Командировка в США. Октябрь 2006. О вояже по трем штатам. Часть II
Письмо сто сорок шестое. О вояже по трем штатам.
Монтичелло или как бытие изменило сознание отца американской демократии
Следующим пунктом нашей программы было посещение Монтичелло – поместья Томаса Джефферсона, автора Декларации независимости США и третьего президента Соединенных Штатов. Его жизнь была олицетворением марксовской формулы: «бытие определяет сознание».
Представление проекта Декларации Комитетом пяти Конгрессу.
|
В 33 года, будучи бедным адвокатом, он четырьмя простыми словами – «все люди созданы равными», записанными в Декларации независимости, уничтожил древнюю формулу Аристотеля, которой люди руководствовались вплоть до 1776 года: «уже с рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию». В своем первоначальном проекте Декларации Джефферсон в резких, жестких и пламенных формулировках осудил работорговлю как «отвратительную коммерцию… скопление ужасов», «жестокую войну против самой человеческой природы, нарушающую самые священные права на жизнь и свободу».
Бюст Томаса Джефферсона |
Однако к 1792 г., когда он стал самым крупным рабовладельцем в округе (ему принадлежало около 600 рабов), его пылкое желание освободить рабов угасло. Джефферсон отказался от антирабовладельческих мыслей примерно в то время, когда подсчитал прибыль от владения живой рабочей силой. В письме к соратнику по борьбе за независимость, президенту Дж. Вашингтону, он с удивлением пишет, что его прибыль увеличивается ежегодно на 4% благодаря рождению чернокожих детей. В другом письме Джефферсон снова пишет о формуле четырех процентов и откровенно заявляет о том, что рабство представляет собой инвестиционную стратегию будущего. В тот же период он советует одному своему знакомому, оказавшемуся в затруднительном финансовом положении, «следовало бы инвестировать в негров».
В то же время он написал одному из управляющих своими плантациями: «Рождение женщиной детей каждые два года приносит больше дохода, чем работа самого трудолюбивого взрослого раба. В этом смысле провидение устроило все так, что наши обязанности и наши интересы полностью совпадают… Таким образом в отношении наших женщин и их детей я прошу вас втолковать надсмотрщикам, что нас в первую очередь заботит не работа этих людей, а их численный прирост».
Т. Джефферсон на американской купюре |
Интересно, что в 1970-х годах экономисты провели трезвую оценку рабства, и оказалось, что накануне Гражданской войны чернокожие рабы в целом представляли собой второй по значимости капитальный актив в США. В 1860 году стоимость рабов в южных штатах почти в три раза превышала размеры инвестиций в промышленное производство или строительство железных дорог по всей стране. Единственным активом, более ценным, чем рабы, была сама земля.
В 1817 году в Швейцарии умер старый друг Джефферсона, другой соратник по борьбе за независимость – Тадеуш Костюшко. Польский дворянин, приехав в 1776 году из Европы, чтобы помочь американцам обрести свободу, оставил Джефферсону значительное состояние. По завещанию Костюшко, Джефферсон должен был использовать наследуемые средства на то, чтобы освободить своих рабов и купить им землю и оборудование, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную жизнь: «Тем самым я поручаю моему другу, Томасу Джефферсону, на всю сумму наследства выкупить негров у самого себя и других плантаторов и дать им свободу». Однако Джефферсон после долгих раздумий отказался от этого дара.
Прижизненный портрет Т. Джефферсона |
Если бы он принял наследство Костюшко, половина его должна была достаться не самому Джефферсону, а фактически его рабам, тем, кто приносил ему доход, как бы теперь сказали – квалифицированным рабочим: кузнецам, бондарям, плотникам и опытным фермерам.
Долгое время было принято считать рабов тем активом, который можно изъять за долги, но Джефферсон в корне изменил эту ситуацию, превратив рабов в гарантийное обеспечение огромного займа, который в 1796 году он взял в голландском банковском доме для того, чтобы перестроить свое поместье – Монтичелло.
Монтичелло |
Он стал пионером в монетизации рабов, точно так же как он стал пионером в индустриализации и диверсификации рабства.
Извините за столь долгое вступление. Просто я хотел, чтобы было понятно, почему нам было так интересно посетить поместье Джефферсона. Оказалось, что он сам спроектировал Монтичелло. Название усадьба получила от своего расположения, так как по-итальянски Монтичелло означает «холм» или «пригорок». Внешняя сторона дома была почти закончена к 1784 году, когда Джефферсону пришлось уехать во Францию, где он занимал пост дипломатического представителя США в течение пяти лет. В 1796 году Джефферсон, вдохновленный современными неоклассическими домами, увиденными в Париже, начал перестраивать Монтичелло.
Усадьба Т. Джефферсона – Монтичелло |
Кирпич для строительства в XVIII веке обычно импортировали из Англии. Джефферсон организовал производство всех строительных материалов, включая гвозди, на месте.
Строительство Монтичелло |
Недавно было обнародовано письмо, в котором говорилось о том, как чернокожих мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет секли кнутами, заставляя их работать на гвоздильном производстве Джефферсона, на доходы от которого в поместье закупали продовольствие. Для достижения высокой производительности хозяин не исключал применение телесных наказаний.
Сцены рабского труда на плантациях юга США |
Некоторым работникам, по словам Джефферсона, «требовалась порция дисциплины, чтобы они начали выполнять свою работу».
Абзац об избиениях детей, который не вписывался в добродетельный образ Джефферсона, намеренно был изъят из книги под названием «Jefferson’s Farm Book» («Фермерская книга Джефферсона» издания 1953 года), в которой на 500 страницах были собраны документы, касающиеся его плантации.
В своей «Фермерской книге» Джефферсон набросал план: «дети в возрасте до 10 лет выполняют функции нянек, с 10 до 16 лет мальчики делают гвозди, девочки прядут, в возрасте 16 лет они отправляются на работу в поле или начинают учиться ремеслу».
Рабы занимаются вылущиванием зерен из кукурузных початков (Юг США, 1861 год) |
Рабы на уборке хлопка
|
Джефферсон открыл гвоздильное производство в 1794 году, и лично следил за его работой в течение трех лет. По его словам, он проводил полдня, подсчитывая и измеряя гвозди. По утрам он раздавал определенное количество металлических прутьев для изготовления гвоздей каждому мальчику, а в конце дня он взвешивал массу конечного продукта и делал пометки о том, сколько и кем материала было испорчено. Запертые в душной, задымленной мастерской, мальчики чеканили по 5-10 тысяч гвоздей в день, что в 1796 году принесло Джефферсону 2 000 долларов общего дохода (на еду многочисленной семьи Джефферсонов вместе с прислугой уходило 500 долларов в год). Тогда гвоздильная фабрика Джефферсона конкурировала с исправительной тюрьмой штата. Джефферсон написал, что «гвоздильная фабрика, которую я открыл с моими чернокожими мальчиками, полностью обеспечивает нужды моей семьи».
Другим направлением его деятельности были сады. Они стали живой лабораторией для изучения растений со всего мира. У Джефферсона имелась даже специальная садовая книга, в которой он детально записывал все виды растений и деревьев, которые он посадил.
Сады Т. Джефферсона |
Так согласно его записям, в 1808 он выкопал 20 овальных лунок для цветов на каждом углу дома и сделал дорожку из цветов в виде серпантина, а в саду посадил 160 видов деревьев. Он выращивал и около 330 типов из 70 разновидностей овощей, 170 видов яблок, персиков и винограда, которые подавали к столу. Все это говорит об огромной любви Джефферсона к природе и родному дому, в который он вкладывал все свои силы и душу. Например, до сих пор в его огороде, по уверению экскурсовода, растет спаржа им же посаженная. В ноябре как раз созревают плоды спаржи – красные ягодки на пушистых стеблях, которые у нас любят добавлять в букеты цветов. Я попросил несколько ягод – попробую посадить у себя в огороде, вдруг и у меня появятся спаржевые «ростки свободы».
Огород Т. Джефферсона |
[Семена джефферсоновской спаржи были посеяны мной на даче в Подмосковье, принялись и вот уже 15 лет по весне дают прекрасные и очень вкусные побеги. Я их называю «плоды просвещения». – Примечание автора].
Личная жизнь отца американской демократии так же, как его увлечение рабовладением, в США не афишировали. О любовной связи Джефферсона с черной рабыней по имени Салли впервые открыто заявил в 1802 году один из его политических врагов. На тот момент Джефферсон был президентом и сумел замять скандал.
Карикатурная гравюра «Философский петух» с изображением Салли и Томаса.
|
Связь с Салли, которая была рождена от внебрачной связи тестя Джефферсона с черной рабыней, началась, скорее всего, в Париже, где он служил послом США. Тогда Салли было всего 14 лет, и ее привезли во Францию, чтобы нянчить дочь Джефферсона. Всех своих шестерых детей Салли родила, не имея официального мужа. Делая записи в своей фермерской книге по поводу каждого появившегося на свет малыша рабыни, в графе «отец» Джефферсон неизменно ставил прочерк и официально их никогда не признавал.
Сожительство с черной рабыней категорически противоречило тому, что пропагандировал сам Джефферсон. Он осуждал такого рода связи, когда речь шла о других белых рабовладельцах. Потому историки столько лет и не могли поверить в его отношения с Салли, они знали – сам Джефферсон, в принципе, нашел бы их возмутительными.
Эти слухи по разным причинам не устраивали многих в американском обществе. Возможно, споры и замалчивание этой истории продолжались бы в Америке и до сих пор, если бы не история связи президента Клинтона с Моникой Левински и попытка Палаты представителей Конгресса США объявить ему импичмент. Именно тогда американская общественность стала активно интересоваться интимной жизнью и других своих бывших президентов. Через некоторое время буквально все газеты и журналы опубликовали результаты исследования британских и американских генетиков. После тщательного исторического анализа и исследования ДНК, которое показало совпадение между мужской линией Джефферсона и потомком последнего сына Салли, стало ясно, что третий американский президент определенно был его отцом, и, вероятно, остальных ее детей тоже.
Недавно, во время археологической реставрации дома Джефферсона в Монтичелло было найдено еще одно подтверждение: под южной террасой была обнаружена комната, прилегающая к спальне Томаса. В ней, предположительно, и проживала «гражданская жена» политика. Теперь в этом историческом помещении мини-музей семьи Салли.
После смерти Джефферсона в 1826 году членам семей его самых преданных рабов пришлось расстаться друг с другом. Они были распроданы на аукционе. Члены одной семьи рабов попали к восьми различным покупателям, другой – к семи.
Чернокожая любовница Джефферсона Салли умерла в 1835 году в городе Шарлоттсвилл (штат Виргиния), так и не получив официальную вольную, но пользуясь неформальной независимостью, предоставленной ей дочерью покойного Джефферсона. Однако всем её детям по достижении ими совершеннолетия вольную дал сам Джефферсон. Эти дети и их дядя были единственными рабами, которым Джефферсон предоставил свободу.
Потомки Салли по линии ее сына Мэдисона
|
Один из борцов против рабства в США сказал о Джефферсоне:
«Никогда еще человек не добивался такой славы за то, чего он не делал».
[15 июня 2020 г. неизвестные снесли бронзовый памятник третьему президенту США Томасу Джефферсону в пригороде Портленда в штате Орегон. 23 ноября 2021 г. в мэрии Нью-Йорка демонтировали и убрали в деревянный ящик статую Томаса Джефферсона, которая там простояла 187 лет. – Примечание автора].
Так выпьем же за то, чтобы наше бытие не входило в противоречие с нашим сознанием.
Пока
Саша
В начало
Далее
Автор: Ананьев Александр | слов 1831 | метки: Декларации независимости США, Монтичелло, президент, Рабство в США, Салли, США, Томас ДжефферсонДобавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.