«Он был убежденным и талантливым подводником…»

История Подводного флота России насыщена многими великими событиями и беспримерными подвигами. Они вместили в себя боевые действия подводных лодок в различные периоды: в годы Русско-японской и Первой мировой войны; в годы военной интервенции и во времена Великой Отечественной войны; в мирное время и в годы «холодной войны». Подводный флот стал гарантом обеспечения безопасности и национальных интересов страны.

А.Н. Бахтин

Но подводный флот – это не только техническая мощь, это, прежде всего, мужественные, отважные и крепкие духом люди. Именно их героизмом наполнена история подводных сил от первой субмарины «Дельфин» и до атомных подводных лодок сегодняшнего дня, а боевые действия экипажа подводной лодки «Пантера» под командованием А.Н. Бахтина положили начало героическим подвигам советских подводников, золотыми нитями вписаны в боевую летопись флота.

Александр Николаевич Бахтин родился 4(17) июня 1894 года в селе Малые Бобрики Орловской губернии в семье потомственного дворянина.

Его прадед, Михаил Петрович, в 1835 году, будучи уже в отставке в чине полковника, пожертвовал полтора миллионов рублей и принадлежащие ему имения (2700 душ крестьян) со всеми землями и угодьями в Орловской и Курской губерниях на учреждение в городе Орле Кадетского корпуса, за что ему был пожалован чин генерал-майора с награждением орденом Св. Владимира 2 степени. По повелению Николая I была выбита медаль с изображением жертвователя и надписью «За благотворение юношеству. 1836 г.».

Николай Николаевич, отец Александра, после окончания «родного» корпуса остался служить в нем в качестве воспитателя.

А.Н. Бахтин в молодости

По установившейся традиции, Александр в 10-летнем возрасте поступил на учебу в «семейный» Орловский кадетский корпус (в этом корпусе получили образование десять человек из их рода).

В 1905 году отец Александра был уволен без права преподавания «за слишком гуманное отношение к воспитанникам». Поэтому семья переехала в Петербург, где Николай Николаевич посвятил себя детской педагогической литературе, библиографии и театру, а в 1918 году создал первый в России театр для детей (будущий ленинградский Театр Юного Зрителя – ТЮЗ), в котором до конца своих дней (1939) возглавлял педагогическую часть.

С прибытием в Петербург Александр продолжил обучение в Кадетском корпусе, в 1911 году стал гардемарином и поступил в Морской корпус, который успешно окончил в 1914 году с присвоением звания мичман.

Первое назначение – ротный командир миноносца «Донской казак», а год спустя его назначают вахтенным начальником на подводную лодку «Кайман», которой командовал И.В. Мессер. На ней подводники добиваются своего первого успеха, захватив в проливе Оландстаф в качестве приза германский пароход «Шталек», и приводят его в Мариехамн, где в то время базировались русские подводные лодки.

За отличную службу А. Бахтин награждается орденом Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом.

В апреле 1916 года, в разгар Первой мировой войны, он получает назначение на новую подводную лодку «Волк» типа «Барс».

Командиром этой лодки был все тот же Иван Владимирович Мессер, потомственный моряк (был четвертым, младшим сыном вице-адмирала Владимира Павловича Мессера), опытный подводник: за его спиной была служба помощником командира на подводных лодках «Пескарь», «Аллигатор» и «Белуга», затем командование «Белугой» и «Кайманом».

Подводная лодка «Волк» имела водоизмещение надводное 650 тонн, подводное – 780 тонн, длину 58 м, ширину – 4,5 м. Два дизеля мощностью по 250 л.с. каждый обеспечивали скорость в надводном положении до 10 узлов, два электродвигателя мощностью по 450 л.с. – до 9 узлов в подводном положении. На вооружении находились два артиллерийских орудия, два носовых и два кормовых торпедных аппаратов, 8 наружных торпедных аппаратов системы Джевецкого.

Подводная лодка «Волк»

Вот как описывает первый выход «Волка» на боевую позицию один из участников похода, вахтенный начальник лейтенант В. Подерни в своей книге «На подводной лодке в 1916 году»: «Последний привет товарищей, добрые пожелания командующего флотом, и мы выходим для следования в дальний путь, в чужие воды… мы первые в этом году отправляемся доказать немцам, что им придется считаться с русскими лодками. Что-то будет? Вместе с бравым и опытным командиром мы, новички (а таких было несколько среди офицеров), всячески обсуждали предстоящие возможности и поучались у него различным указаниям».

В то время главной задачей российских подводных лодок считались атаки торговых судов, на которых из Швеции в Германию поставлялись железная руда и металл. В одном из выходов в море, выполняя задание командования, подводная лодка «Волк», курсируя на их вероятных маршрутах движения в северной части Балтийского моря, осуществляла поиск судов противника.

Рано утром 17 (4) мая 1916 года первым был обнаружен немецкий грузовой транспорт «Гера», который был потоплен торпедой. Вторым оказался пароход «Колыга», который также был удачно атакован.

К вечеру был потоплен и третий транспорт с железной рудой – «Бианка».

Так подводная лодка «Волк» стала самой результативной на Балтийском флоте, всего за один день уничтожив сразу три германских транспорта.

О подвиге подводников «Волка» узнала вся страна, а ее командир старший лейтенант И.В. Мессер стал одним из самых популярных моряков того времени. Весь экипаж был награжден орденами и медалями. Александр Бахтин получил орден Св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость».

20 июля 1916 года, в четвертом боевом походе, подводная лодка «Волк», уже в южной части Балтийского моря в районе острова Борнхольм, потопила груженый железной рудой транспорт «Дорита», но при этом не удалось избежать тарана шведского корабля охранения (был погнут перископ). А.Н. Бахтин награждается орденом Св. Анны 3 ст.

После этой победы «Волк» стал самой результативной подводной лодкой Императорского флота, а ее командир – лидером по тоннажу потопленных судов – 9629 брутто-регистровых тонн.

И.В. Мессер

К сожалению, легендарный командир подводной лодки Иван Владимирович Мессер, кавалер шести орденов: Св. Станислава 3-й и 2-ой ст. с мечами, Св. Анны 2-й ст. с мечами, 3-й и 4 ст. с надписью «За храбрость», Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом был в последующем незаслуженно предан забвению на Родине.

Мессер Иван Владимирович (07.09.1884, Санкт-Петербург – 16.12.1952, Кливленд, США), капитан 1 ранга (1919). Справедливости ради всё же следует отметить, что успехам подводной лодки и ее командира посвящена картина Ю.М. Непринцева «Потопление подводной лодкой «Волк» германского транспорта 4 мая 1916 г.», (1949 г.), хранящаяся в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Результаты боевых походов подводной лодки «Волк» заставили немецкое командование пересмотреть отношение к русскому подводному флоту и его действиям на Балтийском театре войны.

Летом 1916 года произошли изменения в личной жизни Александра Николаевича Бахтина: он женится на Ольге Петровне Букреевой, впоследствии сыгравшей выдающуюся роль в реабилитации своего мужа.

В декабре 1916 года Александр Николаевич назначается старшим офицером на подводную лодку «Волк», в июле 1917 года ему присваивается звание лейтенант.

После революции подводная лодка «Волк» вошла в состав Красного Балтийского флота, а Бахтин назначается ее командиром. Тогда ему было всего 23 года.

Вот как характеризует его В. Пикуль в своем романе «Моонзунд»: «…У лейтенанта железная воля, острейший разум, реакция в риске стремительная…».

После заключения Брестского мирного договора (3 марта 1918 года) Балтийский флот оказался в исключительно тяжелом положении. По договору корабли не могли выходить из баз, поэтому флот был лишен возможности проводить боевую подготовку. Балтийский флот превратился в Балтийский ДОТ (Действующий отряд). И лишь в ноябре 1918 года, в связи с резким изменением военной и политической обстановки в мире, корабли приступили к активным действиям. В частности, подводная лодка «Тур» в подводном положении с разведывательными целями проникла на рейд Ревеля, подводная лодка «Тигр» разведала обстановку в районе о. Нерва.

А.Н. Бахтин

В начале декабря 1918 года Бахтин назначается командиром подводной лодки «Пантера», однотипной с «Волком», а уже 24 декабря в сложных зимних условиях совершает исключительно смелый разведывательный поход, скрытно прорвавшись на Ревельский рейд, занятый в ту пору английской эскадрой.

Надо отметить, что экипаж «Пантеры» был сплоченным, хорошо подготовленным, офицерский состав отличался примерностью в исполнении обязанностей. Помощником командира был А.Г. Шишкин, впоследствии сдаточный капитан подводных лодок серии «Д» («Декабрист»), капитан 1 ранга; минером – Г.Г. Штаубе, впоследствии командир дивизиона подводных лодок Морских сил Балтийского моря; штурманом – А.И. Берг, ставший командиром подводных лодок «Рысь», «Волк», «Змея», в дальнейшем – академик, адмирал, заместитель министра обороны СССР.

Позже А.Н. Бахтин вспоминал: «Команда «Пантеры» … самую тяжелую работу делала с твердой уверенностью в её необходимости для общего дела; в самых рискованных положениях они занимались своим делом, как будто бы опасности подстерегали кого-то другого, а не их самих. Несомненно, многим из них война и военная служба более чем надоели. Некоторые моряки уже более 10 лет были оторваны от мирной работы. А теперь им опять приходилось воевать, но они не роптали, причины и цели этой войны были им понятны. В то время как на др. кораблях неоднократно бывали случаи различных недоразумений – отзвук бывшей вражды к офицерам, у нас процветала атмосфера взаимного доверия и даже трогательной заботливости».

15 января 1919 «Пантера» выходит на разведку в Нарвский залив.

Стояли морозы, бушевала пурга, корпус подводной лодки покрылся коркой льда, перестали вращаться перископы, один за другим выходили из строя и другие механизмы, лодка перестала слушаться руля – и всё это у неприятельских берегов, в условиях минной опасности. Экипаж успешно справлялся с авариями, но все-таки вынужден был возвратиться в Кронштадт.

Весной, как только Финский залив очистился ото льда, активизировался английский флот, в июле ими было выставлено в заливе около 3 тысяч мин.

23 июля, пройдя линию минных заграждений, «Пантера» заняла назначенную позицию в Копорском заливе, а на следующий день обнаружила две английские подводные лодки в надводном положении. Бахтин решил атаковать обе подводные лодки, направив свою между ними. В этом был весь Бахтин – дерзкий, смелый и решительный командир.

С дистанции порядка 6 кабельтовых «Пантера» произвела залп торпедой из кормового торпедного аппарата сначала по одной лодке, а через несколько минут – по другой. Но взрывов не последовало – обе торпеды затонули (качество торпед в те годы было очень низким). Одна из английских лодок дала ход, другая оставалась на месте. Бахтин атакует стоящую «англичанку» 2-х торпедным залпом из носовых аппаратов. Но, заметив торпеды, английская подводная лодка сумела уклониться. В этот момент первая английская лодка успела выпустить торпеду по «Пантере», но, к счастью, безрезультатно. К этому времени и подоспевший английский эсминец «Уотчмэн» контратаковал советскую подводную лодку, но правильно и своевременно выполненный Бахтиным маневр позволил ей уклониться от атак и 24 июля неповрежденной ошвартоваться в Кронштадте.

Этот бой подводной лодки «Пантера» был первым на Балтийском флоте с выпуском торпед.

31 августа «Пантера» вышла из Кронштадта в свой очередной поход для боевых действий против кораблей интервентов.

В назначенном ей районе она обнаружила в перископ два английских эсминца, стоявших на якоре в дежурстве у острова Сескар. Командир принял решение атаковать их со стороны острова, откуда противник меньше всего ожидал нападения. Более 3-х часов маневрировала подводная лодка, пока не заняла позицию для стрельбы торпедами – мешали малые глубины, отмели, сильное волнение моря.

Наконец, сблизившись с одним из эсминцев на дистанцию 4–5 кабельтовых, Бахтин дал залп двумя торпедами из носовых торпедных аппаратов Торпеды пошли к выбранной командиром цели. Вскоре раздался сильный взрыв – это один из новейших английских эскадренных миноносцев «Виттория», водоизмещением 1365 тонн, способный развивать скорость до 34 узлов, пошел ко дну.

Потопление подводной лодкой «Пантера»
английского эскадренного миноносца «Виттория» 31 августа 1919 года
Художники Н. Е. Бубликов и Г. В. Горшков. 1939 г.
(Центральный военно-морской музей)

Облегченную после залпа подводную лодку выбросило на поверхность. Второй вражеский эсминец тут же обстрелял всплывшую подводную лодку. Создалась критическая ситуация.

Была заполнена носовая балластная цистерна, а по команде помощника командира А.Г. Шишкина часть экипажа перебежала в нос подводной лодки, которая быстро пошла на погружение. Несколько английских миноносцев и катеров, прибывших на помощь, бросились на поиск подводной лодки, но все их усилия были тщетны.

Подводная лодка, успешно уклоняясь от противника, пробыв под водой непрерывно 28 часов и пройдя 75 миль (это было выдающимся достижением для подводных лодок того времени), с победой возвратилась в Кронштадт.

В Кронштадте отважных подводников встречали торжественно. Тогда еще не награждали за подвиги орденами. Перед строем был объявлен приказ: «За энергию и мужество при успешной атаке неприятельских миноносцев всему экипажу подводной лодки «Пантера» объявляется благодарность». Кроме того, экипажу был предоставлен трехдневный отдых и выдан дополнительный продовольственный паек. Сверх того каждый член экипажа получил по новенькой кожаной куртке. Это был знак высокого отличия: носили в ту пору «кожанку» лишь самые отважные и достойные. 18 человек из состава экипажа, в том числе командир, были награждены серебряными именными часами – редкий тогда подарок

Боевой успех «Пантеры» открыл счет победам подводного флота России, положил начало славным подвигам советских подводников, содействовал успешному развитию боевых действий на Балтике. Подвиг экипажа золотыми буквами вписан в историю отечественного флота.

В мае 1921 года Бахтин назначается командиром 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота, в состав которого входили «Пантера», «Рысь», «Тигр», «Тур» и «Волк» с одновременным исполнением обязанностей командира «Тура».

В ноябре 1922 года Александру Николаевичу присваивается звание «Герой труда Балтийского флота».

Продолжая участвовать в походах, Бахтин организовывает в Морской академии Подводный класс, став его первым заведующим и преподавателем. Написал учебник «Управление подводными лодками. Курс для командного состава флота», публикует несколько статей в журналах «Морской сборник» и «Красный флот»

В 1923 году А.Н. Бахтин первым на подводном флоте награждается орденом Красного Знамени.

С 1923 по 1925 год он так же преподает и на Специальных курсах командного состава Военно-Морских Сил, и одновременно становится слушателем факультета военно-морского оружия Военно-морской академии, который успешно заканчивает в 1926 году.

А.Н. Бахтин (середина 20-х годов)

После окончания Академии его переводят на Черноморский флот командиром отдельного дивизиона подводных лодок. В его аттестации отмечалось: «Энергия и твердость характера, достаточно выявленные стремления для расширения своего кругозора. Является одним из выдающихся знатоков подводного дела, имеет большой боевой и практический стаж».

20 августа 1926 года по ложному доносу Бахтина арестовывают, обвиняя в контрреволюционной деятельности, в апреле 1927 года приговаривают к пяти годам заключения в Соловецком лагере особого назначения с конфискацией имущества, лишают ордена Красного Знамени

В декабре 1927 года его дело было пересмотрено: заключение в лагере заменяют ссылкой в Тобольский уезд Сибири. Бахтин не сдается, продолжает бороться за свою честь, обращается в различные инстанции, просит вернуть ему орден.

В результате дело пересматривается еще раз и в мае 1929 года он был досрочно освобожден. Вернулся с подорванным здоровьем, больной туберкулезом.

Скончался Александр Николаевич Бахтин 15 июня 1931 года, в возрасте 37 лет, похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Так закончилась жизнь выдающегося подводника Александра Николаевича Бахтина, человека с героической и трагической судьбой. Очень мало прожил он на свете, но многое успел сделать для развития подводного флота, став одним из самых ярких героев своего времени.

В заключение приведу слова бывшего подчиненного Бахтина, академика и адмирала А.И. Берга: «А.Н. Бахтин был выдающимся моряком, убежденным и талантливым подводником, очень умным и образованным человеком высоких качеств. Он много читал, отлично знал историю флота, морскую технику, был хорошим организатором. Команда любила его за честность и прямоту, правдивость и смелость. Он всегда был совершенно спокоен и внушал к себе доверие подчиненных. Это был один из наиболее преданных и образованных советских офицеров того времени».

После смерти мужа Ольга Петровна осталась одна с детьми шести и двенадцати лет, перебивалась мелкими заработками. Дети – дочь и сын – умерли от голода в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Всю оставшуюся жизнь (до смерти в 1963 году) Ольга Петровна посвятила сохранению архива, памяти мужа, борьбе за его честное имя: писала в различные высокие инстанции.

Справедливость восторжествовала: в 1956 году Александр Николаевич Бахтин был реабилитирован. Изъятый орден Красного Знамени так и не был найден.

В 2006 году по инициативе Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников на Смоленском кладбище вблизи часовни Ксении Блаженной в торжественной обстановке был открыт памятник А.Н. Бахтину.

В 2007 году на стене дома №24 по 11 линии Васильевского острова, в котором проживал Бахтин, установлена мемориальная доска.

Источники и использованная литература:

– Ачкасов В.И., Басов А.В., Большаков Н.В. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота// М., Воениздат, 1988, изд. 4-е, испр. и доп., С. 57–59, 105 – 106, 124 – 125, 540
– Бахтин А.Н. На «Пантере»//Из бездны вод. Летопись отечественного флота в мемуарах подводников, сост. Н.А. Черкашин, М., Современник, 1990
– Вавилов Д.М. Подводники Первой мировой//Корабли-герои. Под общей ред. адмирала В.Н. Алексеева. М., Изд-во ДОСААФ, 1976, изд 2-е доп., С. 86 – 87
– Выховский И. Слово о «Пантере»//Корабли-герои. Под общей ред. адмирала В.Н. Алексеева. М., Изд-во ДОСААФ, 1976, изд 2-е доп., С. 124 – 125
– Ерофеев Ю.Н. Берг Аксель Иванович. Жизнь и деятельность его// М., Горячая линия – Телеком, 2007, С. 44-46
– Пикуль В.С. Моонзунд//М., ВЕЧЕ-АСТ, 1997, С. 183 — 184
– Подерни В.А. На подводной лодке в 1916 году//Из бездны вод. Летопись отечественного флота в мемуарах подводников, сост. Н.А Черкашин, М., Современник, 1990
– Русский биографический словарь //СПб, тип. Главного управления уделов, 1900, т.2, С. 607

Автор: Галутва Игорь Григорьевич | слов 2664 | метки: , , , , , ,


Добавить комментарий