Буржуазная личность

(По мотивам фильма режиссера Басова «Опасный поворот», 1972г.).

Человек всегда стремился «окультурить» окружающую среду, сделать ее комфортной для своего проживания. Он строит дома, дороги, мосты, насаждает деревья…

Человек живет в обществе. Люди, которые его окружают — это тоже среда, которую тоже надо культивировать. Культурный человек отличается от своего естественного предка. Он иначе выглядит, иначе говорит, иначе реагирует на «внешние раздражители». В коллективе нечасто можно встретить «человека натурального», это «дурной тон». Обычно там вступают в соотношения образы, которые к своим естественном прототипам имеют лишь косвенное отношение. Имеются правила поведения, которые следует соблюдать. Социальное положение требует иметь определенный внешний вид и диктует субординации.

Поиски начала перехода от реального мира в мир виртуальных образов уводит в далекие времена. На этом пути мы встречаем трубадуров Прованса, слагающих стихи о прекрасной даме — признаками идеала наделяются реальные персонажи, которым уже по необходимости надо как-то соответствовать заявленному статусу. Здесь мы найдем и представление о Богочеловеке, соединяющем духовное совершенство со своей материальной основой.

Стремление к одухотворению и возвышению материи всегда было свойственно человеку. В какой-то мере, сегодня мы можем наблюдать результат этого давнего процесса. Люди играют социальные роли. У кого-то получается хорошо, у кого-то — не очень, но все, кроме «асоциальных элементов», стремятся к этому. И, в результате, в обществе, которое мы можем наблюдать, разыгрывается театрализованное действие, в котором происходят реальные события в виртуальном окружении. Все слишком перемешано, чтобы можно было уверенно отнести что-нибудь из этого к действительной или к мнимой сфере.

Интерпретаций действия может быть много. И всегда есть другой уровень понимания того, что происходит, в котором могут присутствовать скрытые или скрываемые сюжеты и причины. Картина «в другом ракурсе» может получиться совсем другая, как бы из другой реальности, в которой успешные и удачливые вдруг окажутся алчными и мелочными. В которой хорошие результаты могут оказаться причиной дурных намерений, в которой человек может выглядеть не столь пристойным, как его привыкли наблюдать.

В фильме «Опасный поворот» один из персонажей, уловив логическую нестыковку некого заявленного события, попытался узнать правду. Правда постепенно проступает наружу, ломает пласты косметики имиджа, и дает новые, совсем нелестные характеристики действующих лиц.

И есть вопрос о том, нужна ли «правда»? Она хороша для исследователей, пытающихся профессионально понять причины тех или иных поступков, но не для жизни. Пусть психоаналитики копаются в глубинах подсознания, пусть их картины все объяснят и «разложат по полочкам», — мы все-таки желаем видеть и будем воспринимать иначе — в собственных образах и интерпретациях. В театре жизни каждый играет свою пьесу. Это могут быть комедии, трагедии, трагикомедии — кто к чему более расположен, но они соответствуют собственным эстетическим пристрастиям, и другие ракурсы будут заведомо безобразны.

Под маской, в которой человек предстает в социуме, он скрывает свою индивидуальность, свое «истинное лицо». Если предложить всем «сбросить маски», мы увидим совсем других людей, совсем другое общество, и нет сомнений в том, что такое общество не будет приятным. Именно долгая притирка людей друг к другу сформировала эти правила — они учитывают несовершенство реального человека и направлены на то, чтобы скрыть и заглушить все его негативные проявления.

«Буржуазный индивидуализм» — слова из лексикона советской пропаганды, которым противопоставлялся коллективизм. Социалистический эксперимент имеет много измерений, одно из них — заменить «театральный образ» буржуазной личности реальным человеком. Коммунизм не примиряется с тем, что есть, и вместо сокрытия негативных моментов стремится к их полному искоренению. Казалось бы, что может быть лучше — не носить маску «правильного» человека, а быть им.

Согласно своему концепту, советское общество складывалось так, что человек был всегда «на виду», среди людей — в коммунальной квартире, в общественном транспорте, на производстве. Сюда же можно отнести практику коллективного обсуждения вопросов личной жизни работников (см. А.Галич: «Ой, да что ж тут говорить, что тут спрашивать, — вот, стою я перед вами, словно голенький. Ну, с племянницей гулял тети Пашиной, и в «Пекин» ее водил, и в Сокольники…» ). Все это в большой мере исключало формирование «видимости», человек был открыт для окружаюших. Так было, и многие принимали подобные установки. Но для тех, кто не мог принять, личность уходила все дальше вглубь, не оставляя о себе ни малейших внешних проявлений. В фильме А.Германа «Мой друг Иван Лапшин», герой А.Миронова неожиданно исчезает и пытается застрелиться. Почему? — непонятно ни для кого из окружающих, никак не следует из сюжета. — Да потому, что его внутренние проблемы могли оставаться только внутри, и только там можно было находить решения, не надеясь на помощь извне. Они непонятны, они принципиально не могут быть поняты.

Но это значит, что современное общество еще не готово к такому состоянию. Уровень соучастия и понимания между людьми должен быть много выше, и только тогда уйдет проблема сокрытия собственного существа под маской имиджа. Это будет уже другой человек и другая цивилизация.

От знакомого доктора детской патологии я знаю о том, о том, что российская медицина в этой области существенно превосходит западную, поскольку имеет большую реальную практику, которой там нет. То же самое можно сказать и о русской литературе, которая со времен Толстого и Достоевского вскрывает глубинные мотивы человеческих поступков. — Россия всегда была склонна к коллективизму, и часто проявления личности имели парадоксальные причины.

Остается заметить, что советский фильм по повести Пристли «Не будите спящую собаку» — исключительно о западном обществе, хотя не помню, чтобы он шел в «широком прокате». Видимо, не слишком далеко ушло советское от буржуазного.

Буржуазное общество не претендует на трансформацию личности, но она, тем не менее, происходит. Благодаря Интернету, а также по многим другим причинам, личность становится все более открытой. Понятие «буржуазная личность» уходит в прошлое, а старая советская доктрина принимает новые формы воплощения.

14.03.2012

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 879


Добавить комментарий