15. Реорганизация конструкторской службы и создание Технического отдела на «Дальзаводе»

В конце 30-х годов, в годы становления завода, в его составе функционировали две конструкторские службы:

– Конструкторское бюро общего назначения, разрабатывавшее документацию для строительства судов, обеспечивающих нужды народного хозяйства, а также документацию переоборудования гражданских судов для нужд ВМФ;

– Специальное конструкторское бюро (СКБ), обеспечивающее строительство боевых кораблей для Тихоокеанского флота.

В 1939 году, в целях обеспечения единой технической политики на «Дальзаводе», упомянутые конструкторские бюро были объединены в единую конструкторскую службу – Отдел Главного Конструктора (ОГК),

Начальником отдела Главного конструктора – Главным конструктором завода назначается П.П. Пустынцев – будущий первый начальник Приморского ЦКБ (ЦКБ-202), затем начальник ЦКБ-18 (ЛПМБ «Рубин»). Ставший впоследствии Героем Социалистического труда, Лауреатом Государственной премии.

Вновь организованный Отдел Главного конструктора имел в своем составе три конструкторских бюро:

– Бюро подводного судостроения (БПС), возглавляемое А.П. Соловьевым;

– Корпусное бюро надводного судостроения (КБНС), возглавляемое Л.М. Приваловым;

– Механическое бюро надводного судостроения (МБНС), возглавляемое К.И. Чериковым.

Кроме упомянутых бюро имелись и вспомогательные службы.

Оба бюро надводного судостроения выполняли работы по обеспечению развернувшегося на «Дальзаводе» строительства боевых надводных кораблей: эсминцев проекта 7, сторожевых кораблей, вспомогательных судов ВМФ и судов гражданского флота.

Бюро подводного судостроения продолжало обеспечение строительства подводных лодок IXбис,  Xбис,  XIII серий, а несколько позже приступило к разработке проектов капитального ремонта и модернизации подводных лодок типа «Щ», о чем более подробно сказано в разделе «Ремонт, модернизация и переоборудование подводных лодок».

В 1939-40 годах на «Дальзаводе» значительно увеличился объем работ по строительству подводных лодок и надводных кораблей для Тихоокеанского флота. Следует отметить, что одновременно со строительством новых кораблей, завод должен был вести ремонт ранее построенных подводных лодок – текущий, средний и другие его виды, а также заниматься подготовкой к капитальному ремонту и модернизации подводных лодок V серии, строить надводные боевые корабли и вести ремонт гражданского и промыслового флота.

Конструкторская документация, разрабатываемая ОГК, и документация верфи (проектанта), используемая для строительства подводных лодок и надводных кораблей, прежде чем попасть к исполнителям (цехам, участкам), должна была пройти технологическую проработку службами отдела главного конструктора (ОГК), цеховыми технологическими службами (БТПП – бюро технологической подготовки производства) и т.д., что требовало довольно значительного времени и не способствовало сокращению сроков подготовки производства.

После создания на заводе единой конструкторской службы – Отдела главного конструктора, СКБ и КБ завода, руководство продолжало поиск новых форм организации технических служб, отвечающих требованиям времени и производства. В конце 1940 года, в целях дальнейшего совершенствования подготовки производства, сокращения сроков строительства, повышения качества строящихся боевых кораблей, обеспечения проведения капитального ремонта подводных лодок на высоком техническом уровне, руководство завода принимает решение об объединении конструкторской ОГК (Отдел главного конструктора) и технологической ОГТ (Отдел главного технолога) служб в единую техническую службу завода – Технический отдел (ТО), с одновременным подчинением этому новому подразделению экспериментальной мастерской, типографии, технической библиотеки и некоторых других служб.

Технический отдел завода возглавил Борис Евстафьевич Бутома, будущий Министр судостроительной промышленности СССР, будущий Лауреат Государственной премии и Герой Социалистического труда. Заместителем начальника Технического отдела был назначен главный конструктор завода Павел Петрович Пустынцев, будущий начальник конструкторского бюро «Рубин».

Конструкторские службы в Техническом отделе сохранились такими же, какими они существовали в отделе главного конструктора, а именно:

– Бюро подводного судостроения (ЮПС) – начальник Л.П. Соловьев;

– Корпусное бюро надводного судостроения (КБНС) – начальник Л.М. Привалов, будущий начальник ЦКБ «Черноморец»;

– Механическое бюро надводного судостроения (МБНС) – начальник А.П. Сибиряков.

Кроме перечисленного выше, технический отдел имел в своем составе: технические архивы, службу стандартизации, бухгалтерию, планово-диспетчерскую группу, группу копировки, множительную мастерскую (светокопию), экспериментальную мастерскую, заводские лаборатории, электродную мастерскую, типографию, техническую библиотеку.

В состав конструкторских служб Технического отдела были включены технологи, калькуляторы, нормировщики и другие специалисты. Они занимались разработкой и выпуском рабочей документации, в которую входили: описания технологических процессов, технологические карты, карты трудоемкости и стоимости, и т.д. Таким образом производственные цеха оперативно получали комплект конструкторских и технологических документов. Все это обеспечивало значительное сокращение сроков и повышение качества монтажных работ.

Бюро подводного судостроения (БПС) Технического отдела продолжало обеспечивать строительство подводных лодок типа «Щ» Х бис серии, подводных лодок типа «С» IX серии, а также окончание строительства подводных лодок XIII серии.

Наряду с разработкой рабочей документации для подводных лодок, конструкторы БПС разрабатывали отчетную и эксплуатационную документацию для подводных лодок XI серии и XIII серий, проектную и рабочую документацию капитального ремонта и модернизации подводных лодок V серии и т.п. Капитальный ремонт двух первых подводных лодок V серии был начат заводом в 1940 году. Подробно об этом будет рассказано ниже.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 680


Добавить комментарий