Русская одиссея

«Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру

Вверившись, поплыл».

Гомер. «Одиссея». Песнь пятая

 

В наше время трудно удивить кого-либо чем-то новым, неожиданным. Тем не менее, есть страницы истории, которые смело можно отнести к разряду малоизвестных.

Многовековая история русского мореплавания тоже хранит немало интересных и романтических страниц. Одни из них широко известны читателям, другие скрыты от них плотной завесой всевозможных тайн и недомолвок. К таким малоизвестным страницам относится плавание группы русских людей вокруг Старого Света (Азии, Африки и Европы) в 1771 году во главе с польским конфедератом Бенёвским. С географической и исторической точки зрения главное его значение состоит в том, что русские люди, на российском судне, ведомом русскими штурманами, впервые в истории мореплавания России, задолго до Первого кругосветного плавания русских кораблей под руководством И. Крузенштерна и Ю. Лисянского (1803–1806), прошли по Тихому океану и Южным морям и побывали в местах, где до этого не проходил ни один корабль европейских держав.

В этой истории самым неожиданным и тесным образом переплелись судьбы людей разной национальности и разного социального положения, да что там людей или их групп – многих народов!

Для меня ознакомление с ней началось в начале 90-х годов прошлого столетия. Как-то, читая исторические очерки по освоению русскими побережий Тихоокеанского бассейна, мое внимание привлекла маленькая заметка о бунте ссыльных на Камчатке в 1771 году. Вскользь говорилось, что в последующем бунтовщики на галиоте – утлом суденышке для каботажного плавания, совершили переход по Тихому океану и добрались до Макао, далее, обогнув Старый Свет, прибыли в Европу, в последующем побывали на Мадагаскаре. Мне захотелось узнать более подробно об этом событии и его участниках. Сбор сведений осуществлялся в полном смысле слова по крупицам. Найденный материал зачастую был противоречивым, что только подогревало мой интерес. Попутно выявлялись сведения, касающиеся пиратства на Мадагаскаре и планируемой Петром I экспедиции на этот остров, что тоже было ново и достаточно интересно. Постепенно я узнавал все новые и новые подробности, и, в конечном итоге, мне представилась захватывающая история одного из малоизвестных плаваний русских людей в Южных морях в те далекие годы и полная приключений жизнь его участников.

При этом хочу отметить, что, отводя Бенёвскому много места в повествовании и отдавая ему должное как организатору и руководителю плавания, всё же именно русские штурманы галиота, на котором совершалось плавание, сыграли важную, если не главенствующую, роль в успешном его завершении, и в дальнейшем, подтверждая это, прославили свои имена географическими исследованиями и открытиями.

Заранее прошу извинения, если получилось слишком длинно – тому виной обилие собранного материала, прямо или косвенно касающегося этого плавания, и отсутствие у автора умения писать коротко.

После такого вступления приступим, читатель, к ознакомлению с самой историей 245-летней давности и ее героями.

Бенёвский. Начало пути

Порой жизнь и судьба одного человека настолько тесно переплетаются с историей не только своей страны, но с жизнью и судьбой, казалось бы, совсем не имеющих к нему никакого отношения отдельных личностей и целых народов, что поневоле наводит на мысль, что эта жизнь и эта судьба принадлежат разным людям, живших в разные времена, – настолько она наполнена яркими, фантастическими и, зачастую, противоречивыми событиями.

К таким людям по праву можно отнести Морица Августа Бенёвского (Мауриция Августа Бениовского).

В 1741 году, на втором году войны за Австрийское наследство, в Прикарпатье, в имении – словацкой деревне Вербово (в нынешней Венгрии), в семье графа и генерала австрийской армии, поляка по происхождению, и венгерской баронессы родился мальчик, которого нарекли Морицем.

Война за Австрийское наследство (1740-1748) – война коалиции Франции, Пруссии, Баварии, Саксонии, Испании, оспаривающих наследственные права Марии-Терезии на владения австрийской короны, против Австрии, поддерживаемой Англией, Голландией и Россией.

Как и многие юноши из состоятельных семей того времени, он получил хорошее образование. Знал латинский, французский, немецкий, венгерский и словацкий языки, впоследствии овладел русским и английским, изучал географию и историю1.

Обладая пылким, независимым характером, уже в 15 лет принял участие на стороне Австрии в Семилетней войне.

Семилетняя война (1756-1763) была вызвана обострением борьбы Англии и Франции за колонии и столкновением агрессивной политики прусского короля Фридриха II с интересами Австрии, Франции и России.

М.А. Бенёвский

В ходе военных действий молодой человек получил познания в артиллерии и фортификации. 25 августа 1758 года участвовал в кровопролитном сражении под Цорндорфом2. Проявив храбрость, был отмечен, удостоился офицерского звания.

Карьера военного складывалась весьма удачно. Однако, поссорившись при разделе имущества с двоюродными братьями, вознамерился изгнать их из имения. Для этого собрал отряд и, применив силу, добился своего. Родственники нажаловались венской императрице Марии–Терезии, которая повелела конфисковать имение Бенёвского, а его самого отдать под суд, причем среди обвинений значилось и обвинение в церковной ереси3.

Не дожидаясь суда, Бенёвский бежит и поступает в Данциге матросом на торговый корабль. Несколько лет плавал на различных судах, посетил порты Германии, Голландии и Англии, получил познания в морском деле.

Его карьера моряка была прервана в марте 1768 года приглашением вступить в армию польских конфедератов, поднявших мятеж против короля Станислава Понятовского и царской России. Приглашение Бенёвским было принято, и уже в звании полковника он становится участником этой войны.

Этот вооруженный союз польской шляхты вошел в историю под именем Барская конфедерация, по названию города Бар, где она была создана.

Но долго воевать ему не пришлось. В апреле он попал в плен к русским, и был отпущен на свободу под честное слово (вот как даже бывало!), что воевать на стороне конфедератов не будет. Однако слово свое не сдержал и вновь взялся за оружие, но уже в звании генерала артиллерии.

В мае 1769 года Бенёвский опять попадает в плен к русским и по приговору суда ссылается в Казань на поселение. Там он подружился с местным ювелиром и так удачно повел свои дела, что нажил значительное состояние. Но с положением ссыльного мятежная душа Бенёвского смириться никак не могла, и вскоре оттуда он бежит вместе с другим конфедератом – шведом Адольфом Винбланом.

Прибыв в Петербург, они, назвавшись отставшими английскими матросами, нанялись на купеческое судно, отходившее за границу. Однако капитан судна, заподозрив их в недобрых намерениях, сообщил полиции о подозрительных личностях. Беглецы были задержаны, опознаны и решением комиссии Сената приговорены к ссылке на Камчатку, в Большерецкий острог.

В декабре 1769 года вместе с полковником И. Батуриным, осужденным за попытку дворцового переворота против Елизаветы Петровны, поручиком В. Пановым и помещиком Московской губернии И. Степановым, сосланными тоже за попытку свершения дворцового переворота, но уже против Екатерины II, Бенёвский и Винблан были отправлены по этапу на Камчатку…

Весь путь ссыльных проходил в крайне тяжелых условиях, в лишениях, голоде и холоде.

Дорога от Петербурга до Якутска, местами труднопроходимая, была к тому времени уже проложена. От Якутска же до Охотского острога дорога была очень примитивная, подвергавшая путников многим испытаниям: вьючная тропа через горы, таежные топи и болота, почти по безлюдным местам (впоследствии эта тропа постепенно стала превращаться в тракт, известный в истории под названием Охотского). Шли по бездорожью, а зимой, в трескучие морозы – по нехоженому толстому слою снега, летом – по труднопроходимой тайге и тундре, окруженные тучами гнуса4.

В октябре 1770 года, после почти одиннадцатимесячного следования по этапу, Бенёвский и его товарищи были доставлены в Охотский острог.

Вскоре морским путем они прибыли в конечный пункт – Большерецкий острог, одно из первых поселений на Камчатке. В Большерецке к тому времени находились и другие ссыльные, в том числе бывший камердинер регентши Анны Леопольдовны А. Турчанинов, гвардии капитан П. Хрущов, поручик С. Гурьев, лекарь Мейдер, сосланные сюда в разные годы за подготовку дворцовых переворотов.

Вид Большерецкого острога конца XVIII века

В Большерецком остроге в то время проживало 90 жителей, имелось 35 обывательских домов, канцелярия и командирский дом, в котором с семьей жил комендант острога капитан Григорий Нилов. Гарнизонную службу несли 70 солдат, из которых 40-50 всегда находились в разъездах5.

Общительный, образованный, владевший несколькими языками, с детства обладающий феноменальным даром убеждать людей, Бенёвский вскоре стал вхож в семью коменданта острога капитана Нилова, начал обучать его двенадцатилетнего сына. В доме Нилова он познакомился и подружился с сыном местного попа Иваном Устюжаниновым, который впоследствии стал его постоянным спутником.

Важным для развития дальнейших событий стало и близкое знакомство со штурманом Максимом Чуриным, начавшееся еще во время их пребывания в Охотске.

Мысль о свободе не давала покоя ссыльным. Бенёвский вместе с Петром Хрущовым разрабатывают план мятежа и побега, в который вовлекают 20 человек, в том числе командира галиота «Святой Петр» М. Чурина.

Максим Чурин был кадровым моряком, в 1761 году по направлению Адмиралтейств-коллегии прибыл в Охотский порт, много плавал, был единственным человеком во всем русском флоте, кто совершил три похода от Камчатки до Северной Америки и Китая.

В 1768 года на галиоте «Св. Екатерина» участвовал в секретной экспедиции под руководством капитана 2 ранга П. Креницына и капитан-лейтенанта М. Левашева по исследованию и описи только что открытых Алеутских островов. В состав экспедиции входил и Д. Бочаров – тоже будущий герой нашего повествования.

Вид Большерецкого острога конца XVIII века

Зимовка 1769 года группы П. Креницына у восточного побережья острова Унимак выдалась очень тяжелой, от цинги умерли тридцать пять человек. Весьма напряженными были и отношения с алеутами. По приказу Креницына в сторону приближающихся алеутов стреляли из пушек или ружей6.

Чурин настаивал на изменении отношений с аборигенами, вступая в частые споры с руководителем экспедиции, в конечном итоге которым был отправлен в Петербург доклад с обвинением о неповиновении штурмана. Для Чурина создалась реальная перспектива угодить под суд.

По всей видимости, это обстоятельство способствовало принятию Чуриным решения о присоединении к заговорщикам. Так или иначе, но он и подштурман Бочаров добровольно оказались в составе их рядов.

В ночь на 27 апреля 1771 года мятежники силой захватили острог, арестовали сопротивляющихся. В схватке погиб комендант острога капитан Нилов.

К мятежникам примкнула часть местного населения и гарнизона. Восставшие захватили пушки, ружья, порох, другое военное снаряжение, запасы вина и продовольствия. В их руки попала и казна – около 7000 рублей, большие по тем временам деньги, около двух тысяч шкурок соболей, более 700 шкурок бобров…

Бенёвский объявил себя начальником Камчатки. Совместно с И. Степановым им было составлено обращение в Сенат, в котором они выразили свое несогласие с внутренней и внешней политикой Екатерины II7.

Вокруг Старого Света 

На плотах бунтовщики по реке Большой спустились к морю, к Чекавинской гавани. В это время там стояли два галиота: «Святой Петр», командиром которого был штурман Максим Чурин и «Святая Екатерина» под командованием подштурмана Дмитрия Бочарова. Беглецы захватили галиот «Святой Петр», на который погрузили три пушки, ядра, порох, ружья, меха, бочки с водой, 848 кулей с мукой и другое продовольствие и снаряжение.

Галиот «Св. Петр» – двухмачтовое парусное судно, был построен в 1768 году в Охотске. Длина его составляла 17,1 м, ширина 5,8 м, водоизмещение 200-300 тонн.

Несколько человек были взяты мятежниками на галиот силой, в том числе подштурманы Г. Измайлов, бывший в то время помощником у Д. Бочарова, и Ф. Зябликов.

Всего на борт было принято 70 человек: 63 мужчины и семь женщин.

12 мая галиот вышел в море, имея на борту только самодельную карту Курильских и Алеутских островов. (Впоследствии оказалось, что карта была настолько точной, с подробностями, неизвестными тогдашним картографам, что ее передали на вечное хранение в Академию наук).

С самого начала плавания Бенёвский установил жесткий порядок. Себя он объявил главнокомандующим, своим заместителем – Петра Хрущова. Командиром галиота и старшим штурманом был назначен М. Чурин. Все мужчины были разбиты на две вахты, возглавили их наиболее близкие Бенёвскому люди –  А. Винблан и В. Панов. Штурмана Чурин и Зябликов были в одной смене, Бочаров и Измайлов, однокашники по навигационной школе в Охотске, – в другой. Так случилось, что в дальнейшем морские и жизненные судьбы Измайлова и Бочарова будут неотрывно связаны друг с другом…

В ходе плавания группа матросов во главе с Г. Измайловым и Ф. Зябликовым предприняла попытку захватить судно у мятежников и повернуть обратно.

Бенёвский подавил вспыхнувший на судне бунт. Зябликов и матросы были биты, но оставлены на борту, а Г. Измайлова, камчадала А. Паранчина и его жену Лукерью высадили на один из необитаемых островов Курильской гряды8.

Люди долго бродили по острову пока не наткнулись на жилье, оставленное промышленниками, охотившимися на котиков. Там оказались некоторые запасы продовольствия, огниво, позволившие «робинзонам» кое-как сводить концы с концами. Через год, в июне 1772 года, к острову подошло судно с промышленниками, которое и забрало находившихся там людей. С прибытием на Камчатку они были арестованы и препровождены в Иркутск для проведения следствия…

Тем временем, миновав Курильскую гряду, галиот с беглецами взял курс на юг. Долго шли этим курсом, испытывая все нарастающий недостаток в воде и терпя лишения от жары и перенаселения судна. Начали пить морскую воду, еще более усиливавшую жажду. Не раз попадали в жестокий шторм и были на краю гибели. Через два с половиной месяца плавания, в конце июля 1771 года, галиот подошел к берегам Японии – к одной из бухт на северо-восточном побережье острова Сикоку. Это было одно из первых посещений русскими Японии.

Из чувства мести к России и желания составить о себе хорошее мнение, Бенёвский через голландских капитанов посылает императору Японии карту Камчатки и письмо, в котором выражал благодарность за оказанную ему японцами помощь в обеспечении продовольствием и предупреждал о якобы имеемой у него информации об угрозе захвата Японии Россией9.

Местные жители отнеслись к экипажу галиота враждебно. Это побудило экипаж идти дальше. Штурманы вели галиот вдоль субтропических островов Рюкю, ориентируясь по перерисованной от руки карте Тихого океана, составленной из различных книг, и с ограниченными возможностями навигационных приборов: магнитного компаса, простейшего лага, лота, песочных часов и квадранта для взятия высот светил.

В середине августа галиот бросил якорь у одного из островов в центральной части архипелага Рюкю. Мягкий климат, обилие фруктов так понравились беглецам, что часть экипажа – восемь человек – отказались идти дальше и остались на острове.

Галиот пошел дальше и 28 августа 1771 года прибыл на Тайвань. Жители вначале приняли их вполне миролюбиво, однако на второй день, когда часть экипажа наполняла в устье реки бочки водой, неожиданно напали на них. Трое из экипажа были убиты, трое других ранены. В отместку деревня была обстреляна из пушек, убито несколько человек10.

Над могилой погибших членов экипажа оставили запись: «Здесь лежат русский дворянин Василий Панов, благородный от рождения, известный своими заслугами, верный друг Мауриция Беньовского, и два его товарища, Иван Логинов и Иван Попов, предательски убитые жителями этого острова 29 августа 1771 года»11.

Срочно покинув остров, галиот в середине сентября в Тайваньском проливе был захвачен сильнейшим тайфуном и вновь оказался на краю гибели. Штормом его вынесло к китайскому городу Чен-Чеу. Отсюда беглецы, выгодно сбыв меха купцам и пополнив продовольствие, направились в португальскую колонию Макао (Аомынь). Это было первое посещение русскими этой португальской колонии. Здесь Бенёвский продал галиот местному губернатору Сальданьи, что вызвало нарекания у многих участников плавания, потерявших из-за этого веру в успешное завершение одиссеи. В знак протеста судно покинул И. Степанов12. К тому же не заставила себя долго ждать и новая беда: тяжелые условия плавания, болезни и неблагоприятный климат унесли жизнь пятнадцати человек, в том числе командира галиота Максима Чурина и одного из штурманов – Филиппа Зябликова. Беглецы задержались в Макао около четырех месяцев13

Вскоре Бенёвский узнает, что в Европу собираются следовать два французских фрегата. Договорившись за соответствующую плату, часть экипажа галиота вместе с Бенёвским разместилась на фрегате «Дофин», другая часть – на фрегате «Лаверди». 12 января 1772 года, уже в качестве пассажиров, камчатские путешественники отправились в вояж по Южно-Китайскому морю, Индийскому и Атлантическому океанам. 4 февраля корабли пересекли линию экватора. Так русские люди впервые оказались в Южном полушарии. 16 марта 1772 года фрегаты прибыли в Порт-Луи на острове Иль-де-Франс (Маврикий) в Индийском океане. Пока исправляли такелаж и пополняли запасы воды, русские пассажиры знакомились с островом.

Остров Маврикий с его крепостными укреплениями играл, подобно Макао для португальцев, большую роль в проникновении Франции в Индийский океан и далее на восток. Он служил опорным пунктом во франко-английской борьбе за колониальное господство в Индии и странах Юго-Восточной Азии14.

Будучи любознательным человеком, Бенёвский получает сведения о состоянии дел в этой французской колонии и на заинтересовавшем его таинственном острове Мадагаскар, где он посетил Форт-Дофин.…

4 апреля 1772 года фрегаты снова вышли в море, обогнули мыс Доброй Надежды и 18 июля 1772 года благополучно достигли порта Лорьян у западных берегов Франции. Таким образом, спустя четырнадцать месяцев после убытия с Камчатки, пройдя Тихий, Индийский и Атлантический океаны, беглецы оказались в Европе. К концу плавания в живых остались 37 мужчин и 3 женщины.

Мадагаскар. Конец пути

Остров Мадагаскар

В Париже Бенёвский от находившихся в эмиграции руководителей Барской конфедерации получает патент, подтверждающий его графство и генеральское звание, предлагает французскому правительству планы захвата островов Тайвань и Мадагаскар. Французское правительство, оценив способности и талант Бенёвского, сочло более целесообразным послать его для установления французского владычества на Мадагаскаре. Бенёвскому дали судно и людей, в числе которых были двенадцать человек из тех, кто следовал с ним еще от Камчатки.

14 февраля 1774 года судно под руководством Бенёвского вошло в бухту Антонжиль в северо-восточной части Мадагаскара – русские люди впервые оказались на этом острове.

Четвертый по величине остров мира – Мадагаскар – издавна был окутан ореолом загадочности, экзотичности, таинственности.

Его выгодное географическое положение в Индийском океане, обширные удобные естественные гавани с обилием продовольствия и пресной воды, массивы постоянно влажных вечнозеленых лесов с ценными породами деревьев создавали ему большие перспективы военного, экономического и политического характера.

Попытки португальских, голландских, английских и французских колонизаторов завладеть островом к успеху не приводили: ужасный климат, малярия и сопротивление туземцев делали тщетными их усилия.15

В ХVII и начале ХVIII века Мадагаскар был прибежищем для морских пиратов, контролирующих практически все перевозки в Индийском океане.

Крупные шайки Тейлора, Лябюза, Плантена в иные годы полностью перекрывали океан на сезон торговли, разрушая еще непрочные связи Европы с Востоком.

Остров был разделен между постоянно враждующими между собой племенами. Вожди племен зачастую приглашали пиратов в свои союзники при решении междоусобных конфликтов военной силой. Однако такие союзы быстро распадались: пираты, где только могли, захватывали власть в свои руки, держали население в страхе и создавали свои собственные «государства».

Но кроме грабежа, пираты вольно или невольно разведывали «белые пятна» на географических картах, когда ещё ни географических карт, ни самого термина «белые пятна» не существовало. А когда на картах появлялись отметки о труднодоступных и опасных местах, туда первыми попадали опять-таки пираты. Пираты открыли малоизвестные побережья Мадагаскара и острова близ него: Мадам и Сент-Мари (с 1977 года – Нуси-Бураха /Остров Женщин/).

Неистребимая любовь пиратов к свободе оказалась первопричиной одного из интереснейших эпизодов в жизни Мадагаскара.

А начиналось так. В бою с английским военным судном «Винчестер» французский корабль «Ла Виктуар», потеряв всех офицеров, прибыл в бухту Диего-Суарес в северной части Мадагаскара. Там команда решила посвятить себя поиску «свободы», и в качестве флага выбрали не черный флаг с черепом и скрещенными костями, а белый с девизом «Бог и Свобода».

На облюбованном месте начали строить укрепление, появились первые постройки. Часть экипажа продолжала заниматься морским разбоем, а часть сменила профессию моряка на сельскохозяйственные занятия. Появились маисовые поля, домашний скот. Люди строили дома, разбивали огороды. С окрестными деревушками завязали мирные отношения, местному населению было заявлено, что теперь, независимо от национальности, все они являются жителями города Свободы, и предложено назвать его Либерталия, а самим называться либерами, что по латыни означает «свободные люди».

Избрали должностных лиц. Была принята нечто вроде конституции, в которой говорилось, что жители Либерталии являются врагами расизма и рабства, и что все имущество и скот будут поровну распределены между всеми гражданами, и каждый получит в надел землю, которую будет обрабатывать. Так коммуна постепенно превращалась в подобие демократической республики.

Где-то между 1715 и 1720 годами на нее напали аборигены – город Утопия исчез в пламени и крови16.

В 1720 году объединенный военно-морской флот европейских государств прекратил монополию пиратского промысла в Индийском океане. Мадагаскарская пиратская «республика» распалась. А казнью властями главаря последней активной пиратской шайки француза Лябюза в 1730 году закончилась история «классического» европейского пиратства в Индийском океане и последнем их убежище – на Мадагаскаре и прибрежных островах. Уцелевшие от расправы пираты слились с местным туземным населением. Они женились на мальгашках, торговали, заводили плантации, были военными советниками у вождей племен.

Мальгаши – основная этническая группа населения Мадагаскара.

Все это происходило всего за 40-50 лет до прибытия Бенёвского – весьма малый срок в истории, меньше продолжительности жизни человека. Так что на Мадагаскаре в то время можно было встретить не только ближайших потомков пиратов, но и самих бывших «джентльменов удачи», образовавших этническую группу «зана малага»17.

А дух пиратства, да и само пиратство, и поныне, как мы знаем, процветают в этом районе Индийского океана…

Пейзаж острова Мадагаскар

Интерес к Мадагаскару проявлял и Петр I, в 1723 году в большой секретности готовивший экспедицию на остров в составе фрегатов «Амстердам-Галей» и «Кронделивде» под общим руководством вице-адмирала Даниеля Вильстера.

Вероятно, Петр I был недостаточно осведомлен о состоянии пиратства на Мадагаскаре, не знал о развале их гнезд на острове и об аресте англичанами Каспара Вильгельма Моргана – «короля мадагаскарского». Этим можно объяснить подготовленное им обращение и содержание письма к несуществующему «королю»: «Волею милостию, Мы, Петр Первый, Император и Самодержец Всероссийский и проч., и проч., и проч., Высокопочтенному Королю и владетелю славного острова Мадагаскарского Наше поздравление.

Понеже Мы заблагорассудили для некоторых дел отправить к Вам Нашего вице-адмирала Вильстера с несколькими офицерами: того ради Вас просим, дабы оных склонно к Себе допустить, свободное пребывание дать, и в том, что они именем Нашим Вам предлагать будут полную и совершенную веру дать, и с таким склонным ответом их к Нам паки отпустить ж позволили, какого Мы от Вас уповаем, и пребываем Вам приятель»…

Экспедиция, задуманная Петром I, по многим причинам не состоялась. Но уже само появление этого замысла, ее подготовка расширили кругозор мореплавателей: о плавании в Индийский океан русских кораблей стали говорить как о деле трудном, но вполне реальном18

Начав освоение Мадагаскара, Бенёвский привлек к себе часть туземного населения и потомков пиратов.

Он развернул строительство, начал прокладывать дороги, рыть каналы, насаждать грамотность. В отличие от завоевателей того времени, Бенёвский хорошо относился к коренному населению. Все это создавало ему непререкаемый авторитет среди местного населения19.

По всей видимости, не без содействия Бенёвского активно проводились исследования острова. Наиболее полные описания составил французский колонист Никола Мэер. Теми сведениями о внутренних частях Мадагаскара, которые опубликовал Мэер, европейцы пользовались вплоть до середины XIX века20. 

Получив неограниченную власть над северной и восточной частями острова, Бенёвский 10 октября 1776 года местной знатью был провозглашен Великим королем – ампансакабе21.

Деятельность Бенёвского, а также то, что декретом короля Франции вся монопольная торговля на острове принадлежала ему, вызвали активное противодействие колониальных властей. В результате многочисленных интриг, в том числе со стороны соперников на Иль-де-Франсе, правительство Франции решило отозвать Бенёвского, и в декабре 1776 года он покинул Мадагаскар.

Вернувшись в Европу, Бенёвский поступил на службу в австрийскую армию, а с июля 1778 года становится участником войны за Баварское наследство, развязанной Пруссией и Саксонией против Австрии.

Однако мысли о Мадагаскаре и королевском титуле не давали ему покоя, и вскоре он принялся за организацию новой экспедиции. Сначала побывал в Лондон, потом, в 1782 году, отправился в Соединенные Штаты Америки. Бенёвский был обаятельной личностью. Имея красивую внешность, элегантные манеры и будучи приятным в общении, он умел нравиться и мгновенно заводить полезные связи. Обладая гибким аналитическим умом, прекрасно играл в шахматы. Используя свои природные данные, он быстро находит поддержку у государственного секретаря Вениамина Франклина и богатых негоциантов Балтиморы, заинтересованных в африканском рынке.

Получив судно и необходимые средства, он вместе с двадцатью волонтерами в октябре 1784 года убывает на Мадагаскар.

В июне 1785 года, после восьмимесячного плавания, бывший король снова сходит на берег острова.

Восстанавливая после восьми с половиной лет отсутствия дружеские отношения с местным населением, Бенёвский принялся кропотливо создавать основы своего государства. В заливе Антонжиль строит укрепленное селение. Правителям Иль-де-Франса посылает официальное сообщение о своем прибытии, готовности сотрудничать с французской колонией, организации взаимовыгодной торговли и запрещении работорговли22.

Французов подобные требования никак не устраивали, и они посылают против него вооруженный отряд. 23 мая 1786 года в одном из сражений 45-летний Бенёвский был смертельно ранен. Так закончил свой полный приключений жизненный путь Мориц Август Бенёвский: граф, воин, генерал, потом ссыльный, бунтовщик, мореплаватель, политик и, наконец, король Мадагаскара.

Маршруты передвижения группы М.А. Бенёвского

Посмертная слава Бенёвского оказалась необычайно большой. Написанные им в свое время мемуары издавались в Европе и Америке, к сожалению, перевода на русский язык до сих пор нет. Жизнь его привлекала многих писателей.

Слово Валентину Пикулю: «Бениовский в свое время взбаламутил двор Версаля, задал хлопот и русской императрице; Джордж Вашингтон и Вениамин Франклин считали его своим другом; морская слава Бениовского соперничала со славой Лаперуза и даже Кука»23.

Русские люди.

Имена на морской карте

 

А мы возвратимся к русским людям.

После прибытия во Францию часть экипажа (семнадцать человек), в том числе штурман Д. Бочаров, пожелала возвратиться в Россию и, пройдя пешком 550 километров, прибыла в Париж, где передала российскому резиденту (послу) Н.К. Хотинскому прошение о возвращении в Россию и журнал с описанием своего путешествия, которые были доложены Екатерине II. Прочитав их, она простила беглецов, «ибо за грехи свои уже наказаны были, претерпев долгое время и положив свой живот на море и на сухом пути; но видно, что русак любит свою Русь»24. В сентябре 1773 года через порт Гавр они прибыли в Санкт-Петербург.

31 марта 1774 года Генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский сообщил иркутскому губернатору Высочайшую волю: «Измайлова и Паранчина с женою освободить, …никого более в следствие не привлекать и предать дело забвению»25.

В тот же день Г. Измайлов и А. Паранчин с женой были освобождены из-под стражи.

После прибытия во Францию Петр Алексеевич Хрущов поступил на французскую службу капитаном корпуса волонтеров, в 1774 году вернулся в Россию.

Двенадцать человек, опасаясь преследований со стороны царского правительства, остались с Бенёвским. До самого конца оставался рядом с ним Иван Алексеевич Устюжанинов, потом, после смерти Бенёвского, вернулся в Россию, в Тобольск, прожил долгую жизнь. Есть предание, что он до глубокой старости писал воспоминания (а ему было о чем писать!), однако, к сожалению, они до сих пор не обнаружены.

Канцелярист Иван Рюмин, ведущий в ходе плавания судовой журнал, с прибытием в Россию написал по тем событиям «Записки канцеляриста Рюмина». Они были опубликованы в журнале «Северный архив» в 1822 году.

Ипполит Степанов, главный идеолог бунта и один из авторов обвинительного письма к Екатерине II, посланного ей еще с Камчатки, хотя и был прощен Императрицей, до конца жизни оставался в эмиграции в Англии26.

По возвращении в Россию Дмитрий Иванович Бочаров, ставший волею судьбы первым русским штурманом, совершившим плавание вокруг трех материков, просил, чтобы его оставили на морской службе в Охотске, но получил отставку, и местожительством ему определили Иркутск. Однако вскоре по приглашению промышленников стал водить промысловый бот «Петр и Павел» к богатым пушным зверьем островам Тихого океана. В 1774–1778 годах был капитаном промыслового судна «Прокопий», ходил на Курильские и Командорские острова, в последующем побывал и в четвертой части света – в Северной Америке. Именем судна «Прокопий» названа гора на острове Шиашкотан в составе Курильских островов27.

В 1783 году знаменитый купец-предприниматель Григорий Иванович Шелихов, названный поэтом Г. Державиным «Колумбом Российским», пригласил Д. Бочарова в свою компанию, реорганизованную в 1799 году в Российско-Американскую компанию, и назначил командиром галиота «Святой Михаил», который в тот же год в составе экспедиции пошел на Кадьяк основывать первое поселение будущей Русской Америки.

На флагмане – галиоте «Три святителя» – шел вместе с Шелиховым командир судна штурман Герасим Измайлов. Именем Шелихова названы 9 географических объектов в Охотском, Беринговом, Японском морях и на побережье Северной Америки в архипелаге Александра.

В 1792 году Д. Бочаров на двух байдарах перешел в залив Бристоль и закончил открытие северного берега п-ова Аляски. Затем он пересек полуостров у его основания, открыв при этом большое озеро и наиболее короткий и удобный путь между Бристольским заливом и проливом Шелихова. По материалам съемки составил карту п-ова Аляски…

Русские поселения в Русской Америке

В 1775 году Герасим Григорьевич Измайлов занимался теодолитной съемкой берегов Камчатки. В 1776–1781 годах был капитаном промыслового судна «Св. Павел», ходил в Чукотское и Охотское моря, занимался исследованием Камчатки, Охотского моря и Алеутских островов, очертания которых постепенно наносил на карту.

В октябре 1778 года доставил с Камчатки на остров Уналашка в заливе Аляска муку и табак, которыми русские снабжали алеутов в обмен на котиковые шкурки. Там же состоялась его встреча со знаменитым английским капитаном Дж. Куком, совершавшим свое Третье кругосветное плавание на корабле «Резольюшен». Измайлов не делал секрета из того, что знал о северной части Тихого океана, исправил ошибки в составленных Куком картах, разрешил скопировать свои карты Охотского и Берингова морей. В знак благодарности английский мореплаватель подарил Измайлову новейший астрономический прибор того времени – октан Хедли, являющийся предшественником секстана. По просьбе Кука Измайлов взял почту для отправки в Англию, которая шла, как потом выяснилось, почти полтора года через Камчатку, Иркутск, Тобольск, Москву, Петербург и Лондон28

В 1783–1786 годах на галиоте «Три святителя» (водоизмещением около 300 тонн) ходил из Охотска на остров Кадьяк, где находилось первое поселение Русской Америки. Имя галиота «Три святителя» присвоено одной из бухт на этом острове29.

Весной и летом 1788 года на этом же галиоте Бочаров и Измайлов открыли и описали северный берег залива Аляска, открыли заливы Якутаг и Нучек, составили подробный отчет о своем плавании с описанием быта коренного населения.

В 1789 году, уже на галиоте «Св. Симеон», Измайлов нанес на карту берега полуострова Кенай на Аляске. В 1792 году помогал А.А. Баранову, первому главному правителю русских поселений в Америке (его именем названы 5 географических объектов), отбиться от местного воинственного племени тлинкитов (колошей), в 1792–1793 годах искал землю к югу от п-ова Аляска.

Перезимовав в 1793 году на Уналашке, Измайлов подобрал на острове Св. Павла пропавшую в 1791 году команду судна «Иоанн Предтеча» и вернулся в Охотск в июне 1794 года. В следующем году доставлял на Кадьяк православных миссионеров во главе с архимандритом Иоасафом…

Имена Измайлова и Бочарова увековечены на морской карте мира: именем Измайлова названы мыс у Тауйской губы в Охотском море и остров в заливе Аляска; именем Бочарова – гора на Аляске и открытое им большое озеро на побережье Бристольского залива30.

Какая завидная судьба, какая удивительная, целеустремленная, во многом героическая и полная необыкновенных приключений жизнь этих людей, внесших значительный вклад в освоение побережий Тихого океана! Там, где побывали русские землепроходцы и мореходы, они зарывали в землю медные пластины с российским гербом и надписью «Земля Российского владения». Они являются памятью о тех русских людях, которые на утлых суденышках изучали берега, омываемые водами Тихого океана.

И сегодня мы можем только предполагать, ценой каких героических усилий оплачены все эти открытия, какие невзгоды пришлось перенести этим простым русским людям, прежде чем их имена попали на географическую карту.

Послесловие

Вот и закончилось повествование о Русской одиссее – истории, связанной с первым плаванием русских людей вокруг Старого Света, в котором многое свершалось впервые: впервые русский корабль пришел в Макао, впервые русские пересекли экватор и Индийский океан.

Замысел Петра I об экспедиции в Индийский океан и на Мадагаскар был, можно сказать, выполнен почти через 50 лет. И не вокруг Европы и Африки, с запада на восток, как планировалось, а путем даже более долгим – от Камчатки кругом Старого Света, с востока на запад. И случилось это вопреки планам официальных властей.

Этим плаванием русских моряков можно было бы гордиться, использовать полученные сведения и опыт при подготовке морских экспедиций, в том числе первых кругосветных. Увы, этого не случилось. Они не могли ничего рассказывать, их запрещено было расспрашивать, писать об их приключениях. И только спустя 50 лет, в 1822 году, в русской исторической литературе появились сведения о тех событиях. Наиболее полное их исследование было проведено историком флота капитаном 1 ранга А.С. Сгибневым и опубликовано в журналах «Морской сборник» (1869) и «Русская старина» (1876), материалы которого использованы мною, автором, при написании этой статьи.

С тех пор прошло много-много лет. Забыты и без того малоизвестные события и герои того времени.

Моя же цель достаточно проста: попытаться воскресить эти страницы истории и довести их современному читателю – во славу Флота!

Примечания:

1. Балязин В.Н. Камчатский ссыльный – король Мадагаскара // Вопросы истории, 1969, №4,  М., Наука, С. 214–215

2. Советская историческая энциклопедия. М., Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1974, т. 15, стлб.784

3 Балязин В.Н. Камчатский ссыльный – король Мадагаскара // Вопросы истории, 1969, №4,  М., Наука, С.215

4. Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России // Хабаровск, Хабаровское книжное издательство, 1988, гл. IX, С. 75 – 76

5. Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России // Хабаровск, Хабаровское книжное издательство, 1988, гл. XII, С. 152

6. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий // М., Просвещение, т. III, 1984, гл. 18, С. 223 – 224

7. – Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке 1759 – 1772 // Морской сборник, 1869, №5, СПб, Морское адмиралтейство, С. 60 – 63

– Пузырев В.П. Впервые вокруг Старого света // Сборник Океан и человек, Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1988, С. 135

8. Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке. 1759 – 1772 // Морской сборник, 1869, №5, СПб, Морское адмиралтейство, С. 63 – 64

9. Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России // Хабаровск, Хабаровское книжное издательство, 1988, гл.V, С. 38 – 39

10. Рюмин И. Записки канцеляриста Рюмина о приключениях его с Бенёвским // Северный Архив, 1822, №6, СПб, изд. Ф.В. Булгарин, С.460

11. – Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке. 1759 – 1772 // Морской сборник, 1869, №5, СПб, Морское адмиралтейство, С. 60 – 63

– Балязин В.Н. Камчатский ссыльный – король Мадагаскара // Вопросы истории, 1969, №4,   М., Наука, С. 216

12. Рюмин И. Записки канцеляриста Рюмина о приключениях его с Бенёвским // Северный Архив, 1822, №7, СПб, изд. Ф.В. Булгарин, С.11

13. Сгибнев А.С. Бунт Беневского в Камчатке в 1771 г. // Русская Старина, 1876, т. 15, СПб, тип. В.С. Балашева, С. 759

14. Пузырев В.П. Впервые вокруг Старого Света // Сборник Океан и человек, Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1988, С. 143

15. Емельянов А.Л., Мыльцев П.А. Забытая история Великого острова. Мадагаскар в середине XIX – начале XX в. // М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990, С. 3, 16 – 17

16. – Блон Жорж. Великий час океанов // Пер. с фр., М., Славянка, т. 1, 1993, С. 463 – 467

– Можейко И.В. Пираты, корсары, рейдеры: очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях (XV – XX века) // 3-е изд. доп. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991, С. 134 – 162

17. Фидлер А. Горячее селение Амбинанитело // Пер. с польского. М., Издательство «Молодая гвардия», 1959, С. 74 – 80

18. Макрушин А.В., Макрушин В.А. Фрегаты Петра отплывают к Индийскому океану // Сборник Бригантина, М., Издательство «Молодая гвардия», 1971, С. 290 – 293

19. – Фидлер А. Горячее селение Амбинанитело // Пер. с польского. М., Издательство «Молодая гвардия», 1959, С. 38

– Сгибнев А.С.. Бунт Беневского в Камчатке в 1771 г. // Русская Старина, 1876, т. 15, СПб, тип. В.С. Балашева, С. 761

20. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий // М., Просвещение, т. III, гл. 15, 1984, С. 186

21. Балязин В.Н. Камчатский ссыльный – король Мадагаскара // Вопросы истории, 1969, №4,  М., Наука, С. 217

22. Балязин В.Н. Камчатский ссыльный – король Мадагаскара // Вопросы истории, 1969, №4,  М., Наука, С. 217

23. Пикуль В. С. Последний франк короля // Фаворит, кн. 2. Миниатюры // М, Вече Аст, 1998,  С. 530

24. Сгибнев А.С. Бунт Беневского в Камчатке в 1771 г. // Русская Старина, 1876, т. 15, СПб, тип. В.С. Балашева, С. 545 – 546

25. – Вахрин С.И. Экипаж мятежного галиота // Вокруг света, М., Вокруг света, 1990, № 2-3

– Пузырев В.П. Впервые вокруг Старого света // Сборник Океан и человек, Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1988, С. 143 – 144

26. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает // 2-е изд., перераб. и доп. М., Военное издательство, 1986, С. 178, 262

27. Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке. 1759 – 1772 // Морской сборник, 1869, №5, СПб, Морское адмиралтейство, С. 68 – 69

28. – Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий // М.,  Просвещение, т. III, 1984, гл. 23, С. 293

– Чуковский Н. К. Водители фрегатов // Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1968, С. 92 — 93

29. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает // 2-е изд., перераб. и доп. М., Военное издательство, 1986, С. 212

30. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает // 2-е изд., перераб. и доп. М., Военное издательство, 1986, С. 96, 45

Автор: Галутва Игорь Григорьевич | слов 5849


Добавить комментарий