Фильм П.Лунгина «Остров». Преступление и наказание

Мне было бы проще поверить в Христа как в Богочеловека, если бы он пострадал «за дело», за реальные, человеческие прегрешения. «Ни разу не согрешив», он остается только Богом, пришедшим на эту грязную грешную землю…
(Ханов О.А., EGO,  2003 г.)

…Этому человеку нет оправдания. По законам военного или мирного времени, тоталитарным или демократическим, коллективным, корпоративным, моральным — по любым человеческим меркам он заслуживает самого сурового наказания. Суть преступления — предательство и убийство своего товарища, попытка сохранить собственную жизнь любой ценой. Ради малейшей возможности избежать смерти этот человек готов преступить любые законы, нормы. Низвергнуть дружбу, честь, достоинство, совесть – все, что есть человеческого в человеке…

Это было почти нереально, но ему удалось сохранить свою жизнь. Возможно, передав свою душу дьяволу.

Через 35 лет мы снова встречаем этого человека. Отец Алексей, служитель православной церкви. Он же — известный в народе старец, к которому в последней надежде тянутся люди со своими проблемами, которые тот пытается решить. Грязный, грубый, необразованный, «со странностями». Ради достижения целей (теперь благородных и бескорыстных) он по-прежнему готов переступать нормы. Обман — один из методов его «врачевания». Но происходят чудеса, безнадежно больные выздоравливают.

С легкостью и абсолютной уверенностью в своей правоте, он готов судить людские действия, выносить суждения об их «моральной чистоте» и грубо вмешиваться для исправления того, что он считает неправедным. И человек достойный соглашается с этими суждениями, благодарит его за то, что тот показал ему не богоугодные желания и привычки.

Вся жизнь, которую когда-то он так хотел сохранить, прошла в покаянии. Добровольный каторжный труд, все только самое необходимое и постоянная

мольба о прощении. Будучи служителем церкви, он живет «сам по себе». У него свои, прямые отношения с Богом. Он «ясновидящий», и конечно знает о том, что тот товарищ, в которого он тогда стрелял, не был убит, дослужился до высокого чина. Т.е. (формально) он не убийца и может, покаявшись, жить нормальной жизнью со всеми ее маленькими радостями. Была война, он был молод, было очень страшно, он был почти без сознания, его заставили стрелять. К тому же, все его действия не имели никакого значения, поскольку все было предопределено, все должно было быть уничтожено взрывом. Возможно, в действительности, он таким неестественным образом случайно спас жизнь своего товарища…

Любой человеческий суд, конечно, осудил бы его (возмездие, наказание – основная цель нашего суда). А вот сам себя он простить бы мог, смягчающих обстоятельств достаточно. И Бог простил, наделив его сверхъестественными способностями. Но этот человек ничего не забывает и ничего себе не прощает. Он знает день своей смерти. Впереди инобытие, Страшный суд, неизвестность. Он готов принять все, что будет.

Христос был жестоко незаслуженно наказан. Но была наказана людьми Его телесная человеческая оболочка. Божественная душа осталась нетронутой. Здесь же мы видим наказание человеческой души. Наказание заслуженное, исходящее от самого себя. Наказание тяжелое и непримиримое, которое возвышает эту душу до божественного уровня. Победить в себе дьявола — это подвиг,  быть может соизмеримый со страданиями плоти во искупление грехов всего человечества.

… Мелочный обыватель непременно найдет в любых возвышенных действиях мотивы  невысокой личной корысти. И вот, я уже слышу его ехидный голос.

- Жизнь этого вашего священнослужителя никак недостойна ни восхищения, ни похвалы, ни подражания, поскольку мотив был — оправдаться перед Богом, замолить свои грехи и получить билет на вечное пребывание не где-нибудь в страшной преисподней, но на небесах обетованных. Тридцать – сорок лет тяжелой беспросветной земной жизни (а она и без всяких причин у многих такова) завершаются вечным блаженством в прекрасном окружении…

- Но позвольте — хочу я возразить. Вы пытаетесь дискредитировать не только этот эпизод, но сам принцип воздаяния и наказания. Многие верующие, быть может даже подавляющее большинство, не вдаваясь в подробности теософии, принимают именно этот принцип. Причем, в простой и понятной форме — зло будет наказано, а добродетель отблагодарена, Бог все видит и все знает. И церковь от имени Бога тоже требует не более чем смирения, покорности и покаяния. Каковы бы ни были мотивы и причины, решающее значение имеет именно то, что совершается. Этого достаточно, большего Бог не ожидает и не требует. Отдайте «Богу богово», и живите, как можете. Церковь (во всяком случае, православная) даже веры большой от простого человека не требует. Следует относиться с почтением к «законам божьим», по возможности соблюдать обряды и не грешить, а если «бес попутал» — каяться. Требования не чрезмерные, они не превышают возможности человеческой природы. И если что-то где-то свершается сверх того, то это уже возвышение, это приближение к Богу. В данной истории по многим признакам именно такой случай. Т.е. даже если оставить в стороне несомненную искренность покаяния, жизнь этого человека достойна благословения.

П.Лунгин продолжает одну из сюжетных линий фильма Л.Шепитко »Восхождение». В конце того фильма человек малодушный участвует в казни своего товарища. Вопрос «Как жить дальше?» для него остается открытым. После неудачной попытки самоубийства остается только смириться с тем, что случилось, принять свое новое состояние, его законы и стать законченным негодяем…

Спустя 20 — 30 лет после войны тема покаяния еще не могла существовать, и фильм на такую тему был бы невозможен. Не только цензура, но и сознание любого советского человека, независимо от системы собственных взглядов, не могло бы его принять. Слишком близка еще была война. Из той реальности, которая была в то время, в  этой истории нельзя было бы увидеть что-либо положительное. Критика непременно отметила бы отстраненность и непатриотичность церкви, укрывающей преступника. Услышали бы мы также о том, как отщепенцы любыми способами спасают свою шкуру от справедливого возмездия. Вспоминается фильм 60-х годов «Государственный преступник». В нем показывают неплохого человека, летчика гражданской авиации, который живет своей нормальной жизнью. Семья, дети, любимая работа, где он на хорошем счету. Жизнь сложилась, удалась. Интрига фильма в том, что во время войны этот человек был на оккупированной территории, служил в неком немецком военном формировании, участвовал в расстрелах. Естественно, такие факты перечеркивают все положительное, что было в этом человеке (то была только маска!). У фильма хороший конец – военный («государственный») преступник разоблачен и будет наказан. По нормам того времени - расстрелян.

14.04.2008


Фильм «Дама пик»

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 923


Добавить комментарий