Послесловие к этюду «Ещё раз о Пушкине»

Некоторое время назад мы осуществили заветную мечту и сплавали вместе с фирмой «Водоходъ» по Волге из Москвы до Нижнего Новгорода с посещением Ярославля, Углича, Костромы, Мышкина и Нижнего. Описание этого многодневного круиза,  отдельная тема. Здесь я упоминаю об этом только потому, что поездка дала некий толчок к возврату к теме Пушкина.

Мы посетили усадьбу Некрасова «Карабиха» недалеко от Ярославля. Оказывается усадьба была оформлена Некрасовым на брата, который жил в главном доме усадьбы и управлял большим хозяйством. Некрасов останавливался в двухэтажном каменном флигеле во время редких наездов в Ярославль. Экскурсия проходила по территории усадьбы и флигелю и утомила нас, особенно, Тамару.

Тамара в шляпке

Несколько свободных минут перед отъездам она просидела на скамеечке рядом с некрасовским флигелем, где я её сфотографировал, а позже на основе фотографии нарисовал её портрет. Портрет назвал «Шляпка». Дело в том, что Тамара очень любила ту шляпку, которая тщательно изображена на рисунке, однако при возвращении в Ярославль мы досрочно вышли в центре города, а она была забыта на верхней полке автобуса. Я был вознаграждён посещением церкви Ильи Пророка, но Тамара была безутешна.

Пушкинская усадьба «Болдино» расположена в глубинке в 200-х километрах от Нижнего Новгорода! Долго ехали автобусом до Большого Болдино, проезжая постоялые дворы, где торговали, вы удивитесь, копчёной рыбой на вид высокого качества. Я спросил у продавщицы, откуда рыба? Она ответствовала, что оптом закупается мороженная рыба и обрабатывается по специальной технологии. Да, голь на выдумки хитра!

Дорога запомнилась ещё тем, что в одном из магазинчиков по трассе, где случайно оказался действующий банкомат, я после снятия некоторой суммы и отходя от него, обронил банковскую карту и не заметил этого. Я погулял по рынку, сходил в туалет и за пять минут до отправления автобуса обнаружил потерю. Волевым усилием прекратил панику и пошёл обратно по своим следам, карта нашлась лежащей на полу в дальнем магазине недалеко от банкомата. И бегом, бегом к автобусу!

Болдинская усадьба очень живописна. Куда ни посмотришь, везде пейзаж, достойный съёмки, я сделал много прекрасных снимков. Барский дом скромный, как и вообще вся внутренняя обстановка. Такое впечатление, что всё разобрано по столичным музеям. Всё же Тамара сделала свой снимок меня в пушкинском кабинете.

В кабинете А.С. Пушкина

Взяв этот снимок за основу, я  позже сделал рисунок, который привожу и который дал толчок к написанию этой статьи, как ранее под  влиянием книги Гроссмана я написал первую. Я изложил там свою версию развития событий, приведших к смертельной дуэли. Однако меня томило некое ощущение необходимости какого-то дополнительного подтверждения версии.

Я видел много портретов Пушкина и Гончаровой, как прижизненных, так и более поздних и могу предполагать, что нет известной сюжетной картины, где Пушкин и Гончарова были бы представлены в одном изобразительном пространстве. Подумалось, во первых, почему? Во вторых, может быть стоит дерзнуть и сделать  экспериментальный рисунок самому?

В основу рисунка я взял любимый Пушкиным прижизненный портрет кисти Тропинина и знаменитый прижизненный портрет Гончаровой кисти Александра Брюллова. Ниже привожу результат синтеза этих высококлассных произведений.

Всмотревшись даже в этот любительский рисунок, можно сразу отметить два важных обстоятельства:

1. Эти два человека безусловно очень красивая пара.
2. Между ними, тем не менее, существует непреодолимая пропасть.

Сюжет рисунка очевиден. Пушкин с утра работает, у него получается, вдохновение затянуло его творческую натуру, остальное на втором плане. Наталья весь день промаялась с домашними делами и детьми. Ранее она добилась согласия мужа на вечерний выезд и уже полностью подготовилась. Она входит в комнату и застаёт его ещё в халате и творческих исканиях! Какой пассаж!

Предположу, что такие или подобные сцены повторялись неоднократно.

Интересны истории взятых за основу картин.

Портрет Гончаровой  написан братом великого Карла Брюллова Александром.

К. Брюллов

А. Брюллов

Почему не Карлом? Известно, что К. Брюллов и Пушкин были хорошо знакомы. В рассматриваемый период 1835-36 гг. Брюллов вернулся из Италии и демонстрировал работы итальянского периода, прежде всего «Последний день Помпеи», грандиозное полотно, полное трагического динамизма и мощной экспрессии.

Пушкин, конечно, очень хотел иметь свой портрет его кисти, но (!) прежде он желал иметь портрет Натали кисти К. Брюллова. Надо отметить, что Н., выйдя замуж в 19 лет, затем ежегодно приносила по ребёнку. Первого в 1832 году, в 33 году второго, выкидыш в 34-ом, третьего в 35 и, наконец, в мае 36-го — четвёртого. Заметим, что Пушкину оставалось чуть больше полугода жизни. Была ли Натали снова беременна в момент смерти поэта? Это отдельный вопрос, информацию о котором я нигде не мог найти.

Можно понять, как сложно было найти благоприятное время для позирования и идея — фикс* Пушкина привела к тому, что портрет не был написан.                                             Были и другие обстоятельства. Пушкин добился посещения Карлом своего дома, при этом шумно расхваливал жену, демонстрировал детей. Это произвело на холостого Брюллова впечатление, обратное тому, которого добивался хозяин. Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза -  косоглазие имело место (сам Пушкин называл Натали «косоглазой Мадонной»).

*Пушкин писал Натали из Москвы в Петербург: «Я успел уже посетить Брюллова. Он очень мне понравился. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…»

Н.Н. Гончарова

Брат Брюллова, Александр, тоже академик-художник, написал её  портрет в 1831 году вовремя пребывания Карла в Италии. На портрете Натали 19 лет, она в блеске молодой красоты и дорогущих фамильных  драгоценностях князей Мещерских (при серьгах с уникальными крупными сиреневыми бриллиантами и ферроньерой).

Следует сказать, что по преданию, алмазы эти были не простые, а «ширинские алмазы» — их относят к историческим «роковым» драгоценным камням. Считалось. что их нельзя носить женщинам, не  принадлежащим к роду Мещерских, либо совершивших супружескую измену, ибо это принесёт смерть.

Гончарова приходилась родственницей князьям Мещерским и не боялась старинного запрета, а у Пушкина- ревнивца, была задняя мысль, проверить её верность. В мистические предания он верил.

Нарядность и изюминку придаёт юному личику ферроньера, которая украшает высокий лоб.  Художнику удалось передать миловидность еще детского лица Натали и весь её шикарный туалет. Впервые ферроньера была изображена Леонардо да Винчи на картине «Прекрасная ферроньера».

Леонардо да Винчи «Прекрасная ферроньера». Это портрет неизвестной миланской дамы, картина выставлена в Лувре. Надо отметить, что Александр Брюллов некоторое время специализировался на дамских портретах и оставил потомкам целую галерею прелестных изображений.

И так, Пушкину не удалось привлечь к работе над портретами Карла Брюллова, Но ещё в 1827 году он и Соболевский обратились к услугам тоже знаменитого портретиста Тропинина Василия Андреевича.

При этом случилась детективная история.   Тропинин работал медленно и очень тщательно, но главная трудность была в самом поэте. Ему трудно было усидеть на одном месте, сохраняя определённое художником выражение лица. О своей «борьбе» с поэтом Тропинин подробно писал в своих письмах и мемуарах. Видя, что Тропинин не успевает к отъезду, Соболевский упросил свою хорошую знакомую, художницу-самоучку Авдотью Петровну Елагину, «сбацать» ему копию тропининского незаконченного портрета, чтобы у него имелось изображение поэта.

Копия Елагиной

Оригинал Тропинина

А.П. Елагина, чья копия пушкинского портрета с автографом Соболевского хранится в музее на Пречистенке, слыла женщиной замечательной, блистательно образованной, она выполнила просьбу Соболевского, и он уехал с этой копией.

Одновременно при Тропинине обретался некто Смирнов, спившийся художник, уже безнадёжно больной. Этот человек вбил себе в голову, что сможет нарисовать Пушкина лучше, чем Тропинин. В тайне от него он самозабвенно рисовал копию портрета Тропинина, и к моменту завершения работы «копия Смирнова» тоже была готова. В день отправки портрета Соболевскому Смирнов подменил холсты, и заграницу ушла его копия, принятая Соболевским «на Ура» и пребывавшая там до возвращения Соболевского в Россию.

Оригинал Тропинина был спрятан Смирновым в своей комнате. Однако вскоре Смирнов умер и его жалкое имущество растащили дворовые люди. Кому- то из них достался холст Тропинина, и он продал его за  копейки в антикварную лавку Волкова. Там портрет висел, пока его  увидел приятель Соболевского  и сообщил ему о наличии копии его портрета. Соболевский прихватил Тропинина и срочно поехал в лавку Волкова. Тропинин сразу опознал свою работу и в доказательство предъявил свои инициалы на холсте. Ярости Соболевского не было пределов. Наконец, оригинал Тропинина занял своё законное место в собрании Соболевского. «Копия Смирнова» была, видимо, оставлена Волкову, как компенсация его затрат. Куда она делась — неизвестно, видимо ходит по собраниям частных коллекционеров.

Копия Репина

Известно ещё об одной копии: И.Е. Репин. «Портрет Пушкина»1913 г. Копия с работы Тропинина.  О ней мало что известно, находится в Праге.

Мне эта копия нравится больше других и даже оригинала. На правой руке всех портретов два перстня. Один из них — одесский подарок графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. На нем была надпись по-древнееврейски:

“Симха — сын досточтимого рабби, да будет его память благословенна”.

Этот перстень Пушкин считал талисманом.

 

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 1479 | метки: , , , , , , , , ,


Добавить комментарий