Россия — 2019

/Записи о России, выполненные в 2019 году/

В провинции
Говорят, Россию надо смотреть в провинции, а еще лучше — в деревне. Петербург — никак не образец.

Редко бываю в России. Два года назад приезжал в Костомукшу, но и там провинцию не обнаружил. У Баташова, к которому приезжал, все по-западному, хотя он сам до мозга костей патриотичен. Когда я рассказывал о той поездке, невестка на это обратила внимание (она сейчас «либеральных взглядов»). — Как же он любит Россию, но живет не по-русски! Сейчас я бы ответил так, что Россия широка во всех своих проявлениях. Жаль, что ушла Средняя Азия и Прибалтика, — эти крайности добавляли широты и краски в наш портрет.

Лет восемь назад, когда я еще ездил на своей машине, проехал однажды километров сто по Ленинградской области, из Сланцев на дачу. И был удивлен. Проезжал не деревни, а небольшие поселки такого типа, какие видел в американских фильмах. — Не черные избы, а разноцветные домики. Нет, ничего я не знаю про Россию. Последний раз ее, настоящую, видел лет сорок назад. (26.03.2019)

Азиаты
«Да, скифы мы, да, азиаты мы…» Есть у меня давний интерес к татаро-монгольскому периоду истории России. В 2011-м с подачи Л.Л. прочитал лекцию Кантора, и мне вдруг открылась историческая истина: Россия унаследовала огромное государство от Золотой орды, как нынешняя Россия — от СССР. Поменялась столица, правящая элита, название, религия, а территория и народ со своими привычками остались прежними. Под впечатлении лекции, написал статью «Наследие Золотой орды», она есть в Мемоклубе. По числу читателей вижу, статью читают хорошо. Через три года случился Майдан, и судя по тому, что доходит до меня нынешнего украинского, отдельные черты их идеологии проступают уже в той статье. — Россия это орда, в отличие от Украины. — Украинцы остались «хранителями русского духа». Надо сказать, что и я в той статье упоминаю Украину.

Конечно, не я не был идеологом Майдана, но, возможно, тот самый Кантор был близок к тому. Потом я обнаружил ссылку на свою статью на совершенно промайданном сайте. Так что вполне могу посетить Украину, — с этой статьей в руках меня пропустят. Это при том, что к самому Майдану отношусь очень плохо, считаю его негативные последствия соизмеримыми с распадом СССР.

Не только Россия, но и Европа когда-то уже была под выходцами из Азии. — Испания как государство арабов, а до Германии с востока дошли монголы, и только Франция как-то устояла. Так что историческая память Европы дает основания опасаться нашествия дикой (ныне российской) орды. (28.03.2019)

Весеннее
Много у нас весенних праздников! Для крестьянской страны, каковой еще не так давно была Россия, это неправильно! — Осенью, после сбора урожая должны быть праздники. — У выходца из Бенгалии Рабиндраната Тагора есть цикл стихов «Гитанджали» (праздник сбора урожая). А в России — поговорка: «весенний день год кормит». Ныне Россия перестала быть страной крестьянской, — первые маевки даром не прошли. Но мы не в обиде, — пусть будет страна индустриальная.

К индустриализации Китая руку приложили СССР и США, к сталинской индустриализации — отчасти США, а к индустриализации США — Англия. Но главное, было большое внутреннее желание, необходимость, потребность, а откуда черпать опыт, или создавать свое, — не имеет значение. Возможно, пролетарская революция произошла из желания ускоренной индустриализации…

- Вот такой у меня получился разбор истории. А Победа в мае получилась случайно, для нее все месяцы были бы хороши. Но случилось так, что именно «Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои» и праздник Победа почти соединился с праздником Мира и Труда.

«Порох должен быть сухим». Свойство империй, — все время воевать, иначе они рассыпаются. Но и войны не всегда помогают. Рассыпались империи Испанская, Португальская, Английская. И только Российская, изрядно потрепанная, пока остается на плаву. Аналитики говорят, что у нас другие принципы. В этом смысле, американская империя будет еще более живучей, у нее тоже другие принципы, еще более продвинутые…  (08.05.2019)

* * *
Как-то так получается, что чем далее, тем громче звучит праздник Победы. Когда-то меня удивляло, что в тестах конца 19 века я встречал упоминание о войне с Наполеоном, — с тех пор прошло уже более 80-ти лет! Но, кажется, Великую Отечественную будут помнить не менее долго, отодвинуть ее сможет лишь Третья мировая, если таковая случится. (09.05.2019)

Грамотность
100 лет назад в России процентов 90 населения не умели читать и писать, а сейчас наверно каждый третий — писатель. Мы должны бы быть другими, совсем не такие как наши (не очень далекие) предки. Однако, по многим признакам, различия не так велики, как кажется. Но это значит, что внешние обстоятельства не очень-то влияют на внутреннее содержание, природа хорошо позаботилась о сохранении основ. Меня это удивляет, поскольку постоянно наблюдаю, как хорошо человек адаптируется к любым условиям, и иногда кажется, что меняется радикально при их изменении. — Вероятно, только кажется. (15.05.2019)

Традиционализм
Про государственный традиционализм. Я бы не сказал, что это наша национальная черта, хотя «национальное» прежде всего подразумевает «традиционное». Вероятно, в 20-м веке мы вкусили так много ломки традиционного, что теперь торжествует обратное, — будем возрождать и отстаивать традиции. Такова реакция на революции. До 90-го года, т.е. до своих сорока лет я слышал слово «Революция» постоянно в разных формах, в разных областях. И возненавидел я революцию как явление. Потом была контрреволюция, которая казалась благом, но в итоге и она оказалась революцией, лишь по-другому направленной. Теперь все прошло, и я рад, что мои пенсионные годы пришлись на спокойное время. Впрочем, еще не вечер, и в 2024-м году, т.е. в мои 75 произойдет естественная смена власти и есть вопрос, насколько это пройдет спокойно. Нынешняя молодежь, как и во все времена бредит революцией. В их ушах звучит песня Виктора Цоя (которую они едва ли слышали) со словами: «Перемен! — Требуют наши сердца!». Я же хочу не бури, хочу покоя, но понимаю, что это возрастное. (21.05.2019)

Праздники
Когда-нибудь (еще нескоро) 12 июня станет праздником России. Это случится, когда забудутся истоки этого дня, а именно, что то был первый акт распада СССР, по которому мы сейчас слега тоскуем. Есть пример: «Международный женский день 8 марта». Нам глубоко безразлично какое-то событие, произошедшее когда-то в Америке. — Мы славим женщин. 12 июня станет поводом славить Россию. Надеюсь, что у нее еще есть будущее, т.е. будет о чем говорить и что славить. (12.06.2019)

Фатализм
«В Казахстане бензин дешевле в 2 раза, хотя они закупают российскую нефть…».

- Я ничему не удивляюсь, поскольку уверен, что всему есть причины. Они не всегда на поверхности, бывает, для понимания надо переворошить много. Погружаются в проблемы энтузиасты, да те, кому это положено по роду службы. Я принимаю все как есть, без оценок и эмоций. Вспоминаю Экклесиаста: «И если упадет дерево на юг или на север, то на месте, где оно упало, там и будет». — Искать причины нет смысла, а чтобы перенести, перенаправить, надо потратить немало сил. Я фаталист. Не исключаю, что для странной ситуации с ценами есть разумные основания.

Могу предположить. Возможно, в России акциз, а в Казахстане — дотации. У нас по-прежнему это важная статья дохода, источник экономической стабильности. Цена на топливо, насколько знаю, ниже мировых. Оттого, собственно и было принято полгода назад решение об их заморозке, иначе, по рыночным законам оно утекало за рубеж, что создавало проблемы внутри… — Не знаю все подробности и не хочу знать, не мой это вопрос, неинтересно. (28.06.2019)

Выборы,взгляд из Германии
Про выборы. Рассказ моряка, деда дачной подруги внука Тимофея.

Он плавает по постоянному маршруту, Гамбург — Петербург. Во время последних наших президентских выборов оказался в Гамбурге и отправился в консульство, проголосовать. Народа русско-немецкого собралось большое количество, местным гаишникам пришлось даже перекрыть движение по прилегающей улице. Простоял целый час. Немного поговорил с нашими бывшими соотечественниками. Оказывается, все пришли, чтобы как-то поучаствовать в отстранении Путина.
- В России стало невозможно жить!
Моряк пытался с ними спорить.
- Я живу в России, только что приехал оттуда, и ничего такого нет, о чем вы говорите! — Как жили, так и живем, можно даже сказать, лучше, чем 20 лет назад. Но его не слушали, он оказался в одиночестве и на всякий случай не стал развивать тему. (10.09.2019)

Стиль жизни
К сожалению, жизнь биологическая вся насквозь паразитическая, каждый живет за счет кого-то. И непонятно, откуда у человека могли появится эмпатия, сострадание, — это же не может быть земным, оно явно из другого измерения.

В Россия пытаются противостоять «нормализации» человеческих отношений и поставить на верхние позиции утверждение, что закон и правила — не самое главное, есть вещи и поважнее их. Тут сразу вопрос:
- Какие?
- «Но в ответ — тишина». Можно было бы сказать, что «божественные предписания» неприкосновенны, но после долгого атеизма в России Бог утратил свой авторитет. И представляющая Бога церковь еще менее может влиять на умы и реальную жизнь. — У нас каждый сам себе законотворец, что не всегда хорошо, а бывает и безобразно. (02.10.2019)

Революции
«Пассивная революционерка» — это не Жанна-де-Арк, и не женщина с открытой грудью с известной картины, зовущая в бой. Баррикады, однако, это завершение процесса, ими занимаются исполнители, не очень понимающие, во что они ввязались. А возникают революции в тиши кабинетов за письменным столом. Ее первые этапы — на страницах книг, статей, в приватных разговорах и странных реакциях на привычные дела и слова.

В России было много революций. Официально — три-четыре, но реально больше. Неоднократно встречаю мнение о том, что Сталин осуществил контрреволюцию. По формальным признакам так получается: Троцкий сделал революцию 1917 года. Сталин сместил Троцкого, изменил политику, отказавшись от мировой революции. Следовательно, контрреволюционер. Хрущев, Брежнев, Горбачев — они все революционеры, — меняли курс, меняли управленцев. Я уж не говорю о Ельцине и Путине. — У нас каждый новый лидер держит за пазухой революцию. (06.10.2019)

Крайности
Русские почему-то склонны к крайностям, непременно надо идти до конца! Цитаты:

«Лучше путь не начинать, чем застрять на полдороге…»
«Коль любить, так без рассудка…»
«И за борт ее бросает в набежавшую волну»

- Это то, что вспомнилось сразу из культурного фонда. Опять же говорю, что я не русский, поскольку как заклинание повторяю: «Во всем нужна мера». У наших предков не было меры — дошли до Тихого океана, не остановились, двинулись дальше, в Америку. И у большевиков поначалу меры не наблюдалось, — мировой революции захотелось. — Нет бы, как скандинавы, строили бы тихо свой социализм, без шума и пыли. Вот и бескрайний космос — тоже наш!

Бывали временные помутнения и отступления под влиянием соседей-европейцев. — Аляску отдали, пол Европы оставили, космос профукали… — Но, думаю, все это временные сложности, — вернемся, доберемся до Босфора и до Индийского океана, как об этом давно предупреждал Жириновский. И на Марсе будут яблони цвести. Сорт — антоновка, или осенняя полосатка. Русские идут вперед подобно змеям: стоят, изгибают спину, подтягивая хвост, потом прыгают вперед, и снова встают на дыбы.

Про Аляску меня вчера насмешили:
«Русские называют ее Айс-Крым». («Айс» — по-немецки «лед»).  (09.10.2019)

Грустное
Есть мнение, что Россия — для грустных. Меньше пить не стали, стали меньше радоваться.

Но что-то мне не кажется, что «Россия для грустных». Может быть, «для серьезных»? Меня лично, дешевое веселье не увлекает, скорее, — раздражает. Грустного, к сожалению, вокруг много. Но, возможно, причина в той самой «соборности», — нам не безразлична боль другого человека. Но в целом, мне, как я это часто повторяю, жить в своем возрасте и в своей стране комфортно. Когда-то побуждали веселье массовое. — Массовые демонстрации, гулянья. И как бы мы не относились к причинам, по которым выходили на улицу, все это было празднично, весело и приятно.

Но вспоминаю 25 декабря 1968 года, католическое Рождество. Недавно советские войска вошли в Чехословакию. По западным ТВ идут яркие картины праздника, — Рим, Бонн, Париж… Везде весело, шумно. И вот, Москва. Поздний вечер, заснеженные елочки у мавзолея, безлюдная Красная площадь. Тихо, спокойно, и нет ничего похожего на праздник. — Все правда, но только нет пояснения, что в России православное Рождество празднуют седьмого января. Да и сам праздник при советах перекинулся на Новый год, который на западе как праздник скромнее Рождества.

Может быть, подобные кадры и порождают мысль о том, что «Россия — для грустных»? (19.10.2019)

Москва-Петербург
В какой-то передаче промелькнул конфликт меду руководителем группы «Ленинград» С. Шнуром и другим исполнителем (забыл фамилию). Причина такова, что Шнур сопоставил Москву с женским половым органом, а Петербург — с мужским. — Посмотрите, говорит, на карту, и сразу все станет ясно. Оппонент обиделся, подал на Шнура в суд за оскорбление Москвы. А я удивился. Нет у меня к Шнуру ни малейшей симпатии, но отчего же сопоставление Москвы с женщиной так возмутило его оппонента, — разве это обидно? Мне вот тоже кажется, что в Москве, как и в самой России сильное женское начало. Не берусь сопоставлять их с отдельными частями тела, это скорее духовная суть. А Петербург, — возможно, это действительно мужчина. И вероятно, когда он был столицей (т.е. женатым на России), получилась хорошая семья. Их развод стал следствием внутреннего разлада. А про Россию нет у меня никаких сомнений, — ну конечно, русская баба, взбалмошная. И кажется, Москва как столица ей более подходит, чем Петербург. (26.10.2019)

Хеллуин
Не нравятся мне всякие заморские штучки, типа Хеллуина. И не понравится, если будет кто-то по странному поводу стучаться в мою дверь, даже если это ребенок в костюме. Наверно, еще действует прививка от социализма. Еще в то время, когда он был жив, я уже стремился замкнуться в своем естественном буржуазном индивидуализме. Хохлы говорят, что Украина — не Россия. Аналогично, мне всегда казалось, что Америка это не Европа. В том смысле, что в России больше европейского, чем там (в Америке). И вот, осколок России (с центром в Киеве) хочет стать кусочком Америки. — Ну что ж, американский Дикий Запад уступит место американскому Дикому Востоку. А мы перенесем столицу в Новосибирск, подальше от такого безобразия… (02.11.2019)

Исторические процессы
Довоенные годы были жуткие, причем не только в СССР. Ну ладно, у диких русских звериное начало близко и сразу проступает, когда снимаются ограничения. Но отчего же культурная Германия в 20-м веке докатилась до дикости, показав миру зверства ужасные. Видать, «звезды так сошлись». Меня более всего беспокоит то, что это не какие-то древние истории, а очень близкие, отстоящие от нас всего на одно поколение. А это значит, что все может повториться, в любом месте, с любым народом. Собственно, в меньших масштабах, но повторялось в Узбекистане, Чечне, Югославии, да и много где еще, мы даже не всегда знаем, где. Т.е. человек по природе своей всегда готов ко всему, — к милосердию, покорности к зверствам… Какие сложатся условия, так и будем поступать.

Я не думаю, что обо всех таких ужасах надо говорить. Подобные рассказы как бы легализуют подобные случаи, дают им оправдание в будущем. — Если такое было, то, значит, можно повторить. Это как английское «право прецедента», — случившееся, имеет статус закона. Т.е. придется признать, что я сторонник забвения. Причем, я уже не первый раз выступаю с претензией к истории. Однажды я уже предлагал отменить предмет «История» в школах и других учебных заведениях, засекретить ее, допускать только специалистов, а гражданам вместо реальной истории рассказывать сказки, как это делают шведы и, как понимаю, американцы. У них все праздники — шоу, в котором День независимости может выглядеть как День сурка. Это у нас тут все серьезнее, — радуемся, грустим и вспоминаем… По-американски не так, — не надо печалиться! К перечисленным сказочникам теперь подключаются украинцы.

Мое хобби — воспоминания. Часто встречаюсь с тем, что человек вообще ничего не хочет о себе вспоминать. Быть может, это правильно? Но мне уже не остановиться, история интересует с детства.

Вот и сегодня на календаре исторический праздник, который можно назвать «День Победы над Польшей». Он же — один из важных этапов становления Московии. — Событие сродни крещению Руси, Куликовской битве, отречению Николая Второго, Октябрьской революции, Декларации о суверенитете, августовскому путчу, Беловежским соглашениям и отречению Ельцина от престола. — Такая в моей голове каша из эпохальных событий. Три последних происходили на моих глазах. В выступлении против путча я не участвовал случайно, — всем сердцем был там, на Дворцовой площади, где Анатолий Собчак собирал народ. Были разговоры о том, чтобы раздать народу оружие, но благоразумие взяло верх.

В то время мой Сергей был в армии, мы с ним активно переписывались. Я подробно описал события тех дней, но это письмо не дошло, потерялось, — это был единственный такой случай за два года переписки. Не исключаю, что его изъяла цензура, на всякий случай. В 91-м я был сильно политизирован, что продолжалось до 93-го года, который принес, наконец, сомнения и разочарования.

Россия много раз тонула, но так и остается на плову.

* * *
Я называю себя фаталистом и консерватором, а консерватизм предполагает стабильность. И только фатализм выбивает из-под нее почву. Жизнь постоянно меняется, задает все новые сюжеты. Моя сущность, хоть и ворчит, но покорно подчиняется, принимает, лишь пытается по-своему расположиться в новых условиях. По этому поводу, конечно, хочется воспроизвести слова Есенина из стихотворении с характерным названием «Русь уходящая», написанным без малого сто лет назад (1924):

Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.

И я, я сам,
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречен…

- Вот она, стабильность частной жизни и государства. А история, как я давно понял, — сборник мифов. От составителя зависит, как это будет выглядеть. Сейчас хотим, чтобы выглядела красиво, а еще недавно желали «объективности» (беру в кавычки, поскольку в нее не верю). Предполагаю, что история любой страны, изложенная без купюр, будет выглядеть безобразно. Оттого, что цели и мотивы у истории не человеческие, но государственные. А люди-граждане, как красиво сказал поэт, — не более чем «навоз времени», как бы нам не хотелось видеть себя в другом качестве. В этом смысле, отношение к нам государства ничем не отличается от отношения природы, для которой мы тоже — ничто, нечто преходящее…

* * *
Праздник «4 ноября» мне никогда не нравился. Слово «единство» в нем — атавизм, это след обстановки 90-х. В то время был разброд настроений и непримиримая борьбы между коммунистами и «демократами», от исхода которой зависело направление движения государства. Перенос государственного праздника с седьмого ноября на четвертое был компромиссом, что и нашло отражение в его названии («единство»). Путин с самого начала пытался раскол преодолеть. В итоге, надо признать, получилось, хотя и с некоторым коммунистическим уклоном. В связи с этим, приведу несколько высказываний писателя Горенштейна, эмигранта. Слова сказаны в начале 70-ых:

* В России общественное мнение простого народа всегда выражали не газеты, а пьяные: Что пьяный вслух кричит, то народ и думает.

* Советская власть делает огромное количество глупостей и даже безобразий, но в советской власти Россия нашла свое.

* Россия — страна Европе непонятная. Беспорядок наш как раз и есть основа непонятной для Запада загадочной русской души. И стоит навести здесь порядок, отменить воровство, расхлябанность и безделье, как Россия погибнет, ибо все это взаимно уравновешивается. Внутренняя жизнь России близка к законам природы, а не к законам европейской цивилизации.

* Нам нужна стабильность, ибо ближайшие двести лет будут для России решающими.

* Подлинное спасение России в разумной тирании. Это азбука всякого состарившегося русского политика. Мы начинаем с высшей философии, а кончаем азбукой, и это тоже наше русское своеобразие. Речь идет о разумной тирании, ибо неразумная тирания ведет к тому же, что и демократическая свобода, но только с иного конца.

* Как бы интересно было пожить в России со свободой мнений, но без свободы действий. Впрочем, это о том же: Это и есть разумная тирания.

Сказанное 45 лет назад мне представляется пророческим. (04.11.2019)

Патриотизм
Критика государственной политики не подрывает патриотичность. Вспоминаю слова Элли, с которой мы однажды встречались у Л.М. — Это вполне по-русски, — говорить плохо о себе и о своей стране. Но только пусть кто-то с этим согласится и добавит свое! — Получит по полной! Нам можно, а другим ни-ни!

Среди моих регулярных собеседников — ИТ. Он теперь тоже «другой», американец, и ему тоже нельзя говорить плохо о России. Он вроде бы и не говорит прямо, но постоянно шлет мне ссылки от «клеветников России». Я был всегда оппозиционен, быть может, таким бы и оставался. Во всяком случае, к Путину относился скептически. Но прочитав статьи оппозиционеров, резко поменял отношение. — Что угодно, как угодно, но только не то, что они предлагают. Вероятно, моя позиция действительно близка к Горенштейну. Его никак нельзя назвать сторонником советской власти, но его позиция крайне патриотичная и даже просоветская. А еще можно вспомнить патриота В.Высоцкого, политически весьма критического.

Мне сейчас хорошо, сижу в своей «башне из слоновой кости» и спокойно взираю сверху на все, что там происходит внизу. Социум для меня теперь сам по себе, а я «сам по себе», мы не очень пересекаемся. Со стороны всегда выглядит все немного по-другому.

При всех наших расхождениях с ИТ в позициях (наверно нет ни одного политического послания, с которым я бы согласился, причем возражаю иногда эмоционально-резко), в прошлый раз он написал так (цитирую дословно): «у нас с тобой мировоззрение близкое. Во всяком случае, так мне кажется». Я с ним соглашаюсь. Хотя бы потому, что считаю политику вообще недостойной внимания, и значит, она не очень касается мировоззрения. Наши с ним политические баталии — это разговор ни о чем, я постоянно предлагаю ему не затрагивать подобные темы. Но они его волнуют, беспокоят. Отслеживает все, что происходит вокруг России и в ней самой. Контактирует с теми, кто остался внутри, хочет слышать наши голоса. (06.11.2019)

Ярославна
Не помню историю про Ярославну, но знаю, что плач ее пережил века. Наверно, муж ее, «какой-нибудь Святослав» ушел на войну и попал в какую-то историю. — Такие вот, в моей памяти слабые следы героической истории, — не то русского, не то украинского народа. Наверно, — украинского, коль скоро я, как «типичный представитель русского народа», эту историю не знаю. Про Илью Муромца знаю, а про Ярославну, кроме ее тысячелетнего плача, — ничего.

* * *
Ярославна пополняла слезами воды Днепра. В период Московии Волга заменила Днепр. Поменялись символы, люди, традиции, и разделились русичи на хохлов и москалей…

Такое вот, историческое отклонение мысли получилось. Но мы пишем не историю, — дневники. Правда история складывается из отдельных дней. День за днем, как Волга и как Днепр течет наша жизнь, — волнами, то поднимая вверх, то опуская вниз, а годы беспристрастно отсчитывают возраст. (20.11.2019)

Америка
В Америке жизнь другая. Она и всегда была другой. Но если раньше мы смотрели на нее с восхищением и вожделением, как образец устроения жизни, то сейчас, когда немного заглянули за «железный занавес» и увидели, что там происходит, — не понравилось. Мне лично сейчас Америка во многих своих проявлениях неприятна, как минимум, она чуждая.

Но не исключаю, что это взгляд старика, и он отличается от взгляда молодого человека. Помню, в юности Америка казалась страной, где все разрешено, любые желания можно удовлетворить. А желаний в том возрасте было много, и они постоянно натыкались на запреты. Помню сказанное американским президентом (кажется, это был Джимми Картер) на смерть Элвиса Пресли: «Он был символом американской свободы в преодолении традиций, в освоении нового». — Примерно так (дословно не помню). И тогда подумал, — очень верные слова! Мне нравился Пресли, нравилась Америка, я тоже считал Пресли символом раскрепощенности, свойственной Америке. Моя энергия молодости не находила выхода в закрытом советском сосуде. — Вскоре сосуд взорвался.

Странное действие получилось у советской пропаганды. — В то время она не только не трогала, но вызывала резкое неприятие и отторжение. Это сейчас мы понимаем, что многое из того, что нам пытались внушить, была правда. — Значит, не умели убеждать! Опыта, можно сказать, не было. При Сталине не надо было убеждать, — несогласные и просто сомневающиеся тихо исчезали… ( 09.12.2019)

Награда
О награждении Р. Кадырова высшей наградой России

Не знаю подробности, но предполагаю, что награды раздавали не за то, что люди воевали против нас, а за какие-то последующие события.

Леонид Брежнев был награжден Орденом Ленина, высшей наградой СССР. Было много разговоров по этому поводу, тем более, что в то время оставалось еще немало фронтовиков. А я отнесся спокойно к награде, — ее дали за предотвращение войны, чем, собственно, активно и занимался Леонид Ильич на своем посту. Войну почетнее не выиграть, но предотвратить.

А еще хочу напомнить исторические, литературные и кинематографические сюжеты, когда враг восхищался мужеством и героизмом воюющего с ним противника, вплоть до поощрения попавшего в плен. На экране такая щедрость и прощение выглядит хорошо, зрителям нравится. Так отчего же в жизни это не так? Странно, что здесь появилось имя режиссера Сакурова. — По фильмам, кажется, он должен быть широк во взглядах. Правда, как художник он чувствует тенденции, и они, вероятно, его не радуют. Сакуров, в частности, мне запомнился фильмом «Дни затмения». Фильм вышел в 1988 году, т.е. снят в 1987, когда перестройка и гласность еще не развернулись во всю ширь, как и межнациональные конфликты, хотя все это уже стояло у порога. Не знаю, кто как воспринял тот фильм (жанр определен как «Фантастика», поскольку основа Стругацких), но для меня это был рассказ о том, как невыносимо тяжело русскому человеку в чужеродной (в данном случае, среднеазиатской) среде. И мне, как зрителю, захотелось быстрее бежать из Узбекистана и сопредельных республик, поскольку это не наше, чуждое, и никогда родным не будет. Через 4-5 лет Россия оттуда ушла.

Остается вопрос: Сакуров — провидец? Или русский националист? Скорее, — второе. Я не смотрел его фильм «Русский ковчег» (2003), снятый в Эрмитаже, но предполагаю, что это был повод поговорить о «культурном национализме». Мне лично близка позиция, что русский — это тот, кто живет в России. — Как это было при Империи и в СССР (в них были русский Багратион, русский Сталин). Мне кажется, сейчас официальная политика направлена на то, чтобы вернуть такое состояние. Правда, в этом варианте теряется причастность России к эмигрантам, достигших на Западе успехов (таковых немало). На мой взгляд, и это не очень правильно. — Обучение, воспитание, «русский дух», пропитавший человека в детстве и молодости не может не оказывать влияние на успехи. — Там, на Западе, всегда были лучше условия для реализации талантов, зародившихся, однако, в России.

Что-то в последнее время национальная тема проявляется часто. Правда, более по поводу «еврейского вопроса». В частности, недавно я говорил с американцем Абрамсоном об антисемитизме и о «культурном национализме», довольно подробно. Он согласился с моей позицией. (12.12.2019)

Ельцин-центр
В Свердловске есть исторический (как говорят, антироссийский) Ельцин-центр. Наверно, туда водят школьников и студентов. Следующая революция начнется на Волге. Впрочем, Стенька Разин тоже оттуда. (25.12.2019)


В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 4156


Добавить комментарий