Сказочные сюжеты

Орфей и Эвредика
Русалочка
Чудища болотные
Снежная королева
Осенняя сказка
Социальная сказка


Царевна-лягушка
«Лягушка- путешественница», «Царевна — лягушка». К сожалению, я плохо помню литературную основу, как первого, так и второго, но образ «путешественницы» мне показался более нейтральным. А с «царевной» могут быть проблемы. В сказках часто это нечто «высокое и желанное», оно противопоставляется низкому и трудному состоянию, от которого герой в конце повествования избавляется. В «Царевне-лягушке» совмещается не очень совместимое, и это может выглядеть как преувеличение, сарказм, звучать как «Мышиный король».

Не зная лит. основы, вижу некоторое сходство этих персонажей: Если «лягушка» и «царевна» антиподы, то предполагается долгий сказочный путь (т.е невозможный, чудесный) от первого состояния ко второму. Путешественницу мы встречаем в пути, она еще не царевна, все впереди. «Царевна» — застывшее, «Путешественница» — движение. И по моим представлениям, путь к идеалу может быть прекрасен, а вот его достижение приносит разочарование. Может, смутное осознание такого результата побуждает меня выбирать цели далекие, недостижимые, чтобы избежать огорчений…  (29.01.2014)

Пронумерованные сказки
Однажды мне попалась исследование о сказках. Удивило чрезвычайной прагматичностью, которая никак не соответствует сути сказки, — в ней должно быть чудо и должна быть тайна (она причастна чуду). Так вот, все сюжеты сказок всех времен и народов задокументированы, каждому присвоен свой индекс. Т.е. любую сказку можно отобразить последовательностью цифр. Различается только антураж, который сопровождает события, это национальное, а в остальном — никаких чудес. Возможно, что вообще любой случайный набор цифр из области допустимых значений будет соответствовать какой-нибудь жизненной ситуации. И если продолжить аналогию, любую жизнь можно отобразить как последовательность цифр, т.е. стандартных сюжетов. С этим, пожалуй, трудно не согласиться. Но мы читаем роман с понятным сюжетом, или даже вовсе без него, и наслаждаемся антуражем, мелкими деталями, которые сопровождают стандартные действия и события, именно такие мелочи делают их индивидуальными, нестандартными, интересными. Потому можно сказать, что сказка — это и есть жизнь. Кто-то, конечно, будет убеждать, что сказка — ложь, но есть и представления о том, что жизнь тоже эфемерна. И время, ежесекундно уносящее в забвение миллионы живущих, это уверенно подтверждает. Но для нас, пребывающих внутри времени, жизни, сказки, все выглядит как настоящее. Реальность можно ощущать лишь ту, которая состоит из той же материи, из которой созданы сами. Так, для человечков компьютерных игр изображения препятствий реальны, их преодолеть бывает трудно. Для нас наша сказка и есть реальность, все остальное — инобытие. (14.08.2014)

Спящий принц
Нет в сказках спящих принцев. (А было бы удобно — ходить между ними и не спеша выбирать того, который приглянется). Есть спящие красавицы, принцесса на горошине пытается заснуть, а вот мужчины в сказках совсем не спят. Более того, это порицается, — можно все проспать! Единственный, кого мы знаем, — Хоттабыч, но ему неуютно было ни в бутылке, ни после пробуждения. Чего не скажешь о мертвой царевне. Вероятно, все зависит от того, с каким настроением человек заснул. Проснувшись, возвращается к прерванной жизни. И если есть возможность остановить мгновение по собственному желанию, то, действительно, надо именно прекрасное остановить. — Чтобы потом вновь ощутить прелесть жизни.  (01.10.2014)

Орфей и Эвредика
Красивая сказка, печальная и очень реалистичная. Я понимаю Орфея. Он оглянулся, несмотря на строжайший запрет, рискуя все потерять. У мужчины подобные желание бывает столь сильными, что никакие разумные доводы не смогут остановить стремление увидеть. Именно увидеть, это бывает даже сильнее, чем прикоснуться. «Эвредики» во множественном числе, я думаю, не случайно. Посмотрел в Интернете, действительно, в песне так. В конце — перевод. Стихи показались слабее греческого источника, потому хорошо, что певица А.Герман пела песню на непонятном нам польском языке. Как ни странно так получается ближе к оригиналу. Эвредик много, не один Орфей оказался в таком состоянии. Мне кажется, я когда-то читал этот текст. И забыл, печальное всегда стремится уйти в забвение.

Танцующие Эвридики

В одной здешней кофейне
Что ни ночь, то концерты.
Задержись на пороге —
Эвридики танцуют.
До того как луч солнца
Ляжет косо на стену,
Пусть сожмет вас в объятьях
Опьяневший Орфей.

Как века, струятся звезды,
Ночь всё скрыла тьмы завесой
И под шалью кружевною
Прячет танец Эвридик.
Поёт речка под мостами,
Тень ломает абрис танца,
Вновь пытается пробраться
В дверь кофейни чёрный кот.

Это чьи глаза такие?
— Эвридика, Эвридика!
Это чьи уста такие?
— Эвридика, Эвридика!

Ждать недолго, скоро утро
Всё окрасит нежным светом
И распустит мглу, как пряжу,
И разрушит волшебство.

Ветер бьётся в заулках,
Рвет деревья, как струны.
Это песня Орфея
Или шелест деревьев?
Черный кот занимает
Свое место в парфюме**),
До того как петух
Запоет на рассвете.

Плещут волны под мостами,
Тает тень под фонарями,
Люди тянутся в кофейни,
За окном привычный шум.
Ветер пляшет на дороге,
И кружится, словно пьяный.
Он развесил на деревьях
Тонкой паутины шаль.

Это чьи глаза такие?
— Эвридика, Эвридика!
Это чьи уста такие?
— Эвридика, Эвридика!

Ветер пляшет на дороге
И кружится, словно пьяный,
Распустил он мглу, как пряжу,
Лишь остался чёрный кот.

(Перевод Марии Ольшанской)
(27.10.2014)

Русалочка
Образ приятный, хотя мне и не очень знакомый. Что я могу о нем вспомнить? — Почему-то первое, что вспоминается, — Goete, немец, поэт, написавший стихи, я их учил в школе по-немецки. И, видимо, они настолько хороши (или приходилось сильно вбивать их в память), что до сих пор помню, могу воспроизвести несколько строф. Гете взял русалочку из старых немецких преданий и сказок (Ein Marhen aus alten Zeiten). Красивая девушка с рыбьим хвостом и с печальной историей (сюжет не помню). Родилась в Европе, там и живет по сей день. А потом вспомнил, — нет, в России тоже водятся русалочки! Про них еще Пушкин упоминал: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит» — это же про Россию написано! Наши русалочки представляются другими, — более живыми, т.е. менее отрешенными и печальными. — Напротив, веселыми и энергичными. Видимо, жизнь у них проходит по-другому, или отношение к жизни другое. Тяжелая жизнь способствует не погружению в нее в поисках понимания, но наоборот, полное переключение на радостное, беззаботное и бесшабашное. (30.10.2014)

Иррациональное
«Чудо чудное» — это из сказки. Проза и сказка — разные жанры. Но если прозу жизни изложить сказочными словами, различий совсем не будет. Компьютер еще плохо знает жизнь, не чувствует оттенки смыслов, но по своему машинному недо-разумению уже пытается давать советы. Компьютер научился думать по-немецки — рационально и правильно, но думать по-русски, боюсь, не научится никогда, поскольку зачастую подобные мысли не имеют аналогов в реальном мире. Реальный мир нас тяготит, как слишком рациональный. Нашему национальному скучно в рациональности, и пьет человек горькую не столько от горькой жизни, но потому, что таков самый легкий способ улететь в комфортную иррациональность. Я не пью, вероятно, по той причине, что нашел какую-то другую тропинку в сказку.

Про удивление, оно связано с чудом. Оно из области рационального мышления и возникает, если реальное отличается от предписанного. Когда такое случается, вся мощь разумного человека устремляется на поиски причины отклонения, и если не находит, добавляет в реестр чудес. Удивляется человек рациональный («физик»), у него чудеса происходят редко. Но научный взгляд на мир — поверхностный, физики по глубине познания уступают лирикам. Вот лирики не удивляются, они всегда живут в мире чудес, восхищаются каждым листком, каждым предметом, попадающим в их поле зрения. Я всю жизнь был физиком и завидовал лирикам. Сейчас отошел от прежних дел, но не стал завсгдатаем поэтических кафе, где собираются поэты и читатели, влюбленнее в слово и, соответственно в жизнь (мы же помним, что «В начале было слово и в нем была жизнь». (30.11.2014)

Чудища болотные
Мне кажется, я погружен в болото. Но может быть, это вовсе не болото, а океан? — Нет, все-таки болото. Болото увлекает вглубь, а океан — вширь. Меня более влечет глубина, не широта. Это, вроде бы, не по-русски. Но известно, что трудно привлечь внимание к тому, чего в избытке. Широты тут у нас достаточно, потому уходим вглубь. Образ России — бескрайнее болото. Для меня это родной и приятный образ. В болоте живет царевна-лягушка… Но наш народ еще недостаточно отразил в фольклоре место своего обитания, — царевна есть, а царевича что-то не помню, вместо него какой-то леший бродит…

Ну, да ладно, я живу сейчас в городе, болото — там, на даче. Да и то, давно его не посещал, — так можно и потерять квалификацию (нечистой силы). Про лешего прочитал, персонаж северный, отношение народа к нему не однозначное, к хорошим людям относился леший хорошо. На зиму покидает лес…

Что-то меня все тянет в сказку. Про лешего в Википедии посмотрел и увидел, что мое представление оказалось верным. Вообще, замечаю, что в сказках не так много совсем плохих персонажей. Был Змей-Горыныч, но про него доброе слово замолвил еще В.Высоцкий: «В уголку лежало бедное животное, все главы свои склонившее в фонтан». Вот с Бабой Ягой только не помню хорошего сюжета, надо бы убрать ее с глаз долой, как старуху-процентщицу…  (05.12.2014)

Снежная королева
Прочитал такую сказку.

Снежная королева желает разорвать круг одиночества, хочет реализовать материнский инстинкт, проявить заботу, воспитать наследного принца. И ведь ей удаются некие шаги. — Вопрос, отчего же, она не взяла Герду, почему выбор пал на Кая? Конечно, важны все королевские ритуалы, передача власти, но есть здесь и гендерная причина, желание иметь рядом и растить мужскую особь. Мы видим страдающую женщину, обеспеченную, одинокую, с не совсем еще замороженной душой, коль в ней родился такой коварный план. Мы не знаем, какой принц или рыцарь занимал ее девичьи мечты. Но что-то не сложилось в судьбе этой, теперь уже взрослой прелестницы. Возможно, когда Герда нашла Кая, их дружба и привязанность чуть растопили сердце холодной красавицы — она стала мерзнуть в своем королевстве. Полагаю, что снежное королевство останется, а вот Королеву можно одеть в роскошную шубку, сапожки, и постепенно она превратиться в красавицу Снежану.
_________________________
Комментарий

Похоже, действительно, Андерсен рассказал только часть истории. Странно, что я не увидел печальное в Снежной королеве, хотя м.б. почувствовал, коли не отвернулся от Ледяного царства. Есть два варианта начала — бурная страсть с трагическим концом, или большая любовь, не получившая отклика. — В любом случае, — рассказ об одиночестве, которое едва ли сможет скрасить приемный сын, его сердце надо слишком сильно заморозить, прежде чем впускать в новую жизнь.

Об одиночестве хочу я привести стихи Ахмадулиной, которые слышал давно, но прочитал и увидел недавно. Отмечу ключевые строки, которые перекликаются с такой трактовкой сюжетов сказки Андерсена:

О ОДИНОЧЕСТВО! КАК ТВОЙ ХАРАКТЕР КРУТ,
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно, ты размыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
На том конце замедленного жеста.
Найти листву и поднести к лицу,
И ОЩУТИТЬ СИРОТСТВО КАК БЛАЖЕНСТВО.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И МУДРАЯ Я ПОЗАБУДУ ТЕХ,
ЧТО УМЕРЛИ ИЛИ ДОСЕЛЕ ЖИВЫ.

И Я ПОЗНАЮ МУДРОСТЬ И ПЕЧАЛЬ,
Свой тайный смысл доверят мне предметы,
Природа прислонясь к моим плечам
Откроет свои детские секреты.

У Б.Ахмадулиной выстраивается цепочка: одиночество — смирение — забвение — мудрость. Я бы продолжил эту цепочку словами: «воспоминание — возрождение». Возрождение — не полное восстановление былого (что называется «реконструкция» или «реставрация»), но только восстановление основополагающих идей. Не будем одевать Снежную Королеву в «роскошную шубку», у нее и так прекрасные наяряды. Не будем растапливать лед в королевстве, — найдем доброе применение холодно-рассудительному, отодвинув позывы сковать все в единую ледяную глыбу. Снежинки холодные, но красивые и бесконечно разнообразные. Не буду предлагать и превращение Королевы в Снегурочку, это совсем другой персонаж.

Прочитал, что «в оригинале» у Андерсена, — действительно, история о любви, в Википедии записано так: «прототипом Снежной Королевы с её холодным сердцем стала неразделённая любовь Андерсена к оперной певице Йенни Линд». Оригинал немного отличается от мультфильма, — там нет погони и препятствий при возвращении. Королева дала задание Каю — сложить из льдинок слово «Вечность», после чего он может быть свободен. Герда помогла ему, и они, как свободные люди, по воле Королевы и по своему собственному желанию, сразу вернулись в царство цвета, тепла… — Надо бы написать: «и добра», — но если поставить сюда это слово, мы снова окажемся в сказке. Герда, как и ее предшественница Ева, совратила Кая. Он должен был дописать слово сам, и тогда стал бы действительно свободным. А так, даже став взрослым после выхода из Снежного королевства, он в душе остается ребенком, рядом с которым непременно должна быть разумная, все понимающая женщина (как Снегурочка при Д.Морозе), без которой он не может существовать. Есть два типа мужчин, — те которые самостоятельно сложили слово «Вечность», и те, что воспользовались подсказкой. — Здесь уже можно собирать материал для «Педагогической поэмы». Про себя в этом смысле, мне трудно что-то сказать. Похоже, я сам сложил, но, вероятно, написал неразборчиво, — так, что «небесные силы» не всегда понимают и наделяют то одними, то другими качествами.

Сказка написана 21.12.1844. Прошло 170 лет, но мы все еще читам и думаем. А Снежная королева, восседая на сверкающим троне, снисходительно наблюдает как люди пытаются собирать искомое слово. Ах, человек! Как еще далека и трудна твоя дорога в распознании истины! (27.12.2014)

Сказочное счастье
Отчего мы понимаем свое счастье постфактум? — Оттого, что оно существует лишь как интеллектуальное построение, как сказка, включающая в себя фрагменты информации о прошедших событиях. Остается только хорошее, — плохое недостойно воспоминания. Психоаналитики это называют «вытеснением»/  (02.04.2016)

Сказочник
Один наш старый коллега (Лева Лапкин, он же Саша Круговсетов) стал писателем и приглашает в четверг в книжную лавку на встречу с собой. Постараюсь прийти, хотя представляю, как это будет происходить. Отношусь к нему с приветливой улыбкой. Он сказочник, живет в мире сказок. А был когда-то начальником лаборатории, потом олигархом, соратником Березовского. Наверно, я завидую, тоже хочу жить в сказочном мире. Впрочем, я и живу в нем, но это моя сказка и к ней у меня другое отношение. (04.10.2016)

Сказка
Без причины вспомнил сказки Бажова. Но не вспомнил, о чем они? Вспоминается хрусталь с каким-то камнем Уральских гор, красивым, и, возможно, слегка драгоценным, типа янтаря. Приятные, красивые сказки у Бажова, но только это и помню, и ничего не могу больше сказать. Да что там Бажов! Я вообще мало что помню из того, что прочитал. Но осталось ощущение и, возможно, этого достаточно для того, чтобы читать. Так и о своей жизни, тоже не так много могу вспомнить сюжетов, осталось только ощущение жизни и, по аналогии, быть может, этого достаточно для того, чтобы жить…

- От хрусталя до вечности один шаг. Перефразируя продолжение, можно сказать, что от вечного уже нет пути к хрустальному… — Чушь! — Именно там, в вечности надо искать самое большое, красивое, желанное, — там все «самое», все неземное, оттого физика, а вслед за ней и математика сторонятся бесконечности.

А про Бажова вспомнил, то была «Малахитовая шкатулка». (17.10.2016)

Правда и вымысел
Пишу все, что приходит в голову. Вспомнил по этому поводу писателя Сашу Кругосветова, — он пишет также. В отличие от меня, Саша адекватно оценивает свои творения, — это сказки. Но в его сказках описания такие реалистичные, что читая, я терялся, пытаясь разделить вымысел и правду. Наверно, это безнадежное занятие, никто никогда не знает, где фантазии превращаются в представлениях о своей собственной жизни. «И никто сказать не сумеет…» (20.10.2016)

Одежды Бога
Солнце — из первых богов, светлое — синоним позитивного и, пожалуй, неважно, в каких одеждах приходит свет. Потому (по моим понятиям) люстра не имеет отношения к свету, она деталь интерьера, что, по своему, тоже важно. Плохо представляю, в каких одеждах Бог явился к Адаму и Еве. Был ли он наг, или в рубище? Или был от него только голос, как из мегафона, когда непонятно, — кто и откуда кричит? В библии плохо освещены такие подробности. Живописцам, музыкантам и литераторам приходится фантазией восполнять пробелы.

Сказочное, фантастическое не может не быть интересным и приятным. Для ребенка сказка — окно в будущее, для человека зрелого — воспоминание о детстве, а для тех, кому за 60 — понимание сути бытия, т.е. того, что это сказка. (21.10.2016)

Морское
Как много сказочных существ, связанных с земными делами, скрывается в морской пучине! Я как-то не думал о том, что там другой мир, другое измерение, другая планета и цивилизация. Другие условия, — даже физика там слегка отличается, — не все тела падают вниз, иные устремляются вверх. Как и везде, самое интересное происходит на границе двух сред, — на поверхности, где плавают морские суда, рыбаки ловят рыбу и выплывают русалки, увлекающие моряков в пучину. А еще там есть морские волки, — представители особой фауны, особой цивилизации со своими традициями и привычками. У них свой язык и тоже особая среда, — маленький остров, замкнутый социум с капитаном, обладающим всей полнотой власти… (02.11.2016)

Жизнь
Жизнь негуманна. И за что только мы любим ее! Но любим, и с удовольствием напеваем старую песню: «Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова». В этих словах, правда, есть представление об угасании любви, — «снова и снова» предполагает начало и конец, — надо было поставить точку раньше.

Чтобы жизнь была действительно прекрасной, мы создаем для себя красивую сказку, в которую невозможно не поверить. У каждого своя сказка, со своими действующими лицами, которые играют определенные роли. Роли реальных прототипов в разных сказках могут сильно различаться. Да и вообще, кому-то нравятся сказки приятные и спокойные, а кто-то предпочитает ужастики, как у Ш.Перро. И нет никакого абсолюта, чтобы сказать, что и как происходит «на самом деле». (Повторяя Набокова, заключаю упоминание о «реальности» в кавычки).

Таково мое материалистическое понимание окружающей действительности. Материализм вижу в доведении до совершенства (или до абсурда?) советского принципа: «Человек — творец своего собственного счастья». У кого-то получается осуществить такой принцип в материальном мире, у кого-то в мечтах, но у многих не получается ни то, ни другое. Для меня мечты и реальность не сильно различаются.

Год или два назад записывал историю одной женщины, которую она рассказывала и повторяла с вариациями очень эмоционально. Я понял, что душевно она живет этой своей историей. Я не стал публиковать ее рассказ, в нем было много противоречий. Потом она говорила, что «для целостности истории» она кое-что придумала и нет в ней ни одного настоящего имени. Вообще-то она хотела написать литературный рассказ о своей необычной жизни и даже напечатать книгу. Я увидел в этом одно из крайних воплощений слов о сотворении (собственного) мира. Другой вариант — это мой знакомый писатель-сказочник, который говорит и пишет хорошо, последовательно и складно. И никто, включая его самого не сможет различить, где кончается реальная история и начинается сказка…  (11.12.2016)

Колобок
Малый внук с мамой ходили в театр для малых детей. Зрители примерно такого же возраста (2-4 года), человек 15. Пьеса называлась «Колобок». Дети увлеченно смотрели известный сюжет, и вот, — кульминация, колобка съедают! Зал затих, готовый разразиться сочувственными слезами. Но появляется некто, кто колобка выручает, и получает бурные продолжительные аплодисменты. Вот она, сила искусства! — пришлось даже отклониться от сюжета. А книжку Тимоша слушал вполне спокойно — ну съели, и — ладно. Театр ближе к реальной жизни. И нужен американский хеппи-энд для детской аудитории, ребенку необходимо, чтобы все хорошо закончилось. (02.04.2017)

Дурак
«Офис исчез, «оставив в дураках» десятки обманутых клиентов…»

- Не нравится мне определение «дурак» в отношении обманутых. Не нравится потому, что быть честным и доверчивым здесь означает «быть дураком». Тут уже претензия к русскому языку. Может, оттого в русских сказках присутствует снисходительное отношение к дуракам? (05.06.2017)

Осенняя сказка (https://www.stihi.ru/2014/10/28/1950)

Осень, однажды, погреться решила,
Сильно замерзла она,
В золоте вся, изумрудах, сапфирах,
В дом мой нежданно пришла.

Вежливо так, постучала мне в двери,
Я отвечаю, входи…
Женщина, входит, настолько красива,
Что я застыл у двери!

Вы извините, замерзла маленько,
Можно пройти к очагу…
Ваше Величество, что Вы, конечно,
Чайник сейчас вскипячу.

Чай заварил и малину поставил,
Осень гляжу, отошла,
В самых красивых глазах изумрудных,
Бьется огонь очага!

Встала в своем королевском наряде,
Глаз не могу отвести,
И самоцветы в руке протянула,
Это тебе за чаи!

Купишь дворец, вместо этой халупы,
Женщину купишь, друзей,
Знаю что деньги, всего вам дороже,
Здесь на земле у людей!

Ваше Величество, я, — бессеребренник,
Просто, поймите, люблю,
И, на алтарь, где влюбленные души,
Сердце свое положу!

А за тепло вы уже заплатили,
Этим визитом своим,
И самоцветы свои заберите,
Лучше отдайте другим!

И, поклонившись, ей дверь открываю,
Ветер осенний гудит,
Низко Вам кланяюсь, Ваше Величество,
За этот вечерний визит!

Осень всю ночь, за окном не заснула,
Все возмущалась она,
Как человек отказался от денег…
Просто понять не могла!
____________
Мне понравилась первая половина сказки. А вторая, к сожалению, контрастирует с первой. Вероятно, со школы сидит во мне горьковские слова: «В человеке все должно быть прекрасно».

Сюжет получается такой: Приходит с просьбой прекрасная осень. Ее просьбу удовлетворяют, а в ответ, она обижает хозяйку. И самое печальное, что Осень так и не поняла, — почему? И даже возмущалась, оскорбленная в своих лучших чувствах! Это значит, все, что она говорила по отношению к людям, в действительности, относится к ней самой. И красота ее получается только внешняя, не настоящая.

Красота завораживает, но и у нее имеются пределы, за которые не надо заходить. Полотна импрессионистов надо смотреть на определенном расстоянии, при приближении впечатление теряется, остаются лишь хаотические грубые мазки. Я не исключаю, что это правило всеобщее, — всегда можно найти такой ракурс, такое расстояние, при котором явление будет выглядеть прекрасно. Не всегда его можно найти, не всегда есть желание искать, и в этом вижу большую проблему человечества на всех уровнях, — от бытового до государственного. Антирусские настроения сродни антиамериканским. — Мы смотрим друг на друга по-своему и отмечаем, как это выглядит безобразно! И все оттого, что смотрим не так, и нет желания найти нужный ракурс, чтобы выглядело красиво.

Я всегда говорил, что содержание и качество книги, фильма, произведения искусства определяет исключительно читатель-зритель. Сказанное автором попадает в определенный контекст, который составляет единое целое с произведением и таким (естественным) образом влияет на содержание, которое вписывается, или нет. Вероятно, следует расширить это представление, и тогда получится, что вся окружающая действительность выглядит согласно нашим желаниям — пристрастиям.

Но я ушел далеко от стихотворения, причем только по одной линии. Осень в нем предстает как красивая женщина, внутри которой пустота. Для осени это особенно справедливо, ибо в ней красота увядания.

Дама по имени Осень в стихотворении обнаруживает плохое воспитание. Когда в спокойной (не критической) ситуации хотят помочь, или хотят сделать дорогой подарок, хорошо бы спросить на это разрешение, поскольку он может изменить течение жизни принимающего. А желает ли он что-то менять, — большой вопрос. Известны случаи, когда по очевидным градостроительным причинам надо расчистить место, снести дом, но старая хозяйка не соглашается менять свою лачугу ни на что, ни на какие хоромы. — С этим домом связана вся ее жизнь, и уйти отсюда — умереть.

У осени из сказки есть драгоценная красота, и одного этого достаточно, чтобы радовать окружающих. Здесь проступает тема, которую выражает поговорка: «От добра добра не ищут». Есть хороший эффект, — в данном случае впечатление от красивого. И не надо пытаться как-то его усилить, привнести еще что-нибудь. С подобным принципом я встретился при оформлении изобретений. Там ситуация такая. Есть некие причины, дающие положительный эффект. По патентным правилам-законам, не будут приниматься во внимание другие причины, усиливающие эффект.- Это должна быть другая история. Т.е. стихотворение отражает некоторую идею морального толка, которая в другом варианте воплощается в законодательный принцип.

Когда Осень из сказки «протянула самоцветы», мне вспомнилась сказка Пушкина со словами: «Старушенка хлеб поймала, ‘благодарствую’, сказал… И к царевне наливное, золотое, прямо яблочко летит». — Там тоже благодарность была неадекватной. Но там и другая история, котрую, однако, можно рассматривать как доведение до противоположного, до абсурдного, сюжета о благодарности, намеченного в «Осенней сказке».

Такие мысли навеяло хорошее, приятное стихотворение. Вывод из него один: «Красота хороша сама по себе, добавления ее могут исказить».

По поводу сказанного не столько в стихотворении, как в моем комментарии, хочется вспомнить известную фразу: «Красота спасет мир». Здесь проступает такой смысл, что красота способна преобразовать плохое, даже безобразное, в приятные или приемлемые формы. Увядание не должно быть приятным, но осень представляет его красивым, хотя бы на короткое время. Мир таков, какой он есть, коммунистическая идея его преобразования не получилась. Потому не следует пропускать красивые проявления, в которых и есть его оправдание.

Люблю читать хорошие стихи. Мне понравилось, хотя если смотреть внимательно, стихотворение слабо удовлетворяет поэтическим эталонам в смысле рифм и созвучий. Но оно укладывается в тематику споров поэтов начала 20-го века о том, — что самое главное в стихотворении? — Сегодня я отвечу так: «Субъективное впечатление». (25.10.2017)

Сказка
Золушка сродни пчелке, но Золушка — из сказки, а пчелки живут среди нас. Впрочем, моя любимая тема о том, что в жизни много фантазии, которая сродни сказке. Фантазии люблю, а к сказкам отношусь настороженно, это не мой стиль, не мой жанр. У сказки есть синонимы, такие как легенда, реконструкция, интерпретация, они мне ближе. Но это значит, что мне не нравится слово, а не то, что оно обозначает.  (26.10.2017)

Чудо
Чудо — понятие субъективное. Одно и то же кого-то удивляет, а другому совершенно безразлично. Можно всему найти простое объяснение, в котором чудо исчезает. Чудо не надо ждать, его надо видеть и в него надо верить. (29.11.2017)

Грустная сказка
Жизнь — это сказка в изложении, а в реальности — скучная проза. Я собираю и пишу воспоминания, т.е. сказки.

Наша психика несовершенна, мы способны либо радоваться, либо огорчаться. А жизнь сложнее, в ней всегда есть две стороны. Бывает, конечно, смех сквозь слезы, или наоборот, — когда и грустно и смешно, но это уже не кажется нормальным. (10.01.2018)

Прозрачность и призрачность
Я подумал, что призрачность — следующая стадия развития прозрачности, т.е. слова не случайно близки по звучанию. Выглядят одинаково, т.е. «никак», но первое — материальное, а второе — нет, хотя имеет некие следы в материальном мире и как-то с ним взаимодействует. Следующая ступень — это то, о чем нельзя даже помыслить, как в известной сказке. Интересно, это сюжет национальный, или есть аналоги в сказках других народов? (09.04.2018)

Сказочный мир
Мне нравится мир фантазий. Сказочные герои могут позволить себе быть идеальными. А идеальные живут в идеальной среде. Шарль Перро — извращенец, — Кич-Кок сказок. Сказка должна быть доброй, умной и красивой. Когда выбираю книгу для малого внука, непременно просматриваю перед чтением, чтобы сюжет был хороший и слова красивые. Надо сказать, что Русские народные сказки моя цензура не пропускает, — там много злого. (10.12.2019)

Коммунизм
В начале была сказка.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»- Это слова из старой советской песни. Но это также одна из концептуальных установок коммунистической идеологии, принятой советским государством.- Рай на земле, где каждому воздастся по потребностям, где от человека возьмут только то, на что он способен и лишь то, что он готов отдать, где труд будет в радость, где будут процветать наука и искусство…- Вы хотели бы жить в таком государстве?- Странный вопрос. Кто же не хотел бы быть счастливым!

Но дорога к счастью непростая. В сказках непременно надо одолеть препятствия, выдержать испытания, надо твердо идти к намеченной цели, противостоять силам зла, рубить головы чудищам ужасным…- Все это было, мы все преодолели — препятствия и испытания, шли дорогой правильной, головы рубили, верили в светлое будущее… Где же счастливый конец этой истории?

Лет через пятьдесят народ стал терять веру в сказочные чудеса. Один из разочаровавшихся (А.Макаревич) написал песню с такими словами:

Все очень просто!
Сказка — обман.
Солнечный остров
скрылся в туман,
нет райской птицы среди воронья.
Кто-то ошибся…

- Нет, никто не ошибался. Первый акт новой сказки не бывает приятным, но часто — ужасным и страшным. Только потом, когда добро окончательно низвергает зло, все становится хорошо. Великая Французская революция возвестила миру новую эру, но привела с собой гильотину…

И значит, не надо торопится. Сказка продолжается, она еще далека от завершения. Оглянувшись назад, сопоставляя то, что было и то, что стало, можно вспомнить советское напутствие — «верной дорогой идете, товарищи!»… 

Роль и место сказки в нашей жизни велика. Вся история развития цивилизации проходит именно так. Вначале появляется бесплодная фантазия, сказка. Хорошая, добрая сказка — реальной жизни до нее далеко. Но постепенно чудесные сказочные сюжеты становятся законодательной нормой, а потом и нормой жизни. Я имею ввиду не технические диковинки — их осуществление очевидно, но нормы взаимоотношений между людьми или социальными группами, т.е. нормы морали, которые постепенно становятся (или станут) естественной основой жизни людей.

Примеров можно привести много — от расовой терпимости в США до декларируемых принципов межгосударственных отношений. Но не надо брать далекие примеры, достаточно повседневной жизни, где каждый из нас существует в своем сказочном окружении. «Все случилось именно так, как предполагалось…» — сказки часто сбываются, поскольку сюжеты реальности видятся именно так, как этого хочется. Сказка опережает жизнь, а потом произошедшая жизнь вновь превращается в сказку воспоминаний.

Однажды меня остановил гаишник. Не помню причину, но кроме нее мне было указано еще на одно нарушение. Оно становится таковым согласно недавно принятому закону. — У нас есть инструкция не наказывать за подобные нарушения, но только объяснять и предупреждать.

Меня удивила ситуация. Закон либо есть, либо его не существует. Если есть, то не должно быть причин для его несоблюдения. Здесь же получается, что закон пока только ориентир, к которому мы будем постепенно приближаться. В России закон — это сказочный идеал, от которого реальность далека.

По этому поводу можно вспомнить советскую конституцию 1936-го года. По мнению специалистов, она была хороша, во многих отношениях действительно демократична (статья о «руководящей и направляющей роли КПСС» появилась значительно позже, уже во времена Брежнева). Однако, практика 1937-го года и последующих лет была бесконечно далека от того основного закона. Сказка оставалась вдалеке, реальность к ней не приближалась.

Есть две части христианского канона — Ветхий и Новый завет. Первый изобилует неприемлемыми для сегодняшнего сознания эпизодами (такими например, как, массовые убийства). Зло, конечно, должно быть наказуемо, но там — с нечеловеческой жестокостью! Некий режиссер поставил фильм по книгам Ветхого завета. Получился ужасный боевик. Церковь возмутилась — нельзя же понимать сказанное так буквально!
- Нет, — показано так, как было сказано! Это сегодняшнее сознание требует иносказаний. Мы выросли из старых сказок, нужны новые.

В Новом завете подобных эпизодов нет, но некоторые сюжеты до сих пор выглядят сказочно. — «Если ударят тебя по левой щеке…», или — «полюбите врагов своих!». Покуда такая сказка не станет былью, христианство еще будет актуальным.

Пусть будет сказка! Если это добрая сказка, она когда-нибудь осуществится. Человек тянется к добру. Собственно, до него и понятия такого не было — природа равнодушна к нерациональному.

Сказка будет всегда. Люди любят сказки, верят в сказки, живут в своем сказочном мире.  (28.06.2012)

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 4664


Добавить комментарий