Блокада Ленинграда. 1942 – 1943. Водная Дорога Жизни – ВАД

Надвигалась очень ответственная навигация 1942 года. Все понимали, что провалить её нельзя, город не выдержит таких условий, как осенью и зимой 1941 года. Памятуя о гибели в прошлую навигацию всего гражданского озёрного флота, заблаговременно начинается  подготовка к его возрождению  по всем направлениям:

 «ПОСТАНОВЛЕНИЕ  Государственного Комитета Обороны № 1423

11 марта 1942 г.

В целях обеспечения завоза грузов в г. Ленинград через Ладожское озеро в навигацию 1942 г., Государственный Комитет Обороны п о с т а н о в л я е т:

1. Обязать Наркомрсчфлот (т. Шашкова):

а) построить для Ладожского озера на территории Сясьского комбината 30 деревянных озерных барж упрощенной конструкции, общей грузоподъемностью 10 000 тонн, со сдачей в эксплуатацию 10 барж к 15 мая, 10 барж к 1 июля и 10 барж к 15 августа 1942 г.;

б)  организовать на территории Сясьского целлюлозно-бумажного комбината Наркомбумпрома временную судостроительную верфь, произведя первую закладку судов не позднее 15 марта 1942 г.

2. Обязать Наркомсудпром (т. Носенко) построить для Ладожского озера 10 металлических озерных барж грузоподъемностью до 600 тонн каждая со сдачей в эксплуатацию к 15 мая 1942 г.

Разрешить Наркомсудпрому использовать для этой цели листовую сталь, имеющуюся на ленинградских судостроительных заводах.

3. Обязать Наркомлес в марте 1942 г. заготовить и вывезти к линии по Северной железной дороге 5500 куб.м судостроительного леса по спецификации Наркомрсчфлота,

Главлссосбыту отгрузить 2500 куб.м из числа заготовленного трестом Лснлсс до 15 марта на ст. Сясьстрой и 5500 куб.м в марте и апреле, возложив персональную ответственность за своевременную заготовку и отгрузку по Наркомлссу на т. Салтыкова и по Главлссосбыту на т. Лопухова.

4. Предложить НКПС (т. Кагановичу):

а) обязать Управление строительства № 42 построить перевалочные базы на Ладожском озере в районе маяка Кареджи (Песчаная Коса) к 1 апреля и в районе села Кабоны к 1 мая 1942 г. расчетом стоянки под погрузкой одновременно шести барж, а также восстановить причалы на пристани Гостинополь с 15 апреля;

б) достроить железнодорожную ветку от ст. Войбокало до окончания Песчаной Косы в Ладожском озере у маяка Кареджи, приведя ее в состояние, пригодное к эксплуатации в летних условиях с постройкой моста через Новоладожский канал, обеспечивающий нормальное судоходство;

в) обеспечить подачу Главлссосбыту при Совнаркоме СССР 400 платформ (в марте 200, в апреле 200) для перевозок судостроительного леса, поставляемого Наркомрсчфлоту для строительства барж.

5. Обязать НКО (т. Щадснко) выделить Наркомрсчфлоту для строительства барж не позднее 15 марта на срок по 1 августа 1942 г. два батальона рабочих-строителей, из них 1200 плотников.

6. Выделить на строительство флота на Ладожском озере, перевалочных баз, организацию и оборудование временных судостроительных верфей, предусмотренных настоящим постановлением, а также на восстановление разрушенных объектов :

Наркомрсчфлоту — 30 млн. рублей  

Наркомсудпрому — 1,5 млн. рублей.

7. Обязать Наркомвоенморфлот (т. Кузнецова) вооружить буксиры и баржи Наркомрсчфлота, работающие по перевозке грузов по Ладожскому озеру, зенитными установками и укомплектовать их боевыми расчетами.

8. Обязать Наркомторг СССР организовать питание 4500 чел. рабочих и ИТР, занятых на строительстве барж на Сясьском комбинате, по норме: хлеба — 600 граммов, мяса — 100 граммов, жиров —- 50 граммов, сухих овощей — 30 граммов, крупы — 200 граммов, сахара — 30 граммов, кофе — 25 граммов, с получением продовольствия на ст. Волхов из подходов грузов, адресованных Ленинграду.

Капустин Я.Ф. (1904- 1950), председатель ленгорисполкома, чрезвычайный уполномоченный по эвакуации.

9. Обязать Ленинградский совет депутатов трудящихся выделить к 15 марта 1942 г. Северо-Западному пароходству Наркомрсчфлота 12 грузовых трехтонных автомашин, Наркомсудпрому 20 трехтонных и 10 пятитонных автомашин из числа полученных для перевозки угля через Ладожское озеро.

10. Разрешить Наркомрсчфлоту и Наркомсудпрому: а) производить строительство барж, организацию и оборудование временных судостроительных верфей без технических проектов и смет по рабочим чертежам на отдельные конструктивные узлы и сметным расчетам по укрупненным нормам;

б) применять аккордную оплату труда рабочих, занятых на и стройке барж для Ладожского озера.

Председатель Государственного Комитета Обороны                                     И.СТАЛИН

Выписки посланы: Микояну, Жданову, Косыгину, Шашке,Чадасву. Наркомам — соответствено.

РЦХИДНИ. Ф. 644. On. 1. Д. 24. Л. 54—55.»(1)

В соответствии с этим Постановлением наркомвоенморфлот Кузнецов заказывает специальное вооружение, адаптированное к условиям на озёрных баржах и буксирах. Сохранившиеся до наших дней образцы этого вооружения размещены на специальной площадке в парке города Шлиссельбурга и всегда вызывают большой интерес.

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственного Комитета Обороны № 164-сс

25 апреля 1942 г.

Для обеспечения противовоздушной обороны барж и буксиров, работающих на перевозке грузов по Ладожскому озеру, Государственный Комитет Обороны постановляет:

  1. 1.      Обязать Наркомсудпром т. Носенко изготовить на заводе №340—109 штук тумбовых зенитных установок комплектно с 12,7-мм пулеметами «ДШК» и сдать их НКВМФ в следующие сроки:

в апреле месяце 1942 г. — 30 штук (сверх плана, установленного постановлением Государственного Комитета Обороны № 1532сс от 3 апреля 1942 г. на апрель месяц);

в мае месяце — 59 шт.;

в июне месяце — 20 шт.

2. Обязать Наркомчермет в 5-днсвный срок отгрузить с завода «Серп и Молот» заводу Nu 340 Наркомсудпрома 2 тонны 8 мм пружинной проволоки в счет заказа Наркомсудпрома N 6024—78 от 1 апреля 1942 г.

3. Обязать Наркомвооружсния т. Устинова и директора завода № 525 т. Руднева изготовить на заводе № 525 — 109 шт. 12,7 мм пулеметов обр. 1938 г. «ДШК» (без станка) и сдать их в НКВМФ в следующие сроки:

в апреле месяце 1942 г. — 30 шт. (сверх плана, установленного постанопленисм Государстпснного Комитета Обороны N 1532сс от 3 апреля 1942 г. на апрель месяц);

мае месяце — 59 шт.;

июне месяце — 20 шт.

Председатель Государственного Комитета Обороны                                           И. СТАЛИН

Выписки  посланы: Берия, Кузнецову (НКВМФ), Устинову, Носенко, Шашкову, Сабуропу, Вознесенскому, Чадаеву — все, Тевосяну — 2, Рудневу — 3.

РЦХИДНИ. Ф. 644. On. I. Д. 31. Л. 110.».(1)

Определён и план на эвакуацию населения, не занятого в производстве и обслуживании фронта, а так же детей, стариков, инвалидов, больных и раненых:

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственного Комитета Обороны

24 мая I942 г.

Принять предложение Военного совета Ленинградского фронта и Ленинградского горисполкома об эвакуации из г. Ленинграда в течение весенне-летнего периода 1942 г. — 300 тысяч человек. Эвакуацию населения начать с 25 мая 1942 г.

Председатель Государственного Комитета Обороны          СТАЛИН

Выписки посланы: Вознесенскому, Косыгину; Воен.совсту Ленфронта, Чадаеву. Лен. Горисполкому. РЦХИД11И. Ф. 644. On.  1. Д. 36. Л. 45.»(1)

На приведённой карте-схеме изображено положение войск Ленинградского,  Волховского фронтов и немецко-финских войск, осуществлявших блокаду Ленинграда по состоянию на середину-конец 1942 года и озёрный отрезок дорог доставки грузов в Ленинград.. Такая, значительно более благоприятная обстановка (в сравнении с 1941 годом) сложилась благодаря успеху декабрьского наступления группировки войск Волховского фронта. В результате были освобождены: город Тихвин,  утерянные ранее территории, населённые пункты и восстановлено железнодорожное сообщение по ветке Тихвин — Волхов. В связи с этим специального внимания требовал лишь отрезок пути Осиновец- Кобона по Ладожскому озеру. «Водная Дорога жизни» действовала всю навигацию 1942 года.

Двигаясь хронологически дальше приходим к:

«ПОСТАНОВЛЕНИю Военного совета Ленинградского фронта № 001317

31 октября 1942 г.

В целях обеспечения снабженияß Ленинграда, Ленинградского фронта и КБФ в зиму 1942-43 г. Военный совет Ленинградского фронта постановляет:                

1. Построить по льду Ладожского озера автомобильную трассу с грузооборотом в сутки 4,5 тысяч тонн.

2. Направление трассы определить: Вагановский Спуск — севернее острова Зеленец (в пределах до одного километра) — Кабона. Трасса строится из расчета одностороннего движения автотранспорта.

Феофан Николаевич Лагунов (1896—1965) Генерал-лейтенант, начальник тыла Ленфронта

3. Строительство автомобильной трассы возложить на начальника тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта интендантской службы т. Лагунова. Начальником строительства назначить начальника автодорожного управления Ленинградского фронта полковника т. Монахова.

4. Разрешить начальнику тыла Ленинградского фронта на время строительства прикомандировать к управлению тыла 10 человек начальствующего состава за счет автодорожных отделов армий.

5. К строительству автомобильной дороги приступить с момента образования на Ладожском озере льда толщиной 15 см. Общий срок работ по строительству военно-автомобильной дороги определить в 10 рабочих дней.

6. Для строительства автомобильной дороги привлечь: 37,38, 64 ДЭБ, 135 и 138-й дорожно-строитсльные батальоны.

7. Начальнику тыла Ленфронта генерал-лейтенанту интендантской службы т. Jlaгунову:

а) к 1 ноября утвердить план организации работ строительства ледовых трасс, санитарного обеспечения и аварийной службы;

б) для эксплуатации военно-автомобильной дороги через Ладожское озеро выделить и закрепить следующие автотранспортные батальоны: 377, 390, 799, 848, 851 и 852;

в) с 5 ноября 1942 г. организовать при 17-й автотранспортной бригаде курсы по подготовке шоферов второй смены, в первую очередь, 1000 человек. Курсы укомплектовать за счет частей и учреждений управления тыла — 200 чел; за счет тыловых частей фронта и армии — 300 чел; за счет мобилизации гражданского населения Ленинграда распоряжением Председателя Ленгорисполкома т. Попкова — 500 чел.

8.  Начальнику АБТУ фронта генерал-майору т. Баранову развернуть ремонт автомашин, выделяемых по плану начальника тыла фронта для перевозки грузов через Ладожское озеро, с расчетом приведения их в эксплуатационную готовность к 20 ноября с.г., и организовать ремонтные точки на ледяной трассе из расчета эксплуатации 1500 автомашин.

9. Обязать начальника связи Ленинградского фронта генерал-лейтенанта т. Ковалева обеспечить связь военно-автомобильной дороги по схеме начальника тыла фронта.

10. Директорам заводов ЛАРЗ № 1 т. Карагодскому и ЛАРЗ № 2 т. Шпакову выделить по одному филиалу заводов для ремонта автотранспорта, работающего на военно-автомобильной дороге, с расчетом развертывания филиала ЛАРЗ № 1 — на западном берегу Ладожского озера и филиала ЛАРЗ № 2 — на восточном берегу, к 15 ноября 1942 г.

11.  Обязать т. Капустина обеспечить строительство ледовой дороги поковками (скобы, болты, проволока и т.п.), всего в размере 20 тонн.

12.  Обязать Главлссснабсбыт т. Агапова выделить автодорожному управлению Лснфронта на строительство ледяной трассы лесоматериалов 5000 куб.метр.

Командующий войсками Ленинградского фронта                          генерал-лейтенант ГОВОРОВ

Члены Военного совета фронта  секретарь ЦК ВКП (б) А. ЖДАНОВ   корпусный комиссар А. КУЗНЕЦОВ

ЦАМО РФ. Ф. 217. On. 1258. Д. 125. Л. 149.»(1)

Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов, в первую очередь продовольствия. 

За это же время из города было эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек.

Далее в январе 1943 года в результате успешной первой фазы операции «Искра» Ленинградского и Волховского фронтов произошёл прорыв сухопутной блокады Ленинграда в районе Шлиссельбурга с созданием шлиссельбургского сухопутного коридора. В рекордные сроки в феврале 1943 года была построена временная железная дорога от станции Поляны до станции Шлиссельбург с возведением двух временных железнодорожных мостов через Неву. Эта дорога, названная Дорогой Победы, приняла на себя основную нагрузку по доставке грузов в Ленинград и жизнь в городе значительно облегчилась. Структуры, созданные для Дороги Жизни, продолжали функционировать до февраля 1944 года.

ГАЗ-42

В качестве небольшого дополнения к этой теме я отмечу, что в моей блокадной памяти запечатлелся несколько иной тип основного грузового транспорта, чем это принято сейчас отмечать. У музея Дороги Жизни установлен ГАЗ-АА, поднятый со дна Ладоги. Я же своей детской, очень яркой памятью запомнил автомобиль, изображённый на приведённом снимке. Это ГАЗ-42.  Главная особенность его состояла в том, что в качестве топлива он использовал дрова (короткие деревянные чурки).  Все узлы и агрегаты были позаимствованы у базовой модели  ГАЗ-АА. Отличие состояло только в топливной системе. Чтобы организовать такую работу двигателя, за кабиной водителя поставили газогенераторную систему Г-14. Попросту говоря, две вертикально установленные по бокам кабины высокие цилиндрические печки «буржуйки». Грузоподъемность грузовика составляла 1 500 кг ( как и в базовой ГАЗ-АА). Максимальная скорость — в пределах 55 км/час. В остальном конструкция силового агрегата почти ничем не отличалась. Здесь так же устанавливался 4-цилиндровый мотор с водяным охлаждением, который имел карбюратор. Как зачарованный я смотрел на пламя в печке, грел руки около неё, вдыхал тонкий запах берёзовых дровишек. Этот запах я запомнил на всю оставшуюся жизнь. Я уверен, что именно ГАЗ-42 работали на Дороге Жизни, так как для ГАЗ-АА просто не было  необходимого количества бензина. Так как железо газогенераторных печей было тонким, прогорелым и не коррозионностойким, то печки просто не сохранились на затопленных грузовиках. По моему мнению, надо вернуть грузовикам исторический облик,  добавить музейным машинам дровяную топливную систему.

Такова документальная история борьбы Ленинграда за выживание, которую город при поддержке Центра и страны выиграл.  Вот эту-то Победу над  жестоким врагом  мы празднуем в соответствующие даты, скорбя о тех 660 тысячах , ставших жертвами жесточайшей Блокады.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно не остановиться на анализе причин появления взглядов и подходов Маслова  и иже с ним. В чём  корни такого, как у них, понимания нашей истории? Ведь непризнание Блокады, это только начало ревизии истории. Следующий шаг, который они уже позволили себе сделать, это непризнание великой Победы советского народа во второй мировой войне. Выпускник ВШЭ ( высшая школа экономики) некто Александр Иванов недавно написал, что полёт Гагарина, это всемирный праздник, а Победа СССР в ВОВ  только огорчила полмира, который прислуживал фашизму, и поэтому надо быть солидарными с Европой в этот день. Тезис тот же самый, надо скорбеть над потерей 26 миллионов советских  людей. Зачем этот «знаток» устроил «сапоги всмятку»  не наше дело разбираться, видимо так научили в ВШЭ, но тезис, не надо праздновать Победу над фашистской Германией, он считает доказанным!

Когда и как могла зародиться эта «точка зрения» у определённой части российского общества? Сторонники её есть сейчас не только в крупных городах, но и в регионах, в провинции, бывшей всегда крепким тылом российской государственности.

Позволю себе предположить, что в стране после репрессий и войны возник парадоксальный перекос:

простые, законопослушные люди, желавшие построить и строившие новую советскую Россию, в громадном большинстве остались навсегда на полях сражений или были искалечены ( затем они преждевременно ушли из жизни), а разного рода прохиндеи: мошенники, ловкачи,  демагоги, подхалимы, взяточники, взяткодатели и пр. а также осуждённые по разным статьям, как политическим, так и  особенно уголовным в тяжелейшее для страны время выжили (как это ни дико звучит!).

Надо вспомнить также о миллионах людей, переживших длительную оккупацию (например Украина, Прибалтика и т. д.), прошедших длительный плен (например, власовская РОА  к концу 1944 года насчитывала около двух миллионов человек). Многие из этих людей ради выживания прошли через сделку с врагом и собственной совестью, т. е. имели глубокий душевный надлом.

Генералы промышленности, вооружённых сил, яркие деятели культуры военных лет -»рабочие кони» войны, к середине 60-х годов ушли из жизни. Так после войны советское общество постепенно деградировало. Доля обиженных на режим людей постоянно увеличивалась по многим, в том числе объективным причинам. Личная обида на несправедливость властей всех уровней, командования, судов перерастала в отчуждение и ненависть к общественному строю, а у некоторых к стране и это передавалось в следующие поколения, определяя их мировоззрение. Внешне люди оставались как бы лояльными к государству,  однако внутри  была идеологическая пустота, что было быстро замечено зарубежными службами. Опираясь на реалистичную, выверенную критику режима, они стали заполнять её привлекательми сказками:

-о благотворном влиянии свободного рынка на уровень жизни простого человека,

-о существовании на Западе особой свободы, плюрализма, прав человека;

-об обеспечении свободы человека только через накопление и потребление,

- о «человеке мира», который  бесцельно перемещается по миру, живёт там, где пожелает,

-о существовании на Западе независимых СМИ, судов, отстаивающих интересы индивидуума;

-и многие другие мифы, простое перечисление которых заняло бы много места ( тут тема отдельного разговора).

Примером победоносной работы западной пропаганды является многим знакомая деятельность музыкального ведущего и критика Севы Новогородцева на радиостанции БиБиСи. Мягкий вкрадчивый голос, необычная музыка звучали в его вечерних передачах. Он представил сквозь шум помех Э. Пресли, Битлов, Фрэнка Синатру (Нью Йорк! Нью Йорк!…), Далиду (Пароле, пароле, пароле…), Джо Дассена, Квин ( Фред Меркьюри) и многих других рок-музыкантов, рок-группы и их произведения. Не навязчиво объяснял, что рок- культура, это протест против произвола государства и пр. Некоторое время назад заслуги Севы были отмечены королевой Англии возведением в достоинство рыцаря Британской империи  с правом на обращение «Сэр».

Даётся ли такое просто так? На его передачах в России выросло несколько поколений западников, которые без раздумий, опрометью собрали чемоданы и сбежали в Штаты и другие страны, сразу, как только открылась такая возможность. Можно быть уверенными, что они не целовали родную землю на прощание и не вешали мешочки с родной землёй себе на грудь. Это яркий пример перепрограммирования мозгов в советские времена. 

Люди, с детства морально подготовленные, ухватили наживку, быстро поняв, как можно извлечь личную пользу. Так, как бы из небытия, в России появились герои 90-х: березовские, гусинские, чубайсы, «красные директора», креативные менеджеры и пр. с одной стороны и бандиты с другой ( чтобы карась не дремал). Могли эти люди случайно появиться на авансцене? Конечно нет! Они давно жили с нами и только ждали своего часа. Дождались и капитально взялись за демонтаж государства и его прошлого, реформировали хозяйственный уклад страны, образование, культуру, СМИ. В течение двух десятков лет 21-ого столетия им (с помощью модных электронных игрушек) удалось перепрограммировать мозги части молодёжи 21-ого века, и вот они начали вещать свои «открытия»:

«Блокада Ленинграда, Великая Победа 9-ого мая 1945 года и многое другое, записанное в истории страны золотыми буквами,- это мифы, выдумки ангажированных царских и советских историков. России не нужно быть суверенной страной, ибо недостойна. Надо поделить Россию на протектораты цивилизованных западных стран, ввести в них контингенты иностранных войск для обеспечения порядка и пригляда за местными прислужниками — компрадорами и т. д. и т. п.»( список большой, это тема отдельного разговора)

Сейчас во время прохождения специальной операции на Украине результаты многолетнего дрейфа сознания части людей и работы агентов влияния проявились в полной мере. В то время, когда здоровая часть общества (большинство) желает победы своей стране и ни на секунду не сомневается в её силе и неминуемости победы,  перепрограммированные осыпают Родину проклятьями, пекутся только о деньгах, которые они успели в изобилии вывести из страны и призывают к полной сдаче врагу. Но теперь мы, наконец, знаем кто есть кто, и это даёт исторический шанс для новой России, создаваемой на обломках романовской империи, СССР и ельцинского государства компрадорских олигархов. Надо взять и объединить всё лучшее, что было уже открыто и проверено.

Дата отъезда господ Чубайса и Юмашева из России (март-апрель  2022 года) есть дата официального завершения ельцинского государства и перехода российского общества в новое качество. Так же как ельцинское государство возникло и развивалось в недрах СССР под руководством  Горбачёва-Яковлева, так и новая Россия развивалась в недрах ельцинского государства под руководством В.В. Путина. В этом причина бескровных переходов от одного режима к другому, поэтому позволю себе сделать прогноз на ближайшее будущее:

1.В ближайший год (2022-23) В.В. Путин* произведёт радикальную перестройку государственного, силового и хозяйственного аппарата с удалением всех компрадорских элементов (крыс разного калибра**) из всех структур.

2. В.В. Путин руководит страной до выборов 2024 года, решая проблемы, возникающие с проведением и завершением украинской спец операции.

3. Так как завершение операции будет осложнено угрозами международного уровня. то В.В, Путин будет без сомнения переизбран на новый срок в 2024 году.

4. Под руководством В.В. Путина с 2024 по 2028 годы строительство нового российского государства интенсивно продолжится и будет решена проблема равноправного вхождения России в мировую политическую и экономическую структуры.

5. На выборах 2028 года В.В.Путин (если здоровье подведёт) сможет безболезненно передать власть кандидату, избранному российским народом. Этот кандидат получит сильную суверенную страну, признанную всем международным сообществом.

6. Имя В.В.Путина будет навсегда вписано в анналы российской истории в одном ряду с именем Петра Великого.

Мой прогноз носит, конечно, вероятностный характер, его осуществимость во многом зависит от упорства и отваги российского народа, ведь враг очень силён и коварен. Однако попробовать надо обязательно! Чтобы потом не было мучительно больно за упущенные возможности, Чтобы не жёг позор за своё мелкое и подлое отношение к Родине.

Надо не упустить исторический шанс построения нового четвёртого Российского государства!!!

НЕ УПУСТИТЬ!

Примечания:

1. * В.В. Путин, почему???

Только он обладает необходимыми данными лидера для руководства бескровным преобразованием России при создании четвёртого государства.

2. **Крысы, от слова «крысятничать», то есть воровать у своих.

Имеются ввиду лица, поставившие целью своей деятельности на любом поприще, ухватить максимальный кусок народного добра, переправить его заграницу, купить там недвижимость, переселить семью и срочно покинуть страну. Если не получится, покинуть страну после отсидки по статье «превышение служебных полномочий».

 Дорогой читатель! Я очень надеюсь, что ты, придя вместе со мной к финалу статьи, прочитал все три её части. Если это не так, то рекомендую тебе собраться с духом и прочесть статью полностью, ибо только тогда будет ясен масштаб борьбы и подвига Ленинграда. Выявится вся подлость и глубина падения нынешних деформаторов истории.

 

КОНЕЦ

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 3149


Добавить комментарий