Бремя славы

Опубликовал: Соловьев Юрий Васильевич
Автор: Соловьев Юрий Васильевич

«Исполнитель роли Сергея Тюленина молодой артист С.Гурзо показал себя одним из наиболее одарённых участников нового фильма «Молодая гвардия»
В.Жданов, «Комсомольская правда», I0,10, №242 I948

«Почти все исполнители главных ролей фильма участвовали в Отечественной войне… Сергей Гурзо, исполняющий роль Серёжи Тюленина, также в шестнадцать лет пошёл в Советскую армию и с её наступающими частями дошёл до Будапешта».
«Комсомольская правда». 14.9. №218 1948 г.

… «Все роли молодогвардейцев исполняет молодёжь — студенты Гос. Института кинематографии. Особо выделяется талантливое исполнение роли Сергея Тюленина /С.Гурзо/ и Любы Шевцовой /И.Макарова/».
/Олег Леонидов. «Молодая гвардия». 10.10 №29/

…  «Особенно ярко запомнился Серёжа Тюленин. Я хочу быть таким, как он. Светлый образ героя-молодогвардейца будет путеводной звездой моей жизни. А если в наш советский огород вновь сунется кровожадный враг, то я поступлю так же, как поступил Сергей Тюленин»
/С.Асмикян. Ученик 7-го класса школы им. Дзержинске го. «Коммунист» Ереван. 14.10.№244 1946 г./.

Подобными отзывами были полны газеты и журналы этого времени. Всенародная слава, признание отметили первую же работу молодого артиста. Исполнением роли Сергея Тюленина он буквально ворвался в искусство кино, и следующая его роль Васи Говорухина в фильме «Смелые люди» /1950 г./ во многом подтвердила незаурядность его творческой личности.

… «Сергей Гурзо завоевал сердца зрителей ещё своей первой ролью Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия». Ученик С.Герасимова, Гурзо хорошо владеет искусством изменять интонации, бытовым говорком, у него выразительны и слово и жест. В «Смелых людях» он показал себя незаурядным гимнастом, наездником, акробатом. Обаятельный образ Васи Говорухина — сильного, смелого советского юнши достоин стать любимейшим героем нашей молодёжи».
/Юренев. «Вечерняя Москва». 7.09.1950 г./

…»Талантливый молодой артист С.Гурзо, известный зрителю но роли Сергея Тюленина в картине «Молодая гвардия», убедительно передаёт черты целеустремлённого характера Васи, его непосредствен¬ность, целеустремлённость, отвагу, любовь к Родине».
/С.Вельский. «Совхозная газета». Москва. 12.09.1960 г./.

…»Глубокие симпатии зрительного зала завоёвывает Вася Говорухин. Нельзя не восхищаться этим находчивым, отважным юношей, действующим так умно, дерзко и ловко. Создание этого образа — большая удача молодого артиста С.Гурзо. В этой роли актёр проявил своё растущее дарование. Он в совершенстве овладел Трудным искусством жокея; его физическая натренированность поразительна. А главное в том, что актёр сумел правдиво раскрыть духовный мир Советского юноши. Все поступки Васи Говорухина, самые невероятные его подвиги не вызывают сомнения у зрителей».
/Н.Георгиев. «Смена».12.09.1950 г./.

…»В роли Васи Говорухина выступает молодой артист Сергей Гурзо, известный советскому зрителю как наполнитель роли Серёжи Тюленина в кинофильме «Молодая гвардия». Зрители с большим волнением следят за тонкой и точной игрой С.Гурзо, свободной не только от фальши, но и от малейшего актёрского наигрыша”.
/Д.Тарасов. «Ленинградская правда».№218. 14.09. 1950 г./.

Свалившаяся на актера. небывалая слава была им в полной мере заслужена. Характеры его персонажей, отменная режиссура, присущие его динамичной натуре природные качества — внешние данные, обаяние органично сoединились в единое целое и работало на создание образов, так полюбившихся миллионам людей. Я просто бредил Тюлениным. Этому способствовало и внешнее сходство с Сергеем Гурзо, замеченное односельчанами и это сходство с Сергеем Тюлениным, созданным актером Гурзо, побуждало ему подражать в повадках, походке, одежде, поступках, правда, не было тех обстоятельств, в которых действовал Серёжа Тюленин, и я создавал их в воображении. Я как бы играл в Сергея Тюленина, подражая Сергею Гурзо. Во мне в это время, должно быть, рождался актёр, что повлияло в дальнейшем на выбор профессии, хотя изначально, с самого детства, мечтал стать художником. Он был мне не только кумиром — он жил во мне долгое время. Конечно, мечталось когда-нибудь встретиться с ним, но это желание было недостижимо. Пока я учился во ВГИКе, слава Гурзо не тускнела. Рассказывали, что с ним невозможно было появиться на улице — его сразу же окружала толпа восхищённых поклонников, жаждущих фотографий, автографов или просто каких-нибудь слов, а то и желающих записать на ручной диктофон. На груди его красовались медали лауреата Сталинских премий /за «Молодую гвардию» и ’’Смелые люди»/, ему льстило повышенное внимание зрителей, но то же внимание имело обратную сторону — всё чаще его приглашали «отметить» редчайшую встречу, а на него после сильной контузии, полученной на фронте, на исходе войны, подобные «встречи» влияли весьма отрицательно. Он начал себе «позволять», что не могло не сказаться на его поведении. Вся эта безумная слава закружила его, он стал утрачивать нормы общения с публикой.

…По просьбе рабочих Правление клуба из г. Ленинграда организовало через Областную филармонию творческую встречу киноартиста С. Гурзо со зрителями.

В назначенный день С.Гурзо, прибыв в клуб /с опозданием на 15 минут и узнав, что там идёт фильм «Тарас Шевченко», категорически отказался выступить перед собравшимися зрителями, ссылаясь на то, что демонстрируется картина, в которой он не принимал участия. Все попытки руководства клуба, дежурных членов Правления, указывавших С.Грзо на недопустимость такого отношения к зрителям, не привели ни к чему: С.Гурзо вызвал такси и немедленно покинул клуб.

Так ли должен был поступить молодой советский киноактёр — даже в том случае, если он был обманут администрацией клуба, заранее заверившей, что его выступление состоится после демонстрации картины «Смелые люди»?

На этот вопрос отвечают письма, которые возмущённые зрители на¬правили в газету «Ленинградская правда»

…»Не к лицу советскому актёру такое пренебрежительное отношение к зрителю, независимо от того, что демонстрировалась не та картина, в которой участвовал С.Гурзо. Но поскольку была назначена встреча, и он приехал в клуб, ему следовало поступить, как подобает советскому актёру, а не зазнаваться». /Терехова/.

…»Неужели молодой актёр С.Гурзо настолько возомнил о себе, что ему всё позволено?» — пишет другой автор.

Полно негодования и третье письмо /тов. Лепко/:
«Трудно понять, почему С.Гурзо так небрежно обошёлся со своими советскими зрителями. Неужели он не мог сказать слова народу, который пришёл встретиться со своим актёром?»

Нам кажется, что письма простых советских людей являются достаточным основанием, чтобы дать справедливую оценку поведения киноартиста С.Гурзо. /»За большевистский фильм». 20.1.1950, г.№4/.

Артист С.Гурзо прислал в редакцию письмо, в котором пишет: «Заметка, помещённая о моём поступке, справедлива. Я не имел ни какого права так поступить с советскими зрителями, которые пришли, чтобы встретиться со мной. Если даже дирекция клуба халатно отнеслась к встрече, не подготовила её, всё равно я обязан был выйти к зрителям. «Справедливое возмущение советских людей, их критику моего поступка я понял и сделал соответствующий вывод. Заверяю, что подобных случаев, которые позорили бы имя советского киноактёра, его высокую миссию, я никогда не повторю».
/»За большевитский фильм» №15 11.4.1952 г.

Но, несмотря на раскаяние Гурзо, подобные случаи, к сожалению, повдорялись. Вот что писал режиссер Григорий Михайлович Козинцев в своей книге «Чёрное, лихое время. К творческим вечерам». 1′оворят, что Гурзо начинает с того, что жаль — нельзя ввести в помещение лошадь. Без неё рассказ о творческом пути затруднён. То есть, мысли будут хромать, а творчество покажется малоподкованным».

Режиссёр заметил то, что не сразу бросалось в глаза — неизбежную деградацию творческого потенциала талантливого актера, связанную с ослаблением требовательности к себе, что сказалось в его дальнейшей работе.

Когда Сергея Гурзо однажды спросили о его творческих планах, он, не задумываясь, ответил:
- Мою работу и так люди увидят на экране, если она будет, а планы… планы какие? Играть. Что играть — пока и сам не знаю. /»Ком¬муна». Воронеж. №18 2 августа 1954 г./.

Он играл всё подряд, не задумываясь, не обращая внимания на качество предлагаемой роли, а ролей, как Тюленин и Говорухин, ему не встречалось.

…»Артист С.Гурзо в центральной роли Жени Омеги /»Беспокойная весна»/ пытается создать образ юноши, который, столкнувшись с трудностями, падает духом, бежит, но затем под влиянием друзей и всего коллектива выходит на правильную дорогу.

Игра актера ограничена рамками сценария. С.Гурзо чаще приходит¬ся выступать в надуманных эпизодах, где его речь и движения рассчитаны на то, чтобы рассмешить зрителя». /»Советская культура». 9 сентября. 1956 г./

…»Думается, что вина тут не столько С,Гурзо, сколько сценариста и постановщика. Слишком упрощённо, поверхностно показан в кар¬тине сложный процесс перевоспитания Омеги. Оказывается, достаточно посадить человека на водовозную бочку, чтобы он стал хорошим, высокосознательным человеком…» /»Казахстанская правда».№153. 3 июля 1956 г./.

Переоценка своих возможностей, уверенность в неотразимости присущего ему обаяния, инерция ролей Тюленина и Говорухина способствовали неразборчивости в новых ролях, толкали на повторение опробованных приёмов.

…»Хочется от души напомнить… талантливому актёру С.Гурзо о подстерегающей его опасности штампов» /В.Бортко. «Советская культура».Москва.4мая 1955г./.

…»С.Г’урзо спокойно и уверенно повторяет всё, что им найдено в предыдущей, так полюбившейся нам роли Васи Говорухина в фильме «Смелые люди», не стремясь найти для сержанта Кулешова /»Застава в горах»/ какие-нибудь новые черты… Роль для Гурзо написана слабо. Разговаривает он сухим, «уставным» языком: «Какое решение вы предлагаете принять?», «Так точно, Вера Александровна!», «Значит, серд¬це резолюцию наложило»… Правда, официальные фразы Кулешов часто окрашивает иронической интонацией, но и это надуманно, неестественно.»
/Р.Юренев. «Советская культура. Москва. 14 ноября 1958 г./

…»В картине «Застава в горах» С.Гурзо /Кулешов/, собственно, нечего играть, он только скачет вместе с другими на лошади, выполняя задания и поручения».
/Л.Погожева. «Московская правда».14 ноября 1953 г./

…»Образ солдата Кулешова почти полностью повторяет образ Васи Говорухина из фильма «Смелые люди». Это, очевидно, и толкнуло артиста С.Гурзо на использование им в новой роли прежних приёмов и красок. Такими же остались интонация голоса, жесты, мимика артиста».
/Ф.Ходжаев. «Московский комсомолец».17 ноября 1953 г./

…»Недостаточно убедителен артист С.Гурзо в роли сержанта Кулешова». / Битоль.
«Вечерний Ленинград».№279. 26 ноября 1953 г./

Что же произошло? Известно, что артиста «делает» роль. Зачем же после Тюленина и Говорухина очертя голову кидаться в слабую драматургию? Опасение лишиться работы, быть скоро забытым? Ведь часто случается, что актёр, получивший звёздную роль, остаётся в памяти зрителей тем персонажем,, который полюбился, поэтому режиссёры, создающие новых героев, стараются избегать чересчур популярных актёров, чтобы избежать курьёзов, которые, скажем, случались с актёрами Б.Бабочкиным или П.Алейниковым, когда Бабочкина после фильма «Чапаев» зритель принимал за Чапаева в любой новой роли, а Пушкина в фильме «Глинка» в исполнении П.Алейникова зрители встречали криками «Ваня Курский /из фильма «Большая жизнь»/. Как бы то ни было, но популярность С.Гурзо сходила на нет, что развивало в нем чувство депрессии, разочарование в своей профессии. Пробовал он свои силы в режиссуре, но неудачно. Правда, талант его проявило в совсем неожиданной области. Когда представили Гурзо на встрече актёров со зрителями в Воронеже, в разговор вступила народная артист¬ка СССР Марина Ладынина:
- Вы лучше расскажите воронежским читателям, что наш Сережа поэт.
- Ну уж, и поэт… — застенчиво улыбнулся Сергей.
- Да, да, поэт, — подтвердила Ладынина. Он стихам уделяет очень много внимания, да и печатался он много раз в газетах, журналах…

По просьбе собравшихся Сергей прочел стихотворение.

Наследники
У меня умирал отец.
Он лежал неподвижен, строг.
Еле слышно шепнул, наконец:
Подними-ка меня, сынок…
Тихо руку мою пожал,
Долгим взглядом закат проводил:
- Ты, сынок, уже взрослым стал
В жизнь кипучую, в жизнь иди.
Завещал он не деньги, нет,
И не домик в родном краю.
Завещал он мне партбилет
И Октябрьскую юность свою.
Вдалеке прогудел паровоз –
Не мальчишка, не сорванец, -
В первый раз по-мужски, без слез
Я заплакал: «Прощай, отец…»

/«Коммуна» №181 Воронеж, 2 августа 1960/ 

Впервые я встретился с ним через несколько лет после ВГИКа, когда Сергей поступил в нашу Студию киноактёра, переехав из Москвы в Ленинград. Почему он ушёл из Московского Театра-студии киноактёра, не знаю, но думается, стало ему там неуютно. Снимали его всё реже и реже, на сцене он тоже как-то не приживался, а тут неожиданно его при¬гласили на участие в фильме ’’Горизонт» Иосифа Хейфица /о целинниках/, снимавшийся на «Ленфильме», где он играл второстепенную роль, и поступил в нашу Студию киноактёра, куда его с готовностью приняли и предоставили двухкомнатную квартиру, где поселился с женой Ириной Губановой, тоже актрисой Студии киноактёра. У нас относились к нему с заботой, благожелательно, звали Серёжей, Серёжкой, а женщины даже — Серёженькой,

Однажды я встретился с ним в актёрском отделе «Ленфильма», куда заглянул по какому-то делу.
- О! Юрка! Привет! — обрадовался Сергей моему появлению, сидя в кресле, запахивая полы пальто, надетого, как мне показалось, на голое тело. — Знакомься, — указал он на мрачного человека, стоявшего рядом. Человек был с чёрной большой бородой, необщительный, он только молча взглянул на меня и глубже засунул руки в карманы. — Богомаз, представил его мне Сергей. — Сегодня как pаз годовщина Сатини. А кто-нибудь вспомнил? Вот, посмотри. — Он пока¬зал миниатюрный портрет актёра Сатини, написанный красками на дощечке, который напоминал, скорее, иконку. Георгий Сатини, погибший трагически в прошлом году, на этом портрете, скопированном, скорее всего, с фотографии, был весь разрумянен под лубок. — Жоркиной вдове подарим на память. — Надо бы отблагодарить человека… — Он жестом указал на художника. — У тебя рублей пять наскребётся?

Я пошарил в карманах, но, к сожалению, не нашёл ни рубля, извинился…

На этом рукопись обрывается. Но финал понятен, он закономерный (О.А.).

В начало

Опубликовал: Соловьев Юрий Васильевич | Автор: Соловьев Юрий Васильевич | слов 1935


Добавить комментарий