Нагорный Карабах в контексте армянской идентичности

 

Проблема Нагорного Карабаха родилась не на пустом месте. Невозможно отрицать, что при советской власти в этом регионе основной частью населения были армяне. Но также невозможно отрицать, что тогда этот регион входил в состав Азербайджана. Дальнейшие события и коллизии всем известны, продолжающееся противостояние имеет свои печальные последствия до сих пор.

22 мая большинство армян испытало шок от заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна о готовности признать Нагорно-Карабахскую Республику частью Азербайджана (на пресс-конференции[1] в Ереване). Вслед за этим заявлением он призвал трансформировать историческую память и ревизовать национальные символы: герб и гимн страны.

Карабахский вираж

После развала СССР, который начался именно с движения за передачу НКАО Армении[2], основы Третьей Республики Армения составляли три элемента: независимость, Арцах (армянское название Карабаха) и победа. В преамбуле Декларации о независимости Армении прямо указано на необходимость «воссоединения Армянской ССР и Нагорного Карабаха»[3].

Победа над Азербайджаном в начале 1990-х гг. в войне за Карабах для армян была не просто военной победой с приращением определенных территорий, а государствообразующим событием, краеугольным камнем всей национальной идеологии, фундаментом современного армянства.

После заявления Пашиняна о готовности признать Нагорный Карабах частью Азербайджана, правда, с оговоркой об обеспечении [непонятно кем? – прим. автора] там безопасности армянского населения, вопрос статуса непризнанной республики исчез из повестки переговоров. Что же касается гарантий безопасности карабахским армянам, то министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 23 июня в интервью агентству Reuters[4] отклонил условие Армении в преддверии нового раунда мирных переговоров. Баку считает, что в такой гарантии нет необходимости, а требование обеспечить безопасность равносильно вмешательству в дела Азербайджана.

О чем говорят последние соцопросы

Выработанные годами приоритеты, касающиеся безопасности Арцаха, остаются в подсознании большинства армян. Об этом говорят социологические опросы, результаты которых не могут скрыть даже западные службы, исследующие общественное мнение. Так, согласно недавнему соцопросу[5] (проведен армянским представительством Gallup International Association в период с 27 по 31 мая), только 9,2% респондентов полагают более-менее приемлемым заявление Пашиняна о «признании территориальной целостности Азербайджана, которая составляет 86,000 кв. км и включает территорию Нагорного Карабаха». 86,4% опрошенных считают невозможным «существование армян Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в качестве национального меньшинства». Доля респондентов, положительно оценивающих «наличие наблюдательной миссии ЕС в Армении», сократилась в 2 раза с 68,4% до 34,2% по сравнению с январем, когда Пашинян обещал решить проблемы безопасности с помощью европейской миссии.

Бесперспективность начатого пять лет назад отхода от пророссийской ориентации и поиски эфемерных гарантий безопасности в условиях, когда западные политики называют азербайджанское руководство доверительным партнером, становятся очевидной. Отказ главы Армении от отстаивания какого-либо статуса Нагорного Карабаха, пусть даже в составе Азербайджана, неизбежно привел к снижению его рейтинга: только 18,8% потенциальных избирателей, по данным упомянутого соцопроса, в целом положительно оценивают «деятельность премьера Никола Пашиняна», тогда как в ноябре 2021 г. таких было 38,1%, в мае 2019 г. – 84,2%, а в сентябре 2018 г. – 91,6%. Почти две трети опрошенных поддержали бы «проведение внеочередных парламентских выборов и формирование нового правительства».

Судя по результатам соцопроса, гражданское общество Армении подвергло кардинальной переоценке и свое отношение к «бархатной революции», на волне которой Пашинян пришел к власти. Лишь 1,5% опрошенных посчитали ее победой[6]. Если своим участием в событиях весны 2018 г. пять лет назад гордились 91% опрошенных, то теперь свое участие признали лишь 37%. Другими словами, последствия в стране настолько негативны, что свое участие в «бархатной революции» отрицают теперь не только те, кто в ней на самом деле не участвовал, но и те, кто участвовал и хотел бы об этом забыть и снять с себя ответственность. Действия протестующих в то время — «закрытие дорог, перекрестков и ограничения движения транспорта со стороны митингующих» — в мае 2018 г. осудили лишь 8,7%. Сейчас, понимая к чему это привело, осудили те акции уже 50,8% респондентов. На вопрос, насколько оправдались ожидания от революции спустя 5 лет, только 3,8% опрошенных заявили, что полностью оправдались, а 52,1% ответили, что ожидания не оправдались вообще. В сентябре 2018 г. 78,6% опрошенных были в целом довольны результатами «бархатной революции», теперь таких осталось лишь 25,3%. Именно они и обеспечили победу партии Пашиняна на внеочередных парламентских выборах в 2021 г., несмотря на поражение Армении в конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Глава Института Кавказа Александр Искандарян, проанализировав ситуацию 2021 г., объяснил: «Социологи прогнозировали, что за «Гражданский договор» [партия, возглавляемая Пашиняном – прим. автора] проголосуют около четверти избирателей. В принципе так и вышло: за партию Пашиняна проголосовали около половины пришедших на участки избирателей. Другое дело, что около половины избирателей не пришли на выборы».

Согласно результатам другого опроса общественного мнения в Армении (опубликован 1 мая Международным республиканским институтом США (International Republican Institute — IRI)), на вопрос «Если бы выборы состоялись в это воскресенье», за правящую партию «Гражданский договор» проголосовал бы только 21% избирателей. Однако 30% респондентов сказали, что не станут голосовать, 12% собираются испортить бюллетени, а 20% вообще не стали отвечать на этот вопрос и, скорее всего, тоже не пойдут на выборы. Поэтому низкий рейтинг правящей партии и ее лидера в обществе не помешает им опять одержать победу на выборах за счет «ядерного» электората.

«Ядерный» электорат Пашиняна

Недавно скончавшийся руководитель Центра реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян, считал, что организующую роль провластного электората играют НКО с западным финансированием. Количество подобных организаций, по самым скромным оценкам, достигает двух тысяч[7] (например, сеть того же Джорджа Сороса, нацеленная на антироссийскую деятельность). Активно поддерживают партию Никола Пашиняна члены многочисленных сект («Свидетели Иеговы», «Слово жизни», «Пятидесятники», «Хоран», «Мормоны», «Евангелистская церковь», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» и др.), которые тесно сотрудничают с Посольством США, а также активисты ЛГБТ и другие легко манипулируемые группы людей.

Все эти НКО, секты и группы, которые часто имеют один и тот же источник финансирования, принимают активное участие в выборах в Армении, дисциплинированно голосуя за те политические силы, которые также стали продуктом западных спонсоров».

По мнению Амаряна, указанные группы составляют значительную часть из 687 тыс. избирателей, проголосовавших за правящую партию в июне 2021 г.[8].

Сужение круга общения до членов секты или сообщества, по его мнению, применяется и в фейсбуке[9], где люди общаются только с себе подобными, не выслушивая аргументы, которые могут поколебать их веру. Людям промывают мозги, после чего они веруют уже на идейной основе, игнорируя происходящее вокруг. Для них логика «чем хуже — тем лучше» вполне приемлема. Их-то голоса могут обеспечить партии Пашиняна значительную долю из тех 25% на парламентских выборах, которые при низкой явке избирателей с альтернативной позицией, обернутся подавляющим большинством. Таким образом, получается, что группы умело манипулируемых граждан, составляя меньшинство избирателей, решают судьбу всей страны.

Стирание «устаревших» нарративов

Однако спонсорам «бархатной революции» этого недостаточно. Они понимают, что успех носит временный характер. Соцопросы показывают, что народ начинает переоценивать события недавней истории с точки зрения традиционных ценностей. По-видимому, с этим связаны эскапады Пашиняна, направленные на трансформацию сознания гражданского общества.

Еще в апреле премьер-министр Армении на внеочередном заседании парламента декларировал необходимость создать новую государственную модель патриотизма[10]. Пашинян тогда заявил, что Республика Армения и/или армянская государственность никогда не были первостепенным объектом армянской традиционной модели патриотизма. Спустя 2 месяца на заседании Национального собрания 15 июня он приступил к формализации этой модели и стиранию из сознания людей «устаревших» нарративов, заявив, что ни герб страны, в центре которого изображена гора Арарат, ни гимн «не имеют ничего общего» с сегодняшней Арменией. Большинство армян восприняли слова главы государства как пробный шар, нацеленный на изменение институциональной памяти армянского народа. Соратники Пашиняна по партии не отрицают, что его риторика направлена на изменение национальной идентичности.

Следует отметить, упомянутые заявления премьера по сути соответствуют рекомендациям бывшего советника президента США по безопасности Джона Болтона, который в 2018 году во время визита в Ереван заявил, что народу Армении не следует «быть скованными историческими шаблонами»[11], имея в виду пророссийскую ориентацию армянского общества.

Ревизия недавней истории

Следом, 20 июня на заседании комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны Никол Пашинян принялся излагать свою версию хронологии недавних событий и их оценку. На этот раз историю пишет не победитель, а побежденный.

Как и прежде, он возложил всю ответственность за провал в переговорном процессе о независимости Нагорного Карабаха и поражение в 44-дневной войне на своих предшественников. Также он косвенно упрекнул Россию в том, что она фактически не смогла добиться прекращения огня, из-за все новых требований Азербайджана. Тем самым как бы опровергая слова президента России Владимира Путина о том, что именно армянская сторона отказалась от подписания заявления 19 октября 2020 г. На самом деле, раз за разом, не соглашаясь с предложениями азербайджанской стороны в то время, когда армянская армия терпела поражение за поражением, Пашинян загонял себя в еще более невыгодные условия.

По теме статуса Нагорного Карабаха и участия республики в переговорном процессе, премьер постарался плачевные итоги объяснить просчетами предыдущих президентов республики. Так, в очередной раз, он заявил, что Степанакерт из переговорного процесса был исключен по инициативе второго президента — Роберта Кочаряна, а третьего президента Сержа Саргсяна обвинил в предоставлении Азербайджану возможности лучше подготовиться к войне, ведя долгие «худые» переговоры. [Значит ли это, что, по мнению Пашиняна, Армении следовало развязать войну с Азербайджаном несколько лет назад? – прим. автора].

Оба экс-президента не замедлили с аргументированными ответами. В комментарии пресс-службы Кочаряна говорится[12], что вплоть до 2018 г. сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ (Россия, Франция и США) почти при каждом региональном визите посещали и Нагорный Карабах, а после 2018-го, т. е. прихода к власти Пашиняна, они не были там ни разу. Представители Нагорного Карабаха перестали участвовать в переговорах под эгидой МГ ОБСЕ в 1997 году, то есть до вступления Роберта Кочаряна в должность президента Армении. К тому времени уже полтора года шли прямые переговоры между советниками лидеров Армении и Азербайджана.

В офисе третьего президента Армении С. Саргсяна выступление Пашиняна на заседании комиссии сравнили с репетицией защитной речи обвиняемого в предательстве собственного государства и народа: «Умышленное искажение очевидных фактов с тем, чтобы оправдать свою политику, уничтожающую армянскую государственность, делает преступление еще более тяжелым»[13].

Депутат парламента от оппозиционного блока «Честь имею» Тигран Абраамян считает реальной целью указанных заявлений властей оправдать территориальные потери как во время второй карабахской войны 2020 г. (когда под контроль Азербайджана перешла большая часть территории Нагорного Карабаха), так и в ходе послевоенных обострений на армяно-азербайджанской границе.[14]

Об искажении фактов Пашиняном, с целью воздействовать на внутриполитические процессы в самой Армении, заявила в ходе брифинга официальный представитель МИД России Мария Захарова[15]. Однако такова «истина, подкрепленная фактами: именно Россия смогла добиться прекращения огня в Нагорном Карабахе осенью 2020 г. и восстановить мир в регионе», хотя, по словам того же Пашиняна, и Франция, и США предпринимали такие попытки.

Комментирую давление Запада на договаривающиеся стороны, Мария Захарова отметила, что «приведенная в нескольких СМИ[16] информация [о том, что США требуют от властей Нагорного Карабаха провести переговоры с Азербайджаном в третьей стране, угрожая, что в противном случае Баку осуществит силовую операцию против Арцаха – прим. автора] заслуживает доверия». Она также призвала не делать карабахское население заложником политических разногласий Баку с Ереваном. Следует напомнить, что требование США соответствует сценарию[17], описанному еще в сентябре прошлого года на сайте «теневого ЦРУ» — Stratfor Worldview (США)[18]: ««Азербайджан попытается убедить Ереван заключить мирное соглашение на условиях Баку, используя имеющееся у него преимущество. Чтобы продемонстрировать превосходство, Азербайджан может проводить ограниченные военные операции против армянских сил в Карабахе». Аналитики Stratfor объясняют настойчивое принуждение Западом Еревана заключить мирный договор на условиях Баку тем, что «подписание мирного договора, скорее всего, подтолкнет и Армению, и Азербайджан к углублению связей с Турцией и Европейским Союзом. Мирное соглашение также может поставить под сомнение будущее российских миротворцев в Карабахе».

Заключение

Таким образом, коллективный Запад меньше всего беспокоит судьба 120 тыс. армян Карабаха. Для него главное – снизить влияние России на Южном Кавказе за счет вывода миротворцев, а после заключения мирного договора между Арменией и Турцией, скорее всего, наступит очередь вывода 102-й российской военной базы с территории Республики Армения. Западная коалиция попытается продолжить дугу изоляции вдоль российских границ через Черное море от Румынии на Кавказ.

Важная роль в этом процессе отводится премьеру Армении, который изнутри наносит удары по краеугольным камням системы ценностей: это армия, религия, государственность, историческая память … Действующая власть устраивает информационные и психологические провокации, вбрасывает ложные повестки. Пашинян проводит внутреннюю политику, которая ослабляет историческую память и подрывает иммунитет гражданского общества.

Все же, хочется надеяться, что достичь своей цели Западу вряд ли удастся, поскольку вопрос армянской идентичности, духовно-культурного наследия и связей с Россией глубже и шире, чем устремление одной политической силы, хотя и правящей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

[1] https://ria.ru/20230522/karabakh-1873394563.html?ysclid=li9i6b8egj871695974
[2] А. Грачёв. «Горбачёв. Человек, который хотел, как лучше…» «ВАГРИУС», 2001. Свидетельствует советник, пресс-секретарь М.С. Горбачёва Андрей Грачёв: Горбачёв охарактеризовал то, что происходит вокруг Карабаха, как «удар нам в спину. С трудом приходится сдерживать азербайджанцев, а главное — создается опасный прецедент. В стране несколько десятков потенциальных очагов противостояния на этнической почве, и пример Карабаха может толкнуть на безрассудство тех, кто пока не рискует прибегать к насильственным средствам».
[3] https://www.gov.am/ru/independence/
[4] https://www.reuters.com/world/azerbaijan-rejects-demand-guarantees-nagorno-karabakhs-ethnic-armenians-2023-06-22/
[5] https://zham.am/?p=155733&l=am
[6] https://www.golosarmenii.am/article/182506/%C2%ABbarxatnaya-revolyuciya%C2%BB-ne-znayu—menya-tam-ne-stoyalo
[7] http://dalma.news/ru/antirossiyskaya-propaganda-i-zombirovanie-molodezhi-kak-prozapadnye-nko-rabotayut-v-armenii/
[8] https://miasin.ru/2021/01/22/obolvanivanie/?ysclid=lj4umcjj5s407452437
[9] Facebook, дочерняя компания META, запрещена в РФ.
[10] https://newsarmenia.am/news/armenia/-pashinyan-zayavil-o-neobkhodimosti-sozdaniya-novoy-gosudarstvennoy-modeli-patriotizma/?ysclid=lj8gc1o7ja974847854
[11] https://eadaily.com/ru/news/2018/10/26/yastreb-v-erevane-podavit-iran-ushchemit-rossiyu-i-predosterech-ot-sirii
[12] https://eadaily.com/ru/news/2023/06/21/kocharyan-otreagiroval-na-dovody-perekladyvayushchego-vinu-na-drugih-pashinyana
[13] https://www.golosarmenii.am/article/182956/v-ofise-tretego-prezidenta-zayavleniya-pashinyana-nazvali-bredovymi
[14] https://verelq.am/ru/node/128450
[15] https://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/briefings/1890329/#25
[16] https://regnum.ru/news/3813285?ysclid=ljdi3v16fd953548416
[17] https://worldview.stratfor.com/article/what-watch-armenia-azerbaijan-peace-talks-gain-momentum
[18] Strategic Forecasting Inc. (в основном употребляется сокращение Stratfor) — американская частная разведывательно-аналитическая компания, которую в США называют «теневым ЦРУ» (https://www.barrons.com/articles/SB1002927557434087960)

Статья опубликована в журнале «Международная жизнь» 03.07.2023

Автор: Ананьев Александр | слов 2130 | метки: , , , ,


Добавить комментарий