Счастье и свобода

…Вместо меня вопрос решил случай. И я подумал, что меня, человека слабого, тяготит свобода, когда нужно постоянно принимать решения. Это особенно тяжело, когда в вопросах некомпетентен, а надо выбирать. Как хорошо, когда вопросы ненужные, неинтересные или непонятные решают за тебя другие, — специалисты в соответствующих областях. Я думаю, что многие с этим согласятся и вся беда в том, что у каждого свои представления о том, что надо оставить в компетенции данной личности. Идеальным вижу общество не свободное, а такое, где каждый человек сможет сам определять границы собственной свободы с возможностью их изменять. «Человек рождается свободным» — было сказано буржуазными гуманистами. Это совершенно неверно. Новорожденный абсолютно зависим от окружающих, а своего внука в 13 лет мне приходилось убеждать в рациональности его несвободы, когда он ее начал сильно ощущать и возмущаться. На самом деле, нам бы хотелось, чтобы как в детстве, все вопросы решались бы сами собой, чтобы некие силы оберегали нас от неблагоприятных внешних воздействий и разрушительных эмоциональных внутренних порывов. Ошибка гуманистов была в том, что несвобода у них была однозначно связана с принуждением, против которого они и возражали. Но это не обязательно. Запрет не всегда означает требование принять альтернативу, тем более, что обычно она не одна, их много. И часто хочется, чтобы тебя уверенно вели туда, где хорошо. Главное — в это поверить, в этом убедить, что в какой-то мере получалось у известных тоталитарных режимов. В Германии и в России они вели вперед, в светлое будущее, лишенное современных нелепостей, решительно отсекая все, что мешает этому движению. Человеку трудно самостоятельно нащупать дорогу к свету, ему надо в этом помочь. Другое дело, что ведущий должен при этом быть безупречно чист, безгранично умен и силен, как Бог. В социалистической системе все взаимосвязано, в ней нет ничего абсурдного, как бы это ни казалось со стороны. В своем идеальном варианте — это лучшее, что может желать для себя человек.

В счастье купаются, ныряют, погружаются, а тревоги надвигаются, нарастают, накрывают, поглощают и тянут на дно. Счастье — солнечное, яркое, воздушное, беда — тяжелая и мрачная. Таковы языковые конструкции, четко определяющие состояния. Но есть и такие определения, с которыми можно спорить. Одно их таковых — мимолетность. Я возражаю против мимолетности, утверждаю за счастьем вечность. В качестве доказательства прилагаю поговорку «Счастливые часов не наблюдают» и популярную цитату из «Фауста»: «Остановись, мгновенье!…». И по собственному опыту тоже знаю, что мгновения счастья вне времени и пространства. Это как в физике и космологии — при скорости света и вблизи сингулярности время внутри замирает, а для внешнего наблюдателя идет как всегда. Видимо, там размещаются области внеземного блаженства. Иные теории утверждают субъективность времени и свзанных с ним ощущений. Такая традиция идет еще с древних времен. Обращаюсь к первоисточнику украинской и европейской цивилизации — к древнегреческому автору.

Софокл. Царь Эдип

В жизни счастья достиг ли кто?
Лишь подумает: «Счастлив я!» -
И лишается счастья.

Я читаю это так, что сама мысль о счастья мгновенно его низвергает. Думать о счастье — выйти за его пределы, рассматривать со стороны. Счастье ощущается только постфактум. По моим наблюдениям, не ощущается не только счастье, но и некоторые виды страданий, и совсем не ощущается отсутствие свободы. Мы с состраданием и сопереживанием относимся к жившим в сталинские времена. Но я не нахожу следы такого отношения в архивах, которые сейчас разбираю. Представления о несвободе могут быть привнесены только извне. Современники «от первого лица» об этом ничего не говорят. Как и я не говорю Абрамсону из Америки о своей тяжелой жизни, об угнетении, о ненависти к антинародному режиму. Мои речи не соответствуют его ожиданиям и представлениям. Также и люди на Украине удивляются нашим вопросам — «как вы там живете?» — «Нормально!, как всегда, это ваши телепрограммы придумали наш кризис». В 30-е годы тов. Сталин сказал: «Жить стало легче, жить стало веселее». — И это действительно было так, насколько могу судить по воспоминаниям современников. Хочу заметить, речь у него не идет о счастье, — только о том, что можно ощутить — легкость и радость бытия. Счастье — впереди, в недосягаемом коммунизме. И его метафизичность сродни божественному пространству, тоже была правильной. Н.С.Хрущев загубил идею, спустив ее на землю утверждением: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Тогда уже практически сразу стало понятно, что нет, — не будет!

Думаю, самые счастливые и свободные люди живут сейчас в Северной Корее. И не могу уверенно сказать: — «Я не хочу такого счастья!». Хотя бы по той причине, что в некотором ракурсе моя жизнь тоже тяжелая и беспросветная (так считает МА). И если мои ощущения — обман, я выберу, если будет позволено, обман погружения в счастье. Понимаю, что должен бы думать об эфемерном рае. Но не думаю, поскольку и на земле тоже неплохо жить. «Оптимист рациональный» — сочетание странное, но готов приложить его к самооценке.

Итак, счастье «вечное» оттого, что оно вне времени, оно субъективно и всегда ощущается только со стороны, как «потерянный рай». Ощущается по истечении времени, уже за пределами блаженного состояния. Свобода, как состояние, похожа на счастье. Она также субъективна и эфемерна в рациональном понимании мироустройства.

По поводу свободы хочу добавить, что часто она меня раздражает. Как раздражает реклама, предлагающая выбрать из множества товаров один. Я ничего не хочу выбирать, изучать, сравнивать. Я хочу жить в своем мире, но не в том, куда меня пытаются втянуть. А когда мне что-то действительно нужно, предпочел бы, чтобы меня выслушали и дали без лишних вопросов, то, что попрошу. Стараюсь избегать супермаркеты, где множество товаров разложено по полочками и нет товароведа-консультанта — иди, выбирай, никто не повлияет на твой свободный выбор! И так на каждом шагу, вплоть до выборов президента. Ну, кандидатов в президенты я еще как-то различаю, но более мелкие люди, в местную администрацию, например, мне глубоко безразличны и останутся в таком качестве, пока не случится какая-нибудь неприятность на этом уровне…
21.11.2014

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 925


Добавить комментарий