Лидер
Культ личности (по Г.Маркесу)
Обожествление личности, облеченной властью, имеет некоторые объективные основания. Личность, получившая власть, теряет свою прежнюю индивидуальность, она становится персонификацией коллективного сознания, в частности, государства. Какая бы власть ни была у властелина, — вплоть до абсолютной власти, — в делах государственных он не может, не имеет права действовать по собственному разумению — только сообразно обстоятельствам. Волюнтаризм неизбежно приведет к отстранению от власти. Возвышается не человек, возвышается символ государственной власти, в качестве которого выступает этот человек.
27.01.1998.
Политика. Преодоление «человеческого начала»
Благими намерениями вымощена дорога в ад», но «Нет худа без добра». К сожалению, реальность такова. Вероятно, нет такого пути к прекрасной заветной цели, который не сопровождался бы отвратительными сопутствующими явлениями. Хорошо, если таковые можно предвидеть, просчитать, взвесить и выбрать — быть может сама цель захлебнется в своих следствиях. Но обычно это происходит постфактум.
Иногда видно сразу — дорога трудна и опасна, но другой дороги нет. Значит, надо закрыть глаза на все, что происходит вокруг, и двигаться вперед. Всегда найдется такой лидер, который на это способен — (психологические) возможности человека безграничны. «Ленин любил детей». Возможно, это чистая правда. Не думаю, что он заранее планировал массовые расстрелы. Просто у него «не дрогнула рука», когда таковые потребовались для успеха начатого дела, которому он посвятил свою жизнь. Вегетарианец Гитлер, возможно, тоже не был кровожадным.
Я не хочу оправдать этих лиц. Оправдание невозможно хотя бы потому, что они в конечном итоге проиграли. А если бы это было не так? Если бы кто-то из них привел бы нас куда-нибудь в светлое будущее? Стали бы счастливые потомки считать невинные жертвы, обильно устилающие начало великого пути? Думаю, что нет. Кто-то, конечно, вспомнил бы о «слезе ребенка». Но этот голос потонул бы в перечне выдающихся достижений великого человека. Примеров в истории достаточно. Петр Первый — фигура в этом смысле одиозная, но в нашей памяти — «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник «.
История всех рассудит. По-своему.
11.11.2009
О королевах
У королевы такая должность — быть «стервой и сво.». Это функциональная единица, которой поклоняться необходимо «по протоколу». Человек существо очень рациональное, он будет любить то, что от него потребуют любить. Меня умиляет рассказ о добродетельной старушке, которая в Средние века при сожжении грешницы подбежала к костру и бросила в него свои веточки, припасенные заранее. — От всей души!, никто не принуждал и не ждал, она сама хотела быть причастной к большому благому делу.
Королеву любят всей душой — как лидера на вершине иерархии, как человека, и как женщину — тоже любят. Это любовь, она иногда принимает вполне реальные «человеческие» формы (королева и ее фаворит), но все-таки любовь немножко другая. Она сродни любви к спортивному клубу «Зенит» или к символам, имеющим человеческое обличие — к футболисту Аршавину, к Элвису Пресли, к певцу Баскову — у них, вероятно, немало реальных поклонниц, готовых «любить по-настоящему». Это любовь «без кавычек», но мне больше нравится, когда обычную женщину любят как королеву. — Тот редкий случай, когда лучше «казаться», чем «быть». И когда «обычную женщину» любят «как королеву», то весь вопрос в том, что первично, — она изначально была королевой, и ее полюбили, или наоборот, она стала таковой.
28.10.2013
Корлевы популярны. Есть песня М.Магомаева «Королева красоты» (теперь называется «мисс Вселенная») — Нет, мы ищем другую Королеву! И хотя на конкурсах пытаются отсеять кандидатов на «Мисс» по другим признакам, задавая «умные вопросы», меня эти королевы не вдохновляют. Есть, конечно, симпатичный сказочный образ «Снежная королева», но у нее были не очень простые отношения с Каем, с которым я себя немного отождествляю. «До кучи» можно еще вспомнить фильм «Королева бензоколонки» и (что-то современное) «Королева клонов». Есть еще мелодрама, популярная в 60-х «Королева Шантклэра» (про певицу кабарэ). — В общем кандидатов на хороший прообраз не видно. Есть, конечно реальные королевы: Виктория, Елизавета, Екатерина, но я их недостаточно знаю, и не все в них такое положительное, чтобы ставить как образец. Т.е. с королевами плохо, выбора нет. (С королями проще!)
30.10.2013
Зачем кандидатам в «королевам красоты» задавать «умные вопросы»? — казалось бы, оценивается совсем другие качества. — Значит, одно с другим связано. У нас, конечно, там по всем пунктам профанация, но мне всегда нравится говорить об идеальном, — не о том, что есть, а как это должно бы быть. — Советское воспитание!
Пытался вспомнить имя умной древней красавицы-царицы, но кроме Клеопатры (а она известна по другому поводу), вспомнил только древнюю поэтэссу Сапфо. И почему-то сразу выплывает Анна Ахматова. Читал ее, читал и М.Цветаеву, но женские стихи увлекают меня не так, как Тютчев или (например) Маяковский. Казалось бы, стихи не имеют рода — мужского, женского или среднего, но получается, что во всем присутствуют половые признаки.
01.11.2013
Диктатор
Любая совместная деятельность (бездеятельность тоже) ограничивает свободу. Сразу возникает вопрос о границах, субординации, полномочиях и т.д. Два человека — уже социум (кроме семьи, где «муж и жена одна сатана»). Очень несвободен большой начальник, ему приходится учитывать разные интересы многих лиц. Когда этого нет, он становится диктатором. Диктатура проще. Она возникает из лени, неспособности или из необходимости сосредоточить внимание на другом. Я люблю свободу, я одиночка, индивидуал. Думаю, что если бы был начальником, стал бы жестким диктатором. Но Бог миловал (моих не родившихся подчиненных).
23.01.2014
Авторитет
1991 год, Архангельск, зал ожидания. Люди сидят на лавках, ждут. Одиночки сидят хмурые, погруженные в собственные мысли. Те, которые не одни, негромко беседуют. Зал небольшой, в нем стоит равномерный гул при небольшом движение. Вдруг в этот зал приходит мужчина лет 30-ти вместе с группой детей возраста 7-10 лет, человек 15. Как понимаю, это была некая секта, которые в то время были распространены. Мужчина (глава) был очень жизнерадостный, улибка не сходила с его лица. Он что-то громко говорил своей группе (что именно, сейчас не помню), и дети дружно заразительно смеялись. Они восхищенно смотрели на него, ловили каждое слово и были счастливы. Иногда говорил кто-то из детей. Мужчина внимательно слушал и вся группа слушала, потом он отвечал под одобрительные и восхищенные возгласы группы.
Меня поразила та картина. Это был островок счастья и радости в хмуром окружении. Это была группа, связанная ярковыраженной общей любовью. Каждый из них любил друг друга и все любили своего Учителя. Как это прекрасно! Казалось бы. Но при всем положительном проявлени их настроения, было здесь что-то болезненное, аномальное. Казалось бы, что может быть лучше такого единения учеников и учителя? — Не знаю, но что-то было здесь не так, хотя никаких возражений по формальным признакам я не нашел. И я подумал, что есть некоторая грань отношения учеников и учителя, за которую не надо заходить. По причине слишком большого влияния одного на всех остальных. Я не могу верить этому человеку. Нет причин сомневаться, но и верить тиоже не могу. Т.е. при других обстоятельствах это можно было бы допустить или даже приветствовать, когда личность учителя не вызывает сомнений, как и направление, куда он ведет свою паству. Но есть в таком отношении элемент субъективного. Как мы знаем, что даже освященный общественным признанием авторитет нельзя признавать безусловно.
Как вывод, следовало бы действие осудить, сославшись на правило: «Не сотвори себе кумира» , т.е. нельза подпадать под влияние авторитетов, любых авторитетов, они могут привести не туда. Но это утверждение абсурдно, поскольку вся наша жизнь такова, что только зримые и неявные влияния формирует то, что мы называем личность. Другого не дано. Значит, должен быть набор абсолютных общепризнанных кумиров-авторитетов, которым можно следовать, все остальное сомнительно. Еще небольшое усилие, и мы признаем, что плюрализм здесь не слишком хорош, и из набора авторитетов останется только один кумир, образец, достойный подражания, каждое слово кторого следует принимять к исполнению, можно без размышлений. И опять назовем его все тем же именем, Бог. (В советской религии — Ленин).
Вспоминаю недавний сюжет, когда судили некого сельского учителя по надуманному предлогу, за которого стеной стояли ученики. Передача вызывало удивление и возмущение действиями судебной власти. А сейчас подумал, что м.б там не все так просто, что были реальные причины оградить от него детей, но закон пришлось под это подгонять.
Нет правды на земле! Противоположности переплетены, их не разделить так, чтобы можно было сказать без оговорок: отлично!
15.03.2014
Власть
Михаил Пришвин о самоуправлении деревни, 3 июля 1917 г.:
- Бремя власти есть несчастье для человека!
- Самоуправляться деревня не может, потому что в деревне все свои, а власть мыслится живущей на стороне.
- Власть не от мира сего.
Все это совершенно соответствует моему представлению о власти — она не связана с человеком, все человеческое ей должно быть чуждо. Ее цель процветание государства (не народа, хотя обычно это взаимосвязано). На практике власть далека от этого идеала, отсюда — коррупция, воровство, «кумство» и многие другие неприятности. «Уголовное прошлое» не имеет значения для власти, в ней вообще надо освободиться от всех личных привычек и пристрастий, неважно, — хорошие они или плохие, — они человеческие. И что бы мне не говорили о государстве нового типа, ставящего на передний план интересы маленького человека, — не поверю! Мы, конечно, заботимся о нашей кошечке, чтобы ей было сытно и тепло, кастрировали, ч тоб не страдала в одиночестве, но кошечка здесь вторична, — в первую очередь, для себя стараемся. И также государство должно заботиться о своих гражданах, но главное — не они. Хорошо, конечно, когда им хорошо. Как полезно заботиться о добродушном настроении сильного потенциального врага.
23.02.2015
Решение
Бояться ситуаций не надо. Кргда-то я понял, что от руководителя требуется только одно, — принимать решения. Решая вопрос, он должен сказать «Да» или «Нет». В большинстве случаев не имеет значения, что именно скажет, но обязательно должен что-нибудь сказать, и все будет хорошо. А вот если ничего не скажет, начинаются проблемы.
09.04.2015
Авторитет
«Боится, — значит, уважает». Уважают сильного, почти по определению. Но надо помнить, что еще уважают умного. Когда-то читал воспоминания бывшего зека, политического, который потом стал писателем. Не помню, к сожалению. фамилию, но возможно, история стандартная. Ему удалось завоевать некоторый авторитет среди уголовников благодаря способности четко понять и объяснить возникающие ситуации Значит, есть два способа прийти к желанному, а иногда и необходимому авторитету, — посредством силы или ума. Есть поговорка: «Сила есть, — ума не надо». Вероятно, справедливо и обратное.
18.04.2015
Начальник
Что бы мы ни говорили, но высокие социальные позиции всегда желанны и приятны. Сергей своим рассказом слегка разворошил такую тему. Я хотел написать комментарий, но понял, что нового не скажу, и по основным позициям у нас нет расхождений. Пытаясь написать, я начал с констатации того факта, что человек — существо социальное в весьма высокой мере (м.б., процентов на 90). Это значит, что истинные родители человека — не всегда биологические отец и мать, а люди, которые ввели его в социум (человек рождается в подростковом возрасте). Соответственно социум человеку не может быть безразличен, всегда есть желание влиять на него, для чего необходимо высокое положение…
- Так говорит ХО, никогда не ставивший цели взять командные высоты. Наверно, не от нежелания, но от ясного сознания несоответствия сложившегося собственного биосоциального типа необходимым для возвышения условиям. Т.е. позиция вынужденная. В свою очередь, наблюдал «хождение во власть» двух человек. Власть была малая, в пределах собственного бизнеса над исполнителями, но я мог видеть, насколько это человеку приятно.
Одна из таковых — Любовь Владимировна, у которой я работал с 2002-го года, пока не перешел к МА. У нее был коллектив, человек 6-7, в нем ее превосходство было безусловным, сомнениям не подвергалось. Но денег было больше, чем власти, соответственно капиталу росли амбиции. Ей казалось (а возможно, так и было), что она влияет на кадровую политику рыночной администрации. Во всяком случае, ее уважали, с ее мнением считались. Так было не более пяти лет. Потом она разорилась, работала продавщицей у своей заклятой подруги МА и через несколько лет умерла.
Впрочем, я и сам года два был в роли начальника, когда тоже затеял свой бизнес. Одна из работниц (по имени Елена) называла меня не иначе как «шеф» и всегда подчеркивала мое «социальное превосходство». — Чушь ужасная, но слышать было приятно.
23.07.2015.
Лидер
Прежде чем двинуться в путь по направлению к Лидерству, подумал, — а как называется лошадка мужского рода? Вспомнил про коня и жеребенка, но они не ассоциируются с работой. Жеребенок приятный, но из него вырастает жеребец. — Какая-то странная ситуация отразилась в языке, как будто мужское существо не склонно к работе, его амплуа — скакать, красиво и быстро. Не годится на роль лидера ломовая лошадь.
Итак про лидерство, что я могу сказать? — Никогда не был лидером, потому буду говорить о том, чего не знаю. Прежде всего, хочу предположить, что лидерами не становятся, лидером надо родиться. Это не значит, что для не родившихся путь закрыт, просто для них он будет тяжелым. Не зная ничего про соответствующую науку, попробую рассказать про свое видение лидера.
Прежде всего, это должен быть авторитет. Он знает или понимает много больше меня в той области, которая нас связывает, и доказал это уже неоднократными примерами. Я пойду за ним, если в него поверю. Значит, лидерство предполагает формирование веры. Однако, вера шире реальных действий, для нее не обязательно нужны чудеса (т.е. наглядные примеры). Достаточно говорить уверенно, возбуждая эмоциональные струны, чтобы тебе поверили.
Следует разделить лидера, увлекоющего за собой одного или немногих и ведущего большие массы. Поскольку индивидуум и масса сильно различаются, различаться будут и лидеры. Если в первом случае лидер должен быть настроен на определенную волну или на большой волновой спектр, то во втором, — он должен удовлетворять потребности масс, чувствовать «толпу». Исследлователи говорят, что толпа примитивна, для нее достаточны простые, всем понятные лозунги, типа «Власть — советам!». Но чем меньше коллектив, тем выше его интеллект и как было отмечено, наивысшими способностями должен обладать лидер для одного человека или малой группы работников. Здесь надо не ошибиться, — нельзя с коллективом разумным обращаться как с толпой.
У меня был лидер Абрамсон. Я признавал его безусловное превосходство, связанное с возрастом (+8 лет), образованием и социальным положением. В нем, как в лидере, были качества, связанные с самим человеком, а были привнесенные, социальные. Мне импонировала его «демократичность», он никогда не обнаруживал дистанцию, мы говорили на равных. Общие интересы, общая увлеченность. Лидер, вероятно, должен быть непременно увлечен идеей, которой увлекает других. Возможно, это самое необходимое качество.
17.09.2015.
Герой
Героев осаждают представители СМИ. Представляю, как надоедает каждый раз повторять одно и то же. — Расскажите, что вы чувствовали в тот момент? И герой говорит, что он просто занимался своим делом. Не будучи героем, я все-таки представляю, что для этого нужно, — неравнодушие к делу, т.е страстное желание успеха и хорошая голова. А вредит, — высокое чувство собственного достоинства, которое почему-то иногда опасаются потерять. Мне кажется, оно или есть, или его нет. Потерять можно только приобретенное, т.е. ненастоящее.
О сцене. Она возвышается над уровнем пола, зритель смотрит снизу вверх на своих кумиров. Наверно так и должно быть, — геометрическое возвышение способствует социальному. Возвышение (пространственное) имеет «утилитарное» значение — иначе не видно издалека. Руководители вещают с трибун. Но это не единственный вариант. Еще древние придумали Колизей, амфитеатр, когда действие, наоборот, происходит внизу. Там проходили бои гладиаторов…
Среди гладиаторов тоже бывали герои, даже среди побежденных. Именно на тех диких зрелищах оттачивались понятия чести, самоотверженности, героизма, нравственности, умных сценариях обороны и нападения. Известно, что война всегда способствовала развитию науки и техники. Но если покопать и подумать, не найдем ли мы истоки нравственности все в тех же военных играх? Земная цивилизация — порождение милитаризма. Оттого контакты с иным разумом представляются как «звездные войны».
Понятие «Герой» имеет несколько воплощений. Это, прежде всего, преодоление страха, угрозы личных неприятностей во имя «общего дела» — вне зависимости от исхода. Другое значение фокусируется на положительном исходе важного дела, и все, кто способствовал успеху, имеют статус героя. Но есть еще литературные герои. Задумался, — откуда они появились? — Предполагаю, что это наследники театральных героев, которых так называли потому, что они были популярны, о них говорили. И возможно, театр первым начал принижать значение слова, — в нем были и отрицательные герои. В романе «Герой нашего времени» уже нет безусловного позитива главного героя. (Впрочем, мне его было более чем достаточно). И, наконец, появляются кавычки, которые иногда даже не ставят (например: «Страна должна знать своих героев»), предполагая, что об иронии достаточно говорит контекст.
21.11.2015.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.