Знакомство с человеком, которого я знал

20.02.2018. Основное из того, что хотел написать Соловьев Юрий Васильевич, он довел до конца. Очень спешил, последние два-три года только этим и занимался. Цель была — рассказать о прожитой жизни от начала и до конца. Он не знал свою дату, но чувствовал ее приближение.

Об истории своей семьи ЮВ начал писать еще в середине 60-ых, т.е. в тридцатилетнем возрасте, тогда выпустил книгу о родителях. 30 тыс. экземпляров, книга разошлась. Неразобранных бумаг и фотографий еще осталось много. ЮВ всю жизнь писал дневник, сохранился целый чемодан писем, есть много фотографий. Раисе Андреевне, конечно, со всем этим не справиться.

Во время вчерашнего визита, я предложил сделать в рамках Мемоклуба страницу, посвященную Ю.В., куда войдет все, что она может предоставить для публикации. Она передала для сканирования рисунки ЮВ (он хорошо рисовал) и немного писем, в основном писателя Виктора Некрасова, в советские времена покинувшего СССР.

21.02.2018. Весь день занимался материалами от Раисы Андреевны, в частности, письмами Виктора Некрасова. По датам на письмах, по обращению и содержанию, они дружили с ЮВ не менее двадцати лет. Некрасов обращается к нему не иначе как «Юрка». В текстах было немало интересных моментов. Теперь надо оформить этот материал. Прочитал про В.Некрасова. — Лауреат Сталинской премии, и, в то же время, — «отщепенец», убежавший на Запад. Впрочем, он не убежал, уехал легально, — выписал командировку на пять лет. Оказывается, была такая форма, — изначально все понимали, что «пять лет» — это условность. Также, вероятно, уехал Тарковкий, чтобы снять свою «Ностальгию». — Гуманная форма, она оставляет возможность возвращения.

Похоже, у Некрасова всегда был скептический взгляд на окружающую его действительность. Вот, например, слова из письма «оттуда»: «Совершаем турне. Я треплюсь перед студентами в Университетах. Позади Лондон, Кембридж, впереди Оксфорд, Шотландия».

27.02.2018. Завершил чтение книги Ю.В. Соловьева «Надежда в будущей жизни». Жанр автор определил как «Ностальгический роман». Я, конечно, узнаю у РА историю этой книги, но у меня при чтении не возникло ни малейших сомнений в том, что изложенное — картины реальной  жизни, поскольку многие детали перекликаются с тем, что мне самому знакомо из тех далеких 50-ых. А деталей много, запомнить все это кажется невозможным. Предполагаю, что ЮВ вел дневник, либо у него такая прекрасная память.

Основное изложение относится к 1950-ом году, когда автор учился в 10-ом (последнем) классе школы. Совпадают возраст автора и персонажа книги, написанной от первого лица. Совпадает место — поселок Тангуй, где они (автор и персонаж) в то время жили. Тяжелое послевоенное время показано очень четко. И так же подробно выведен портрет 17-летнего юноши, с его мыслями. Иногда (точнее, — часто) его мысли и действия кажутся неадекватными ситуации, но я  вспоминаю себя в таком возрасте и отмечаю, что многое у меня было так же, или даже хуже. Все происходит на фоне любви. Любви не вполне материальной, — такую можно встретить в старых английских романах. Или в советских, того времени. Конец печальной, — продолжения не будет, — после школы он отправится в Москву, поступать в Художественное училище, а она останется в родном поселке.

Роман Ю.В. весьма «советский». Он пишет о реалиях того времени, — о воспитании «в духе сталинизма», что входило иногда в противоречие с текущей жизнью. — Действие происходит в глухой Сибири, куда во все времена ссылали людей из центральной России по разному поводу. Дети ссыльных учились вместе со всеми, своей судьбой они вносили диссонанс в идеальную советскую картину мира.

Роман завершается оптимистически, — послевоенная жизнь постепенно выправляется. В тот год была построена гидроэлектростанция на реке, которая протекает возле поселка. — В дома пришел электрический свет. — Все будет хорошо!

Но мне известно (за пределами книги), что будущего у этого поселка нет. Через 10-12 лет построят Братскую ГЭС и образующееся Братское море затопит поселок Тангуй.

02.03.2018. Я опять погружаюсь в жизнь человека. На этот раз через биографический роман. Стали близкими река Ия (приток Ангары), и поселок Тангуй, ныне поглощенный водами Братского моря. Близки персонажи — жители этого поселка, наверно мало кто из них сейчас еще живет на этом свете. Нет уже, вероятно, и девушки Тони, в которую был влюблен автор. Любовь завершилась расставанием, в конце романа слова: «…Кладёт мне на плечи ладони, печально глядит долгим взглядом — простоволосая, домашняя, близкая, — как будто расстаётся со мною навеки… Такой она и запомнится мне навсегда»…

Прочитав роман Юрия Васильевича, понял, что я его совсем не знал, — фильмы, встречи, и даже разговоры дают слабое представление о человеке. Когда-то я слышал от него резкие высказывания по поводу политики Ельцина. Будучи в то время по другую сторону, я относился к таким словам критически, но в дискуссию не вступал. Сейчас понимаю, насколько все, связанное с перестройкой было чуждым, инородным для всей его предыдущей жизни, о которой он подробно и очень убедительно рассказал в своем романе.

И еще, я остро почувствовал разницу между своими записями и художественной литературой, к чему, несомненно относится роман Ю.В., хотя он и выглядит как воспоминание. — Талантливый был человек! — Хорошо рисовал, писал и снимался в кино. Кино, насколько знаю, получилось случайно, — Ю.В. приехал поступать в художественное училище.

04 03 2018. При встрече с Раисой Андреевной, я рассказал и показал ей все, что сделал из того, что у нее взял. — Она не возражает против публикации. Посмотрели кусочек видео из поселка Тангуй, где был организован концерт в честь 80-летия Ю.В. (январь 2013-го года). Организаторы пригласили Соловьвых, они приезжали. ЮВ родился в Тулуне, но в раннем возрасте семья переехала в Тангуй. Когда,в начале 60-ых поселок затопило Братское водохранилище, на его берегу был построен новый поселок с таким же названием, куда переехали его прежние жители. Каждый год, в день затопления, жители приплывают на лодках туда, где на дне остались их былые дома, могилы предков, они  спускают на воду венки.

Спросил я о том, как познакомился ЮВ с В.Некрасовым. На Ленфильме снималась картина «В окопах Сталинграда», Некрасов, как автор, на съемках был главным. Долго он не мог найти подходящего человека на одну роль, а увидев Солоаьева, понял, что это тот, кого он ищет. Ю.В. снимался в фильме, там и подружились. Потом в течение 20 лет переписывались и встречались.

Из Тангуя Ю.В. после школы отправился в Москву, поступил и закончил ВГИК, по распределению попал на Ленфильм, где и проработал всю жизнь.

Расспросил я Р.А. про книгу, которую  прочитал. — Там нет вымысла, все написано так, как было, как Ю.В. помнит. Изменил он только некоторые имена, в частности, девушку, в которую был влюблен, звали не Тоня, а Галя.
. . .
Книга написана в 2009-м году, но по тексту впечатление такое, что отголоски той любви оставались всю жизнь. Книга завершается тем, что они расстаются, юноша уезжает учиться в Москву.

Продолжение было такое. Через пару лет Ю.В. отправился к этой девушке, чтобы жениться на ней. Дорога в Сибирь дальняя, ехать не один день. Случилось так, что в том поезде, также на каникулы, ехала домой Раиса Андреевна. Несколько дней общения решили их судьбу, вскоре они с Р.А. поженились, родился сын Сергей, первая любовь осталась в прошлом, больше такая тема в этой семье не выплывала. Брак был удачный, через много-много лет, я часто слышал от Ю.В. хорошие слова в адрес Р.А., — о том, что он ее любит и ценит.

Разбирая архив, уже после смерти ЮВ, Р.А. обнаружила, что была у Ю.В. некоторая переписка с Галиной, а однажды она приезжала в Ленинград, они встретились. Судя по содержанию писем, встречи проходили в духе тех отношения, которые сложились в далекие годы, о чем он написал в книге…
* * *
- Ну что же вам еще дать? — спросила Р.А., когда предыдущие темы были исчерпаны. Как я понял, она пока еще немногое готова предоставить из того, что есть, — все это требует разборки. Дала она мне рукопись рассказа об одном из актеров (С.Гурзо). Из фотографий может передать для сканирования альбомы, посвященные съемкам фильмов. К сожалению, они велики по формату. Я попробую найти фирму, где могут сканировать такой размер. Она, в свою очередь, попробует найти электронные версии двух других книг ЮВ. На том и расстались.

Встреча продолжалась более часа. В конце, уже в прихожей, я спросил, — а не хотела бы Р.А. рассказать о себе? — Нет, говорит, ничего интересного в моей жизни не было, а Юра все сам о себе рассказал. Я возразил, — взгляд изнутри и со стороны — разные. А еще, привел в пример себя, — ничего, имеющего «общественный резонанс» у меня не было, но все равно пишу. Потом она сказала — я подумаю, может быть про внуков расскажу.

05.03.2018. История с РА меня тронула. Естественно, она всегда была немного в тени актера, талантливого человека, но жизнь получилось нескучная, наполненная встречами с интересными людьми. Ее специализация была совсем не такая, как у мужа, и она добилась успехов в своей работе, защитила диссертацию.  В свои 80+ РА не потеряла интерес к жизни…

06.03.2018. Вечером позвонил незнакомый человек, назвался Юрием, телефон ему дала Раиса Андреевна. Он занимается сайтом, посвященным В.Некрасову. Это похоже на то, что сейчас делаю я, — занимаюсь сайтом о Соловьеве Ю.В. Мы проговорили полчаса (я больше слушал). Он называл имена знакомые (типа Горбовский, Голявский) и имена незнакомые мне, но известных людей, с которыми он встречался. Сотрудничает с издательством «Невский альманах» и с соответствующим литературным журналом. Я сказал о контактах с журналом «На русских простора». — Главный редактор, Т.М. Лестева ему знакома, иногда он тоже посещает презентации новых номеров, которые она проводит в Доме писателей. Но более тесные контакты у него с другой писательской средой. Я продиктовал свой электронный адрес, договорились, что он напишет. Действительно, написал, прислал интересные мне ссылки. Там оказались комментарии самого Соловьева Ю.В. к письмам от Некрасова. — Я хотел об этом попросить Р.А., но тут получились комментарии «от первого лица», — Ю.В. все предусмотрел! Еще до нашего разговора, Юрий зарегистрировался в Мемоклубе, где прочитал некоторые мои тексты.

07.03.2018. Получил еще одно письмо от Юрия Тагирова, где он перечислил ошибки в моей расшифровке писем Некрасова и дал к ним несколько своих небольших комментариев. Ссылки в письме заставили меня погрузиться в еще одну тему: «Писатель Виктор Некрасов», которая мне не была знакома. Целый день читал повесть Ю.В.Соловьева об этом человеке.

Некрасов курировал фильм «Сталинград», поставленный по его роману «В окопах Сталинграда», Соловьев играл в нем роль бойца по имени Валега. — Это прозвище, образованное из фамилии. Я не смотрел фильм, не читал книгу и позорно спросил у Р.А. об этом странном имени. Она рассказала.

Валега — персонаж реальный, он был в подчинении у Некрасова во время боев под Сталинградом. После войны их пути разошлись, но лет через 15 (в конце 50-ых) Валега нашел своего командира, написал ему письмо. Некрасов жил в Киеве, пригласил его к себе. Валега откликнулся. В.Н. с воодушевлением пришел на вокзал встречать, задолго до прибытия поезда. И не удержался, заглянул в ресторан, чтобы выпить 100 грамм. Этим дело не ограничилось, добавил, в итоге чуть не пропустил своего фронтового друга. Но все-таки узнал в толпе, подошел. Тот приехал с женой. Некрасов, будучи в состоянии «легкого опьянения», предложил ему оставить женщину и для начала выпить с ним немного. Жене это не понравилось и она увела своего Валегу прочь от пьяницы, больше в тот день они уже не встретились. Через пару лет Некрасов отправился к нему на Алтай, пригласил с собой Ю.В. Сольвьева.

На Алтае все получилось хорошо. Перед поездкой ЮВ волновался, — ему предстояло встретиться с человеком, которого он сыграл в фильме, в образ которого долго вживался, пока не понял, его суть, его мир. В итоге, тот Валега получился в трех лицах — лицо реальное, человек из романа Некрасова и образ в фильме. Юрий Васильевич упомянул о таком растроении (употребляю слово как аналог «раздвоения»), но я не очень понял сходства и различия между ними. Не понял потому, что не читал и не смотрел, хотя про Валегу Ю.В. написал много. В свою очередь, я вспомнил похожий эпизод из биографии ЮВ. — В фильме «Они сражались за Родину» главную роль играл В.Шукшин. Случилось так, что исполнитель умер, фильм оказался незавершенным. Пригласили Соловьева, и он играл Шукшина — Лопахина в недоснятых сценах. — Тоже получилось «растроение» личности, хотя и другое…

ЮВ предполагает, что в Париже Некрасову было несладко. Перед отъездом вызвали в КГБ. Доброжелательно предложили оформить отъезд как «Творческую командировку», — пусть волна уляжется, и года через 3-4 он сможет вернуться, если не будет нести антисоветчину. Некрасов долго держался, не выступал. Но в Париж уехал не один, с женой, а та прихватила с собой еще каких-то родственников. Никто из них не работал, гонораров на жизнь не хватало, и он сдался, — писал статьи, выступал на «вражеских радиостанциях», где темы заказывал тот, кто платит.

08.03.2018. Кажется, я понимаю, зачем надо актеру «вживаться в роль». Причем, просто «вжиться» — недостаточно. Надо уметь показать так, чтобы зрители увидели и поняли, что именно чувствует герой. А чтобы показать чувство, надо самому пережить ситуацию. Вероятно, мало кто может натурально изобразить радость или страдание, реально не ощущая это.

Профессию режиссера уважаю, хотя я бесконечно далек от такой деятельности. Режиссер, — командир и создатель. Он создает реальность, материализует мысленные образы. Подобные дела приписывают Богу. Впрочем, есть мнение, что у Бога функция проще, — создал мир и удалился, а жизнь развивается, исходя уже из своих собственных причин. Об этом говорят и сами писатели, постановщики — их герои уходят от желаний автора и начинают жить по-своему. — Везде состояния диктует внутренняя логика.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 2114 | метки: , ,


Добавить комментарий