Памяти подводной лодки «К-3»

 

И.Г. Галутва,
капитан 1 ранга в отставке,
ветеран-подводник

50 лет назад, 8 сентября 1967 года в 01 час 52 мин., на подводной лодке Северного флота «К-3» проекта 627 (командир – капитан 2 ранга Ю.Ф. Степанов), возвращающейся в базу после длительного похода в Средиземное море, возник пожар, в результате которого погибло 39 человек, 22 подводника получили серьезные отравления, выгорел 2-ой и частично поврежден 1-й отсек.

На этом проекте подводных лодок в 1-м отсеке размещались торпедные аппараты и торпедный боезапас, в том числе с ядерными боеголовками, одновременно он являлся и местом отдыха части экипажа. Во 2-м отсеке были расположены каюты офицеров, кают-компания, провизионная камера, шифр-пост и аккумуляторная батарея. В 3-м отсеке располагался Центральный пост, из которого осуществлялось управление подводной лодкой.

Пожар возник в результате разрыва дефектной (заводской дефект) уплотнительной прокладки в гидравлической машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта №2 правого борта, выброса в 1-й отсек под большим давлением гидравлики и попадания ее на раскаленную электролампочку.

Распыление горящей гидравлики мгновенно привело к объемному пожару в отсеке: горел воздух, горели постельные принадлежности, горела одежда, горели люди, которые за несколько секунд до этого спали крепким сном. Пожар быстро перекинулся во 2-ой отсек. Отсеки заполнились продуктами горения, концентрация которых в воздухе превышала в сотни раз предельно допустимые нормы, многие погибли, не успев проснуться по сигналу «Аварийная тревога»…

Создалась реальная угроза взрыва торпедного боезапаса и аккумуляторной батареи.

Это была первая крупная авария на атомных подводных лодках Советского Союза с массовой гибелью людей.

Сознавая угрозу, нависшую над подводной лодкой, оставшиеся подводники продолжали обслуживать материальную часть, управлять атомным реактором, обеспечивать движение и живучесть корабля. Это был сплоченный коллектив мужественных и сильных людей, профессионалов своего дела, хорошо понимающих свой воинский долг и ответственность.

Героический экипаж самостоятельно привел подводную лодку в базу.

Уже после этой аварии были созданы негорючие наполнители системы гидравлики, разработана и внедрена система объемного химического пожаротушения для подводных лодок, появились портативные дыхательные устройства…

Похоронили подводников в братской могиле в Западной Лице: никого не удалось опознать. Ружейным залпом проводили в последний путь. Поставили памятник. На нем надпись: «Подводникам, погибшим в океане 8.09.1967 г.».

В последующем усилиями ветеранских организаций ВМФ в Западной Лице был сооружен мемориал.

Подводники, погибшие на атомной подводной лодке «К-3» 8 сентября 1967 года

капитан 2 ранга С.Ф. Горшков
капитан 3 ранга А.Д. Каморкин
инженер-капитан-лейтенант Г.И. Ганин
инженер-капитан-лейтенант А.А. Маляр
инженер-капитан-лейтенант В.Н. Смирнов
лейтенант В.М. Гурин
лейтенант А.И. Петреченко
мичман А.А. Буторин
мичман В.И. Мусатов
главный старшина В.Я. Михнин
главный старшина Б.М. Романцев
старшина 1 статьи Н.М. Богачев
старшина 1 статьи В.Г. Таранов
старшина 2 статьи И.В. Вечерин
старшина 2 статьи Н.Н. Гурьев
старшина 2 статьи С.Н. Гайдай
старшина 2 статьи Ю.М. Гарагонин
старшина 2 статьи А.К. Гайвас
старшина 2 статьи Н.М. Зацепин
старшина 2 статьи А.И. Иванов
старшина 2 статьи Г.И. Кисловский
старшина 2 статьи К.С. Пузевич
старшина 2 статьи В.Н. Розанов
старшина 2 статьи Н.И. Слунин
старшина 2 статьи П.И. Юзефович
старший матрос С.Ф. Богалев
старший матрос А.В. Воробьев
старший матрос В.П. Лаврушин
старший матрос Н.П. Соболев
старший матрос В.И. Тарабан
старший матрос В.И. Ярошевич
матрос В.М. Богачев
матрос В.А. Кузьмицкий
матрос А.А. Кужепов
матрос В.Л. Клименчук
матрос А.В. Коровин
матрос А.С. Осипчук
матрос В.Ф. Посжалтий
матрос В.И. Романов

Прощайте, товарищи! Вечная Вам слава и вечная память!

Пусть эти краткие воспоминания о том трагическом и вместе с тем героическом походе атомной подводной лодки «К-3» и Ваши имена будут свидетельством того, что мы помним и чтим Вас!

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от сентября 2014 года 39 погибших подводников «К-3» были награждены орденами Мужества (посмертно) – справедливость восторжествовала через 47 лет.

Более подробно об аварии и действиях экипажа подводной лодки описано в очерке «Смерть в океане», размещенном на сайте МемоКлуба 21 февраля 2015 года.

Подводная лодка «К-3» была первенцем атомного подводного флота Советского Союза. К ее созданию было привлечено 135 предприятий и организаций страны, в том числе 20 конструкторских бюро и около 80 заводов-поставщиков различного оборудования.

Главный конструктор проекта – В.Н. Перегудов, научный руководитель всех работ по созданию атомохода – академик А.П. Александров.

Подводная лодка (шифр – «Кит») была заложена в Северодвинске 24 сентября 1955 года, 9 августа 1957 года спущена на воду, 14 сентября 1957 года произведена загрузка ядерных реакторов.

19 апреля 1958 года начались комплексные швартовые испытания главной энергетической установки (ГЭУ).

3 июля 1958 года было принято решение о начале ходовых испытаний, был поднят Военно-морской флаг. На палубе в это историческое время находились министры СССР Д.Ф. Устинов, Б.Е. Бутома, Е.П. Славский, академик А.П. Александров, В.Н. Перегудов, Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков, заместитель Главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирал Н.В. Исаченков и другие должностные лица.

Подводная лодка получила тактический номер «К-3».

4 июля 1958 года в 10 часов 03 минуты впервые в истории отечественного флота была использована атомная энергия. Академик А.П. Александров, находясь на ПУ ГЭУ, сделал историческую запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар». С этого момента пошел счет морским милям отечественного атомного подводного флота.

За создание первого отечественного подводного атомохода три организации страны – СКБ-143 (позже – «Малахит»), НИИ-8 и Севмашпредприятие – были награждены орденами Ленина. Героями Социалистического труда стали главный конструктор В.Н. Перегудов, директор Севмашпредприятия Е.П. Егоров, министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома, старшина команды турбинистов заводской сдаточной команды Д.Н. Фролов. 18 ученых и специалистов промышленности получили Ленинскую премию, первым в списке – А.П. Александров. Орденами и медалями были награждены 104 сотрудника СКБ-143, 410 работников Севмашпредприятия. Высоких наград были удостоены представители военной приемки Севмашпредприятия, а также многие специалисты научно-исследовательских организаций, руководители и создатели комплектующего оборудования ГЭУ. Весь экипаж подводной лодки был отмечен государственными наградами, командир первой атомной подводной лодки Л.Г. Осипенко был удостоен звания Героя Советского Союза. Это была первая «Золотая Звезда», врученная с момента окончания Второй мировой войны.

В январе 1959 года «К-3» была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 году, после чего она стала «полноценным» боевым кораблем Северного флота.

Подводная лодка имела надводное водоизмещение 3065 т, подводное – 4750 т, длину 107,4 м, ширину 7,9 м, рабочую глубину погружения 240 м, предельную – 300 м, могла развивать скорость в подводном положении 30 узлов, в надводном – 15 узлов. Вооружение – 8 533-мм носовых торпедных аппаратов, запас торпед – 20.

17 июля 1962 года она впервые в истории страны прошла подо льдами Северного полюса, дважды всплыв в этом районе. За эти достижения ей было присвоено наименование «Ленинский комсомол»…

За свою почти 30-летнюю службу в Военно-Морском флоте «К-3» за 14115 ходовых часов прошла 128443 мили.

В 1988 году первая отечественная атомная подводная лодка «К-3» была выведена из боевого состава ВМФ.

После списания из боевого состава флота существовали планы переоборудования «К-3» в корабль-музей (соответствующий проект был разработан КБ «Малахит»), однако целый ряд причин не позволил, к сожалению, до сих пор реализовать эти намерения.

Подводники надеются, что руководители государства примут окончательное решение на переоборудование первенца атомного флота страны в корабль-музей и найдутся средства для воплощения этого решения в жизнь.

Подробно о пожаре на подводной лодке «К-3» читайте в статье «Смерть в океане (о пожаре на АПЛ «К-3» в 1967 году)»

Автор: Галутва Игорь Григорьевич | слов 1139 | метки: , ,


Добавить комментарий