Загогулистая фуга

(1991 год; г. Ашхабад, ТССР — г. Тюмень, РСФСР)

Январь – самое начало года. Мне уже понятно: из Туркменистана нужно рвать когти – чем быстрее, тем целее они останутся. Вопрос: куда?!

Собственно, вариантов и нет. Поэтому заказываю междугородние переговоры с Тюменью: туда из Ашхабада примерно год назад перебрался, победив на альтернативных выборах первого секретаря обкома КПСС, Владимир Сергеевич Чертищев. Короткий разговор завершается приглашением:

- Вопрос решим! Но нужна, сам понимаешь, личная встреча.

Не откладывая дела в долгий ящик, вылетаю…

В стране происходит что-то труднообъяснимое. Как я понимаю из разговора с Владимиром Сергеевичем (в скором времени – арестантом по «делу ГКЧП», а потом — депутатом Тюменской областной Думы ряда созывов и первым секретарем Тюменского областного комитета КПРФ), со страной (или в стране?) происходит что-то непонятное. Так, например, второй секретарь обкома записался в «демократы» и на митингах вовсю критикует КПСС. В то же время облсовет начал единолично заправлять в местной прессе, оставив без СМИ коммунистов. Которые вынуждены оперативно учреждать свои газеты. Одну из таких и Владимир Чертищев и предложил возглавить мне. Я, естественно, согласился: все же – славянский край.

Первый секретарь подал мне бумагу:

- Здесь – список городов и районов, где наших изданий еще нет. Начинать, само собой, придется с нуля. Единственное, что гарантирую: временно пристанище и постоянное жилье до конца года. Выбирай!

Я пробежал глазами список. Ни один город мне ни о чем не говорил. Спрашиваю:

- А что посоветуете вы?

- Ничего! – отрезал Владимир Сергеевич. – Такие вопросы должны решаться самостоятельно каждым. Вон на стене, кстати, карта.

Подхожу. Оказывается, Тюменская область сильно вытянута с севера на юг – будто взрослая особь сельдяного короля. Между ними – отнюдь не сотни километров!

- 2100! – отвечает на мой вопрос хозяин кабинета.

Смотрю поочередно то в список, то на карту. Невероятно, но факт: вакансии имеются и в самом северном городе, и – в само южном. Плюс – в пространственном промежутке. Что выбрать? На чем остановиться?!

- Новый Уренгой – это газ и нефть?

- Да!

- Значит, он!

- Можешь, слетать для начала осмотреться.

- Не стоит!

Через два месяца мы с женой уже работали в закрытом по тем временам городе. Не подозревая, что уже через полгода не станет страны, в которой мы родились. И что мы станем никому не нужными. Так и не успев получить жилье, лишившись работы и всех до копейки сбережений. Обитая на вечной мерзлоте, стопроцентно зависящей от поставок с «материка». Практически прекратившихся.

Каждый в этой ситуации спасался, как мог. А мы не могли ровным счетом ничего, ибо, во-первых, были чужими, а, во-вторых, — врагами нового режима. И это в условиях, где каждая картофелина была едва не на вес золота (о мясе оставалось только мечтать – столько каш, как там, я не съел за всю жизнь).

Выбери я любой южный город – не исключено, жил бы преспокойно доныне! Без особых стрессов и вообще — излишних телодвижений.

 

Автор: Сухомозский Николай Михайлович | слов 448 | метки: , , ,


Добавить комментарий