении упирался головой в потолок. Вася, открыв глаза, спросил: «Почему стоим? Приехали?» Через пару минут, придя в себя, мы обнаружили, что машина как бульдозер разровняла кучу песка и в ней застряла. Ни одну из дверей было не открыть, со всех сторон вплотную подходили остроконечные глыбы. Вася сказал, что пытаться задним ходом выбраться наверх из песка бесполезно, машина будет только буксовать и можно напороться на камни под песком.

Мы были в западне. Мне и моим пассажирам неслыханно повезло. Ещё с лета дорожная служба флотилии заготавливает на обочине шоссе большие кучи песка для подсыпки его на зимнюю скользкую дорогу. И вот в такую кучу песка я и въехал. Если на этом месте не оказалось бы песка, то кувыркались бы мы вниз по камням, и вряд ли остались бы живы. Если бы машина вошла чуть левее или правее, то непременно была бы повреждена, и мы тоже не отделались бы только испугом. А так, мы были целы и невредимы и на машине ни одной царапины. В очередной раз после моего падения на стапеле Адмиралтейского завода мой ангел-хранитель протянул теперь уже мне и моим друзьям спасительную руку. Опустив стекла, мы начали звать на помощь и сигналить. Прошло уже около получаса наших взываний о помощи, но воскресная дорога была пуста.

Попытка вызволить Лешу через оконный проем в двери также не увенчалась успехом, мешали камни. Неожиданно мы услышали мужской голос: «Смотри, Васина машина над обрывом». С ещё большим усердием мы заорали и были спасены. Здоровый ЗИЛ с Васиными знакомыми услышал нас и вытащил на шоссе. Вася снова уселся справа от меня и попросил, чтобы я продолжал ехать дальше, несмотря на возражения моих коллег. Приехали мы прямо к Васе домой и всё оставшееся воскресное время, до позднего вечера, снимали полученный стресс. После этого случая я дал себе зарок больше никогда после «рыбалок» за руль не садиться.

В начало

 

Автор: Тесляров Борис Владимирович | слов 1142


Добавить комментарий