Первые аккорды перестройки

(По мотивам записей актера Соловьева Ю.В.)
13 мая 1986 года открылся Съезд работников киноискусства. — Большой зал Кремлевского дворца, в президиуме Политбюро ЦК во главе с М.С. Горбачевым. Начинается все традиционно, солидно и спокойно. Но уже на второй день, постепенно, по нарастающей, стали выплывать критические сюжеты. Эмоции нарастали, и к середине дня, выступавших «в традиционном духе» стали «захлопывать», не давали говорить. Особенно доставалось старым кадрам. Разнесли, например, «в пух и прах» Бондарчука. Н.Михалков вступился за него, но зал не поддержал. Небольшой сюжет из дневника (копирую):

«На скамье в курилке одинокий старик, никому ненужный (Крючков). Обрадовался встрече.
- Давай, поговорим…
- Пора на заседание.
- А, одна болтовня. Давай-ка мы вдвоем поговорим.»
Они проговорили два часа, до следующего перерыва. К сожалению, в дневнике нет изложения разговора.

Вечером Юрий Васильевич читает в газетах и смотрит по ТВ сообщения о съезде. — Вроде бы, все правильно, но — не совсем так…

Особо напряженная ситуация сложилась в последний, третий день, когда пришло время выбирать руководство Союза кинематографистов. Кулиджанов сразу взял самоотвод. Партактив предложил 80 кандидатов. В процессе обсуждения съездом, список вырос до трехсот, и конца ему не было видно. Страсти накалялись. Алексей Герман «прорвался на трибуну», предложил заменить в списке оператора Э.Розовского на режиссера Арановича, допустив при этом резкие высказывания в адрес оператора. Стало совсем горячо. Прозвучали, в частности, претензии от национальных киностудий. В выступлениях Шенгелая и писателя Васильева были упреки в адрес Москвы…
___________
Съезд состоялся в мае 1986-го. Дата здесь важна. Перестройка приняла известные формы не сразу, и первым, действительно перестроечным событием, — по форме и по существу, можно считать этот съезд. Именно здесь началось сокрушение советских авторитетов — С.Бондарчука, Л.Кулиджанова, С.Ростоцкого и многих других. Критика была резкая, порой грубая. Спустя время, критики извинялись, но в тот момент они были непримиримы.

Соловьев Ю.В. был шокирован разнузданной формой выступлений своих коллег, однако, еще до Съезда он был инициатором исключения из руководящих органов Ленинградского отделения Союза кинематографистов актера П. Кадочникова по той причине, что делами этой должности он совсем не занимается. — Острая необходимость перемен витала в воздухе, и даже легкое движение власти в эту сторону, с воодушевлением принималось и многократно усиливалось разными слоями советского общества. Однако, не нашлось тогда силы, которая смогла бы сгладить «революционность» изменений, и предотвратила бы  катастрофу. В итоге, получилось неуправляемое падение, одним из первых событий которого стал 5-й съезд кинематографистов.

Эта печальная история подтверждает мнение, что все революции — «культурные», — они начинаются с культуры и какое-то время культура их сопровождает. Интересно, что ностальгия по советскому кино пробуждает ностальгию по многому из того, что было в то время, ныне утраченное. — Культура всегда идет впереди процессов. (01.02.2019)


В начало
На сайт Ю.В.Соловьева

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 422


Добавить комментарий