Россия — 2017

Новый год по-домашнему
01.01.2017. Новый год прошел тихо, спокойно. Под передачу по «Старые песни о главном» (она была на канале «Звезда»). Этот фильм был снят в 1995-м с песнями 60-х — 70-ых, слегка затрагивая 50-е. В «лихие 90-е» мы уже тянулись к старому. В то время те годы не воспринимались как «лихие». Они были трудные, но наполненные ощущением свободы, надеждами и попытками осуществить мечты (так было у меня). Разочарования проявились позже и мы стали эти годы красить в темные тона.

Ренессанс
05.01.2017. Жизнь ускоряется по всем направлениям. Она ускорялась всегда, но сейчас мы вышли на крутой участок экспоненты. В связи с ускорением и увеличением продолжительности жизни, конкретный человек за свою жизнь переживает разные эпохи. Я, например, застал сталинизм (до 1956-го), строительство коммунизма и угасание социализма (1961 — 1985), лихие 90-е и путинский ренессанс. Ренессанс чего? — Не знаю, наверно государства российского.

Паруса
08.01.2017. Белый парус, плывущий в океане жизни… Уже лет 100-150 прошло с тех пор, как парус перестал быть непременным участником передвижения по морям-океанам, а в памяти все остается таким же важным символом. В чем же разница между пароходом и парусным судном? — Она принципиальная! Парус использует внешние силы, искусно лавируя в порывах ветра, а у парохода внутренний источник энергии, он свободен в скорости и направлении, он меньше зависит от внешних обстоятельств. Вероятно, управлять пароходом проще. Во всяком случае, есть поговорка: «Сила есть — ума не надо». История развития цивилизации — преодоление природных ограничений и постоянное стремление к свободе. Свобода, однако, требует другое мышления, к которому, кажется, человек оказался не готов. И ведет себя как «слон в посудной лавке», не понимая, как правильно применить свою силу. Техника оказалась «в руках дикаря».

Советский строй ограничивал свободу, но говорил о том, что в нем свободы больше, чем где либо. Не нужен ни парус, ни паровой двигатель, — преобразуется окружающая среда, в которой создаются течения, которые вынесут в хорошее место, а как плыть — не надо думать. Всю силу интеллекта можно направить на что-то другое, — полезное и приятное. Но и к этому человек оказался не готов! Вопрос «Куда ж нам плыть?» оказался более важным, чем «как перемещаться?».

Мне нравится плыть по течению. Но для этого нужна вера в то, что направление движения верное, чтобы не пытаться искать иные цели, чем та, что маячит впереди. И когда я понял, что все дороги сходятся в одну, а разные направления — это иллюзия, обман, стал иначе относиться к социализму, несмотря на то, что обман у него проявлялся в других местах. Потому что, как было сказано в фильме Т.Абдуладзе «Все дороги ведут к храму», — других нет, другие не имеют смысла.

Я отрицал социализм, поскольку верил в логику, а она мне четко говорила о его ущербности. Был индивидуалистом, а меня силой тянули в коллективизм. Что же произошло с моим сознанием? — Я остаюсь индивидуалистом и по-прежнему верю в логику, но мне не нравятся формы и приоритеты современной жизни. Маятник качнулся в другую сторону, а мог бы остановиться посередине, — там, где хотел его увидеть академик Сахаров в своей теории конвергенции. Кстати, Сахаров упоминался в беседе профессора Чебанова со священнослужителем, которую я разбирал недавно. Упоминался негативно, — «ученый занялся не своим делом».

Кассовый фильм
12.01.2017. Про фильм «Викинги» реклама говорит о его высоком качестве и хороших сборах, а у меня были сомнения в том, что фильм достоин моего внимания. Но предполагал, что при случае надо посмотреть. Однако, услышав мнение человека, для меня авторитетного, понял, что это не мое кино.

Зачем смаковать сцены насилия, жестокости, — их достаточно в передачах типа «В мире животных». Но там есть хотя бы оптимистический вывод, что у нас, людей, не так! — Все так, можно даже поспорить, кто достиг в этом большего совершенства. Я бы поддержал законодательный запрет на подобные сцены (смогли же запретить секс в кино!), но практика законоприменения такова, что у нас (да и не только у нас) любая хорошая идея может быть доведена до абсурда. Сила слова — в его интерпретации.

Я не верю в торжество толерантности на Западе. Уверен, что даже слабое дуновение ветерка сдует все это в момент. Человек вовсе еще не избавился от звериного начала, пока только определил ориентиры, цели, к которым следует стремиться. В этом смысле, я поддержу толерантность как хорошую идею. В России совсем не чтут законы, что неправильно, — их следует учитывать, хотя бы как ориентир.

История у нас безобразная и мы любим говорить об этих безобразиях, рассматривать подробности. Предполагаю, что у всех народов история такова и в искусстве следовало бы рассказывать о своих началах красивые сказки, что и делают на Западе. Нам же подавай «правду-матку», без купюр. Слышал, что фильм сделан по-американски хорошо. — Получилась история Руси, достойная Голливуда.

Меня огорчает все это. Где фильм Павла Лунгина? Что-то немного я слышу о нем. Да я согласен даже на рекламу оппозиционного Звягинцева, он, по крайней мере, талантлив. Но ее тоже не вижу.

Кургинян
26.01.2017. По телевизору посмотрел беседу с Кургиняном. Не могу сказать, что этот человек мне приятен. Я видел его в эмоциональном состоянии, а это никогда не вызывает расположение. Здесь было спокойное изложение его концепции. Я слушал и со всем соглашался! Речь шла о месте России в мире. Он определяет его как поиск новых путей развития. Мы их находим и показываем, именно этого от нас и ждут. Осуществлять не можем, это удел других народов. Говорил о революции 17-го года. При всех безобразиях, ее сопровождавших, это все-таки был переход к новому состоянию, которое вместо нас по нашим лекалам осуществил Запад. Прозвучало слово «космизм», и я это тоже принимаю. Одна из его сторон — презрение к мелкому, к бытовому и устремление к великому. В концепции Кургиняна форма политического устройства не имеет значения — демократия это, или диктатура. Не это определяет внутреннюю свободу человека. Счастье не в материальном достатке (мои знакомые, Садыковы, это могут подтвердить). Я его слушал и вспоминал Бердяева «Смысл и значение русского коммунизма», — когда я читал эту книгу, тоже соглашался со всеми выводами автора.

Политика
31.01.2017. Поговорил по скайпу с американцем Абрамсоном. Он рассказал о советских чертах, которые все более проявляется в американской действительности. Например, сейчас выезжающие в некоторые страны американские граждане проходят собеседование с представителями компетентных органов, после чего могут и не выпустить человека. Рассказывает, как его знакомые ездили в Ленинград (так он по привычке называет Петербург). Ездили в лес под Гатчиной за черникой. В лесу американский гость завел разговор про Путина. Его российский друг приставил палец ко рту и не поддержал разговор. Гость и Абрамсон это приняли всерьез — страх пронизывает российское общество. Я сказал, что не бываю в коллективах, но во время частных встреч нередко слышу разговоры на такую тему, они ведутся без оглядки. Говорил он о сепаратистских настроениях в некоторых штатах. В отличие от наших «субъектов федерации» законы штатов имею приоритет над федеральными. Меня это удивило, — как может быть единой страна при такой организации! Он надеется, что у Трампа не так много полномочий, чтобы что-то радикально изменить. Я говорил что у Путина неограниченная власть, поскольку он контролирует большинство Думы, принимающее законы. Т.е. если бы он захотел иметь полномочия Гитлера, ничто ему бы в этом не помешало. Так, Америка в нынешнем виде существует благодаря добропорядочности законодателей штатов, а Россия благодаря субъективным желаниям тов. Путина. Система временная, она поменяется с уходом Главы, поскольку законодательно не оформлена. В прошлом разговоре Абрамсон заметил, что в Америке к Путину лучше относятся, чем к России в целом. Мне, как маленькому кусочку России это неприятно, но пусть хотя бы так, чем вообще никак.

По поводу несостоявшегося разговора в лесу, уже потом я понял ситуацию. Нынешнюю политику народ в основном поддерживает, но не все. В любом коллективе всегда найдется человек с иным мнением и когда разговор заходит на такие темы, возникают эмоциональные споры, они разрушают нормальное общение, бывает, приводит к конфликтам. Потому при дружеских встречах есть желание избегать такие темы. Во всяком случае, я наблюдал такое дважды, — перед началом встречи коллег договаривались, что не будем касаться политики. Но каждый раз кто-нибудь соглашение нарушал, непременно появлялся «оппозиционер» все на него «набрасывались» и на другую тему уже было перейти трудно. — С друзьями не надо говорить о политике. А у человека из-за рубежа априори позиция другая,  с тем же Абрамсоном мы постоянно по этому поводу спорим.  И потому — «Т-ссс!, не надо об этом говорить»

«Я люблю тебя, Россия»
17.02.2017. Песня про Россию, авторы — Ножкин и Тухманов. Мнн всегда казалось, что они не шли в фарватере советских норм, и в то же время, такая патриотическая песня! — Это хороший пример, когда «с водой не выплескивают ребенка», как это происходит у нынешней, резко антироссийской оппозиции.

Остановлюсь на словах песни.

Начало:
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.

Именно на этом утверждении вырос конфликт Украины и России. — Там утверждают, что наследницей Руси (Киевской) можно считать только Украину, Россия тут вообще ни при чем, ее корни татарские, т.е. по отношению к Руси вражеские.

Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить.

С этим нельзя не согласиться, и в нынешней «патриотической концепции» речь идет исключительно о «Душе», которая при всех внутренних невзгодах и разных формах государственности не изменяется, будучи константой и при всех цивилизационных совпадениях с Западом, считается оригинальной, неискоренимой, она не допускает ассимиляцию. Россия — це не Европа! На этом она настаивает и таковой останется, даже если будет с ней вместе.

А вот последние слова настораживают:

Я б в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!

Здесь говорится о стремлении к безудержной экспансии (весь белый свет!), причем это фатально, «в крови» — рядом слова о счастье, которого иначе не будет. — Да что там вся земля! — Нам этого мало, русский космизм (я ему симпатизирую) смотрел дальше, в далекий космос. И как только появится возможность, мы снова устремимся туда. На месте западных пропагандистов, я бы разными средствами подогревал интерес русского обывателя к космическим полетам, чтобы канализировать в этом направлении стремление к экспансии.

Новый мир
19.02.2017. Ф.Тютчев:

Если смерть есть ночь, если жизнь есть день,
Ах, умаял он, пестрый день, меня!..
И сгущается надо мною тень,
Ко сну клонится голова моя…

Обессиленный, отдаюсь ему…
Но всё грезится сквозь немую тьму –
Где-то там, над ней, ясный день блестит
И незримый хор о любви гремит…

Стихотворение оптимистическое, хотя оно по-русски влечет к неземному. И я вдруг подумал, а нет ли чего-то общего между глубинной русской и фанатично-исламской идеологией? У православия божественное больше удалено от земного, чем например, у протестантов, и у русских есть черты пренебрежения к земному (у себя их иногда обнаруживаю). У исламистов пренебрежение доходит до крайней степени, — до отторжения и презрения, до стремления его уничтожить во имя абсолютного торжества божественного. В рамках коммунизма мы тоже готовы были уничтожить существующий мир, чтобы на его обломках построить новый. Разница с исламистами в том, что наш Новый мир предполагался тоже земной, не небесный. Методы безобразные, но цели благородные, — установить гармонию на земле. У исламистов, как понимаю, другое прочтение Библии или Корана — быстрее покончить с этим миром и умчатся высь, увлекая за собой все и вся, не спрашивая о желаниях.

Здесь есть повод поговорить о коммунизме.
Я был противник коммунизма, но лет десять назад увидел, что его суть не понимал. Точнее, видел одну его сторону, которая выглядела отвратительно, гипертрофированно заслоняя другие черты. Впрочем, советская практика способствовала именно такому взгляду. А потом я вдруг обнаружил те же советские черты в западном обществе, особенно хорошо различимые в Америке. Более того, в некоторых вопросах, как позитивных для меня, так и негативных, Америка оказалась впереди, хотя и называла эти явления другими именами. И я понял, что это неизбежность, которая, как говорил товарищ Маркс, «пробьет себе дорогу». Россия не была готова к коммунизму, взяла на себя ношу непосильную, исказила идею до безобразия, и СССР рухнул под тяжестью груза, тем самым задержав развитие идеи.

Я не стал сторонником коммунизма, но готов внимательно рассмотреть его доводы, естественно, отметая крики ортодоксов. Еще недавно (лет десять назад) я отвергал коммунизм с порога, и если обнаруживал его черты, ставил черное (или красное) клеймо на всем явлении, он недостойно было моего внимания. Как понимаю, Украина пребывает сейчас в таком же состоянии, которое мы переросли. Молодо-зелено, их государству еще совсем мало лет. Сейчас, в новой жизни, я с удовольствием смотрю старые советские фильмы, которые раньше для меня не существовали. Они как новые. На днях посмотрел  «Продлись, продлись, очарование…» с О.Ефремовым в главной роли, играющего 70-летнего старика (так по фильму), желающего семейного счастья. Сначала случайно посмотрел на канале «Культура» последние минут двадцать. На следующий день, также случайно наткнулся на повтор, посмотрел середину. При таких делах, пришлось найти в Интернете и посмотреть первые полчаса. Фильм 1985-го года, смотрится грустно и приятно.

Трансформации
19.02.2017. Быт интересен тем, что именно в нем материализуются высокие образы и отвлеченные идеи. Высшая форма бытия, до которой нам, конечно далеко, — видеть божественное вокруг себя, преобразуя искажения. Советский принцип был другой, — несоответствующее идеалу удалялось. У Запада всегда было толерантное отношение к аномалиям, он их пытался гармонично вписать в свою картину. Все это хорошо, но имеет предел, когда такое возможно и когда вкрапления действительно повышают «художественную ценность материала». Для этого, однако, отклонения не должны быть велики. Согласно такому принципу, Запад и русскую аномалию должн бы вписать в свой мир. Но, кажется, она слишком велика и плохо поддается трансформации. Запад пытался, и мы сами пытались, но не получилось. Будем с интересом смотреть на своих украинских бедных родственников, они все-таки поменьше. Может, у них что-нибудь получится? 

Государство
16.03.2017. Как-то услышал в передаче Соловьева мнение, что в России и на Западе совсем разное отношение к государству. В России это данность, — как горы, реки и моря, оно от Бога. А на Западе государство — инструмент, механизм, созданный человеком и для человека. Необходимо следить за механизмом, подправлять, если что не так. В русском мистицизме возможны лишь эмоциональные порывы, в которых после взрыва все возвращается «на круги своя». И русский царь, — он тоже ставленник Бога, не человека.

Я склоняюсь, скорее, к русскому варианту. Не как человек, имеющий русские корни и живущий в России, но как математик, занимавшийся исследованием развития систем. Законы развития объективны, в них нет ничего человеческого, их ни отменить, ни подправить. Как объективная реальность, государство — от Бога.

История
16.03.2017. Посмотрел несколько фильмов о Екатерине, они недавно прошли по каналу «Россия-1″, в прайм-тайм. Заинтересовало, понравилось, — историю мы плохо представляем. Исключительно оттого, что она большая и разнообразная. Американцам проще, у них меньше событий. А вот грекам, итальянцам и даже французам не позавидуешь. Разве что логики в их истории больше. Интересна история Украины, — как они могут убрать из нее русский след!

Русское
20.03.2017.По поводу взаимопонимания, мне показалось интересным продолжение разговора с Абрамсоном. Он не стал комментировать мой анализ Басилошвили, дал ссылку на Познера (https://www.youtube.com/watch?v=Jg7T0V0dT2g ) и попросил прокомментировать. В моем комментарии были такие слова:

«Послушал Познера, как всегда с интересом. Как ни странно, не обнаружил никаких расхождений с ним во взглядах. В одном месте он вообще излагает как мой Сергей, — это там, где «о соборности». — «Один человек — ничто». — Это не убеждения Познера, это его мнение о «русском менталитете». Разница в том, что Сергей это говорит от своего имени, от первого лица. Он так считает и тоже возводит свойство в ранг «национальных особенностей». Я со всеми соглашаюсь, но говорю как Познер «со стороны», устами своего сына.»

- Интерес вижу здесь в том, что я, Сергей и Познер — все абсолютно соглашаются с там, что у русских приоритет общего над частным. Разница в том, что у Сергея это взгляд изнутри, он считает себя русским, а у Познера — позиция стороннего наблюдателя. Я оказался посередине, между русским и иностранцем. — Такие получились нюансы взаимопонимания, и это при том, что позиции совпадают. А если бы были хотя бы малые различия! — Мы бы вообще говорили каждый о своем.

В завершение сюжета приведу цитату из Сергея: «Мерилом <русскости> по прежнему является приоритет общего над частным — понимание и принятие этого факта. Один человек — ничтожен, слаб и смертен по сравнению с Государством. Интересы человека мелочны и убоги. Их можно учитывать, когда позволяет ситуация, но нельзя им потакать. Как не следует чрезмерно баловать детей — иначе из них получатся самовлюбленные бесполезные разгильдяи.»

Митинги
27.03.2017.Слышал о воскресных выступлениях в разных городах. К сожалению, мне не известен реальный масштаб и кто кроме Навального был в «заводилах», каковы звучали цели и т.д. Все это очень огорчает, украинский Майдан ничему не учит. «Народное мнение» сейчас формируется в Интернете и зависит исключительно от ловкости и таланта его манипуляторов. Политические высказывания «представителя молодежи», моего внука Димы просто пугают. — Они от полного незнания и непонимания, как минимум, истории. — Для него История вообще не предмет, не наука, — ничего не знает и знать не хочет! В общем, не радует меня ситуация ни внутрисемейная, ни внутриполитическая. Иногда хочется быть крайним реакционером.

Человек в системе
29.06.2017. Порок нашей социальной системы в том, что, занимая некую должность, у нас человек остается человеком, со всеми своими достоинствами и, соответственно, недостатками. Оттого получается сильное влияние личности на процесс управления. А такого не должно быть, все личные качества должны оставаться за порогом учреждения. Входя, надо надеть японо-китайскую улыбку и не снимать ее до конца рабочего дня. Отношения к делам и сотрудникам должны быть исключительно формальные, четко прописанные протоколом.

Нам далеко до такого идеала. Более того, в советские времена была противоположная цель, — «очеловечивание» государства, совмещение личного и социального, что проявлялось в самых разных формах. Именно по-советски нас воспитали так, что всю душу надо вкладывать в работу. Я вкладывал и получал от этого большое удовольствие. О том же мне говорила и Юлия Борисовна, для которой личные (в том числе, и семейные дела) были на втором плане. То же самое вижу и у своей невестки, что вызывает мое справедливое возмущение. Из негативных следствий совмещения личного и социального, назову: культ личности, коррупцию и разбор на партийных собраниях личных (часто альковных) дел товарищей по партии. (Об этом классика: «Поясок ей подарил поролоновый, и в палату ее водил Грановитую, а жена моя, товарищ Парамонова, в это время находилась заграницею… А из зала мне кричат: «Давай подробности!»). Сейчас Интернет по-советски выносит личное на всеобщее обозрение. А мне по душе буржуазное-индивидуальное, которое тихо угасает и на Западе, и на Востоке. Быть может, его еще можно найти в каком-нибудь индуизме?…

Философия
12.07.2017. В моей голове много геополитики, в ней сейчас в образе «паршивой овцы» предстает Россия, — так ее видят, когда взирают с запада на восток. Возможно, «геополитический настрой» вызван тем, что круг моей деятельности сейчас ограничен шестью сотками с внуком, без компьютера, телевизора и Интернета, куда выхожу только по утрам. При таких ограничениях, мысль устремляется в дальние дали.

Есть такой школьный предмет «Окружающий мир». — Неудачное название, — так можно назвать любой школьный предмет. Не знаю, что там изучают, но по статусу, это должны бы быть основы философии, именно философия включает в себя все, объединяя в единое целое. У меня много претензий к советской практике и к «Марксистко-ленинской философии», которую пытались учитывать во всех государственных начинаниях. Но при всей убогости, догматизме и ущербности многих ее положений, она привносила философские понятия и образ мышления в широкие народные массы. Пусть эти массы сопротивлялись и отторгали влияния, но что-то позитивное оставалось, повышая общий интеллектуальный уровень. Любой советский школьник, если не вникал, то что-то слышал о законах диалектики, которую, правда, тогда «учили не по Гегелю».

Русская мечта
21.07.2017. Есть такое понятие «американская мечта». Подробности не помню, но это свой домик и прочие бытовые аксессуары. Я подумал, а какова же русская мечта, существует ли она? И сразу вспомнил, что однажды написал текст с названием «Русские фантазии». — У нас не мечты, у нас фантазии. Т.е. мечты, далекие от реальности. Не помню, что было в том тексте. Нашел, прочитал: «Если никак не получается отождествить государство с чем-то конкретным и понятным, то следует сделать еще один шаг и признать, что России нет, и никогда не было. Это фантом, мечта, совокупный образ, который получится, если собрать его из книг, кинофильмов, стихов, песен. Это достаточно приятный образ, однако имеющий слабое отношение к тому что было или что есть сейчас». Т.е. там вывод о том, что само государство Россия — фантазия. Упоминается «Третий Рим», но в рамках фантазии можно говорить вообще о чем угодно. А мне еще близок «русский космизм», в котором фантазии уже не земного, но космического масштаба. Пожалуй, мне нравится жить в стране — фантазии, где можно ощущать себя как Алиса в стране чудес. Вчера в новостях упоминали Сальватора Дали. Это недоразумение, что он испанский художник, должен бы быть русским. Впрочем, у нас есть свой Малевич.

Антиамериканизм
05.08.2017. Я думаю, Америку не любят также, как не любят тещу, невестку, свекровь, обращая внимание лишь на их темные стороны. Но еще К.Прутков заметил: «Взирая на солнце… ты смело разглядишь на нем пятна». Русофобия имеет те же истоки, в ней негативное принимает формы гротеска…

Но все это кажется важным, если только глядеть издалека и отвлеченно. В реальной жизни никто об этом не думает. Есть люди, быт со своими особенностями, иногда забавными, и мало кого интересуют политические проблемы, если их настойчиво не повторять.

Глобализация по-русски
11.08.2017.  От Америки нас отделяют три океана: Ледовитый, Тихий, Атлантический. На Тихом океане свой закончили поход наши предки. — Зачем остановились! — Иногда я бываю сторонником мировой революции, т.е. глобализма, естественно, с русским уклоном. А у американцев мало что есть своего, у них даже язык английский. Надо бы русский предложить как второй государственный, — было бы удобнее многочисленным гражданам нашего происхождения, составляющих американскую культурно-производственную элиту. Русские корни есть у многих известных американцев (как еврейские у многих известных русских). 

Новый мир
17.08.2017. Из Америки Россия, как и Россия из Америки, всегда выглядели плохо. — Такой ракурс, его не изменить, он определяется географическим положением. Вот если бы русские поднялись однажды и мигрировали все вместе на другую территорию, как когда-то венгры перешли от Волги на Дунай, они бы стали выглядеть иначе. Но у нас получается только как у евреев и цыган, — поодиночке и в разные стороны. Есть еще вариант, японо-германский, когда пришельцы берут страну в свои руки и изменяют по своему разумению. А у самих у нас не получается. Когда Виктор Цой кричал «Перемен!», — все хотели этого. В итоге, все рассыпали, стали собирать… — и получился снова тот же «автомат Калашникова». — Такова судьба. Даже Великая октябрьская, разрушив страну до основания, не построила Новый мир. Хватило сил лишь на литературный журнал с таким именем, что, впрочем, тоже неплохо…

Национальное
20.08.2017. Россия издалека выглядит, как рассказывают СМИ, так: пьяные мужики, балалайки, снега и медведи. — С мужиками и снегом я соглашусь, а вот балалайки ушли в прошлое и медведи понемногу перемещаются в глушь и в зоопарки. Да и «глушь», наверно, тоже понятие чисто наше, национальное. Лет двадцать назад, когда я практиковал пешие походы, часто заходил туда, «куда Макар телят не гонял». И не уверен, что в Америке остались места, куда «Джон не гонял бизонов». Впрочем, телята и бизоны, как и Макар вместе с Джоном, — из патриархальной старины. Национальные особенности меняют черты. Вот и японцы ассоциируются уже не с самураями и харакири, но с суперэлектроникой и самой большой продолжительностью жизни. Однако, и цивилизованные, они остаются японцами. Даже в побежденной Германии немцы остались немцами, и можно надеяться, что фрау Меркель права, — пришельцы из Африки тоже со временем превратятся в немцев, как превратились в русских башкиры, буряты, чукчи и прочие народы, населяющие Россию.

Меня убедили ученые, что разнообразие, в том числе национальное, необходимо. Оно отличается от смешения или рассеяния и потому существуют и будут существовать центры национальной кристаллизации. Сколько будет таких центров — дело случая, предсказать трудно. По всем признакам, как это ни печально, и новый украинский центр тоже пробьет себе дорогу. Новое часто заявляет о себе грубо, безобразно. Как я уже отмечал, вижу аналогии между советским государством в период возникновения и нынешним ИГИЛ. — И то, и другое сопряжено с ужасами, на которые с отвращением смотрит цивилизованный мир. Как и ИГИЛ, весь мир пытался подавить Советскую Россию. В нашем случае этого не получилось и через двадцать лет, параллельно сталинским репрессиям, государство стало принимать нормальные черты, а многие идеи, положенные в его основы, без революций были приняты всем цивилизованным миром. Однако, неприятие и заслуженное поругание источника нового осталось навсегда.

По аналогии, я не исключаю рациональное зерно в идеологии ИГИЛа, как и, извините, фашизма. Но для России, да и всей Европы, это тема болезненная, запретная…

Хождение в народ
26.09.2017.  Одна из фигур рыночных воспоминаний преподаватель-предприниматель Любовь Владимировна. Она с удовлетворением отмечала, что на рынке она не одна из «интеллектуальных сфер» и часто говорила о том, кто был кем в прежней жизни. Сама преподавала химию в Технологическом институте. В 90-е на рынке оказалось немало работников науки и культуры, об этом меня просвещала также зам.Директора ДК имени 1-ой пятилетки, Марина Александровна. Она торговала шторами, а я, инженер с научными трудами и завершенной аспирантурой, работал у нее водителем-грузчиком, потом охранником среди зэков, ментов и военных отставников. В России 20 век всех перемешал, начиная с революции 17-го года. Но я неоднократно наблюдал, что люди «из бывших», остаются особенными. Они интересные, умные и, соответственно, в новых условиях опять пробиваются наверх. Т.е. получается своеобразное «хождение в народ» интеллигенции, которого хотел поэт Некрасов и прочие разночинцы.

Космополитизм
11.10.2017. Русские, бывает, вспоминают о своей стране, истории и географии. Мысли об этом наполняют гордостью, возвышают. И оттуда, с высоты птичего полета мы смотрим на разные мелкие страны, поражаясь мелочности масштаба их мышления. А выше нас только космос и вечность, — все это ближе нам, чем западному человеку. А если смотреть вниз, — под нами весь мир, где всегда можно найти место приложения своих способностей и интеллекта.

Я часто вспоминаю даму, которую встретил у Лидии Михайловны. В ее деятельности и даже в быту нет пространственной локализации, это весь мир. Она рассказывала, в частности, о том, что мы, русские, весьма скептически относимся к своей стране. Но стоит кому-то там, на Западе, бросить в Россию камень, встаем на дыбы, даем резкий отпор. Никто, кроме нас, не может о нас говорить плохо. Тем более, что у нас это и получается лучше всех. Впрочем, как-то Абрамсон говорил, что наблюдал нечто подобное в разных странах.

Национальное
11.10.2017.  Хорошо помню стихотворение Пушкина «Клеветникам России», но с эмоциональной гордостью прочитал его еще раз. Интересно, в нынешней Украине изучают ли Пушкина? — У него для них слишком много ненавистного русского. Впрочем, как и у их земляка Гоголя. На Западе Пушкина не очень знают, — поэт все-таки, нужен перевод, а при переводе стихи теряют много. Вот, Толстой и Достоевский хорошо понятны на любом языке. Вроде бы, эти авторы даже входят в американские и европейские школьные программы.

Сейчас как-то много говорят о национальных особенностях. Вчера это было в передаче Соловьева. Хотел послушать, но было слишком поздно, сон сморил. Впрочем, что нового можно тут услышать? Иногда, однако, интересно послушать о некоторых тонкостях нашей души в сравнении с западной. Из того, что успел услышать. — Основная проблема западного человека в отношении русских такова, что мы внешне очень похожи на них, а внутри, оказывается, совсем другие, — «И чувствуем и мыслим по-иному». Это удивляет, пугает и отторгает. Успел услышать еще такую мысль. В западной традиции человек располагается так высоко, что он выше Бога. А в России не так, — Бог много дальше, он непостижимо выше человека. Как было сказано, это влияние мусульманства, которое всегда было рядом. У мусульман с православными меньше расхождений, чем с католиками. К сожалению, могу это все принимать только на веру, — так и не освоил Коран, хотя желание было.

Что же касается субординации Бог — человек, меня удивило, что мои независимые представления абсолютно те же. Копирую фрагмент из текста о России, который написал еще в 2003 году: «Русский бог далеко, он недоступен, с ним невозможны контакты — прямые или опосредованные. Дистанция между духовными устремлениями и «физической» практикой так велика, что все попытки «поднять» эту практику, приблизить ее хотя бы как-нибудь к божественному идеалу, к божественной гармонии обречены». Таковы культурные влияния. Когда я писал такие слова, не имел ввиду какой-то конкретный источник, просто было такое ощущение, хотя я вне религии. Православие-патриотизм-государственность — все связано воедино вне зависимости от мнений и пристрастий. Мы можем только наблюдать и фиксировать, как это получилось у меня и у Александра Сергеевича.

12.10.2017.  У русских искать свои корни дело увлекательное и безнадежное, получится пестрая смесь. И как предполагаю, без доминант. С точки зрения биологии, в смысле сохранения вида, это хорошо. Есть две страны, генетически благоприятные для человечества, это Россия и Америка. Графу «национальность» в паспорте следовало бы отменить еще со времен Иоана Грозного. По факту это всегда было так, для иностранцев в России, как они называли СССР, все были русские. Да и вокруг меня в Граните тоже были все русские, хотя иные называли себя грузинами, армянами, евреями, — кого там только не было!

90-е
13.11.2017. Время 90-х было приятным. Когда хлынул поток новой информации, показалось, что мы мало что знали о жизни, только догадывались, да и то, не все. Самая большая претензия к Советской власти у меня была в том, что она не допускает к занятиям по широкой тематике, — от исторической, до глубоко специализированной, научной. Я понимал, что не подпускает из-за своей целостности, — «сказал А, надо говорить Б». Была принята определенная концепция, для ее чистоты и сохранности должно отсекаться все, что способно ее опорочить. Моя претензия была адресована советским идеологам, догматично отодвинувших слова Маркса о том, что его учение живое и через сто лет оно будет выглядеть совсем иначе, давать другие выводы и, соответственно, другую практику. Получается, что СССР погубил товарищ Суслов, последний коммунистический теоретик, который не учел фактор времени, не учел изменчивость ситуации, и в результате, теория вступила в непримиримое противоречие с практикой. Горбачев пытался исправить ошибку, но было поздно, не хватило сил, а возможно, таланта.

Мы заслуженно ругаем 90-е, но я помню, с каким интересом, если не сказать, наслаждением, открывал свежий номер «Огонька», или любой советской газеты. Кстати, одной из первых зачинателей глубокой критики, была «Советская Россия», которая вскоре, когда процесс вышел из-под контроля, стала рупором «старых сил».

90-е для меня было временем, когда сбывались давние мечты. Вдруг появилось возможность осуществлять собственные (технические) проекты, во что я с радостью окунулся. С 92-го по 98-ой у меня преобладала теория, основные положения которой в 97-ом я оформил в виде патента на способ и систему. В 99-м написал на эту тему статью, но не опубликовал. В 98-ом пришел на базу, где попытался свой проект осуществить.

Сейчас я по-прежнему считаю Горбачева великим реформатором. Идея была хороша, но у него не получилось. В этом смысле, у меня с ним схожая судьба, мы неудачники. Он, как и я, можем сейчас наблюдать, что некоторые моменты наших проектов нашли воплощение. Они осуществляются без нас, но мы с ним (каждый в своей области) можем радоваться тому, что верно ощутили потребности времени.

16.11.2017.  В 90-е я поиграл в бизнес. Итог — малый трудовой стаж и, соответственно, небольшая пенсия. Но не верил я в пенсию, вслед за Мичуриным повторял: «Мы не можем ждать милостей…», в данном случае, от государства. Но вот уже 8 лет их принимаю и не пытаюсь чем-то дополнить. В 90-е наше государство было далеко не «социальным». Но я не вспоминаю с сожалением «бесцельно прожитые годы». В них тоже был смысл. Они привели меня к нынешнему состоянию, которое никак не представляется «плачевным». В 90-е было много надежд, я осуществлял свой проект. И когда я итожу то, что прожил, — принимаю все. Складывается впечатление, что всю жизнь в разных формах я прорабатывал одну и ту же идею. Когда будет время, попробую ее сформулировать, хотя бы для себя.

Патриотизм
03.12.2017. В 80-е слово «Патриот» звучало издевательски-смешно, в 90-е — безобразно. И вот теперь оно стало звучать вполне прилично для тех, кто не законченный «либерал». А либералы были у меня в почете почти всю жизнь и только сейчас это слово получило нехороший оттенок.

Время меняет смыслы слов, и если мы мыслим словами, оно меняет сознание. Мне, приверженцу консерватизма, это не нравится, хочу жить среди констант. Но это я сейчас так хочу, раньше больше нравились переменные, хотя всегда с восхищением смотрел на 19-й век, в котором жизнь в сравнении с 20-м текла неспешно. В перестройку казалось, что 19 век в какой-нибудь форме вернется, но вместо 19-го наступил 21-й со своими тараканами. С этим ничего не поделаешь, придется принять и с тоской вспоминать о минувшем, которое застал, или о котором мечтал. Приятного прошлого теперь стало больше. «Самое трудное в науке счастья — воспринимать настоящее, как прошедшее» — такое изречение сидит в моей голове. И поет Валерий Ободзинский, «Что-то случилось»:

И все вокруг, словно тогда, -
Откуда вдруг эта беда?
Но что-то случилось, чувствуем мы.
Что изменилось — мы или мир?
И надо знать, что же случилось,
Но ни себя и ни весны не объяснить.

Помню два года службы в Венгрии, куда иногда приезжала эстрада из России. Солдаты слушали с большим удовольствием, даже если это были русские народные песни — все это свое, родное. Мой патриотизм, несмотря на резкое отрицание советского, а вместе с ним и русского, заграницей сильно возрастал. Странно, что многие нынешние эмигранты не любят свою «историческую родину».

Русские

24.12.2017.  В языке можно найти много интересного и, насколько знаю, не только в русском. Все это входит в реестр «национальных особенностей». Русская нация переживает сейчас большую ломку из-за отпадания Украины. Русский человек 21-го века будет сильно отличаться от народа России предыдущих веков. У нас не так много общего с поляками или чехами, хотя это наши близкие родственники. Огорчает, что Мария Башкирцева, Михаил Булгаков и многие другие интересные люди теперь будут украинцами, иностранцами.

Блаженные
27.12.2017. Всегда удивляло слово «блаженный», — обозначает что-то, по-церковному счастливое, и в то же время, юродивое. Интересно, есть ли такое понятие у католиков, или это чисто русское явление?

Россия, как таковая, противоречива. — Возможно, потому, что жить невозможно там, гда она располагается. Необъятные просторы Сибири и Дальнего востока достались нам оттого, что нормальные народы на них не претендовали, и получилось как у Ельцина, — «взяли, сколько смогли вынести». Аляску тоже взяли, но тяжело, отдали тем, кто готов был за это что-то заплатить. А вот Сибирь никому не приглянулась, а теперь — не отдадим, ни за какие деньги!

Россия сохранилась цельной и большой из-за малой плотности населения на севере Азии. Путин много говорит о развитии Дальнего востока. И когда эти места действительно станут привлекательные, с большим населением, то, вероятно, тоже отправятся в свободное плавание. Как уплыл от нас когда-то большой Китай, а недавно, — Украина…

Геополитика постоянно мешает думать и говорить. Я начал с противоречий, а если точнее, со слова «Блаженный». Чтобы прояснить, отправился к Интернету, скопировал заповеди блаженства (от Луки).

Блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.
Блаженны плачущие ныне, ибо вы посмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас, и оклевещут, и подвергнут имя ваше бесчестию из-за Сына Человеческого; радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо вот, велика награда ваша на небе!

- Как-то не очень убедительно, даже безнадежно, — все будет хорошо, но не здесь и не сейчас. Жизнь — тяжелое испытание и тот, кто его сможет перенести в тяжелых формах, тому воздастся сторицей «на небесах». Коммунисты пошли дальше. Они предлагали страдать не ради собственного индивидуального счастья, но ради светлого будущего всего человечества. По большому счету, меня убедили (коммунисты). В сиюминутном немного смысла, оно быстро уходит. В небеса не верю, а смысл существования все-таки должен быть, вот и остается делать что-то полезное для потомков, которые, конечно, не оценят и ничего не поймут…

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 5694


Добавить комментарий