Происхождение фамилии

Не очень благозвучное сочетание букв появилось в селе Белоцерковцы Пирятинского уезда Полтавской губернии. И даже для этого некрупного населенного пункта оставалась редкой. Изначально ее носителями, предположительно, было не более двух-трех семей.
Почти не встречается она и в настоящее время — даже в масштабах планеты. Редкие «Сухомозский», «Сухомозская» (в украинским написании – без второго «с») — поголовно потомки далеких предков из села Белоцерковцы, передавших фамилию супругам и детям.
О том, что «ареал» распространения фамилии «Сухомозский» чрезвычайно узок, убедительно свидетельствует и «Книга памяти Украины», в которой скрупулезно собраны данные обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны. На девять толстенных томов – всего трое моих однофамильцев. Это сержанты Сухомозский Иван Алексеевич,1919 г., призванный в армию в1939 г. и убитый 4.03.1944 г.; Сухомозский Николай Лукич,1922 г., призванный в1941 г. и погибший в1943 г.; а также рядовой  Сухомозский Кирилл Филиппович,1904 г., мобилизованный в1941 г., сложивший голову 10.02.1944 г. и похороненный в г. Шепетовка Хмельницкой обл.

Так вот, первые двое – из с. Белоцерковцы Пирятинского района, а третий – из соседнего села Каплинцы того же района, куда могли перебраться еще его деды или родители, или он сам ушел примаковать.

На сайте «Ждем и ищем» наткнулся еще на зов о помощи родственников, надеющихся хоть что-нибудь узнать о Сухомозском Иване Александровиче, ушедшем из с. Белоцерковцы на фронт в 1941-м и пропавшем без вести на реке Нарва спустя два года.

Интереса ради принялся шерстить интернет. И еще раз убедился: «наших» — не густо. Вот кого из однофамильцев нашел:

1. Михаил Антонович, заместитель начальника Черкасского областного управления по мелиорации и водному хозяйству;

2. Анатолий Николаевич, руководитель Марьяновского сельскохозяйственного ООО Гребенковского района Полтавской области;

3. Г. М. (только инициалы), сотрудница Гребенковского отделения социальной помощи на дому территориального центра социального обслуживания;

4. Елена Васильевна, частный предприниматель из Пирятина;

5. Юрий Михайлович, киевлянин;

6. Богдан (только имя), киевлянин (исходя из возраста, может быть потомком Юрия Михайловича);

7. Оксана (только имя), жительница города Ровно (судя по тому, что она закончила Национальный университет водного хозяйства и природопользования, может иметь родственные связи с Михаилом Антоновичем).

8. Ирина (девичья фамилия – Пилипенко), жительница с. Степановка Драбовского района Черкасской области. Скорее всего, ее муж или, в крайнем случае, свекор родом из Пирятинского района;

9. Анна Александровна, студентка Киевского национального лингвистического университета.
10. СухомИзская Светлана Геннадьевна, российская беллетристка. Родилась в середине семидесятых, окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова (1999). Вовсе не исключено, что из-за неблагозвучности букву «о» в фамилии заменили на «и». Как и то, что предки ее или супруга – выходцы из моих краев.

Как столь странная фамилия появилась на свет? Что кроется в «исходнике»?

Сказать однозначно — трудно. Первое, что напрашивается, — это своеобразный «твикс» из слов «сухой» и «мозги». Но почему такое сочетание? Разве что еще во времена украинского казачества друзья так обозвали коллегу-флегматика. В смысле — заторможенный.
Собственно, по-уличному нас так и называли. Да что там по-уличному! В моей трудовой на первой странице до сих пор красуется перечеркнутое «Сухомозгий», написанное «Сухомозский», печать с грозным «Исправленному верить».

Впрочем, как бы там ни было, одна из носительниц не совсем благозвучно звучащего «Сухомозская», а именно — моя супруга Надежда (в девичестве — Аврамчук), как-то философски резюмировала: «Не фамилия красит человека, а человек — фамилию».

Автор: Сухомозский Николай Михайлович | слов 498 | метки: , , , ,


Добавить комментарий