Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Моцарт – австрийский композитор и музыкант-виртуоз
Сонаты для фортепиано
Соната № 1 до мажор, K279 C-dur, in C major (Мюнхен, лето 1774 г.)
I. Allegro
II. Andante
III. Allegro
Соната № 2 фа мажор, K280 F-dur, in F major (Мюнхен, лето 1774 г.)
I. Allegro assai
II. Adagio
III. Presto
Соната № 3 си-бемоль мажор, K281 B-dur, in B flat major (Мюнхен, лето 1774 г.)
I. Allegro
II. Andante amoroso
III. Rondeau. Allegro
Соната № 4 ми-бемоль мажор, K282 Es-dur, in E flat major (Мюнхен, лето 1774 г.)
I. Adagio
II. Menuetto
III. Allegro
Соната № 5 соль мажор, K283 G-dur, in G major (Мюнхен, лето 1774 г.)
I. Allegro
II. Andante
III. Presto
Соната № 6 ре мажор, K284 D-dur, in D major (Мюнхен, февраль – март 1775 г.)
I. Allegro
II. Rondeau en polonaise. Andante
III. Andante (Tema con variazioni)
Соната № 7 до мажор, K309 C-dur, in C major (Мангейм, 8 ноября 1777 г.)
I. Allegro con spirit
II. Andante un poco adagio
III. Rondeau. Allegretto grazioso
Соната № 8 ля минор, K310 a-moll, in A minor (Париж, лето 1778 г.)
I. Allegro maestoso
II. Andante cantabile con espressione
III. Presto
Соната № 9 ре мажор, K311 D-dur, in D major (Мангейм, ноябрь 1777 г.)
I. Allegro con spirito
II. Andante con espressione
III. Rondeau. Allegro
Соната № 10 до мажор, KV330 C-dur, in C major (1783)
I. Allegro moderato
II. Andante cantabile. (Моя, Никонова, любимая баллада; сумрачная)
III. Allegretto
Соната № 11 ля мажор, K331 A-dur, in A major (1783)
I. Andante grazioso
II. Menuetto
III. Alla Turca. Allegretto. Называется “Турецкий марш”
Соната № 12 фа мажор, K332 F-dur, in F major (1783)
I. Allegro
II. Adagio
III. Allegro assai
Соната № 13 си-бемоль мажор, K333 B-dur, in B flat major (1783-1784)
I. Allegro
II. Andante cantabile
III. Allegretto grazioso
Соната № 14 до минор, K457 c-moll, in C minor (Вена, 14 октября 1784 г.)
I. Allegro molto
II. Adagio
III. Allegro assai
Соната № 15 фа мажор, K533 F-dur, in F major (Вена, 3 января 1788 г.)
I. Allegro
II. Andante
III. Rondeau. Allegretto
Соната № 16 до мажор, K545 “Лёгкая соната” C-dur, in C major (Вена, 26 июня 1788 г.)
I. Allegro
II. Andante
III. Rondo
Соната № 17 си-бемоль мажор, K570 B-dur, in B flat major (Вена, февраль 1789 г.)
I. Allegro
II. Adagio
III. Allegretto
Соната № 18 ре мажор, K576 D-dur, in D major (Вена, июль 1789 г.)
I. Allegro
II. Adagio
III. Allegretto
Mozart: Complete Piano Sonatas — YouTube
Концерты для фортепиано
(пока один)
Концерт № 21 для фортепиано с оркестром до мажор, К467, 1785
1. Allegro maestoso
2. Andante. Моя любимая духоподъёмная мелодия
3. Allegro vivace assai
Симфония
Симфония № 40 соль минор
I. Allegro molto
II. Andante
III. Menuetto. Аллегретто – Trio
IV. Allegro assai
Произведение завершено в 1788 году.
Реквием
Реквием ре минор, K 626 – последнее, незавершённое произведение Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти, – траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст.
Вообще реквием – в католической церкви: заупокойное богослужение, служба об усопших.
Со временем стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, предназначавшиеся не для церемониального погребения, а являвшиеся по существу публичными концертными сочинениями «высокого штиля», приуроченными ко всякого рода траурным событиям: реквием памяти жертв войны, природной катастрофы).
В реквиеме выделяют часть под названием “Лакримоза”, являющуюся фактически лирическим центром данного произведения. Посредством скорбной, напевной мелодии здесь передаётся скорбь-печаль совершенно необычайной тяжести и глубины.
Слово requiem (лат.) – покой, успокоение, упокой.
lacrimosa (лат.) – слёзная, полная слёз.
lacrima (лат.) – слеза.
Реквием Моцарта – музыкальное произведение со сложной многочастной иерархической структурой.
Своё произведение композитор с самого начала разбил на следующие разделы и части:
Introitus (Вступление)
1. Requiem aeternam (Вечный покой)
2. Kyrie eleison (Господи, помилуй)
Sequentia (Секвенция)
3. Dies irae (День гнева)
4. Tuba mirum (Труба предвечная)
5. Rex tremendae majestatis (Царь потрясающего величия)
6. Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный)
7. Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых)
8. Lacrimosa dies illa (Слёзный день)
Offertorium (Место жертвоприношения)
9. Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе)
10. Hostias et preces (Жертвы и мольбы)
11. Sanctus (Свят)
12. Benedictus (Благословен)
13. Agnus Dei (Агнец Божий)
Communio (Причастие)
14. Lux aeterna (Вечный свет)
Сum sanctis tuis (Со святыми твоими)
(eleison – помилуй)
Часть Lacrimosa – текст и перевод
Lacrimosa dies illa
Qua resurget ex favilla
Judicandus homo reus.
Huic ergo parce, Deus:
Pie Jesu Domine,
Dona eis requiem. Amen.
Этот слёзный день настанет,
Как из праха вновь восстанет
Человек виновный тоже,
Пощади его, О Боже.
Иисус, Господь благой,
Ты пошли Им упокой. Аминь.
О сонатах Моцарта
К сонатам для клавира Моцарт обратился сравнительно поздно – в 1774 году, в 18 лет, к тому времени уже завоевав славу виртуоза. Ещё будучи «чудо-ребёнком», он поражал своим даром импровизации, и не случайно жанр вариаций, столь близкий ему, проник во многие из сонат. Сам Моцарт сообщает в письме к отцу, что в одном из концертов он сыграл «сразу же так, из головы, великолепную сонату до мажор с рондо в конце».
Моцарт-пианист не похож на других виртуозов, которых Мендельсон спустя полвека назовёт «акробатами фортепиано». В игре знаменитого Клементи, с которым Моцарту однажды пришлось состязаться по воле императора Иосифа II, Моцарт не находит «ни на крейцер ни вкуса, ни чувства, сплошная механика». Для композитора часто потребляемое слово gusto (ит. “вкус”) – главная мера мастерства. Вот его краткая заповедь пианистам: «Играть пьесу в правильном темпе, как должно. Все ноты, форшлаги etc. с подобающим выражением и gusto, как написано, чтобы казалось, что тот, кто играет, сам её и сочинил».
Терминология
Клавир – общее название в XVII-XVIII столетиях всех клавишных музыкальных инструментов: клавикорда, клавесина и их разновидностей, фортепиано (когда оно появилось, в том числе рояля, пианино) и даже органа.
(устаревшее название).
Корд, хорд – по-гречески “струна”.
Фортепьяно – допустимо.
Высказывания известных людей
«Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий».
Рихард Вагнер
«Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».
П.И. Чайковский
«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».
Александр Пушкин “Моцарт и Сальери” (реплика Сальери)
Немного биографии
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 в Зальцбурге, в Австрии – титульном государстве Священной Римской империи. (Ничего себе выбрали название!)
Императорами Священной Римской империи избирались тогда преимущественно эрцгерцоги Австрии, правители эрцгерцогства Австрии.
Священная Римская империя была основана в 962 королем Оттоном I как продолжение созданной в 800 году империи Карла Великого и закончила своё существование 6 августа 1806 года, когда последний император Священной Римской империи Франц II (1768-1835) отказался от Римской короны, а Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции, заставил папу римского короновать себя в соборе Парижской богоматери, возложил короны на себя и на Жозефину и объявил своей целью воссоздание империи Карла Великого.
Предшественник: Иосиф II (1741-1790) – император Священной Римской империи.
В 1791 году, в пору небывалого творческого подъёма, Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты.
***
В опустевший дом Моцартов вошёл «чёрный человек»-инкогнито, с предложением написать “Реквием”, за 100 дукатов.
О, как они были необходимы для выживания!
Это было началом конца. Погружаясь в музыку “Реквиема”, Моцарт входил в пространства Смерти… Непреходящая тоска высасывала радость сердца. Он медленно умирал. Творил, приближая смерть своими руками, и понимал это. Чувствовал, что пишет “Реквием” по «самому себе».
(“Загадка Моцарта” Эдвард Радзинский)
Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, в возрасте 35 лет, её официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.
Лежащий на кровати мёртвый Моцарт с изящными застывшими руками… Его густые светлые волосы без парика… «Единственное, что было красивым в его лице»… Рыдающая жена Констанция, мечущаяся с воплями «Вульфи!»… Посмертная маска, «случайно» разбитая бароном-покровителем… И повсюду, даже на полу, рассыпанные рукописи-партитуры незаконченного “Реквиема”.
Вопреки распространённому мнению, Моцарт не был похоронен в полотняном мешке в братской могиле вместе с бродягами и нищими. В соответствии с законом императора, эрцгерцога Иосифа II, его похороны проходили на кладбище Святого Марка по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, в общей могиле вместе с 5-6 другими гробами. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребёнными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати.
В 1870 году на месте предполагаемого места захоронения Моцарта на кладбище Святого Марка был воздвигнут знаменитый памятник – статуя Плачущего Ангела.
Попалась интересная публикация. Действительно, это позор Австрии:
И всё же: как хоронили Моцарта?
Когда-то всем нам рассказывали на уроках музыки, что великого гения – Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков (или даже для нищих). Режиссёр Милош Форман в финале своего знаменитого фильма “Амадей” именно эту картинку впечатляюще визуализировал под музыку Реквиема.
Откуда взялась эта информация?
В воспоминаниях свидетелей обстоятельства похорон Моцарта описаны очень скупо, самого процесса захоронения никто, кроме самих могильщиков, не видел, и все биографы вынуждены были реконструировать подробности, исходя из двух известных фактов:
1) барон ван Свиттен (покровитель и “брат” Моцарта по масонской ложе, взявший на себя все расходы), оплатил церемонию по очень скромному третьему разряду;
2) за семь лет до смерти Моцарта австрийский император Иосиф II издал новый указ о порядке захоронения. Он запретил хоронить умерших на городских кладбищах и повелел, чтобы тела были зашиты в льняной мешок в обнажённом виде, без всякой одежды, затем положены в гроб и транспортированы на кладбище. Далее тело должно быть вынуто из гроба и положено в яму, покрыто негашёной известью и немедленно засыпано землёй. В случае, если несколько тел прибудут одновременно, их можно поместить в одну и ту же яму.
Всё это преследовало единственную цель «как можно более быстрого разложения», чтобы через несколько лет можно было бы на этом же месте похоронить других усопших венцев. Памятники на могилах устанавливать не разрешалось, кроме тех, что располагались возле самой ограды кладбища.
Для таких захоронений в мешках были предусмотрены специальные многоразовые гробы.
То есть всё как в фильме. Переходящий гроб, мешок, негашёная известь.
Эта версия похорон Моцарта больше двухсот лет считалась единственной, и по сей день венские экскурсоводы рассказывают эту историю туристам. Но сравнительно недавно австрийские историки внесли в неё существенные коррективы.
Всё было не так
Точнее, не совсем так.
Указ Иосифа II не только нам кажется изуверским, венцы тоже были шокированы и начали выступать с протестами против лишения граждан последнего права – быть похороненным по-человечески.
В итоге городской совет Вены добился от императора отмены трёх пунктов указа (про мешки и общие могилы), и спустя год Иосиф внёс в него поправки, в которых не без досады написал, что раз уж венцам так дороги их предрассудки, пусть хоронят своих мертвецов в гробах, так и быть.
Это было в 1785 году, Моцарт умер спустя шесть лет, когда всё уже вернулось на круги своя, и индивидуальные гробы для каждого умершего тоже.
Пункт, в котором говорилось о совместных захоронениях нескольких трупов в одной могиле, тоже был отменён.
Поэтому Моцарт был похоронен в отдельной могиле. В гробу.
Так хоронили не только почтенных граждан Вены, но даже самых простых горожан. Пример тому – похороны соседа Моцарта, простого ремесленника, который жил этажом ниже, умер двумя годами раньше Моцарта и был похоронен в гробу (это документально подтвердил австрийский музыковед Михаэль Лоренц).
Креста на могиле Моцарта не поставили по досадному недоразумению: вдова почему-то решила, что это обязана сделать кладбищенская служба, а кладбищенская служба не считала себя обязанной ставить кресты бесплатно.
Ничего страшного?
Теперь везде написано (и даже в школах детям говорят), что ничего ужасного в том, как похоронили Моцарта, нет, что всех обычных людей так хоронили (кроме аристократов), такие в Австрии были порядки, и не надо драматизировать. Вон и Вивальди в той же Вене где-то под асфальтом лежит, никто не знает, где именно. И ничего.
Похоронная тема в Австрии действительно выглядит, мягко говоря, странно. К примеру, сам Иосиф II, умерший на год раньше Моцарта, похоронен, как и все Габсбурги, сразу в трёх местах, по частям: сердце, внутренности и само тело покоятся по-отдельности в разных соборах Вены.
Но вообще ситуация с Моцартом далеко выходит за рамки нормы, даже если учесть, что «любовь к отеческим гробам» характерна не для всех наций.
Ведь Моцарт не был «одним из», его социальный статус и художественная репутация в Вене были довольно высоки. Он занимал пост придворного капельмейстера, был успешным композитором, педагогом и лучшим пианистом Европы.
Кто виноват?
От городских ворот до кладбища Святого Марка – около четырёх километров. Естественно, что небольшая траурная процессия не пошла за повозкой с гробом по зимней слякоти. Был декабрь.
Но как объяснить с точки зрения элементарной человечности тот факт, что его безутешная вдова – Констанция – впервые решила осведомиться, где же могила её дорогого супруга, только через 18 лет? При том, что за эти годы она уже нажила себе неплохое состояние на растущей посмертной славе Моцарта.
Почему этот вопрос не интересовал любимую старшую сестру Моцарта Марию Анну?
Почему настолько равнодушны были те люди, с которыми он дружил, и которые при жизни называли его «первым композитором мира» (высказывание Гайдна)?
Почему только спустя 60 лет после смерти Моцарта власти Вены (под давлением многочисленных обращений) предприняли хоть какое-то расследование и установили на кладбище Святого Марка условное надгробие с фигурой ангела на предполагаемом месте захоронения?
Моцарт – венский бренд
В конце 19 века было устроено великое переселение останков всех венских гениев с разных кладбищ на одно – Центральное. Туда перевезли прах Бетховена, Шуберта, Глюка, Сальери, Штрауса-отца. Поскольку в случае Моцарта перевозить было нечего, там организовали уже вторую его условную могилу с памятником.
Теперь Моцарт везде. В Вене (не говоря уж о родном городе Моцарта – Зальцбурге) и шагу нельзя ступить, чтобы не увидеть в витрине его портрет в парике и красном камзоле.
Моцарт стал культом, брендом, двигателем туризма, кондитерской промышленности и концертного бизнеса.
Но его утерянная могила остаётся мрачным пятном на репутации просвещённой Вены и всей Австрии.
https://kultspargalka.ru/i-vsyo-zhe-kak-horonili-moczarta/
https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/i-vse-je-kak-horonili-mocarta-5cc6cb1c87569900b3653922
Австрия ещё должна вечно каяться перед всем миром, и перед нами особенно, что извергла из своего нутра такое абсолютное зло, как Гитлер.
И этого не отчистить, не отмыть никакими венскими вальсами, никаким кофе по-венски.
.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.