Наш друг Дима

01.01.2016. В Новый год, вскоре после курантов к нам пришел друг детства Сергея Дима. Это человек, близкий нашей семье… Они познакомились лет в шесть песочнице, — в те годы, в таком возрасте дети уже выходили на прогулку без сопровождения взрослых. Мама поглядывала из окна. Вдруг Сережа куда-то надолго пропал, забеспокоилась, отправилась на поиски. Бабки, сидящие внизу, сказали, что видели, как он пошел с неким мальчиком в другую парадную. Узнала, что это за мальчик, дошла до квартиры. Сережа действительно был там, — новый друг Дима пригласил его на чай.

С тех пор они уже почти сорок лет не расставались надолго… Был период, когда Дима жил у нас на даче (мы снимали комнату в Вырице). Хорошо знакомы его родители, однажды ездили вместе в однодневный дом отдыха, иногда встречали вместе Новый год. С Димой было интересно и приятно поговорить на разные темы. Последние 15 лет он появлялся не часто, у Сергея в приоритете были другие лица Три года назад один из них умер, а другой в 2015-ом купил новую квартиру и уехал далеко. Дима вернулся. Сейчас его увлекает информация об оружии и история. На эти темы может говорить долго и подробно.

У Димы судьба не то чтобы печальная, но не очень веселая. В течение лет десяти-пятнадцати учился на заочном в СЗПИ. В конце концов закончил, но остался на прежней работе, он электрик. Женился (без оформления) на женщине с ребенком, лет 8 прожили вместе. Ребенок вырос, они разошлись. Жениться теперь категорически не хочет. А по другим направлениям ему стало как-то все безразличным. Без эмоций, без стремления к вершинам. Живет с родителями, в одной комнате с братом, которому сейчас 35 и он, вероятно, похож на Диму. Родители приехали в Ленинград из города Жданов (сейчас Мариуполь). Однажды Ира с Сергеем приезжали к ним в гости на их родину. Дима всегда безусловно подчинялся отцу, не обсуждая и не споря. А у отца иногда были странные мысли и планы, я его не очень понимал. Жена была красавица. Недавно, после большого перерыва встретил ее и не узнал — старое морщинистое лицо, а ведь она меня младше. У отца сейчас рак, какой стадии, Дима не знает.

02.01.2016. …К вечеру, было продолжение праздника. Пришел Дима, опять застолье. Я отказался, не присутствовал, скрылся с компьютером на балконе. Весь день занимался материалами Марины Башкирцевой. Услышал в комнате разговор, вышел, но попал уже к концу. Обсуждали Пушкина «Руслан и Людмила». Диалог был в основном между Димой и Ириной (невесткой). Как преподаватель литературы, она хорошо знает источник. Я плохо помню сюжет. Ирина утверждала, что в повести есть большая эротическая составляющая, а происходит все в среде татарской, — называла имена действующих лиц. Сам Черномор, вероятно, с Черного моря, — не турок ли? К сожалению, от этого разговора услышал только конец.

Дима интересуется историей, особенно войнами. Показал кадры фильма, который где-то скачал. Сделан англичанами на основании архивов. В фильме — полный набор пропагандистских новостных немецких кинохроник, которые крутили в Германии перед кинофильмами с 1936-го по 45-ый год. Все это было бы интересно посмотреть, но нет времени. Видел отрывки, Дима потом принесет все для скачивания. В фильмах, в частности, есть Мариуполь, — город, где он родился. Я спросил, — не пропитается ли он идеологией национал-социализма, насмотревшись такой пропаганды? — Нет, говорит, такое невозможно. Я отметил интересный момент. До войны (в 1937-ом) национализм Гитлера был еще не совсем этнический. — Голос за кадром: «Разные народы вольются в единую немецкую семью…» — Звучит вполне по-советски. Там вообще много советского под музыку Вагнера. Интересно, что после войны проявился русский национализм Сталина, причем, этнический. Все это хорошо для осмысления. Дима весьма увлечен этим.

Потом прозвучало слово «Андроид», я попросил прояснить, что это такой. Сергей ахнул, — какой я дикий! Дима с удовольствием стал рассказывать и показывать функции этой операционной системы. Я узнал, — это «Гугл-хром», которым пользуюсь как браузером. В общем, тема, быть может увлекательная, но мне не интересная.

07.11.2016. Во время последней встречи, по обыкновению, Дима с Сергеем изрядно выпили. В отличие от массивного Сергея, на Диму алкоголь действует и он рассказал о том, о чем никогда не рассказывал. Когда-то давно Дима услышал от меня рассказ об учении Вернандского, в котором есть представление о единстве всего живого и разумного, что предстает в понятиях Ноосфера и Гея. Я не помню разговор, не очень помню даже учение Вернандского. Знаю, что он один из сторонников философского направления «русский космизм», которое, действительно, мне близко.

Лет 20 — 25 назад я присутствовал при встречах Сергея со своими друзьями и участвовал в оживленных молодежных беседах. Вероятно, это и случилось тогда. Потом друзья женились, разошлись. Дима жил далеко, встречались с Сергеем нечасто, потом развелся и вот уже лет пять он снова у нас частый гость. Так вот, его настолько захватил тот рассказ о Вернандском, что Дима вдруг ощутил, что к нему пришло нечто вроде откровения, — он чувствует и понимает мир особым образом, не так, как это было раньше. И понимает, что такое состояние уникально, оно принадлежит только ему. В итоге, в его голове сложилось целостное мировоззрение, он понимает и чувствует мир не так, как другие, — больше, глубже. Можно сказать, что это даже не чувственное, а сверхчувственное восприятию, — он видит будущее, не признает смерть, — ее нет, это просто другое состояние человека…

- Все это я пишу со слов Сергея. К ночи он пригласил меня «на пиво» и мы, как в былые времена, без женщин, поговорили, в основном на эту тему. Феномен Димы мне  показался интересным, с разных точек зрения. С логикой у него все в порядке, его картина мира, как и у меня целостная (он это подчеркивает), но она получилась какая-то совсем другая. По этому поводу, я уже где-то утверждал, что логика — не самое важное в наших представлениях, и, соответственно, в жизни. Есть много нюансов, которые имеют разную степень достоверности, входят в систему с разным коэффициентом влияния и потому никакая логика не сможет подтвердить истинность той или иной картины, хотя с одной позиции другая выглядит как бред, абсурд. Я ссылался на конфликт Америка — Россия, Украина — Россия. — Везде политику определяют люди умные, но со своей позиции, позиция другая выглядит как бред, причем это взаимно. Бессмысленно говорить о том, кто прав, кто виноват. Надо бы (как минимум) встать на противоположную сторону и увидеть все другими глазами. Естественным образом это сделать трудно, почти невозможно. Но меняются условия (например, власть), и позиции людей меняются легко и просто на противоположные.

Интересно, что Дима никогда не увлекался никакими эзотерическими учениями, но в итоге пришел к системе взглядов, которые соответствуют какому-то из этих направлений. Если разными путями можно придти к одному и тому же, то это значит, оно заслуживает внимания. И еще меня поразил рассказ с такой стороны.

Мы знаем Диму уже почти сорок лет, у нас сложилось определенное о нем представление. Мы хорошо знаем его взгляды, пристрастия, много говорили с ним на разные темы. Но оказывается, на самом деле, мы ничего не знали о нем! Это совершенно другой человек, далекий от того образа, который у нас сложился. И я предполагаю, что так можно сказать едва ли не о каждом, — мы никого не видим, мало кого знаем.

Эта история мне напомнила Рудольфа Литвинова, которому тоже пришло видение и безусловное понимание основ бытия. Он попытался записать то, что он понял, но его записи не выдерживают моей критики. Спорить с ним было невозможно, — с его точки зрения, я просто ничего не понимаю! — У меня действительно было традиционное понимание, у него — не столько понимание, как ощущение. Сергею предложил разобраться с Димой и втянуть его самого в этот процесс. Для начала, как мне кажется, надо записать, зафиксировать все, что он нетрадиционно видит и ощущает. — Не рассказ, а хотя бы отдельными предложениями описать факты. — С этим можно работать, уточнять, объяснять или опровергать. Не уверен, что получится, — тут нужно желание Сергея и Димы разобраться с этим феноменом, как я считаю, не единичным, возможно — всеобщим, имеющим социальное значение. У меня такое желание есть.

09.05.2017. Вечером пришел друг Сергея Дима и я с ними пил водку. У Димы медленно, вот уже полгода умирает отец. Он лежачий, на Диме уход за ним. Сергей отметил такую особенность своего друга, — он принимает все как данность, не ропщет на судьбу, делает все необходимое, но при этом живет своей жизнью. Недавно познакомился с женщиной, живущей двумя этажами выше. Она года на четыре его младше, всю жизнь жила рядом, и вот, спустя сорок лет они познакомились. Я порадовался за Диму и за эту незнакомую женщину, Дима — человек очень положительный.

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1368


Добавить комментарий