Блокада Ленинграда. 1941. Начало. «Большая трасса Дороги Жизни»

«БЛОКАДА — окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношения с внешним миром». Толковый словарь Ожегова.

Отгремели празднования Прорыва блокады, Освобождения Ленинграда от блокады и  великой Победы. Признаюсь, что я ощутил некоторую усталость, как это бывает, когда проходят длинные праздники, каникулы или отпуска. И вот, находясь в свободном поиске, случайно вышел на сайт «Сам себе путешественник» за 29 января 2019 года. Там читаю (привожу текст полностью, благо он невелик, и фотографию радушно улыбающегося автора, зазывающего в сотрудничество). Это чтиво висит в Интернете уже более трёх лет! Сколько людей за это время отравилось этим варевом? :

«Меня звать Валерий Маслов…

Сегодня 75 лет со времени снятия (?, снять можно то, что надел!) блокады Ленинграда.

Кольцо блокады было разорвано — по крайней мере, так учили нас учебники по истории. (знаток смешивает, как минимум, два разных события: прорыв блокады 18 января 1943 года и ликвидацию блокады 27 января 1944 года, здесь и далее в скобках примечания мои)

Несомненно, гибель сотен тысяч жителей Ленинграда от голода одна из самых трагических страниц нашей истории. Это факт.

А вот блокада Ленинграда это миф и вот почему…                                                

Посмотрите на карту военных действий того времени в районе Ленинграда:

- На Севере от Ленинграда группировка финских войск,

-на Юге немецких (войск).

 -Запад – Финский залив, который, кстати, без боя сдал немцам Балтийский Краснознаменный флот.                                                                                                                                       

 -Восток – 60 км. побережья Ладожского озера, где никаких вражеских войск и в помине не было. Соответственно и возможность переброски грузов через Ладожское озеро на это побережье была открыта.

Вози- не хочу. Летом судами, зимой автотранспортом по льду.

Но тогда почему умирали жители Ленинграда от нехватки продовольствия?

Причины могут быть только две: или нечем было возить или возить было нечего.

Для начала рассмотрим транспортные возможности.

В среднем в Ленинград по ледовой дороге ежесуточно доставлялось около 2 000 т. продовольствия.  Задействовано было приблизительно 2 тыс. грузовиков. (?) Всего на то время грузовиков в распоряжении властей и командования Ленинградского фронта было порядка 40 – 50 тыс. грузовых машин. (?) Для ежесуточной перевозки такого же количества продовольствия водным путем,  вполне было бы достаточно 5-6 барж со средней на те времена грузоподъёмностью в 300-400 тонн каждая. (?) (вопросительные знаки мои, где ссылки на источники?)

Так вот, в соответствии с постановлением ГКО (N?) от 30 августа 1941 г. наркоматам военно-морского и речного флотов предлагалось выделить для снабжения Ленинграда 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по 1 тыс. тонн каждая.  Правда, в реальности барж оказалось всего 29, но и их бы с лихвой хватило для увеличения объема перевозок. (якобы)

Таким образом, транспортных возможностей было вполне достаточно. (???)

Ну, тогда остается вторая версия

возить было нечего, т.е. продовольствия на восточном берегу Ладоги не было и его туда в нужном  количестве просто не завозили. (???)

А то, что завозили, в первую очередь направлялось на нужды Ленинградского фронта.  Кто-нибудь слышал о голодных смертях там бойцов Красной Армии? (?)

Мирное население шло вторым сортом, т.к. толку от него для Великой Победы не было никакого. ( глупость, глупее придумать невозможно!) И не удивительно – в Архангельске, например, который никогда не был под оккупацией, от голода в 1943 г. умерло 20 тыс. мирных жителей. (о чём он? И это аргумент?)

Я был на Пискаревском кладбище в Ленинграде, совершенно потрясающие чувства испытывает там каждый человек. (а лично ты, что там испытал? непонятно, невнятно написано!) И помня о этих жертвах, не надо забывать о роли тех Советских «деятелей» государства и правительства, кто по долгу службы должны были сделать все, что бы избежать этой трагедии. ( глупость, ради которой этот клоун и поработал!)

Да и сегодня, их последователи разворачивают бурное празднование этой даты, хотя надо было бы просто помянуть сотни тысяч погибших и тихо скорбеть о былом… (здесь «автор», довольный своим изнасилованием истории, делает поблажку «ватникам»)                                            

Вот такой прорыв блокады, которой в истинном понимании этого термина, по сути, не было…» (это главный тезис, ради которого вся ложь состряпана, «приговор» истории нашей многострадальной великой страны).

 

Моё отношение к стряпне г. Маслова понятно из комментариев к его тексту. Я ветеран-блокадник, имеющий свои воспоминания о блокаде Ленинграда, знающий из первых рук историю своей семьи и близких родственников, переживших блокаду и ВОВ. Нас убеждать, в том, что «как ни крути, а ж…а сзади» не нужно. Однако с появлением большого числа самодовольных фигляров, лжецов, клоунов от телевидения и Интернета, таких, как Панасенков, Гозман, К. Собчак, наш «приятель» В. Маслов, Яшин и другие навальновцы и навальнята приходится снова и снова обращаться к теме великой войны и в том числе к одному из самых трагических её событий: Блокаде Ленинграда. История требует защиты от насилия со стороны идеологических диверсантов.

Есть также в этой, якобы простой, истории и другой аспект. Любой нормальный информированный человек сразу чувствует за мнимой простотой и «безупречной» логикой изложения выпад очень опытного пропагандиста, обращённый к определённой и специфической аудитории, а именно к нашей молодёжи. Действительно, глядя на карту-схему, видишь большой отрезок западного берега Ладожского озера, свободный всю войну от вражеских войск, и юго-восточный не менее значительный участок берега озера, оборонявшийся всю войну Красной армией. Взяли бы, да и «перекинули» всё, что нужно (не только продовольствие!) в Ленинград через озеро! Делов-то!!!…  

Как же было всё на самом деле?

Обратимся к рассекреченным документам Ленфронта за 1941-1942 годы (1) и работам Н. Гущенского, энтузиаста-историка и самозабвенного архивиста (2). Материалы (1) цитируются по книге: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА В ДОКУМЕНТАХ РАССЕКРЕЧЕННЫХ АРХИВОВ. Под редакцией Н.Л. Волковского, ИЗДАТЕЛЬСТВО Полигон, МОСКВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2005, а материалы по статье Н. Гущенского (2):  Флотилия Жизни Ленинграда в навигацию осени 1941 г. .

Начнём с демонстрации объёмов работ и потребностей города только для системы обороны (1):

«ПЛАН обороны Ленинграда на ближайших подступах к нему, разработанный в штабе Ленинградского фронт, 7 сентября 1941 г. /.                                                                                        

Силы и средства обороны

Основной оборонительный рубеж подготавливается и заранее занимается 1-ой и 20-ой сд НКВД в составе семи стрелковых полков. Можно ожидать, что к началу боя на рубеже непосредственной обороны города в составе фронта будет 2324 стрелковых дивизии.

Эти силы целесообразно иметь:

а) при южном участке оборонительного рубежа — 5 стрелковых дивизий, из них одна в резерве. Придать четыре танковых батальона;

б) на северном участке — 4 стрелковых дивизии, из них одна в резерве. Придать два танковых батальона;

в) на восточном участке — три стрелковых дивизии, из них одна в резерве;

г) для занятия опорных пунктов внутри города выделить три стрелковых дивизии.

В резерве командующего фронтом иметь две стрелковых дивизии и два танковых батальона.

8-я армия в составе пяти стрелковых дивизий и одной морской бригады в этот период удерживает приморский рубеж.

4. Артобеспечепие

1. На вооружение 1 и 20 сд НКВД начальник артиллерии фронта выделяет:

а) 100 орудий 76 мм и 52 орудия 45 мм, из них 50 % к 20 сентября и 50 % к 1 октября 1941 г.

б) 264 станковых и 396 ручных пулеметов, из расчета иметь в каждом батальоне по одной пулеметной роте ( в 12 станковых пулеметов) и в каждой роте по 6 ручных пулеметов…

в) до 20 сентября выдается минометов: 120 мм — 28 шт, 82 мм — 132 шт и 50 мм — 198 шт, из расчета 120 мм — по 4 шт на полк, 82 мм — по 6 на батальон и 50 мм — по 3 шт на стрелковую роту.

2. Генерал-майор Субботин на базе выделенных орудий формирует и передает 1 сд НКВД 16 батарей 76 мм и 8 батарей 45 мм; 20 сд НКВД — 9 батарей 76 мм и 5 батарей 45 мм. Формирование батарей закончить: 50 % к 20 сентября и 50 % к 1 октября.

3. Расстановку орудий в ПТО производят командиры дивизий….

4  Уничтожение противника на подступах к Ленинграду возлагается на морскую артиллерию, по калибрам: 406 мм орудий — 1; 305 мм — 14; 180 мм — 24; 130 мм — 48; 100 мм — 6; 356 мм — 4; 152мм — 4; 120 мм — 10. Итого 115орудий.

5При отходе войск в Ленинградский укрепленный  район и занятии секторов 14 стрелковыми дивизиями, усиленными ИАП* и ГАП АРГК**, на обороне города в среднем будет: 45 мм орудий — 250; 76 мм — 400; 120 мм — 120; 152 мм — 170; 120 мм минометов — 300. Всего 940 орудий [и 300 минометов].

6. Общее число орудий, привлекаемых на оборону Ленинграда, будет равно 1205(115+150 + 940), что будет в среднем на каждый сектор 200 орудий или на 1 км фронта 20 орудий, а на важнейших направлениях, путем привлечения всей морской артиллерии и артиллерии АРГК, плотность на 2 км будет доведена до 50 орудий. ( *ИАП- истребительный авиационный полк; ** ГАП АРГК- гаубичный артиллерийский полк резерва главного командования)

5. Управление

Руководство боевыми действиями возложить: южный участок — на штаб 42-й армии; северный участок — на штаб 23-й армии и восточный участок на штаб 55-й армии.

6. Инженерное оборудование рубежей обороны и опорных пунктов

1. На всей глубине оборонительных районов, как занимаемых, так и не занимаемых войсками, создать заблаговременно подготовленные опорные пункты из огневых сооружений, убежищ, препятствий и заграждений УР- овского типа ( ДОТы и ДЗОТы, броневые и подземные сооружения).

2.  К работам 1-й очереди отнести:

адостройка противотанковых препятствий, артиллерийских сооружений и окопов на 21 батальонный район для семи сп 1 и 20 сд НКВД;

б) достройка противотанковых препятствий и артиллерийских сооружений на внешнем обводе (передний край) всего укрепленного района, не занимаемом в данное время войсками, но намеченном к занятию 39 батальонных районов.

3.  К работам 2-й очереди отнести:

а) постройка сооружений и препятствий на всю глубину дивизий первого эшелона — всего батальонных районов 48;

б) приспособление подземной сети города для огневых сооружений, сообщений и укрытий.

4. К работам 3-й очереди отнести:

а) постройка всех видов сооружений для резервных частей обороны;

б) устройство (подготовка) минно-подрывных заграждений, баррикадных препятствий, закрытие ненужных улиц.

5.  Расчет работ и сроки подготовки.

Для выполнения работ 1-й очереди потребно 340 000 рабочих дней. В 10 дневный срок работы потребно 31 000 человек.

Для выполнения работ 2-й очереди потребно 840 000 рабочих дней. В 20 дневный срок работы потребно 42 000 человек.

Для выполнения работ 3-й очереди потребно 243 000 рабочих дней. В 20 дневный срок работы потребно 12 000 человек.

Сроки работ определить: 1-й очереди 20 сентября; 2-й и 3-й очереди 1 октября 1941 г.

Общее количество рабочей силы, подлежащей привлечению, 84 000 чел.

Из них: из войсковых частей до 10 000; от населения 75 000 чел.

6. Управление работами, общее руководство.

Общее руководство инженерным оборудованием укрепленных районов города возложить на Инженерное управление ЛФ.

Производство работ возложить на Управление строительства НКВД № 2 (т. Михайлов). Рекогносцировки и составление карты намеченных работ закончить 15 сентября.

Рекогносцировку возложить на отдел УР и Инженерное управление Лен.фронта.

7.  Связь

Проверить все схемы и подземные линии городской телефонной сети. Произвести отключение квартирных телефонов по всем районам города и подготовить телефонные линии для использования войсками.                                                                                                                         Подобрать аппаратуру: коммутаторы, телефоны, мебель и инструмент для работы. Проложить 48 проводов подземного кабеля к Смольному. Использовать подземный кабель (телефонный и телеграфный) для связи, вплоть до огневых точек.

На выполнение всех работ по связи потребуется дополнительно от промышленности:

полевого телефонного кабеля 2-х  пров…….1300 км

тслефоноаппаратов УН АИ…………………………580 шт

коммутаторов инд. 10×2……………………………….50 шт

коммутаторов 30 х 2……………………………………..15 шт

радиостанций РБ……………………………………….100 шт

радиостанции РБС……………………………………330 шт…

Приложение: три карты 1:25 000. Примерная схема обороны Городского района и схема произведенных работ [1].

Начальник штаба Северо-Западного направления                полковник ГОРОДЕЦКИЙ

Военный комиссар штаба                                               полковой комиссар ХОЛОСТОВ

ЦАМО РФ. Ф. 217. On. 201  172сс. Д. 2. Л. 6469.

  1. Приложения не публикуются.»(1)

Конечно то, что написано в этом плане, это только самое необходимое и неотложное. В реальности это всё корректировалось неоднократно по срокам и количеству. Однако попади этот план в руки врага (что вполне было возможно), он мог  сыграть свою  роль в отказе Гитлера от лобового штурма Ленинграда.

Находившиеся с 27 августа в Ленинграде по поручению И.В.Сталина комиссия Политбюро;  В.М.Молотов,  Г.М.Маленков,  А.Н.Косыгин и глава города А.А.Жданов, обратились по линии ВЧ-связи к И.В.Сталину с просьбой помочь создать в Ленинграде к 1 октября 1941 г. 1.5-месячный запас продовольствия, для чего завезти продуктов суммарно 173 000 тонн продуктов.

30 августа 1941 г. Государственный Комитет Обороны в постановлении № ГКО-604сс «О транспортировке грузов для Ленинграда» обязал Наркомат путей сообщения (НКПС), Наркомат речного флота (НКРФ) и Наркомат ВМФ обеспечить бесперебойное снабжение Ленинграда по Ладоге. Таким образом, Ладога впервые появилась в Постановлении ГКО ещё до фактического смыкания кольца сухопутной блокады Ленинграда.

В «Отчёте о перевозке грузов и пассажиров на Ладожском озере» Северо-Западного речного пароходства за 1942 г.» сообщается: «к сентябрю 1941 года Ладожское озеро было мало освоено: недоставало озёрного флота, не было оборудованных портов, причалов, и не было подготовленных кадров, могущих работать на озере.». «Важно учитывать, что с декабря 1917 по март 1940 г. северная половина Ладоги принадлежала Финляндии. К началу 1941 г. общий судовой парк СЗРП составлял: 323 буксирных судна, 960 несамоходных судов (общий тоннаж около 420 000 т.), 39 грузопассажирских и 28 служебно-вспомогательных судов. Однако из этого числа в открытой Ладоге были допущены к постоянной работе : 18 буксиров, 4 грузопассажирских парохода, и  20 барж. Остальные были речными (часто ветхими) и ходили из Волхова и Свири к Шлиссельбургу по обводным каналам вдоль южного побережья Ладоги; плавание в открытом озере для них было запрещено.»(2) (Непредсказуемость погоды и свирепость штормов в Ладоге заставили прорыть обводные каналы ещё в царские времена).

30 августа 1941 года немцы вышли на правый берег Невы у Ивановских порогов, взяли Неву под контроль. Пытавшиеся пройти мимо врага пароходы № 5 и № 3 были обстреляны и затонули 30 и 31 августа соответственно. Согласно первой части постановления ГКО, - 1 сентября Военный Совет Ленинградского фронта приказал Начальнику тыла ЛенФонта и Начальнику СЗРП срочно организовать перевалочные базы (с ж/д транспорта на баржи) в Волховстрое, Лодейном Поле, Шлиссельбурге и Ленинграде. Прикрывать баржи от морских и авиационных атак противника, а также спасать их при авариях предписывалось силам Ладожской ВФ КБФ.

Развивая вторую часть постановления ГКО, ВС ЛенФронта отдельным постановлением обязал Управление пути Северо-западного бассейна НКРФ в кратчайшие сроки произвести рекогносцировку бухт Осиновец и Морье (здесь сочетались глубины, и близость железнодорожной станции Ладожское озеро), и разработать проектную документацию этих причалов. К 4-му сентября комиссия из работников СЗРП и Приладожского технического участка померила глубины бухт, а также изучила подходы к ним. 5 сентября был составлен план строительства Осиновецкого порта с причалами в бухтах Осиновец и Гольсмана (5 км. сев. Осиновца). Также требовалось провести масштабные дноуглубительные работы, т.к. бухты сами по себе были мелководными (до 2 м.), но ещё и Ладога в 1941 г. обмелела почти на метр. Строительство возглавили зам. командира ЛВФ капитан 1-го ранга Н.Ю.Авраамов и нач. СЗРП И.И.Логачёв. В распоряжение Н.Ю.Авраамову предоставили технические суда Балттехфлота, сухопутную технику из Ленинграда, водолазов ЭПРОН КБФ, инженерно-технических работников СЗРП, стройчасти КБФ, два строительных и один сапёрный батальоны Ленфронта, рабочие бригады из Ленинграда (плотников, железнодорожников, речников, строителей, землекопов).

8-ого сентября врагом был захвачен Шлиссельбург, и кольцо сухопутной блокады города замкнулось, прекратились поставки и по обводным каналам.  Строительство 12 причалов  в бухтах Морье и Гольцмана предписывалось окончить к 25 сентября 1941 г., однако в осенние шторма под непрерывными бомбёжками и обстрелами, при работе с каменистым грунтом, уложиться в сроки не удалось. К концу сентября 1941 г. в Осиновце были построены лишь два причала., а в бухте Морье 400-м. пирс-волнолом (дамбу). К ним была подведена узкоколейка до Ириновской ж/д, а в лесу сооружены перевалочные  склады.

Две первые баржи  с дровами для Ленинграда 11 сентября ввёл на Осиновецкий рейд пароход «Морской Лев» В тот же день немцы нанесли по Осиновцу первый авиаудар. 12 сентября  шторм разбил баржи, разбросав дрова по побережью. В тот же день буксир «Орёл» подвёл к Осиновцу две первые баржи с продуктами: одна везла 626 т. зерна, а вторая 116 т. муки (вышли из Лодейного Поля на Ленинград 4 и 6 сентября). Из-за сильных волн баржи не удалось завести в бухту и пришлось оставить на Осиновецком рейде вместе с буксиром. Ночью при шторме  одна баржа затонула, а другую выбросило на берег. Часть продуктов погибла, часть собрали на берегу, а часть достали водолазы. «В те дни единственным отправным пунктом для всех барж была ж/д ст. Гостинополье на р. Волхов (9 км. южнее Волховстроя)». (2)

Трудно дать оценку ходу этих работ, не понимая, что происходило на южной дуге сухопутной блокады. Приводимый ниже документ даст об этом правильное представление.

«ПРИКАЗ командующего войсками Ленинградского фронта № 0064 об ответственности за несанкционированное оставление занимаемых рубежей  17 сентября 1941 г.

1. Учитывая особо важное значение в обороне южной части Ленинграда рубежа…, Военный совет Ленинградского фронта приказывает объявить всему командному, политическому и рядовому составу, обороняющим указанный рубеж, что за оставление без письменного приказа Военного совета фронта и армий указанного рубежа все командиры, политработники и бойцы подлежат немедленному расстрелу.                                                                                                                             

2.  Настоящий приказ командному и политическому составу объявить под расписку. Рядовому составу широко разъяснить.

3.Исполнение приказа донести шифром к 12.00 18 сентября 1941г.

Командующий войсками Ленинградского фронта                         генерал армии ЖУКОВ

Члены Военного совета фронта:  секретарь ЦК ВКП(б)  ЖДАНОВ,                    дивизионный комиссар  КУЗНЕЦОВ

Начальник штаба фронта      генерал-лейтенант   ХОЗИН

ЦАМО РФ. Ф. 249. On.  1544. Д  112. Л.  144. Подлинник.»(1).

Продолжение следует.

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 2808


Добавить комментарий