Чернорабочий

(1967 год; г. Пирятин, Полтавская обл., УССР)

Вернулись документы из Киевского университета. Короткое резюме: «Вам отказано в зачислении по конкурсным причинам». Что же, случай не из ряда вон! Из моих одноклассников с первого захода поступили единицы. Мне, как и остальным, счастье не улыбнулось. Несмотря на набранные 18 баллов (две «4», две «5»).

Готовясь спрятать бумаги до следующего лета, нечаянно развернул характеристику. И увидел несколько красных линий. Откуда они?

Всмотрелся. Оказывается, в Киеве ее внимательно изучали. Так что, видимо, мои оценки позволяли мне стать студентом. И отбирали уже по характеристикам.

В моей же, увы, нашлись «избранные места», которые вряд ли понравились членам приемной комиссии. Кто-то их и подчеркнул: куда, мол, такому типу в столичный вуз?! Вряд ли у кого вызовет сомнение, какие именно фразы в характеристике были подчеркнуты.

Куда теперь? Подрабатывать внештатным автором в районной газете «Шляхом Ілліча», где я уже два года довольно активно печатаюсь? Попытаться пойти в школьные пионервожатые, где мужчин ждут не дождутся? Усиленно в течние года готовится к очередному штурму университета, сидя на шее родителей? После некоторых раздумий решаюсь.

…И оказываюсь на Пирятинском кирпичном заводе. Моя задача состоит в том, чтобы, нагрузив тачку песком, прикатить ее в цех, вывалить. Везти ее нужно по узкой металлической «ленте». Сантиметр-другой в сторону – и, соскользнув на грунт, тачка переворачивается. Ее, нагруженную с горой, виртуозно мог гнать только один человек – огромный, как шкаф, Иван Мазепа. Но уже через недельку я составил ему достойную конкуренцию, после чего меня в коллективе зауважали.

Дальше в придачу к песку на носилках заносили со склада цемент. Массу лопатами перемешивали и, когда она была готова, лопатами перебрасывали на дергающееся, словно в параличе, сито. Просеянная таким образам заготовка служила сырьем для черепицы, которую производят за стенкой.

…Уже в декабре (на улице стоит еще та холодрыга!) езжу в деймановский карьер за песком. Инструмент – лом и лопата. Транспорт – бортовая машина, что удручает больше всего: песок приходится не только загружать, но и разгружать (самосвал вторую операцию выполняет без вмешательства «лопатооператора»). За день успеваем сделать только две ходки. Ведь в карьере мне приходится вовсю махать ломом, чтобы отколоть кусок песка.

Вчера чуть не перевернулись. Хорошо, что все произошло в пол, а не в городе на дороге со встречным транспортом. Гололед – я вам доложу: сплошное зеркало. И машину завертело. Зацепись она о любой бугорок колесом – торчать нам вверх колесами. Однако обошлось. Во многом благодаря искусству водителя. Кстати, крутил он баранку по ходу заноса, а не против, как для торможения, как сделал бы я, окажись на водительском месте. Когда он пришел в себя и вытер пот со лба, то объяснил, почему поступил так, а не иначе. Оказывается, сию премудрость знает любой шоферюга. Если крутить против, во сто крат возрастает вероятность опрокидывания. А заносу нужно не противиться, а «помогать».

Что ж, видимо, это правда, если наша «полуторка» удержалась.

Автор: Сухомозский Николай Михайлович | слов 449 | метки: , , , ,


Добавить комментарий