Разговор про Бенгальский залив

Т.М.: Будет время, пожалуйста, найди и послушай песню Олега Митяева «Жестокое танго».

О.А.: Прослушал.
Но сначала нашел текст (он в конце), скачал, прочитал. Как «аналитик», пытался что-то сказать, но слова не складывались.
- Печальная история, изложение немного размытое, но это же краткая форма, песня… Потом прослушал, — и совсем другое впечатление, — хорошо. Видимо, при исполнении возникают «интонации», которых нет в тексте.

Об этом цитата из текста «Банальность и искусство»:
«Еще раз сошлюсь на В.Высоцкого. В одной из немногих статей он говорит о засильи банальности в массовой культуре, в качестве примера приводит слова из популярной в то время песни: «Я могла бы убежать за поворот, /я могла бы убежать за поворот, /я могла бы убежать за поворот /Я могла бы, только гордость не дает …» и т.д. Далее он убедительно и правильно говорит о том, что нельзя исполнять тексты, подобно этому лишенные смысла. Здесь я все-таки не соглашусь с поэтом . Эмоциональность не всегда облачается в осмысленные слова и не всегда слова говорят о том, что они формально обозначают. Искусство может выходить за рамки разумного.» Добавлю, — оставаясь в рамках разумного (лингвистический казус, но смысл есть).

Иными словами, смысл песни шире ее текстового наполнения.

Т.М.: Спасибо за тактичность, что не совсем раскритиковал. Все это правильно, но есть что-то, что заставляет вновь переживать. Я так сердита на этого мужчину, не мог остаться. «Боевой офицер». Иногда надо слушать женщин и не будет поломанных судеб. Я слышу музыку, интонации, трагизм сюжета. Примитивно? — Да. Но все равно задевает мои струны.

О.А.: Слышу женщину, в тебе заговорила женщина! Боевой офицер должен был вернуться, он умер бы с тоски на том Бенгальском заливе, женщина не могла бы развеять тоску. У мужчин и женщин разное предназначение и разные представления о том, зачем мы здесь в этом мире оказались. Для изложения нашего консолидированного мнения представляю слово поэту:

«Ты женщина, ты петь должна у очага над колыбелью,
А мне законченность страшна, и завершенность пахнет смертью.»

У немцев для предназначения женщины есть фраза «три «К»: «Киндер, кирхе, кюхе» (Дети, церковь, кухня).

От физиков мы знаем закон возрастания энтропии. Человек своей деятельностью противостоит этому закону, и мужчины в том противостоянии играют главную роль. Женщина — помощник, ее назначение — создавать благоприятные условия идущему вперед. Мужчина не может замыкаться на делах семейных, это даже неприлично, такой мужчина не интересен, вызывает (в мужском кругу) порицание и насмешки.

И в эмоциональности я вижу проявление женского начала. Изменять внешний мир может только некто холодный и беспристрастный, потому что при этом всегда надо что-то сломать. А эмоции вообще иррациональны по отношению к этому миру. Они кратковременны, переменчивы, одна быстро сменяет другую. «Физика» такого не терпит, это из области «Жизнь людей».

Женщина («по плану») не выходит во внешний мир, а во внутреннем (семейном) действуют уже другие (человеческие) законы.

Таковы мои представления. Жизнь, конечно, шире всяких моделей, но как общую, связующую всю остальную конструкцию, можно принять.

Т.М.: Теперь я знаю, что ты очень серьезен. Долго писать не могу, потом изложу свою позицию. Хотя стоит ли?. Я с тобой полностью согласна, это же позиция социума в отношении женщин. Еще есть интересная книга по этой теме Джон Грей «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»…

О.А.: Текст привязан к песне О.Митяева, попробую другими словами.

Для мужчины его жизнь, его действия во «внешнем мире» (к каковому относится мир физический и социальный) чрезвычайно важны, он не может замыкаться в «семейном кругу», это порицается. Во всяком случае, такой была одна из доминант советского воспитания. Я хорошо его усвоил, мое воспитание остается советским.

И еще, я не вижу себя там, где все чужое. Будучи в армии, жил два года в Венгрии. В советском окружении, но в Венгрии. Хорошо помню тот всплеск эмоций, когда пересекал советскую границу в обратном направлении. Я бы не смог жить на «Бенгальском заливе». В Венгрии через какое-то время стали раздражать совершенно безобидные нюансы венгерской жизни, от которой и был-то далеко. Раздражали только потому, что они другие.

Один мой друг уехал на «Бенгальский залив» (в Америку) за счастьем. И мне кажется, не нашел, хотя никогда в этом не признается. Его сына (он приезжал к нам) «тошнит» от Америки. Ему неприятно все — манеры, правила, внешний вид. Он приехал на год в Россию, был счастлив здесь, очень хотел остаться, но не получилось, пришлось вернуться на свою ненавистную «вторую родину». Это тоже о том, что мужчина не может замкнуться в своем узком кругу, — то, что за его приделами, — важно, это часть его жизни.

Т.М.: Не отрицая утверждения по поводу трех немецких <К> и поэтического обоснования позиций женщин у очага, я могу даже укрепить их, добавив, что женщина является вообще источником энергии для мужчины, которую он направляет на изменения внешнего мира. Именно она может создать ему стартовую площадку для деятельности и карьеры. «Женщина — помощник, ее назначение — создавать благоприятные условия для идущего вперед» (О.А.) Это так!

Но вернемся к Бенгальскому заливу. Хочется подчеркнуть, что опираясь на установленные социальные кредо, необходимо учитывать особенную остроту ситуации. Может боевому офицеру из двух зол надо было выбрать меньшее, Бенгальский залив или ГУЛАГ. Так сложилось, судьбы сломаны. «Боевой офицер должен был вернуться, он умер бы с тоски на том Бенгальском заливе, женщина бы не могла развеять эту тоску» (О.А.) Да, вернулся и зона. Он сам жалеет о своем поступке, об этом последний куплет.

Согласна, что в моем варианте появиться еще одна героиня — тоска по Родине. Короче, как ни крути, выхода не видно. Или девушка за морем или «тоска по березкам».

Да, я женщина, эмоциональная, счастливая в семейном кругу, и довольна этим. Главное, хочу быть выше ваших мальчиковых игр, даже на уровне боевого офицера, разумно оберегая судьбы людей. Другое дело, что офицер не знал, что его ждет впереди. «Теперь управляет автобусом, а дома все больше молчит»

О.А.: Да, я иногда обращаю внимание на слова или темы, присущие именно женщинам, независимо от социального положения, национальности, уровня доходов и т.д. Здесь вижу именно такой случай. Оказавшись на заливе, мы с удивлением отмечаем, что начинают проступать наши гендерные качества. В этом нет ничего плохого, это естественно. Мужчина воспринимает как оскорбление слова: «поступаешь как женщина», или если (грубо) назовут «бабой». Для женщин, напротив (как понимаю) приятно, когда подчеркивают их женское начало.

Ах, Бенгальский залив! Здесь хорошо, спокойно и комфортно с любимой женщиной. Тот мужчина нужен этой женщине, но кроме нее он здесь никому не нужен. Чувство долга, верность присяге, собственные порывы уверенно говорят: «Тебе надо вернуться, ты — боевой офицер!».

Позади их слышен ропот:
«нас на бабу променял!»
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал>.

Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

Нет, у офицера был выбор не «Бенгальский залив или ГУЛАГ», он звучал иначе: «Личный комфорт, или честь». Он исполнил долг, не погиб, но раны всегда напоминали о себе. Думаю, он ни о чем не жалеет, хотя и тоскует. Настоящий мужчина не должен роптать на судьбу.

Однако, я слышу упрек в «гендерном шовинизме».
- Нет, в себе я этого не ощущаю. Более того, мне кажется, в России такое невозможно. Эта страна — женского рода (не только по названию), в ней, как считается, много «женского» («Россия-матушка»). Я родился в эпоху матриархата. Во всяком случае, в семейных делах решающее слово принадлежит женщине. У советского мужчины не было экономической свободы, хозяйство семьи и его бюджетная часть обычно была в руках женщины.

Т.М.: Хочу все-таки донести свою позицию. Соглашаясь с тобой, я хочу подчеркнуть, что главное — жизнь человека. Ты пишешь, выбор офицера «личный комфорт или честь». А где его честь, в ГУЛАГЕ? Ради чего? Судьбу не затрагиваем, это табу.

Это как кролик с честью идет в пасть удава. Самопожертвование ради чего?. Я понимаю действия во спасение кого-то или чего-то, как опосредованное ради кого-то. Примеров много и я восхищаюсь людьми сильными духом. Но: Был случай в 70-е, когда парень погиб спасая трактор. Не осуждая его поступок — подвиг, задумаемся, а равноценны потери ли? Трактор и жизнь. А в Бенгальском заливе он был бы счастлив с женщиной, детьми и нашел себе достойное применение (даже управлять автобусом), но не сломленный. Просто жил. Единственный аргумент против меня — это присяга и неинформированность. Ты тоже давал присягу? — Я нет, может нас разделяет мощь этого события?

О.А.: Мы снова на Бенгальском заливе. — Хорошее место! Что-то туда притягивает. И, все-таки, даже тень ГУЛАГа не вижу там, он появился после, это уже была судьба, которую не выбирают. «Кролик с честью идет в пасть удава»? — нет, удав появился случайно, кролик к нему не стремился. Но корове, с честью идущей на заклание, я буду аплодировать. Вся ее жизнь была посвящена именно этому событию, она родилась для того, чтобы в расцвете сил и лет взойти на эшафот. Она выполняет свое предназначение, «идущая с честью» постигла смысл собственной жизни и приняла его. Как и те организмы, которые погибают при спаривании, к которому стремятся. — Цель и смысл их существования — дать потомство, после чего смысл исчерпан, жизнь завершается.

В Советском Союзе было много более ценного, чем жизнь человека — тот же трактор. Отдельный человек — ничто. Общество и все, что с ним связано имеют безусловный приоритет и значение. Понятие «Герой» существует и на Западе. По сути, это всегда действия с риском для жизни во благо социума. А цена этого «блага» относительна. Быть может, спасенный трактор соберет урожай, который прокормит тысячу человек, без чего они погибли бы от голода. Т.е. хочу сказать, что понятие «Герой» — абсолютное, это всегда риск или жертва единичного во имя всеобщего. Неважно, что надо спасать, времени на раздумья нет, здесь действуют интуитивные и инстинктивные побуждения, привитые соответствующим воспитанием…

Однако, я далеко отплыл от берега, как бы не утонуть, возвращаюсь. Присяга — формальность. О ней много говорят, но это всего лишь документ с подписью о том, что принимаешь не очень честные по отношению к индивидууму правила игры. — И попробуй не подписать! — Нет, на того офицера имели влияния внутренние убеждения, внутренняя мораль, естественно, привнесенная извне при воспитании и обучении. Его мир со всеми сложностями и пороками — там, в Советском Союзе. Здесь он как слово, вырванное из контекста, которое может обозначать все, что угодно, взаимоисключающее, т.е. ничто. Или как слово не в своем контексте, что означает абсурд.


Жестокое танго — Олег Митяев

Юго-Восточная Азия.
Год сорок пятый. Война.
В прошлом недавнем гимназия,
Но как повзрослела она!
Девочка эта из Англии,
Внучка княжны и посла,
Сделала всё как в Евангелии
И офицера спасла.

Вывезла будто умершего,
В Индию борт отпросив,
Через начальника СМЕРШего,
И дальше — в Бенгальский залив.
Мнилась ему эвтаназия,
Но не сдавалась она:
И Юго-Восточная Азия,
И чья-то чужая страна.

Там за четыре года,
Как в кружке спирт разлитых,
Не изменилась мода
На френч и галифе.
Поёт без подзавода
С пластинки Марлен Дитрих
Для выпившего сброда
На берегу в кафе.

Туфель полет парусиновый,
Воздух пропитан тоской.
И самолетов бензиновый
Запах дороги домой.
<Здесь за морями и бедами
Мне не остаться с тобой.
Встретимся после победы мы.
Я — офицер боевой>.

Дугласа вздрогнули лопасти,
Вырвав у девушки зонт.
Ждал его в образе пропасти
Северо-Западный фронт.
Небо лазури и кадмия
И гон облаков-пелерин.
В день тот Советская армия
С боем входила в Берлин.

И встретила у трапа
<Маруся> в чёрном блеске
Не сына, не героя -
Предателя страны.
А дальше по этапу
Поля и перелески,
И облаком над строем
Норлаговские сны.

Сроки когда-то кончаются.
Смерть откружила над ним.
Он не погиб, не отчаялся,
Но воротился другим.
Оттепель кружит над глобусом,
Что-то Хрущев нам кричит:
А он управляет автобусом,
И дома все больше молчит.

И только засыпая
К Бенгальскому заливу
Он может опускаться,
И девушка к нему,
Открыто улыбаясь,
Идет неторопливо.
И долго просыпаться
Не хочется ему.

Там за четыре года
Как в кружке спирт разлитых
Не изменилась мода
На френч и галифе
Поет без подзавода
С пластинки Марлен Дитрих
Для выжившего сброда
На берегу в кафе.

10.09.2013

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1806


Добавить комментарий