Моя жизнь среди проблем (6)

 

Совместные исследования с французскими учеными в рамках программы «Интеркосмос»

Большой объем исследований с тяжелыми частицами космического излучения был проведен с французскими учеными в рамках программы «Интеркосмос». Руководителями советско-французского эксперимента были профессора Планель (Planel H) и Ю.Г. Григорьев. С нашей стороны в совместном эксперименте принимали участие В.И. Попов, А.М. Маренный, Е.И. Кудряшов, Л.В. Невзгодина. Были разработаны очень сложные биосборки. В эксперименте были использованы семена салата и Arntmia salina. Сравнительные эксперименты проводили в лаборатории в Дубне у Н.И. Рыжова.

Дружеский ланч в перерыве советско-французской конференции.

Были получены уникальные результаты, которые после детального совместного обсуждения были использованы при оценке опасности длительных космических полетов. Французским отделом «Интеркосмос» я был награжден специальной медалью.

В 1971 году был организован Международный советско-французский симпозиум в Дубне. Было заслушано несколько докладов о результатах полетных экспериментов на биоспутнике «Космос–368».

Французские ученые в лаборатории в Дубне. В центре — профессор К. Планель.

Обсуждение совместного эксперимента с учеными из ЧССР.

Делегация ученых Франции в Дубне. 1971 г. Во втором ряду третий слева профессор Планель; четвертый Ю.Г Нефедов — зам. директора ИМБП; пятый Ю.Г. Григорьев — зам. Директора ИМБП.

После этого симпозиума В.И. Попов и я были приглашены профессором Планелем в Университет в г. Бордо, где была исследована Arntmia salina после полета в космосе. Были согласованы перспективные программы и подписаны соответствующие протоколы. Приведу два трагико-юмористических эпизода, связанные с французскими коллегами.

Из Дубны в цирк и ко мне домой без разрешения КГБ. После окончания симпозиума, на следующий день утром Планель и еще два профессора на служебной «Волге» в моем сопровождении поехали из Дубны в Москву, в гостиницу АН СССР. Предполагалось, что наши гости немного отдохнут и после этого мы вместе поедем в Загорск, в лавру на «Рафике». Учитывая это, из Дубны вместе с нами выехал «Рафик» с фотографом, водителем была женщина. «Рафик» по дороге отстал, но водитель знала, что мы машину ждем у гостиницы и на этой машине должны ехать в Загорск. Приехав в гостиницу, я «Волгу» отпустил. Мы отдохнули, перекусили и начали ждать машину. Прошло 30 минут, час, но машины не было. Стало ясно, что её и не будет. Что делать? Гости предложили пойти в цирк. Мы с Планелем взяли такси и поехали в цирк на Ленинских горах за билетами. Конечно билетов не было. Пошли к администратору, я объяснил ситуацию и он выдал нам из своего резерва четыре билета. Я отвез Планеля в гостиницу, и мы договорились, что в 18.30 я заеду за ними. Я поехал домой, с женой мы договорились, что после цирка я французов привезу к нам. Мне хотелось как-то компенсировать случившуюся накладку — иностранцы очень ценят, когда их приглашают домой и особенно без «сопровождающего» с нашей стороны. Отдохнув 20–30 минут, сел в свой «Москвич» и поехал за гостями. Далее все шло по плану. В антракте, я как бы случайно предложил гостям после окончания программы в цирке поехать к нам домой. Они согласились и очень оживились. Я тут же при них из автомата позвонил жене и сообщил о «неожиданной» новости, что я привезу гостей. В то время было трудно организовать хороший стол, а гости были голодны. Факт неожиданности облегчал нашу ситуацию. Гости у нас дома чувствовали себя очень хорошо. Естественно они задавали много бытовых вопросов, просили рассказать о нашей семье, с интересом рассматривали альбомы. В 3 часа ночи я гостей отвез в гостиницу и вернулся домой. Так для меня закончился этот, достаточно трудный день, но осталось чувство беспокойства в отношении КГБ — еще долго ожидал санкций. Уже прошло более 30 лет и я решил впервые обнародовать это «режимное нарушение». Надеюсь, что кураторы КГБ с пониманием отнесутся к моей инициативе и простят меня «за давностью».

А что случилось с «Рафиком»? На следующий день я узнал, что причина, с одной стороны, была банальной, а, с другой стороны, фантастически безобразной. Молодой фотограф и молодая женщина водитель заехали в лес и до вечера решали свои проблемы. Фантастика!

Профессор Планель был с юга Франции — Тулузы. И конечно, это наносило определенный отпечаток. Он был очень экспансивный, горячий и активный. И у нас с ним сложились великолепные отношения. Мы отлично понимали друг друга. Мы были очень близки по характеру. Однажды Планель пригласил нас с Поповым Владимиром Ивановичем посетить Тулузу и обсудить ход эксперимента. Мы вылетели в Тулузу. Все было хорошо. Мы обсудили и решили все вопросы.

В Тулузе на машине к трапу самолета. Мы были приглашены профессором Планелем к нему домой. Это позволило мне реально осмыслить жизнь наших коллег. Вечером, когда мы должны были улетать в Москву (самолет был где-то в 10 часов вечера) Планель пригласил нас к себе домой в гости. Был накрыт стол с очень хорошим вином. Планель активно вел себя за столом. Было много тостов. Пришло время ехать в аэропорт. Было уже часов восемь вечера. Тогда я говорю Планелю: «Нам наверно пора ехать?» Он сказал, чтобы мы не волновались, что ехать еще очень рано, аэропорт недалеко, и он отвезет нас на своей машине. Через некоторое время я смотрю на часы — время уже девять часов, а мы еще за столом. И, наконец, за полчаса до вылета мы выходим, садимся в машину. Планель мчится с невероятной скоростью по городу, потом по шоссе. И за пять минут до отлета мы непосредственно у трапа самолета. Планель очень довольный, смеется и говорит: «Вот, успели и очень хорошо дружески провели вечер». Я понял, что в Тулузе живут особенные, горячие люди.

Одно из заседаний советско-французской рабочей группы мы проводили в Грузии. Местные гиды почему-то решили нам показать поликлинику в тихом местечке в Алазанской долине. Я воспользовался случаем и приобрел нужную вещь для своих юмористических докладов.

Бойтесь венерических заболеваний! В этой поликлинике я увидел потрясающий плакат, который призывал бороться с венерическими болезнями. Крупным планом на нем были изображены мужчина и женщина, которые сидели в парке на скамеечке. У мужчины в одной руке была бутылка водки, почему-то синего цвета, в другой — граненый стакан до половины наполненный водкой. Женщина тоже держала граненый стакан с водкой. Внизу надпись: «Бойтесь венерических заболеваний». Уйти без этого плаката я просто не мог. Во время празднеств, когда я делаю «научные доклады», я использую различные плакаты, схемы. Имея этот плакат, я мог бы очень удачно обыграть его. Поэтому на глазах у французских ученых я стал просить медперсонал снять плакат и подарить его мне (французским коллегам я потом объяснил, для каких целей он мне нужен). В результате плакат мне подарили. И вот уже более 50-ти лет я успешно использую его в своих юмористических докладах и оберегаю своих друзей и коллег от венерических заболеваний.

«Научный доклад» в Новый год о вреде венерических заболеваний.

Решение проблем по космической радиобиологии, оценка биологического действия ускоренных заряженных частиц стимулировало развитие в секторе смежных направлений. На основе экспериментально полученных данных о поражении клеток различных тканей вдоль треков ускоренных заряженных частиц, а также в пределах «шубы», образованной дельта электронами, а также расчетных величин линейной передачи энергии вдоль и по радиусу трека сформировалась такая научная дисциплина, как микродозиметрия. Проведенные экспериментальные исследования и расчеты физиками Сычковым М.А., Кудряшовым Е.И., Маренным А.М. и Портманом А.И позволили установить закономерности линейной передачи энергии вдоль трека заряженных частиц, а также формирование радиального распределения дозы за счет вторичных дельта электронов. Губиным А.Т., Минаевым Ю.Л. и Саковичем В.А. были разработаны микродозиметрические модели поражения клеток с учетом возможного восстановления первичных повреждений.

По итогам радиобиологических и физических исследований с тяжелыми ионами нами в соавторстве с Л.В. Невзгодиной и А.М. Маренным была написана книга «Действие тяжелых ионов на биологические объекты», Энергоатомиздат, 1990 г. Это первое и пока последнее обобщение в России по этой проблеме.

На основе прогнозирования возможного облучения космонавтов космическим излучением мы сделали вывод, что распределение поглощенной дозы будет неравномерным. Кроме того, было ясно, что если будет разработана индивидуальная физическая защита, то она будет локальной (существовал критерий весового ограничения для всех космических изделий).

В этой связи был проведен широкий комплекс соответствующих исследований. Группа молодых специалистов лаборатории 8-а Абрамова Г.М., Гинзбург Е.В., Скорик А.С. под руководством Невской Г.Ф., а также Ефимов В.И. и Савченко Н.Я. совместно с физиками Юрговым В.В., Шафиркиным А.В., И.Б. Кейрим-Маркус изучали биологическую эффективность неравномерного облучения на собаках и поросятах, возможность использования локальной защиты. Неравномерное облучение проводили либо, используя протоны относительно низких энергий, либо рентгеновское излучение. Осуществляя парциальную защиту отдельных участков тела: головы, груди, переднего и заднего отдела живота, а также таза.

Эффекты неравномерного облучения крыс с помощью рентгеновского излучения различной жесткости изучали Н.Я. Савченко, В.Н. Будылин, М.П. Каландарова. При этом исследовали степень поражения и восстановления стволовых кроветворных клеток в зависимости от дозы, а также динамику изменения клеток в костном мозге и в периферической крови после острых равномерных и неравномерных воздействий в различных дозах. Диссертация Надежды Яковлевны была классической радиобиологической работой. Были проведены широкие фантомные исследования. Были получены данные о среднетканевых дозах при перепадах в три-пять раз.

В результате проведенных исследований эффективности неравномерных облучений в лаборатории 8-а под руководством Невской Г.Ф. и моим, при участии Юргова В.В., Шафиркина А.В. и Саковича В.А. был разработан ГОСТ 24645.219 на модель учета влияния пространственной неравномерности радиационного воздействия на обобщенный радиобиологический эффект (модель равноценной дозы для приведения эффектов неравномерного облучения к стандартному равномерному воздействию). Эта модель является очень важной для установления значений коэффициента КР и оценки реальной опасности воздействия на экипаж космического аппарата излучения солнечных вспышек с относительно мягким спектром излучения, при котором перепад доз по телу может составить 10 и более раз.

Доктор медицинских наук, профессор Г.Ф. Невская

Для решения вопросов об опасности радиационного воздействия солнечных вспышек необходимо было исследовать характер изменения радиочувствительности организма с учетом суточных и сезонных ритмов. Это потребовало создания специального весьма сложного лабораторного комплекса. Эти весьма трудоемкие исследования были с успехом выполнены в лаборатории Юрия Павловича Дружинина его сотрудниками Подлужной Г.П, Родиной Г.Н., Реушкиным В.Н., Малютиной Т.С. и др.

С учетом хронического действия детерминированных источников ГКЛ и радиационных поясов Земли, а также возможного развития повторных солнечных протонных событий необходимо было провести исследования по изучению формирования радиационного поражения в системе кроветворения и на уровне целостного организма при хроническом облучении животных, а также при повторных острых облучениях в различных дозах. Необходимо было также оценить параметры, определяющие скорость восстановления на клеточном и тканевом уровнях, а также на уровне целого организма. Решению этих вопросов были посвящены исследования, проводившиеся и успешно завершенные в нашей лаборатории Фарбером Ю.В., Каландаровой М.П., Горловым В.Г., Шафиркиным А.В., Заикиной Ж.Г., Нейман О.В. Без внимания не остался и гематоэнцефалический барьер (Н.И. Арлащенко).

Перед нами стояла также проблема оценки возможного влияния ряда других факторов космического полета на развитие радиобиологического эффекта, т.е. проблема оценки комбинированного действия факторов внешней среды с целью определения значений коэффициента модификации по дозе (КМ) радиационного ответа организма. Ранее по этой проблеме был выполнен ряд исследований сотрудниками Военного авиакосмического института МО СССР Саксоновым П.П., Антиповым В.В., и Давыдовым Б.И. В нашей лаборатории был проведен ряд дополнительных экспериментов. Было впервые исследовано влияние различных видов ускорений, постоянных магнитных и электромагнитных полей, гипоксии на развитие лучевого поражения.

Были проведены исследования по влиянию ускорения Кориолиса, угловых ускорений на вестибулярный анализатор облученного организма (Поляков Б.И., , Волохова Н.А., Арлащенко Н.И. Фарбер Ю.В., Бохов Б.Б., Табакова Л.А.). Эти исследования были проведены с использованием созданных современных методик купулометрии. Их итоги были включены во многие диссертационные работы.

Далее >> ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 13)

Автор: Григорьев Юрий Григорьевич | слов 1870


Добавить комментарий