Дамоклов меч трибунала

(1994 год; г. Екатеринбург, РФ – 1996 год; г. Киев, Украина)

Бизнес нашего друга на Урале накрылся медным с вкраплениями бажовского малахита тазом. Съездил за машиной в Европу ( «Вояж 9. Половецкий набег русских на Швецию»), которую тут же перепродали. Разницы хватило на полгода. Перспективы были, скажем прямо, мрачные. Попытки хоть как-то трудоустроиться не увенчались успехом («Недогадливый товарищ» и «Алла: Ла-ла-ла»). И тут очень кстати получил приглашение из газеты «Вечерняя Макеевка» на должность заместителя главного редактора («Оказия 9. Пике на Донецкий кряж»). Посовещавшись, решили возвращаться в Украину навсегда.

Собрали походные вещи (весь скарб уже три года тайно даже от соседей хранится в доме моей матери – в самой отдаленной, всегда закрытой «моей» комнате). Выписались из общежития, где фиктивно числились. Оставалось снятие с воинского учета. Увы, оно оказалось с проблемными рожками.

Дело в том, что на момент развала Союза мы жили в Новом Уренгое. Следовательно, я числился в российском военкомате капитаном запаса. «Хорошо, — рассуждал я, — снимусь тут с учета. Но какой «бурак» меня, офицера Вооруженных Сил другого государства, зачислит на службу в своем? Разве что под грифом «Шпион».

Не сняться вовсе? А вдруг каким-то российским «буракам» приспичит призвать меня на переподготовку? А я не явлюсь. И меня не отыщут по указанному адресу. Объявят розыск. Отыщут в Украине. Потребуют выдачи. А там – как Фемида накануне выспалась (о том, что «загогулины» могут возникнуть в Киеве, даже не помышлял, и, как оказалось, зря).

Прикинул так и этак. И отправился в военкомат. Начальнику которого заявил:

- Не удается трудоустроиться, а жить на что-то нужно. Слава богу, подвернулась работа в Украине. Вместе с супругой едем туда. ВРЕМЕННО! Вот и пришел уладить вопрос с воинским учетом.

- В каком смысле?

- Я думал, вы мне подскажите.

- Что «подскажем»?

- Ну, как быть в такой ситуации.

- А что за такая ситуация? Обычная! Снимайтесь с учета и езжайте, вставайте там.

- Во времена СССР – так и было бы. Но теперь Украина – иностранное государство, хотя многие к этому еще не привыкли.

- Ну, что с того?

- А то, что если я выеду, к примеру, в США, меня Пентагон на воинский учет поставит? Или вы прибывшего в Екатеринбург американского офицера зачислите в свой состав?

Военком начал чесать репу. Однако никакой мысли из нее не вычесал. Тогда идею предложил я (затем и пришел):

- А что если вы сделаете в моем личном деле отметку «Убыл на временное проживание в Украину»?

- Так никогда не делали…

- Ну, так страна была единая, а теперь – вон сколько! Главное, что никто к вам во время проверки не придерется. И военкомат мне не будет посылать повесток, зная, что в России капитана запаса Сухомозского нет. Я тоже трепыхаться не стану, переживая, как бы мне на Урале не припаяли статьи за измену Родине.

Собеседник, призвав на помощь зама, все еще колебался. Минут десять мы дискутировали втроем. Потом я заявил:

- О, я, как только устроюсь, перешлю в Екатеринбург свой адрес. Вы его впишете в документы рядом с отметкой о временном выбытии и, если вдруг понадоблюсь, свяжетесь – буду, как штык. Ну, а военный билет поставите обычный штамп о выбытии. Можете от руки указать «Временно».

На том и порешили. Увы, я еще не знал, что подстерегает в Украине. Через Макеевку мы добрались в столицу. Купили – о, радость! — квартиру. И, окрыленно-воодушевленные, пошли прописываться. Все элементарно?

Как бы не так! Ибо в паспортном столе принять необходимые бумаги отказались – прежде я должен встать на воинский учет. И только потом они меня пропишут …на принадлежащих мне, согласно «Договора купли-продажи», квадратных метрах. Путь опять пролегал в военкомат – правда, теперь уже киевский.

Придя, показал военный билет и рассказал все, как на духу. Мол, гражданином РФ сделали насильно, их армии нет присягал, а теперь вот на родине отказываются прописывать в своей квартире. Полный, как говорится, идиотизм!

Мужики оказались попонятливее. Со мной согласились и без особых проволочек («Это же идем на преступление, ставим на учет капитана чужой армии») шлепнули что нужно куда нужно. Даже от магарыча отказались!

С тех пор так и служу: личное дело офицера запаса лежит в Екатеринбурге, а на учете состою в Киеве.  Радуюсь, что наши страны не ведут друг против друга боевых действий. А то бы я точно пошел под трибунал!

Автор: Сухомозский Николай Михайлович | слов 667 | метки: , , , ,


Добавить комментарий