Анна Степановна Левкина (Ушакова). Жизнь и судьба и жизнь на фоне истории. Часть 1

 

Анна Степановна Левкина (Ушакова)

Родители Анны

Степан Никифорович Ушаков

Мария Георгиевна Ушакова (Першина)

Отец – Степан Никифорович Ушаков (29.04.1883 – 29.09.1937). Крестьянин. Родом из села Апушка Шацкого уезда Тамбовской губернии. Весьма образован. Прекрасно писал.

Мать – Мария Георгиевна Першина (01.04.1884 – 17.01.1952).
Родом из села Борки Шацкого уезда, Тамбовской губернии

Степан Никифорович и Мария Георгиевна
Ушаковы с дочерью Анной,
село Островка, 1904 г.

Анна Степановна Левкина (Ушакова)

(Основные даты)

• Родилась 27 июля 1903 года в селе Островка Можарского района Рязанской губернии.
• 1912 год. Переехали в Москву. Проточный переулок у Горбатого моста на Пресне. Учеба в 4-х классной школе на Смоленской площади.
• 1914 год. 1-я Мировая война. Отец мобилизован на фронт. Вернулись в Рязанскую губерню в село Борки Шацкого района и всю войну жили там. Учеба в гимназии г. Шацка.
• 1918 год. Кончилась война. Вернулся отец. Переехали назад в Островку.
• 1922-1924 год. Работа секретарем в колхозе села Островка.
• 1924 год. Свадьба Анны и Ивана. Переезд на жительство в Москву в Сокольники. 11-я Сокольническая ул.
• 1924-27 год. Учеба в медицинском техникуме им. Софьи Перовской на Стромынской площади в Сокольниках.
• 1925 год. Рождение сына.
• 1925 год. Переезд с семьей на Сретенку. Б. Головин пер.
• 1927-28 год. Работа в роддоме им. Грауэрмана. Большая Молчановка (район Арбата).
• 1928-34 год. Работа акушеркой роддома им. Надежды Крупской на Миусской площади.
• 1931-36 год. Учеба во 2-ом Мед. институте им. Сталина. Ул. Мал. Пироговская, д.1.
• 1936-39 год. Окончание института, поступление в аспирантуру при кафедре патолого-анатомии 2-го Мед. института.
• 1936-39 год. Работала прозектором в Яузской клинике под руководством профессора Давыдовского И.В.
• 1939-41 год. Защита диссертации кандидата медицинских наук. Зачислена ассистентом на кафедру патолого-анатомии 2-го Мед. института.
• 1941-43 год. Призвана в ряды РККА. Работала прозектором Эвакогоспиталя № 5015. Велозаводская ул.
• 1943 год. Возвращение на работу во 2-й Мед. институт. Научной и учебной работой института руководил профессор Раппопорт Я.Л.
• 1954 год. Зачислена в докторантуру мед. института. Подготовка материалов докторской диссертации.
• 1956 год. Заведующая патологоанатомическим отделении городской клинической больницы № 60 на Новогиреевской ул. Парторг больницы.
• 1957 год. Переезд в новый дом от больницы № 60. Новогиреевская д.16.

Близкие родственники

Брат Ушаков Михаил Степанович 21.11.1906 – 26.09.1976
Родом из с. Островка Можарского р-на Рязанской обл.

Сестра Бурцева Софья Степановна 30.09.1915 – 13.08.2007
Родом из Москвы

Брат Ушаков Сергей Степанович 1918 – 1943
Родом из с. Островка Можарского р-на Рязанской обл.
Погиб в Смоленской обл под Ельней в 1943 г.

Брат Ушаков Борис Степанович 1920-
Родом из с. Островка Можарского р-на Рязанской обл.

Сестра Ушакова Лидия Степановна 05.1925 – 21.12.2013
Родом из Москвы

Муж Левкин Иван Дмитриевич 29.09.1896 – 05.08.1976
Родом из с. Островка Можарского р-на Рязанской обл
Москва Сретенка Б. Головин пер. 17/27 кв.10

Сын Левкин Юрий Иванович 25.05.1925 – 23.12.2008
Родом из Москвы Сретенка Б. Головин пер.
В рядах советской армии. Полевая почта п/я 13785.

Родители Анны Степан и Мария, дед Никифор и прабабушка Анастасия жили в селе Апушка. В 1903 г перебрались в село Островка недалеко от города Шацка. Жить стало лучше. Появился свой огородик. Анна Ушакова родилась уже в Островке 27 июля 1903 года.

Это Рязанские, Тамбовские края. В более дальние времена – это Дикое Поле, местность на стыке Российских земель и степей, по которым гуляли конные отряды монголов и ногайцев. Это граница, на которой по царским указам была возведена Засечная Черта (засеки в лесах из поваленных деревьев, чтоб конница не прошла, и крепости и остроги на дорогах). И люди там жили соответствующие. Казаки да служивые. Крепкие ребята.

Основное население жило в селах (в отличие от сегодняшних дней). Села жили полнокровной жизнью. В селе по 500-1000 жителей, две-три церкви, несколько церковных библиотек, несколько школ, правда одно- или двухлетнее обучение (работать надо сызмальства). Земля обрабатывалась и была благодарна крестьянам за их труд. В селах стояли ветряные и водяные мельницы, мануфактуры суконные, бумажные, гончарные. Купцы и дворяне вкладывали деньги в промышленность. В селах стояли даже железные заводы где плавили чугун, медь, сталь. Труд был, конечно, подневольный и тяжелый. Но все жило, работало и вертелось. Каждый выходной и по престольным праздникам устраивались ярмарки. Народ был христианский, в основном православный. Но были и другие течения. Пятидесятники, молокане, иудеи.

Село Апушка

Село на берегах ручья Апушки являлось волостным центром Шацкого уезда и, помимо волостного правления, в нем имелись две церкви – каменная Казанская (постройки 1700 г.) и деревянная Введенская (постройки 1795 г.). В селе, раскинувшемся вокруг небольших прудов, имелись также церковно-приходские попечительства, две церковные библиотеки в 100 и 68 томов, действовали одноклассная смешанная земская и одноклассная смешанная церковно-приходская школы. Вблизи села располагались экономии местных помещиков – господ Смольдовского и Терептьева, и госпожи Труниной. Жители занимались земледелием и плотницким промыслом.

Село Борки

Село было центром Борковской волости, и здесь, помимо волостного правления, имелись каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (построенный на месте старого деревянного в 1867 г.), церковно-приходское попечительство, церковная библиотека в 56 томов, две одноклассные смешанные школы (земская и церковно-приходская), фельдшерский пункт и ссудно-сберегательная касса. Протекающая через Борки река Шача, перед впадением в Цну, делает здесь двойной поворот, образуя две излучины. Село делится рекой примерно пополам, и его половины имеют несколько разную историю.

Восточная половина села, на левом берегу реки Шачи, более древняя. Археологическая разведка вскрыла здесь существование славянского поселения с 16 в. А в 17 в. здесь уже существовало большое село с деревянным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Село носило название Сыровель, Борки тож, и ко второй половине 19 в. принадлежало семье одного из богатейших шацких землевладельцев – Аркадию Дмитриевичу Башмакову.

Крестьяне Сыровели (Борок) имели земли по 1,5 десятины на душу (1 десятина – это 110 соток или 11000 м²), и занимались земледелием и плотницким делом.

Западная половина села, на правом берегу реки Шачи, возникла позднее – не ранее 18 в., и числилась первоначально деревней. Ко второй половине 19 в. деревня Борки принадлежала семье обер-камергера Эммануила Дмитриевича Нарышкина, во владении которого в Шацком и Моршанском уездах находилось свыше 120 тыс. десятин земли. В 1886 в Борках был построен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца, приписная кладбищенская Ильинская церковь и деревня была преобразована в село.

Село Островка Сараевского района

Село Островка Сараевского района, упоминается в документах ревизий 1834 года под названием: «Деревня Архангельская, Островка тож». Принадлежала помещице Александре Алексеевне Прибытковой. Из названия следует, что в селе была церковь Архангела Михаила.

Вдоль речки Островка расположены несколько сел названных по имени реки: Островка (она ж Архангельская, Старая Островка), Самодуровка (она ж Александровка, Новое Сысоево, Новая Островка), Дьячи (она ж Островка, Рождественское, Дява, Дьячье, Грязнова)

Сохранилось описание местности вдоль реки Островка:

«Церковь с приделом Александра Невского. Деревни на правой стороне реки 0стровки. Дачей простирается речки Сухой Астровки, на левой и по обе стороны речки Старой Островки, Синеперской вершины, аврагов Крутова, Большова, Орлова, двух заполных буераков, отвершков Березова, двух больших и осми безымянных. Речки против той дачи в летнее жаркое время глубиною Старая Астровка – в адин аршин, шириною в пять сажень. Сухая в поларшина, шириною в две сажени. В них и прудах рыба – щуки, окуни, плотва, ерши, пискари, которая ловится для господского и обывательского расхода. Вода людьми и скоту здорова, а в отвершках истоки пересыхают. Из сенокосного на ней хлеба лутше родится рожь, овес, кречи и просо, а протчие семена средственны. В лесу звери: волки лисицы, зайца, горностаи, хорьки; птицы: тетерева, куропатки, соловьи, чижи, щеглы, синицы. Крестьяне на господской пашне, промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления и на продажу. Состояния не зажиточнаго».

Земля обрабатывалась и была благодарна крестьянам за их труд. В селах стояли ветряные и водяные мельницы, мануфактуры суконные, бумажные, гончарные. Купцы и дворяне вкладывали деньги в промышленность. В селах стояли даже железные заводы где плавили чугун, медь, сталь.

Аня училась в церковно-приходской школе. Священником Островской церкви служил Елисеев Николай (или Алексей). Его жена Зинаида Павловна (старшая сестра Сергея Павловича Богородицкого /Тамбовцева) занималась с деревенскими детьми уроками пения в организованной ею школе при сельской церкви. Заниматься к ней ходила и Анна Ушакова. Ходить было недалеко. Дом деда Никифора стоял через луг от церкви и дома священника, и было слышно: «Нюша! На спевку пора».

Зинаида Павловна умерла в 1918 году во время эпидемии «испанки». Ее муж, священник Островской церкви Архангела Михаила – погиб в сталинских лагерях в 1937 году. Двое их детей остались сиротами. Младшую – Лию Елисееву взял к себе в Москву на обеспечение мой дед Сергей Павлович. Она жила с нами на Арбате, а потом в новой квартире на Крымском валу.

Москва. Пресня

Города (как и теперь) со своими театрами, барышнями, заводами, банками – были центром притяжения. Когда становилось тяжело – стремились уехать на заработки в город. Вот и родители Анны (Степан Никифорович с женой Марией Георгиевной) в 1912 году уехали искать лучшей жизни в Москву.

Поселились на Пресне в Проточном переулке у Горбатого моста в полуподвале.

Анна, как старшая (уже 9 лет) ходила в 4-х классную школу. Недалеко – на Смоленской площади. Училась хорошо.

Почтальон

Жили бедно. Мама вела домашнее хозяйство и занималась детьми: Аней и Михаилом. Отец, Степан Никифорович, устроился на работу почтальоном.

Мечтала попасть в гимназию и стать ученой барышней. Со слов Анны Степановны: «Учительница решила помочь мне поступить в гимназию на Петербургском шоссе. Направила на экзамен. После экзамена священник из комиссии подбодрил: «Достойна! Достойна быть принятой». А на следующий день ответ: «Мест нет для дочери рабочего с Пресни». Оставалось идти в портнихи».

 

История Пресни

Главная улица района – Красная Пресня. Когда-то она была частью древней Полоцкой дороги, которая вела в старинное поселение – Кудрино. Шло время, и на Пресне образовались слободы кузнецов, шерстяников, оружейников, ваганов (скоморохов), поваров. Постепенно район превратился в ремесленный и торговый центр. На Пресне была тихая и спокойная местность, которая долгое время оставалась без улиц и переулков – Тишинка. Сюда из пригорода приезжали крестьяне, чтобы продать плоды своего труда.

Большая Пресненская улица (до 1918 г.),
В 1918 г. переименована в улицу Красная Пресня

Там, где сейчас проходят Бронные улицы, в прошлом располагалась Бронная слобода, населенная сабельными и кузнечными мастерами, изготовлявшими воинскую броню. В урочище Старые Палачи мастера ковали палаши – плоские обоюдоострые мечи. На Гранатном (гарматном) дворе хранились артиллерийские снаряды, а в районе Патриаршего пруда и Козихинских переулков находился Козий двор, поставлявший шерсть.

После страшной эпидемии чумы, которая прокатилась по Москве в 1771 году, за Камер-Коллежским валом, который был тогда границей Москвы, устроили Ваганьковское кладбище – сейчас одно из самых известных исторических московских кладбищ.

Пресне не один раз пришлось стать центром революционных событий. Первые раз вооруженное восстание разгорелось здесь в декабре 1905 года, а затем, в 1917 году ожесточенные бои велись на Кудринской площади.

Горбатый мост получил широкую известность в ходе вооружённых противостояний у Белого дома в августе 1991 и октябре 1993 годов

 

Началась Первая мировая война (Великая война).

В 1915 году отца мобилизовали на фронт. Мама Мария осталась одна с тремя детьми: Анна, Михаил и только что родившаяся Соня.

Жить без кормильца тяжело. Пришло письмо от бабушки Вари: «Приезжайте к нам в деревню Борки: дом, участок, умер хозяин». Приехали в Борки и всю войну жили там.

 

 

В шацкой гимназии

Бабушка (Варвара Андреевна Першина) помогла Ане поступить в Шацкую гимназию, там же училась и Ольга Богородицкая. Аня переехала в Шацк на учебу и жила у своей тетки Веры Першиной (Калиничевой).

Затем в общежитии. Анна успешно закончила Шацкую женскую гимназию на Красноармейской улице (современное название). В Шацке продолжилась ее дружба с братьями Богородицкими Сергеем и Александром.

Преподаватели шацкой женской гимназии
1908 год

1918 год. Страна бурлит. Революция, гражданская война. Красные, белые. Эпидемии. Голод. Отец вернулся с фронта. Переехали назад в Островку к деду Никифору.

В 1920 году в Островку к родителям Анны приезжает Иван Левкин свататься. Всем хорош: сосед по деревне, красивый, веселый, на балалайке играет, даже автомобиль умеет водить. Отвечает ему мать: «Очень мы рады, да вот умрет видимо Анна. Испанка у нее. Да и приданого у нас нет». Передал Иван два обручальных кольца: «Я и в одной рубашке ее замуж возьму». И начал для нее привозить свои красноармейские пайки. И поправилась Анна. И свадьбу сыграли.

1922-1924 годах в селах начинают организовываться коллективные хозяйства. Отец работает в колхозе и в комбеде (комитете бедноты). Аня тоже работает в колхозе, секретарем.

Коллективизация

В 1922-1924 гг. в селах начинают организовываться коллективные хозяйства. Отец работает в колхозе и в комбеде (комитете бедноты). Аня работает секретарем в колхозе.

Посевная

После Октябрьской революции 1917 г. в селе Апушка возникла одна из первых на территории Рязанской области коммун, носившая имя В.И. Ленина. Начало ей положили семь семей апушкинских крестьян, решивших в 1919 г. объединить свои хозяйства, насчитывавшие 3 лошади и 5 коров. Из бывшего барского имения им отвели 40 десятин пашни, передали деревянный дом, амбар и конюшню. Уже первый урожай объединившихся в коммуну крестьян оказался значительно весомее, чем у единоличников. С годами расширялась посевная площадь, росла численность коммунаров. За счет своих доходов и ссуд государства они построили мельницу, кузницу, где имелся и токарный станок, маслобойню с гидравлическим прессом, кирпичный завод, купили трактор «Фордзон», племенных коров. В селе выросли новые жилые дома, появились добротные животноводческие помещения.

Отец — Степан Никифорович (слева) на посевной.

Коммуной имени В.И. Ленина в селе Апушка заинтересовалась Н.К. Крупская, рекомендовавшая А.М. Горькому «поместить описание Апушкинской коммуны» в журнале «Наши достижения», причем не только хозяйственной стороны дела, а главным образом «ростков новых людских взаимоотношений». В 1928 г. Н.К. Крупская писала об апушкинской коммуне И.А. Арманд: «Никто о ней не думал и не замечал, а теперь окрестные крестьяне подсылают жен, чтобы выспросили что и как. Во главе – коммунисты, крестьянин и рабочий. Живут апушкинцы зажиточно, все родится на диво у них…Каждый все, кроме масла и мяса (это по душам делят), получает по потребностям».

В ноябре 1929 – январе 1930 гг. в апушкинскую коммуну вливаются расположенные рядом коммуна «Всходы Октября», товарищества по совместной обработке земли «Красный Октябрь», «Демьян Бедный», «1-е мая», «Красная Звезда», «Заря», машинное товарищество «Красный земледелец». В дальнейшем коммуна стала основой существовавшего в селе Апушка на протяжении всего советского периода крупного колхоза имени В.И. Ленина.

 Испанка (легочная чума)

Окончилась Первая мировая война. С фронтов потянулись на родину эшелоны демобилизованных разнося по миру страшную болезнь. Болезнь под названием испанка или же испанский грипп – массовая пандемия гриппа, поразившая Европу в 18-20 годах прошлого века. Несмотря на то, что грипп бушевал только два года, он стал абсолютным рекордсменом по количеству умерших среди всех других болезней. Во всём мире испанкой было заражено примерно 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты, умерло приблизительно 50-100 млн человек или 2,7–5,3 % населения Земли. Пандемия началась в последние месяцы Великой Войны и при этом сумела быстро превысить этот крупнейший, на тот момент, вооружённый конфликт по количеству жертв.

Столетие назад особый вирус гриппа стал угрозой всему человечеству. Верующие люди воспринимали его как мор – наказание свыше, описанное в библейских апокалиптических пророчествах. Он распространялся стремительно и буквально косил целые города. Охватил земли от Барселоны до Кейптауна и от Аляски до Австралии, оставляя после себя горы трупов. Медицина того времени оказалась бессильна перед ним. Характерно, что болезнь забирала в основном жизни молодых и здоровых людей от 15 до 40 лет. Смертность составляла 10-20%, тогда как от обычного гриппа умирает лишь 0,1%. В абсолютных показателях «испанка» побила рекорд по масштабам человеческих жертв. Пандемия полностью прекратилась только в 1920 году.

 

Шацкий уезд после революции

Крестьяне Борков приветствовали установление в Шацком уезде советской власти и первые ленинские декреты о мире и о земле, но организация комбедов и введение принудительной продразверстки весной 1918 вызвали массовое недовольство.

В начале ноября 1918 жители сел Борки, Польное Конобеево, Ямбирно и некоторых других подняли восстание, во главе которого встала зажиточная часть крестьянства и представители партии социалистов-революционеров. Партийные и советские активисты в селах были убиты, и восставшие попытались организовать поход на Шацк. Однако повстанцы были плохо организованы и почти не имели оружия, а в Шацке находился большой отряд красногвардейцев, на помощь которому поспешили отряды ВЧК из села Сасово и города Тамбова. К 7 ноября 1918 выступление шацких крестьян было подавлено, а его зачинщики расстреляны. К числу последних был причислен и священник Никольского храма села Борки Димитрий Петропавловский, который был расстрелян рядом со своим храмом 11 ноября 1918 года.

Главным духовным центром села является храм святителя Николая Чудотворца, построенный в 1886 году на средства прихожан. Это единственный храм, который сохранился в селе из трёх существующих в том виде, в котором был. Но, как и многие другие церкви, в советское время его не обошла волна разорения и закрытия. До 1990 года в нём находился сельский дом культуры.

Храм святителя Николая Чудотворца в Борках

Книга «Жизнь Иисуса Христа» 1890 г.

Особенным местом в селе, начиная с 1974 года, стало еще и кладбище где втайне от властей построили часовню в честь пророка Илии. Строили ее по ночам на месте уничтоженной в 30-е годы церкви св. пророка Илии. Интересно и то, что никто из местных жителей не донес на строительство властям, хотя про часовню знали все.

Обычай совершения крестного хода на Ильин день был возрожден с 1990 года, надо сказать, что до революции жители Шацкого уезда славились своим благочестием на всю Тамбовскую губернию, куда раньше входил уезд. Во время коллективизации, несмотря на строжайший запрет и угрозы высылки, многие борковские крестьяне тайно хранили у себя в домах иконы из своих закрытых и разгромленных церквей. Видимо с тех лет у нас сохранилась книга «Жизнь Иисуса Христа» 1890 года.

 Опять а Москве. Сокольники

1924 год. Сыграли свадьбу Анны и Ивана. После свадьбы Анна и Иван переехали на жительство в Москву в Сокольники, где Иван Дмитриевич служил. Дом на 11-й Сокольнической ул. (сейчас 4-я Сокольническая).

1924-27 годы. Анна поступает на учебу в медицинский техникум им. Софьи Перовской на Стромынской площади в Сокольниках. По окончании учебы получает профессию медсестры.

Степан Никифорович Ушаков, 1926 г.

В 1925 году отец Степан Никифорович со всей семьей (мать и 5 человек детей) переезжает в Москву. Живут на Старо-Петровском проезде (сейчас район Войковской). Отец работает на лесопильном заводе и Лихоборском железнодорожном депо. В 1937 умирает. Его семья остается на иждивении старшего сына Михаила – рабочего лесопильного завода.

В 1925 году Анна с семьей переехала из Сокольников на Сретенку Б. Головин переулок. Там была комната в двухэтажном доме. Коридорная система, комнаты направо и налево, в конце общая кухня. Я в первые годы жизни тоже жил там и был прописан в книге ЖЕКа. «Все жили вровень, скромно так: система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная».

История Пресни

Главная улица района – Красная Пресня. Когда-то она была частью древней Полоцкой дороги, которая вела в старинное поселение – Кудрино. Шло время, и на Пресне образовались слободы кузнецов, шерстяников, оружейников, ваганов (скоморохов), поваров. Постепенно район превратился в ремесленный и торговый центр. На Пресне была тихая и спокойная местность, которая долгое время оставалась без улиц и переулков – Тишинка. Сюда из пригорода приезжали крестьяне, чтобы продать плоды своего труда.

Большая Пресненская улица (до 1918 г.),
В 1918 г. переименована в улицу Красная Пресня

Там, где сейчас проходят Бронные улицы, в прошлом располагалась Бронная слобода, населенная сабельными и кузнечными мастерами, изготовлявшими воинскую броню. В урочище Старые Палачи мастера ковали палаши – плоские обоюдоострые мечи. На Гранатном (гарматном) дворе хранились артиллерийские снаряды, а в районе Патриаршего пруда и Козихинских переулков находился Козий двор, поставлявший шерсть.

После страшной эпидемии чумы, которая прокатилась по Москве в 1771 году, за Камер-Коллежским валом, который был тогда границей Москвы, устроили Ваганьковское кладбище – сейчас одно из самых известных исторических московских кладбищ.

Пресне не один раз пришлось стать центром революционных событий. Первые раз вооруженное восстание разгорелось здесь в декабре 1905 года, а затем, в 1917 году ожесточенные бои велись на Кудринской площади.

Горбатый мост получил широкую известность в ходе вооружённых противостояний у Белого дома в августе 1991 и октябре 1993 годов


История Сокольников

При Петре I в этих местах была парусная фабрика и матросская слобода при ней. Здесь же была устроена так называемая тишина (возможно, то же, что слобода) – поселение санаторного типа для реабилитации отставных матросов, у многих из которых наблюдались душевные расстройства. По этой «тишине» и названа улица, на которой она находится.

На протяжении второй половины 19 – начала 20 веков в районе Сокольников появлялись одно за другим новые общественные учреждения – больницы, богадельни, приюты, большинство из которых строилось на частные пожертвования. Среди благотворителей были семьи фон Дервиз, Бахрушиных, Ермаковых, Боевых.

Сокольническая инфекционная больница была построена в 1899-1904 годах по заказу московских властей на средства, выделенные из городского бюджета. Это была первая специализированная инфекционная больница в Москве. Под ее размещение был отдан целый квартал между улицей Матросская тишина и 4-й и 5-й Сокольническими улицами. Главный больничный корпус был обращен к Стромынской площади (в настоящее время – стадион братьев Знаменских).

Сокольническая инфекционная больница

В Сокольнической больнице первоначально лечили от разных болезней – скарлатины, тифа, оспы, малярии и других, уже в советские годы на базе больницы был создан Институт инфекционных болезней. После войны институт упразднили, а больницу перепрофилировали в туберкулезную, в качестве которой она функционирует и по сей день. Сейчас это Клиника № 2 Московского научно-практического центра борьбы с туберкулёзом. На территории больницы находится медицинское училище №24. Это училище видимо и заканчивала Анна Ушакова (им. Софьи Перовской).

Медицинское училище №24

Дальше по Матросской Тишине целый квартал занимает психиатрический стационар им. В.А. Гиляровского – филиал городской клинической психиатрической больницы им. П.Б. Ганнушкина.

По Стромынке недалеко от метро богадельня братьев Боевых. Инициатором и главным спонсором выступил Николай Боев, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин и известный благотворитель. Для постройки богадельни московскими властями был выделен участок Сокольничьего поля, по улице Стромынке, напротив недавно построенной Бахрушинской больницы. В богадельне братьев Боевых призревались «бедные лица обоего пола, неспособные к труду», содержались они на средства, пожертвованные Николаем Боевым.

Напротив богадельни Братьев Боевых находится больница для хронических больных братьев Бахрушиных. Больница для хронических больных в Сокольниках была построена в 1885-1887 годах на средства известных благотворителей, братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных. Братья Бахрушины, принадлежавшие к поколению прославленной купеческой династии, владельцы кожевенных и суконных фабрик и соучредители «Товарищества мануфактур Алексея Бахрушина сыновей». Городские власти выделили для нее большой участок в северной части Сокольничьего поля, тогда еще не до конца застроенного. Больница возводилась с 1885 по 1887 годы, автором проекта стал архитектор Борис Фрейденберг (при участии архитектора Михаила Чичагова).

Сюда принимались на лечение «лица всякого звания, преимущественно из недостаточных жителей» (т.е. неимущих); больные, лечившиеся бесплатно, именовались «пенсионерами братьев Бахрушиных». После революции больница перестала называться Бахрушинской и была переименована в честь доктора А.А. Остроумова, который работал здесь на протяжении многих лет. Бахрушинские улицы стали Остроумовскими.

 

История роддома Грауэрмана

Улица Большая Молчановка.
На заднем плане четырёхэтажное здание – роддом Грауэрмана

Новый Арбат (Большая Молчановка). Знаменитый родильный дом имени Г.Л. Грауэрмана совсем недавно знал каждый москвич. К сожалению, такого роддома уже второе десятилетие как нет. А происхождение его таково.

На свои средства, а также на деньги, одолженные у друзей и знакомых, известный московский хирург, дворянин Пётр Дмитриевич Соловов в 1913 году купил в Москве на Большой Молчановке участок земли и построил четырехэтажное здание, в котором собирался открыть хирургическую лечебницу, а на втором этаже жить со своей семьей. Особняк был воздвигнут под руководством архитектора Николая Жерихова в 1913-1914 годах. Но планам семьи Солововых не суждено было осуществиться, началась Первая мировая война, и П.Д. Соловов разместил в своем доме госпиталь.

После революции 1917 года здание экспроприировали. И если бы не акушер-гинеколог Григорий Грауэрман, возможно, в экспроприированной собственности какие-нибудь швондеры запели бы про «суровые годы» или партийные лидеры рассказывали бы на собраниях про светлое будущее. Именно Грауэрман предложил организовать в центре Москвы добротный роддом.


Роддом Грауэрмана

Постепенно маленькая клиника на Большой Молчановке превратилась в элитное заведение в центре столицы. Всё было оборудовано, по советским временам, шикарно – новые кровати, всегда чистое бельё, даже свой телефон в палате, персонал весь на подбор. Попасть на роды «к Грауэрману» было непросто для тех, кому не посчастливилось родиться или хотя бы обитать в районе Арбата.

Вот, что говорил по этому поводу актёр Михаил Державин: «Родильный дом Грауэрмана сейчас, к сожалению, не работает. Когда был построен Новый Арбат, снесли много красивых, исторических зданий, а по поводу роддома власти начали говорить: там плохие условия для новорождённых, роженицам там дышать нечем. Наверное, это так, там действительно под окнами постоянно несутся автомобили. Но для нас он дорог как здание, которое мы – те, кто в нём родился, – очень хорошо знаем по нашему детству. Рожать я там не рожал, но думаю, что делать это везде одинаково, если сделать ремонт, закупить новое оборудование, пригласить хороших врачей.

В роддоме им. Грауэрмана на Арбате рядом с рестораном «Прага» появились на свет много прекрасных людей. Булат Окуджава, Марк Захаров, Андрей Миронов, Александр Збруев, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Александр Политковский, Вера Глаголева родились именно в этом «доме». Моя мама Наталья Тамбовцева тоже родилась здесь.

История роддома им. Абрикосовой

Миусская площадь. Первый специализированный роддом в Москве (да и вообще в России) был создан по инициативе и на средства Агриппины Абрикосовой – жены «короля кондитеров» Алексея Абрикосова, в браке с которым она родила 22 ребенка.

Все началось в 1889 году, с небольшого «Бесплатного родильного приюта и гинекологической лечебницы с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой в Москве». В завещании же, в 1901 году, Агриппина Александровна отписала 100 000 рублей (огромные по тем временам деньги) на дальнейшее обустройство и расширение приюта-лечебницы.

Город с благодарностью принял щедрый дар, выделил участок земли на бывшем Миусском поле, и в 1903 г. Городская дума одобрила проект, автором которого был архитектор И.А. Иванов-Шиц. В 1906 году родильный дом был выстроен. Наверху здания были выложены две надписи: слева «Городской родильный дом», а справа – «имени А.А. Абрикосовой». В 1918-1994 годах он носил имя Надежды Константиновны Крупской, а позже вплоть до своего закрытия в 2012-м – Агриппины Александровны Абрикосовой.

Городской родильный дом им Н.К. Крупской

Иностранным туристам, посещавшим с экскурсиями этот роддом, с гордостью рассказывали об основательнице приюта, лечебницы для женщин А.А. Абрикосовой, которая сама родила 22 (!) ребёнка. После чего, экскурсоводы сообщали, что, роддом свыше шести десятилетий носил имя Крупской. И тут же наталкивались на вопросы: а сколько же детей родила эта женщина?

Акушерки роддома им. Н.К. Крупской

Анна Степановна Левкина

Акушеркой Анна Степановна проработала 7 лет.

Далее

В начало

Автор: Левкин Андрей Юрьевич | слов 4635 | метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Добавить комментарий