Исповедь православного атеиста Сестре во Христе
Звонок Сестре
В моей жизни неожиданно возникли обстоятельства, под впечатлением которых пришлось вспомнить о православии, о церкви, вере и атеизме. Религиозная тематика в последние годы меня совсем не занимала, хотя за свою жизнь я сталкивался с ней многократно.
Причиной стал разговор по телефону и общение по WhatsApp с дочерью подруги моей мамы. Мы естественно не состоим с ней в родстве, но я все же буду называть ее «Сестра во Христе». Кратко просто «Сестра». Познакомились мы с ней в году 1961-м, когда она со своей мамой, Людмилой Сергеевной, приехала в Осьмино. Мне было лет 13, а Сестре – 16. В последующем наши встречи продолжались, правда, с большими интервалами, на протяжении тридцати пяти лет. Она приезжала из Москвы со своей мамой, которую мы называли тетей Люсей или самостоятельно. Я, бывая в Москве, навещал тетю Люсю и Сестру. В нашей семье были одни пацаны и сестры явно не хватало, а маме моей не хватало дочери. Поэтому я воспринимал ее как старшую сестру, а мама — как дочь. Наши отношения были теплыми и доверительными. У нас тетя Люся, носила приставку «московская» и имела ореол благотворительницы. Она присылала посылки с халатиками, кофточками для мамы и дефицитными продуктами для всех. Вместе с Сестрой тетя Люся приехала в Осьмино на мамин юбилей в августе 1983 года, за два года до маминого ухода. В середине 90-х годов общение с Сестрой прервалось из-за навалившихся проблем.
Когда стал собирать информацию о маме для написания ее биографии, вспомнил про Сестру. Я знал, что мама переписывалась и с тетей Люсей и с Сестрой, письма сохранены и хотел их почитать. Мама была мастерицей эпистолярного жанра. Два-три листа из ученической тетради, исписанных с двух сторон без помарок четким почерком и содержащем рассуждения и сведения о текущей жизни – такие письма регулярно получали мы, ее сыновья, и наши родные, а также дорогие ее сердцу люди. Обмен письмами в условиях отсутствия других средств связи, даже домашних телефонов, был единственным и весьма эффективным средством взаимного информирования и даже документирования эпохи. Все получаемые письма мама аккуратно хранила, раскладывая их по адресантам.
Указания Сестры о причащении и исповедании
Я нашел контакт с Сестрой в социальной сети. Начало разговора было восторженно-радостным после перерыва контактов в течении последних тридцати лет. По ходу разговора я ощутил мощный прогресс Сестры в ее религиозности, о которой первоначально узнал лет 15 назад: она прислала мне по почте России свою книгу «Дикая розга». Фундаментальный труд описывает путь Сестры к Богу, пронизан признаниями в любови к своему духовнику, содержит описание паломнических поездок в Иерусалим и по святым местам России, размышлениями о догматах христианства, цитаты из Библии и еще много чего другого. Тогда я не стал читать «Дикую розгу». Полистал, отложил в сторону и, к своему стыду, не ответил хотя бы из вежливости о получении столь весомого труда. Сейчас задним числом придумываю себе оправдания — почему я так невежливо поступил. Не до того тогда было. Кроме того, что я атеист и подобная литература не входила в круг моих интересов. 15 лет назад мы с женой не отошли от острой фазы постигшего нашу семью горя – гибели дочери, внучки и зятя. У жены на этой почве возникло тяжелое заболевание. У меня, слава Богу на короткий срок, развилось психическое расстройство, а затем не без попустительства вредных привычек (курения, употребление, алкоголя, чревоугодия) и возраста прицепилось много серьезных болячек (ожирение, диабет, рак, инфаркт и др.). К сегодняшнему дню мы с женой с помощью медицины пока на ногах: жена долго и трудно лечилась, я на 77-м году хоть и мучаюсь болями также лечусь усердно.
По ходу разговора наряду с отчетом о прошедшем в разлуке тридцатилетии я кратенько доложил Сестре о своем здоровье и сообщил инициативно, никто меня за язык не тянул, что являюсь «православным атеистом». Сестра встревожилась о моем физическом и душевном здоровье. Вторая часть разговора была для меня очень напряжённой. Я подвергся нелицеприятной критике за безбожие, за заботу только о своем бренном теле, за безразличное отношение к своей душе и невыполнение мероприятий по подготовке к ее вечной жизни в результате моего скорого убытия в мир иной. Получил указание срочно связаться с батюшкой на селе, чтобы причаститься и исповедоваться. Чтобы не расстраивать Сестру, я дал обещание созвониться с иереем Павлом Гринько, настоятелем Храма святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Осьмино, где сейчас мы с женой проживаем и напроситься на аудиенцию. Уже дав обещание Сестре, я понял неуместность моего звонка на заданную тему Павлу Гринько, по крайней мере до того, как я сам разберусь в смыслах причастия и покаяния.
В результате словесной выволочки Сестрой, имевшей ярко выраженный миссионерский характер, за остроумную с моей точки зрения формулировку «православный атеист» и возникших нравственных мучений после разговора, мне сделалось плохо. В процессе реабилитации после инфаркта я принимаю кучу таблеток и держу под рукой тонометр, глюкометр, на каждой руке по смарт-часам (для повышения достоверности измерений). Одним из первых моих действий утреннего процесса вхождения в новый день является пятиминутка замеров: частоты сердечных сокращений и кровяного давления, сахара в крови, массы тела, сатурации и уровня стресса. Замерив после разговора с Сестрой давление и пульс был удивлен тем, как ее слова отозвались на мне: давление существенно подскочило выше обычного, как и пульс с 59 до 105 ударов в минуту. График стресса и сатурация на смарт-часах вошли в красную зону: стресс увеличился, а сатурация уменьшилась.
В последующие дни и до сих пор мне практически ежедневно по WhatsApp приходят сообщения Сестры: поздравления с престольными праздниками, Днем Ангела, ссылки на ее статьи на портале «Проза.ру», посвященные истории святых и церкви. Иногда говорим по телефону. Ее литературное наследие впечатляет. Читая ее статьи и посты, разговаривая по телефону, понимаю, что моя дорогая Сестра не оставляет миссионерскую цель по моему обращению в неофита православия. Мои слабые возражения повисают в воздухе. С одной стороны, приятно, что есть такой не равнодушный к тебе человек, который заботится о тебе, старается как может спасти твою душу. Кроме того, она шлет практические советы по поддержанию физического здоровья. Я очень ценю её за такую заботу. С другой стороны, не хочу вводить ее в заблуждение: ее цель – зажечь во мне огонь веры, воцерковить — недостижима. Я не буду делать шаги христианина к Богу, к храму и церковной жизни на закате своей жизни, «ломая через колено» свое мировоззрение. Не буду также лукавить, претворяясь верующим.
О моем безбожии и возврате россиян к православию
В силу замедленной скорости мышления, отягощенного возрастом и принимаемыми препаратами, сказывающимися на когнитивные способности, мне сразу не пришли в голову нужные слова в ходе первого разговора для тактичного уклонения от навязываемых мероприятий и вообще от религиозной темы. В спокойной обстановке, придя в себя после «наезда» Сестры, освежил в памяти свой атеизм и подробнее вник в православие. Для этого прослушал лекции современных религиоведов, передачи православных радиостанций, посмотрел некоторые телепередачи каналов «Спас», «Благовест» и «Союз», а также прочел несметное количество тематических статей. Припомнил все случаи из моей жизни, внешние обстоятельства, связанные с религией и церковью, которые можно зачесть в мою личную «православность». Поставленная цель — обосновать для Сестры свой «православный атеизм», чтобы ее не обидеть, чтобы было все по-честному и открыто. По ходу дела цель дробилась, разрасталась и теряла обозримые контуры. Практически все лето 2025 года я грузил свое сознание и жесткий диск ноутбука материалами религиозной направленности и об отношениях религии и атеизма. Явно я взялся за гуж, для которого был уже недостаточно дюж. Зачем же я это делал? Сестра — умная женщина – она и так все прекрасно поймет без моих пояснений, когда убедится, что ее миссионерские тексты отскакивают от меня как от стенки горох. И все же мне затраченного времени не жалко: интересно было. А так корчился бы от болей без всякого смысла.
В позднесоветские годы даже в рядах членов КПСС и после буржуазно-капиталистической контрреволюции 1991 года в обществе царила и царит толерантность верующих к неверующим и неверующих к верующим: жили и живем совместно и дружно. Меня о вере никто не спрашивает, меня также не интересовали религиозные взгляды и чувства товарищей по службе и работе. Хочешь – верь в Иисуса Христа, хочешь – не верь. Кому какое дело. Только однажды был свидетелем ожесточенного спора двух верующих в Бога офицеров, касающегося выполнения каких-то церковных ритуалов. И еще был такой случай уже на гражданке, когда в наш Орган по сертификации прибыл новый сотрудник. Молодой парень вошел в комнату экспертов с большой и богато оформленной иконой подмышкой. Узнав, где будет его рабочее место, он нашел на ближайшей к его столу стене место и приладил на ней икону. Никто из экспертов даже бровью не повел.
Мое безбожие легко и навсегда укоренилось в моем сознании еще в школьные годы и по сию пору мой разум не приемлет веру в иррациональное: Бога, дьявола, ангелов, духов, магию, мистику, парапсихологию, астрологию, нумерологию, спиритизм, телекинез, Божественные чудеса и прочие оккультные феномены, противоречащие современной научной картине мира. Конечно, в ранние детские годы я, как и положено при слабо развитой префронтальной коре головного мозга, был подвержен магии: вера в Деда Мороза, волшебство, сказочных героев и т.п. Повзрослел я, повзрослел мой мозг, и картина мира в моем сознании без напряжения материализовалась. Плохо это или хорошо самому оценить невозможно исходя из второй теоремы Гёделя о неполноте. С внешней стороны относительно меня мнения о Всевышнем разделяются на два противоположных и какое из них правильное также по Гёделю логически не определить однозначно.
По ходу жизни ничто не поколебало мой материализм, ничто не зародило сомнения в основном вопросе философии о первичности материи над сознанием, материального над идеальным, первичности бытия к мышлению, природы к духу. Я не столкнулся хотя бы с одним фактом — чудом, который нарушал бы законы природы. Может мне не повезло, и в этой связи эти строки набирает кондовый эволюционист, не приемлющий креационизм.
Могло ли быть по-другому в советской и светской стране, которое было секуляризировано в 1918 году отделением церкви от школы и государства, в котором молодежь получала атеистическое воспитание? Как бы это ни показалось удивительным, могло и было. В 50-70-е годы, годы моего школьного и училищного образования, в СССР действовали семинарии и духовные академии. Вспоминаю бытовавшее тогда в Ленинграде общественное мнение о высоком интеллектуальном уровне слушателей Ленинградской духовной академии, о их хорошей гуманитарной подготовке и о большом конкурсе на поступление в это заведение. Значит были не глупые молодые люди, не только верующие в Бога, но и готовые, надев рясу, стать профессиональным служителям Богу, нести слово Божие по миру. Продолжим эту логику – у Русской Православной Церкви (РПЦ) была большая паства.
Революционным скачком происходит смена власти, господствующей идеологии, национализируются или приватизируются средств производства. Как по щелчку значительные массы населения после социалистической революции 1917 года под действием пропаганды атеизма и административного нажима отказалась от веры православной. Также быстро под действием до конца непонятных мне причин большой процент российских людей вернулась к вере предков после 1991 года. Удивительно, как атеисты, материалисты, коммунисты с большим стажем, марксисты-ленинцы, которых перед развалом СССР было около 70%, трансформировались в верующих в Бога, в религиозные мифы и догмы. Число верующих с 30% увеличилось до 86% народонаселения. Этот массовый переворот в мировоззрении миллионов людей формально означал их отказ от материализма, переход в креационисты, отказ от теории эволюции, это отказ от интеллектуальной среды науки и научных знаний.
А может ничего подобного не происходило и в одной голове прекрасно уживались логически несовместимые догмат о тварности Земли и человека Всевышним и научные знания о эволюции пылегазовой туманности в солнечную систему, образование планеты Земля и четыре миллиарда лет эволюции ожившей материи до уровня человека? Причем уживаются догмы и научные знания без когнитивного диссонанса.
В прочитанных, прослушанных и просмотренных мной материалах современные религиоведы никак не объясняют этот феномен. Кое-что нашел у нейробиологов.
Ниже приведу мои низкоквалифицированные соображения, которые формулирую после всего прочитанного, просмотренного и прослушанного. Первые два относятся к социальным причинам массового перехода в православие, а последующее – к биологическим.
Во-первых, вера в Бога не афишировалась человеком до поры до времени. В условиях атеистического государства сведения о твоей религиозности могли стать препятствием карьерного роста. Вспоминаю далекие курсантские и лейтенантские годы. Одного курсанта нашего училища засекли входящим в храм. НачПО рекомендовал начальнику Училища отчислить этого курсанта. Слава Богу, Начальник Училища был умным человеком и не согласился с начПО. Интересна судьба этого начПО – она описана мной в частично опубликованном эссе «Ab ovo и до пенсионера» — в последующем за выдающиеся заслуги перед Церковью он награжден церковными орденами и похоронен со всеми почестями на 101 году жизни в Александро-Невской лавре. Еще был случай, когда на похоронах нашего погибшего товарища (я был лейтенантом) один из начальников перекрестился над его гробом. Массово и неодобрительно присутствующие зашушукались – начальник был политработником. В позднесоветские времена индивидуальная религиозность уже никого не интересовала.
Во-вторых, маятник общественного сознания отклонился в сторону православия. Народ массово (реально, а кто-то декларативно) перешел в православие, окунулся в иррациональный мир идеализма, повинуясь общественному сознанию. Религиозность стала желательна и чуткие к общественным трендам люди ничтоже сумняшеся стали православными. У меня язык не повернется пренебрежительно высказываться о многих верующих, добившихся общественного признания, путем демонстрации умственных и волевых качеств. У меня есть хорошие знакомые, уважаемые мной офицеры до адмиралов включительно, два академики РАН и просто приличные люди, исповедующие православие. Я восхищаюсь этими умными и талантливыми людьми, которые однозначно интеллектуально гораздо меня мощнее. Значит не в интеллекте дело, значит я чего-то не понимаю.
Верующие политики поощряются обществом в виде лояльности к их политическим программам. В мои молодые годы для успешного построения карьеры нужно было стать членом КПСС. В воинских частях, где я проходил офицерскую службу, в силу их режимности вообще сто процентов офицеров были партийными. Теперь для политической карьеры полезно объявить себя адептом православия и еще — стать членом правящей партии. Сейчас стать верующим православным значительно проще, чем стать коммунистом в советские времена. Попробуй верифицируй утверждение о вере в Бога и конфессиональную принадлежность гражданина! Он может быть неверующим, даже не участвовать в жизни церкви, общины, не жить религиозной жизнью, т.е. не соблюдать ритуалы, обряды и церковные традиции и это не скажется на имидже заявленной им индивидуальной православности. Возможно житие религиозной жизнью, но без веры. В этом случае ритуал заменяет веру в Бога.
Яркий пример убежденного православного — Верховный Главнокомандующий и Президента России, которого я уважаю, которому доверяю. Через экраны телевизора и ноутбука я ощущаю исходящую от него благость. Поскольку он человек публичный, вижу его искреннюю религиозность на богослужениях в разных храмах в престольные праздники, ежегодные паломнические поездки на Валаам, на его молитвы в домашней церкви в Кремле, купание в проруби на крещение и другое. Создается впечатление, что вера в Бога помогает ему двадцать пять лет быть результативным руководителем России, которая, казалось бы, чудом возрождается до уровня современной империи. Я-то считаю религиозный мистицизм здесь ни причем: руководствуясь информацией, методологией и опытом, В.В. Путин формулирует оптимальные политику, цели и решения, а также талантливо исполняет роль национального Лидера. Недостающие доли вероятности до ста процентов достижения поставленных целей он «вымаливает» у Бога. На мой взгляд человека, двадцать три года занимавшегося консультированием и оценками систем менеджмента, успешность Путина В.В. – Президента основана на системах менеджмента (качества, управления рисками, бережливого производства, социальной ответственности, безопасности) в органах государственного управления и госкорпорациях. Для госкорпораций указом Президента предписано создавать в обязательном порядке такие системы менеджмента.
Не мной замечено: многие люди опасных и сложных профессий (летчики, моряки, космонавты, военные, врачи, цари и императоры) верят в Бога и еще они в массе своей весьма суеверны, что порицается Церковью. Люди этих профессий имеют хорошую подготовку. Однако, их объекты управления очень сложны (самолет, корабль, ракета, поле боя, здоровье пациента, государства). Несмотря на разработанные средства диагностики, проводимые регламентные работы, артиллерийскую подготовку перед штурмом, проведение диспансеризации в сочетании с непредсказуемой внешней средой, постоянно создаются условия неопределенности. Вера во Всевышнего действительно компенсирует чувство бессилия и страха перед неопределенностью будущего, перед силами внешнего мира, а также перед смертью. Поэт-философ древнего Рима Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н. э.) говорил: Богов породил страх. Страх служит реализацией чувства (инстинкта) самосохранения, заложенного в каждом человеке на генном уровне. Вспоминаю роман Даниила Гранина «Мой лейтенант», в котором главный герой, ленинградский ополченец, начинает молиться, обращаясь к Богу, чтобы он спас его при бомбежке немецкими самолетами состава с ополченцами при движении на фронт.
В-третьих, В дополнение к перечисленным выше социальным причинам массовой религиозности я находил исследования в области нейробиологии и психиатрии, которые утверждают, что в человеке есть нейромедиаторы и гены, которые могут способствовать возникновению религиозного чувства. Часто говорят о химии любви, можно также говорить о химии религии. Нейромедиатор, из-за которого человек может получать чувство удовлетворения, любви и благодарности называется дофамином. Мозг при участии дофамина позволяет генерировать положительные реакции на действия за счет создания чувства удовлетворенности и является причиной мотивированности человека. Религиозная вера (особый тип знания внутри религиозного сознания) связана с мотивацией, которая обеспечивает такую социальную функцию как уверенность в будущем и оптимизм.
Дофамин проявляет себя в комбинации с геном DRD4, который участвует при транспортировке дофамина в мозг, где последний создает мистические ощущения. В популярной литературе встречается описание гена VMAT2, который именуют ни много ни мало как «ген Бога». Исследованием этого гена занимался генетик Дин Хеймер. Именно он сказал, что «ген Бога» обеспечивает «духовность», «религиозное переживание» человека. Не только дофамин, гены DRD4 и VMAT2 могут способствовать религиозности человека. Помимо этих факторов существуют и другие биологические причины возникновения религиозных переживаний. «Мозговедами» обнаружен участок головного мозга, который соотносится с религиозным опытом: мозг участвует в создании и в интерпретации религиозных переживаний. Те же ученые в области мозга не имеют полную уверенность в том, что религиозные переживания имеют исключительно мозговую природу. Короче говоря, в виду чрезвычайной сложности самого мозга и сложности его изучения на живом человеке полной определенности нет.
Читая запоем материалы по устройство мозга, его структуры, центры, зоны, трехуровневые поля, области (языковые), доли (лобные), анализаторы, о локализации сложных корковых функций (память и мышление, поэтический и художественный дар и т.д.) я периодически отрывался от текста и задавал себе риторический вопрос: «Ты сошел с ума – зачем тебе это надо?» Архи интересно, но совершенно бесполезно: подсушенный годами и алкоголем мозг оставляет от прочитанного на короткий срок очень тонкий слой быстро улетучивающего сухого остатка.
Известно, что люди одного возраста разные, но их различия по мозгам многократно превышают физиологические и физические отличия. Есть люди из-за отсутствия соответствующих полей в мозгу напрочь лишенные чувства такта, музыкального слуха, меры или юмора, а есть такие, что слова в простоте вымолвить не могут – обязательно сострят, как «Уральский пельмень», например. Поле в мозгу, ответственное за поэтический дар у В.В. Маяковского было уникально большим. И поэтом он был классным. Воспитанием и тренировками можно, конечно, привить нечто, не данное от природы (научить красиво говорить и рисовать, например), но это будет жалкое подобие от настоящего дара. Я так понимаю, что у меня поле в головном мозгу, ответственное за религиозное чувство, напрочь отсутствует или исчезающе мало. Так что извини, дорогая Сестра, мою неполноценность. Точно присутствует, несмотря на негативную коннотацию, национальное чувство – о принадлежности к русскому этносу.
Признаки православности
Далее приведу для моей дорогой Сестры воспоминания о жизни, факты биографии, в которых присутствуют признаки моей православности или не противоречат ей, а также о идеологической близости марксизма и христианства. Этой подборкой я как бы ищу точки соприкосновения, пытаясь сгладить наши противоречия.
Во-первых, я был крещен, как и мои братья Виктор и Александр.
Об этом позаботилась наша бабушка, Степанида Михайловна. Факт крещения принимаю на веру, поскольку не помню свершение сего таинства, нательный крестик никогда не носил и документальных подтверждений не имею. Наши с женой потомки – сын, внук, внучка и правнучка — крещенные. Моей заслуги в этом нет – это заслуга жены. Ее же заслуга в том, что сын и внуки верующие.
Во-вторых, я знаю молитву «Отче наш», причем на церковнославянском. Не помню, когда я ее выучил и кто меня ей учил. Хотя я ее никогда не читаю и не вникаю в толкование, сидит она в моем мозгу непоколебимо. Предполагаю, что это научение моей бабушки. Летом мы с Александром в школьные годы приезжали к бабушке в д. Изборовье. В красном углу избы висела большая относительно моего мелкого роста икона в золоченом окладе, перед ней при горящей лампадке перед сном бабушка молилась. Помню большую Библию с ятями, которую мы с братом, сидя на русской печи, иногда листали. Читать не хотелось – непонятный набор букв и картинок нет
Во-третьих, я вырос в культуре русского народа советского периода, которая даже в условиях секуляризации была пропитана христианством и даже язычеством.
Удивительно, как за тысячелетие гонения православием этническая религия славян (язычество) выжило в общественном сознании. В советско-светские годы я вместе с широкими массами официально безбожного народа отмечал как языческие праздники, например, Святки, Колядки, Масленицу, Ночь Ивана Купалы, Красную горку, так и православные: Рождество, Пасху, Радуницу (День поминовения усопших), Троицу, Казанскую икону Божьей Матери, престольные праздники нашего Осьминского края, например, Тихвинской иконы Божьей Матери, Георгия Победоносца и Фларий. Фларий — это объединение двух имён Флора и Лавра, которые по православным традициям были святыми покровителями лошадей. Конечно, в советские времена православные обряды праздников в нашем селении исполнялись по укороченной программе – без церковной службы и крестного хода, но такие его компоненты, как убранство в доме и возле него, питие пива и чего покрепче, а также вкушение пирогов, крашеных яиц и куличей непременно имело месть быть. Советские праздники отмечались на всю катушку под некоторым православным флером. Так демонстрации рабочих и крестьян 1 мая и 7 ноября можно считать аналогом крестного хода. Вместо креста, икон, церковных хоругвей и исполнения хором стиха Святой Троицы: «Святый Боже – Святый Крепкий – Святый Бессмертный, помилуй нас!», трудящиеся под марши и песни советских композиторов несли портреты членов Политбюро ЦК КПСС, флаги и плакаты социалистического содержания.
Повторюсь, для меня православие отождествляется с русской культурой. Культура всегда имеет национальный характер. Связь национальной культуры и национализма заключается в том, что национализм проистекает от стремления возродить, сохранить и защитить составляющие национальной самобытности. Национализм выступает за создание и поддержание единой национальной идентичности, основанной на общих социальных характеристиках, таких как культура, язык, религия, политика и вера в общую историю. Национализм тесно связан и входит составной частью в патриотизм. Хотя, если быть до конца откровенным, патриотическое чувство сплачивает людей, граждан одного многонационального государства, такого как Россия, а национализм их разделяет. В СССР была напряженность между национальностями, которая на бытовом уровне проявлялась в обидных обзываловках и дразнилках (жиды, хохлы, чурки, чучмеки, хачики, урюки, баклажаны и т.д.), но открытой вражды не было – за разжигание межнациональной розни можно было «огрести» статью уголовного Кодекса. При наличии мощного имперского государства, национальные чувства «заметаются под ковер». Посмотрите, как после распада СССР яростно отстаивают свою национальную идентичность украинцы, прибалты, якуты и прочие нацмены (словечко из моего детства), как из Украины изгоняют русских, убивают в себе русского вместе с православием.
Для меня примером стремления к мононациональности служит Чечня. До первой чеченской войны в ЧИАССР проживало много моих родных. К счастью им всем удалось вовремя покинуть республику. В Грозном жило приблизительно 50% чеченцев и 50% в основном русских. После второй чеченской войны в Грозном живет уже 99,5% чеченцев. Ислам суннитского толка сыграл ключевую роль в формировании чеченской идентичности и послужила основой для объединения чеченских тейпов и формирования мононационального образования. Всех «неверных» потихонечку выдавили или они сами уехали из Республики. Глядя, как в Горозном отмечали 1500 лет со дня рождения Мухаммеда, думаю, что не верующему в ислам в Чечне жить страшно.
Я русский националист, о чем, правда, публично не распространяюсь (статья за разжигание национальной розни есть и в УК РФ) и русский патриот. Значит меня можно причислить к православным. Логично?
В-четвертых, и в церковь я ходил и хожу по случаю (вынуждено) на обряды крещения, венчания и отпевания, для освящения кулича, набрать крещенской воды, ставлю свечи на помин душ ушедших моих дорогих родственников и во здравие живущих, не осеняя, правда, лоб крестным знаменем, чтобы подчеркнуть свой атеизм.
Уже в 21-м веке, путешествуя с женой по России, Армении и Европе и разъезжая в служебные командировки по городам и весям, я посетил десятки храмов и монастырей. Часть этих посещений проводил с целью контактов со священниками и монахами (монахинями) для психологической помощи жене, которую иногда для этой цели брал с собой в командировку. В 2006 году возил жену в деревню Сяберо, Лужского района, где она беседовала с монахом, который недавно вернулся в Россию из Свято-Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афон. Он там заболел и попросился у братьев на родину. В 2005 году этот монастырь посетил В.В. Путин. Я думаю, что он оказал помощь земляку – монах до пострига был ленинградским журналистом. А помощь Президента была нужна для того, чтобы вновь получить российское гражданство. Все монахи на Святой Горе Афон обязаны получить греческое гражданство. Пока моя жена беседовала с монахом, я осмотрел его дом, Волгу ГАЗ-31, спутниковую антенну, ноутбук, которые, наверное, ему прикупила Епархия. Сам то монах должен быть гол как сокол. Тогда разговор монаха с моей женой был для нее весьма полезным.
Часть наших посещений храмов входила в обязательную программу туристических маршрутов. Мои заказчики в городах России обязательно устраивали мне по прибытию на аудит ознакомительную экскурсию с городом и в качестве достопримечательности непременно водили в прекрасно отремонтированные церкви.
Мне выпала даже работа в одном из монастырей по сертификации системы менеджмента качества. Предприимчивый игумен от имени монастыря в рамках закона учредил из своих трудников организацию, которая планировалась к участию в тендере на восстановительные работы храма на территории монастыря. Деньги на эти цели выделяло министерство культуры. Проводя аудит соответствия, в ходе которого, как и положено по регламенту, я беседовал с трудниками — сотрудниками аудитируемой организации. Это были профессионалы по строительным и другим специальностям. Выясняя их компетенции в заявленной области, я понял, что, дожив до шестидесяти пяти лет, жизнь знаю не во всем ее многообразии: тяжелый, зачастую греховный и даже трагический жизненный путь отдельных трудников меня просто потряс. Некоторые из них имели в прошлом большие сроки тюремного заключения, кто-то потерял кров и родных и для них монастырь остался единственным убежищем от голода и холодов. Стриженая голова и бритое лицо одного трудника были испещрены шрамами от калечащих предметов, а взгляд выражал обреченное равнодушие. Я никого не спрашивал о личной жизни – это категорически не входит в чек-лист аудита, но трудники считали своей обязанностью как бы исповедоваться мне, принимая, видимо, солидного аудитора за представителя вышестоящего органа монастыря. Сыграло роль, полагаю, мое наработанное умение располагать к себе аудитируемых, вызывать их на доверительный разговор. Руководил трудниками старенький сухонький монах. Я спросил его – не боится ли он работать со столь специфической командой, некоторые люди которой явно не без порока. Отец Владимир сказал, что боится только Бога, а трудники слушаются его беспрекословно. Сертификат соответствия системы менеджмента качества этой организации я выдал игумену без натяжки, с чистой совестью. Никакого хозяйства на территории монастыря я не видел. Это разительно отличало его от территории монастыря на Валааме. Там монахи-насельники вместе с трудниками трудятся не покладая рук в садах, огородах и на молочной ферме. Яблони, растущие практически на камнях, огороды в теплицах, рыбоводческое хозяйство, молочная ферма, стада коров, великолепные сыры и прочие молочные продукты. И это в сложных климатических условиях архипелага. Мы с женой три раза с большим удовольствием ходили на Валаам на теплоходе. В.В. Путин многие годы приезжает на один из островов Валаамского архипелага, посещает монастырь, встречается с хором Валаамского монастыря и поет с ним тенором церковные песнопения. В 2025 году уже не в первый раз захватил с собой А. Лукашенко, чтобы заодно порешать государственные дела.
У меня среди односельчан, хочется думать, авторитет порядочного человека, поэтому ко мне иногда приходили соседи и знакомые с просьбой стать крестным отцом их наследников. Поскольку не соответствую требованиям к крестным, я отказывался от этих просьб. Возможно, моя атеистическая щепетильность была излишней – положительное влияние на воспитание, помощь и поддержку этим детям в их трудные минуты я мог бы оказывать. Пусть я не был бы примером для крестника в вопросах веры, но образцом гражданина и защитника Родины в его глазах вполне мог быть.
В-пятых, будучи обученным марксизму-ленинизму, я знаю, что христианство и коммунизм близки идеологически, причем коммунизм был порожден христианской цивилизацией.
Сейчас много говорят о «христианском социализме», хотя не все священники РПЦ эту идею поддерживают. Но почитайте Писание, и вы увидите много тем, которые звучат почти по-марксистски. Это неудивительно, потому что в марксизм они проникли из Писания. Бог выступает на стороне угнетенных, против наглых, надменных, богатых, жестоких хозяев жизни. Он на стороне людей забитых, подавленных, униженных, тех, чье достоинство попирают, чьими нуждами пренебрегают. Он на стороне бедного, пришельца, сироты и вдовы, тех, кто живет тяжким трудом, тех, кто не всегда имеет дневное пропитание.
В Новом Завете Матерь Божия говорит о том, что сильные будут низложены с престолов, на их место вознесены смиренные, богатящиеся отпущены ни с чем, (Евангелие от Луки, Глава 1, стих 52 и 53). Эти стихи не что иное, как задачи социалистической революции. Фидель Кастро был верующим. Его слова: «Между христианством и коммунизмом в 10 000 раз больше общего, чем между христианством и капитализмом».
Слова «кто не работает, тот не ест» ассоциируются с социалистической системой, однако это цитата из 2-го Послания к Фессалоникийцам апостола Павла (2 Фес 3:10). В этом отрывке апостол призывает верующих к труду и осуждает праздность, подчеркивая, что те, кто не желает работать, не должны рассчитывать на помощь других.
Пророки Ветхого Завета обрушиваются на богатеев, которые притесняют бедных и слабых, со словами сокрушительной мощи: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» «Вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? Говорит Господь, Господь Саваоф. (Книга пророка Исаии 10:1—3, 5:8,9, 3:14,15).
Господь требует помощи нуждающимся, отозваться на их страдания и нужду — и, значит, долг христиан вмешаться в социальную ситуацию, которая эти страдания и нужду порождает. Капитализм — это глубоко несправедливый строй, при котором одни покупают футбольные команды, другие не имеют необходимого. По критерию социальной направленности я не «в контрах», а в ладу с православием.
В-шестых, соразмеряя морально-нравственные принципы, которыми я руководствуюсь в своей жизни, с Божьими заповедями, прихожу к выводу: большую их часть я соблюдал и соблюдаю, кроме заповедей, содержащих обязанность любви к Нему и нескольких запретов, опять же с Ним связанных.
И в этом нет моей заслуги – я просто законопослушный гражданин. За годы эволюции человеческого общества его нравственность и гуманизм закономерно возрастали. Сравните библейские книги Ветхий и Нового Завета. Между их созданием 1500 лет — до Рождества Христова и после Его Рождения. При чтении Ветхого Завета волосы иногда становятся дыбом от ужаса от Его деяний, чего не бывает при чтении Евангелия. Достижения цивилизации в области нравственности, морали и гуманизма закреплены Всеобщей декларацией прав человека от 1948 года, в Конституции и Кодексах государства, причем в сравнении с Писанием в значительно расширенном составе. Маленький пример. В Евангелие много текстов про рабов и рабовладельцев, без осуждения последних. Современное законодательство статьями уголовного кодекса запрещает рабовладение.
Теперь о соблюдении мной Божьих заповедей. Моя совесть чиста в исполнении долга перед родителями до самого последнего их часа. Когда ушел в свободное плавание из отчего дома, помогал им как мог. Часто бывало так: отправляю жену и сына на юг по путевке в военные пансионаты, а сам еду к родителям в Осьмино. Никогда не приезжал домой с пустыми руками. Как я ухаживал за мамой и отцом на последнем этапе их жизни описал в своих воспоминаниях. Подробно описал жизнь папы для сохранения памяти о нем для потомков. О маме материалы ее биографии собираются.
Священнослужителей не осуждаю. В Николо-Угрешском монастыре, где теперь работает духовная семинария, монах проводил персональную экскурсию по монастырю для меня и жены. Своим видом восемнадцатилетний монах, родом из Питера, кстати, вызывал восхищение – высокий красавец в рясе с басовитым голосом и удивительно степенными движениями. В музее монастыря он показал таблицу иерархии санов и должностей в православной церкви по возрастанию. Ступеней званий и должностей много, как в армии. Вспомнилась поговорка: каждый солдат в своем ранце носит маршальский жезл. Монах с таким благоговением говорил о Патриархе, что не исключаю хранение им в келье белого куколя Патриарха. Это шутка, конечно. Что-то есть общее в служении Отечеству и Богу. Я 33 года служил Отечеству и мне представляется, что я понимаю священнослужителей. Я встречался с нелегкой их службой опять же на примере нашего батюшки Павла.
Злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид, зависть — все это грехи –не про меня. Уверен, знающие меня люди подтвердят отсутствие этих качества в моем характере и поведении. Моя мудрая не по годам дочь, представляя меня своим друзьям и подругам, говорила: «Это мой папа, который никогда ни на кого не обижается».
Во лжи, воровстве и обмане не был замечен. Вот и сейчас мучаюсь, чтобы честно донести Сестре правду о невозможности моего воцерковления.
Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество – не мое. Нескромно получается выставлять себя праведником. А что делать, если я такой человек?
Хотя, не все так благостно в моем прошлом. Был грех по молодости – посмотрел на сторону. Получил за это увесистый тумак от любимой жены и живем мы с ней душа в душу 55-й год. Были грехи, связанный с чревоугодием, курением, распитием спиртных напитков, сквернословием. Мог бы оправдаться царившей обстановкой на службе и работе, дескать – что я мог делать – все так себя вели. Во-первых, не все, во-вторых, ответственность у коммуниста, как и у православного – персональная.
В-седьмых, когда на улицах наших городов в девяностые было много нищих и калек, я подавал им милостыню.
Это ведь так по-христиански! Сейчас нищих и бездомных на улицах Питера и моего поселка не встретишь. Может они ушли в подполье или я не по тем улицам хожу? Я подал милостыню даже нищему поляку в польском городе Гданьске. Этот гордый поляк подошел к нашему автобусу с русскими туристами и высокомерно глядя на меня просто потребовал милостыню. В те годы я имел излишнюю массу тела (как, впрочем, и сейчас, но чуть поменьше), округлые щеки и производил, видимо, впечатление богатого и доброго человека. На самом деле у меня в карманах вообще денег не было. Заботу о хранении и тратах семейного бюджета приняла на себя моя жена. Я извинился перед поляком и побежал ее искать. Поляк обозлился, но вынужден был ждать и таки дождался моего возвращения.
Сейчас по ходу СВО, я жертвую деньги в фонды Соловьева и Михеева. Признаюсь, деньги на лечение детей не посылаю. Я не могу на них смотреть без душевной боли, вспоминая свою погибшую внучку, и сразу же переключаю канал или выключаю телевизор. У моей жены нервы покрепче, и она перечисляет на лечение этих детей деньги с нашего специального счета, который мы открыли из всех средств, оставшихся от дочери.
И наконец, в-восьмых, я при случае добровольно защищаю православие.
В 90-е годы с Запада, Юго-Востока и из-за океана на Россию навалилось нашествие религиозных сект и чуждых нам церквей (иеговисты, сайентологи, Белое братство, Аум синрекё, кришнаиты, адвентисты и другие). Некоторые из них на законных основаниях открыли свои представительства и существуют в России по сию пору. Цель их понятна – раздробить в недавнем прошлом единый советский народ на фракции и заодно нажиться на дураках. По улицам Питера ходили группы людей разных сект, в том числе и тоталитарных, всовывали в руки прохожих качественно изданные брошюры и листовки и затевали с ними пропагандистские беседы.
Надо вспомнить, что распад СССР лишил значительную часть народа ориентиров. С мировоззрения слетел легкий налет образованности и люди легко начинали верить сектантам, магам, гадалкам, экстрасенсам и прочим оккультистам.
Усилия этой нечисти не пропадали даром. Кто-то лишился всех накоплений, кто-то жилья, некоторые разума и даже жизни. Мою коллегу по Органу по сертификации, по возрасту – мою ровесницу, затянули в тоталитарную секту. Мы догадались о непорядке с ее психикой, когда она стала приходить на работу по утру изможденной. Ее гуру требовал просыпаться ночью через небольшой промежуток времени и читать молитву. Днем она садилась на стуле в позу лотоса и медитировала с закрытыми глазами. Я тихонько подходил к ней и говорил на ухо: «Лариса, закрывай богадельню». Она мгновенно прыснет смехом и встает на ноги, как будто и не была в нирване. В нашей комнате всегда было много заказчиков и вид медитирующего эксперта был не к месту. У Ларисы от дурного влияния секты расстроилось здоровье, и она была вынуждена уйти с работы на пенсию. Дворника нашего дома завербовали или адвентисты, или иеговисты. Утром того дня, когда по предсказанию должен был наступить конец света, добрая дворник с улицы голосом стала оповещать жителей дома о необходимости быстро покинуть квартиры. Никто на ее призывы не отреагировал. Тогда она стала швырять в окна камни. Ее увезли на скорой помощи и больше я ее не видел.
Я с удовольствием шел на контакт с сектантами. Моей философской подготовки пропагандиста, полученной в Университете марксизма-ленинизма (УМЛ) хватало на то, чтобы иеговисты под градом моих «неудобных» вопросов быстро ретировались. Однажды пара иеговистов позвонила в квартиру. Совсем обнаглели, мало того, что мой почтовый ящик постоянно заполнялся их литературой. Со словами: «Я неверующий. Мне за православных обидно», спустил их с четвертого этажа.
При этом я имел ввиду свою православную бабушку Стешу. Когда я ее вспоминаю, у меня на душе становится тепло и скорбно. Помню тепло от ее натруженных рук, которыми она гладила меня по голове, пшенную кашу с молоком в глиняных горшочках, с румяной пенкой, которую она доставала ухватом из русской печи и потрясающий запах свежевыпеченного хлеба. А скорбно от осознания бед и тяжести жизни, которые пришлось ей перенести на своем веку. В девках она засиделась. Выдали замуж за парня, который был на семь лет ее моложе. Бесшабашный парень – мой дед – большую часть года был в отходничестве. Семье не много помогал. Привезет раз в год с Кронштадта бочку селедки – вот и вся помощь. Помню фразу бабушки о своем муже: «Не люблю, когда Гришка приснится. Обязательно после или голова болит, или простужусь». Рожала бабушка шесть раз. Вырастила фактически одна четырех дочерей и сына. Хозяйство натуральное, очень трудоемкое: корова, овцы, куры, полоска ржи и огород. Никакой механизации. Руками в литровой стеклянной банке сбивал сметану в сливочное масло, молола зерно ручной мельницей, пекла хлеб. Муж с войны не вернулся. В колхозе работали одни женщины. Полагаю, что Царица Небесная, Матерь Божья помогала ей переносить нечеловеческие трудности вдовы. Именно к ней бабушка и обращалась в своих молитвах.
Однажды ехал на электричке со службы. Вагон набит рыбаками, возвращающимися со льда Финского залива. Из рыболовецких ящиков сооружены столы, с шумом и гамом, большими компаниями идет распитие алкоголя. Вошла хрупкая девушка и стала тихим голосом предлагать книгу Рона Хаббарда «Дианетика. Современная наука душевного здоровья». Никто не обращал на нее внимания. Я сжалился и, предложив рядом место, согласился послушать ее рекламный спич и купить книгу. Не отказал девушке также в ее просьбе дать свой домашний телефон. Это был опрометчивый шаг. Тогда я не знал, через «Дианетику» в России проводилось внедрение Сайентологической Церкви. Прилипли они ко мне как банный лист к спине. В качестве саморекламы хочу отметить, что самостоятельно, не смотря на жесткий и разнообразный прессинг на меня со стороны сайентологов, я не поддался их влиянию, не дал им возможности на мне подзаработать, в отличие от некоторых депутатов Верховного Совета, сотрудников ФСБ, вице-президент Александра Руцкого и еще кое-кого из высших эшелонов власти — не буду называть фамилии, некоторые из них еще действующие политики. Методика сайентологов хорошо отработана: тестирование, обучение, вовлечение новых членов. Почитав «Дианетику», я понял, что это далекое от марксизма-ленинизма фуфло и послал сайентологов с их советами и методиками подальше, куда именно не скажу. Сестра просила меня больше не выражаться и не писать бранных слов. За это ей еще один низкий поклон. Государство включило защитный аппарат от сайентологов только в конце нулевых годов. Сейчас они вроде под запретом.
Я взялся защищать православие от нападок на неге со стороны моего однокашника по Училищу. Исключительно умный и образованный мужик. Он пришел к вере в Бога и стал православным после ДТП в Подмосковье, когда в плохую погоду на большой скорости на повороте его машина слетела с дороги, пролетела без зазора между двух деревьев. Кроме испуга и возникшей веры в Божественный промысел– никаких последствий. Даже машина не сильно повредилась. В конце девяностых он эмигрировал в одну из стран англосаксонского мира. Там верховодят адвентисты седьмого дня. И что бы вы думали: он расстался с православием и стал адвентистом. Причем стал критиковать РПЦ и его иерархов за помпезность оформления храмов, дескать большие траты денег на оформление церквей при нищем положении народа, за роскошь у иерархов и на иерархах, за допотопность проведения литургии и т.д. и т.п. Восхвалял адвентизм, который по сути является ветвью протестантизма – религии американских капиталистов-империалистов. И пытался даже меня завербовать в адвентисты. Мой однокашник успел за кордоном занять довольно высокое положение в общине адвентистов своего города. Ему доверено держать кассу прихода, и он читает проповеди прихожанам, между прочим на английском языке. Три месяца почти каждый день в рамках дискуссии мы писали друг другу письма. Потом я собрал переписку в один файл и получилась книга формата А4 на 250 страниц, печатать которую я конечно же не собираюсь. Сопутствующим эффектам дискуссии было уточнение моих познаний в части Бога, веры, религии и церкви. Познакомился с религией Л.Н. Толстого, созданием которой он занимался последние 30 лет своей жизни, отказавшись от писательского труда. Лев Николаевич также критиковал РПЦ за предание идеалов раннего христианства. Меня восхитила мощь интеллекта глубоко верующего Л.Н. Толстой, который самостоятельно перевел четыре Евангелия с древнегреческого, сбив их в одну книгу. Тексты канонического Писания по Л.Н. Толстому во многом не соответствуют первоисточнику.
Итог теологического спора адвентиста и атеиста был ожидаем: каждый остались на своих позициях.
Но считаю, что мне удалось парировать нападки адвентиста на РПЦ. Критикуемое адвентистом благосостояние РПЦ в 21 веке держится на немалой помощи государства, которое не может не поддерживать церковь, помогающую единению нации против многочисленных врагов: платежи из госбюджета на финансирование православных радиостанций «Воскресенье», «Радонеж», «Град Петров» и «Вера» и телеканалов «Спас» и «Союз», реставрация разрушенных храмов и строительство новых, число которых в России к 2025 году сравнялось с числом школ – 40 тысяч. Я не ропщу о том, что государство не финансирует хотя бы один канал для пропаганды атеизма. Не время – страна воюет! К тому же все остальные каналы радио и телевидения универсальны – и для верующих, и для атеистов.
В 2020 году построен и освящен Главный православный храм Вооружённых сил Российской Федерации, или Патриарший собор во имя Воскресения Христова, посвящённый ратным подвигам русского народа во всех войнах. Строился как на пожертвования, так и на бюджетные средства Москвы и Московской области.
Имеются щедрые меценаты, мотивированные поблажками в налогообложении тем же государством. Я был знаком с Игорем Александровичем Найвальтом (оценивал его компанию по критериям Премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству), выдающимся храмостроителем, создавшего Балтийскую строительную компанию, которая построила и реставрировала по госзаказу 70 православных храмов. Таким образом в современной России очевидна тенденция возрастания интереса к религии не просто как к индивидуально-психологическому феномену, а как к социальному институту, который занимает видное место и активно участвует в жизни государства и общества.
В среднем духовенство в нашей стране живет без роскоши. Большинство из них многодетные. Примером может служить наш сельский батюшка иерей Павел Гринько. Многие годы у него были старые жигули, он имеет троих детей. Не пьет. Усердно проповедует среди населения трезвость и отказ от дурных привычек, например, от матерной брани. Через чат Осьминского сельского поселения сеет доброе, вечное, дает полезные советы. Живет интересами своей паствы, хорошо информирован по обстановке в поселении. Занимается краеведением — историей нашего края. Делал доклады на заседании общества краеведов Лужского района.
Русская Православная Церковь создала к 2022 году более 4000 церковных учреждений проектов и инициатив. Из них: свыше 300 сестричеств милосердия, 74 приюта для беременных женщин и матерей с детьми, 209 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен, более 400 проектов помощи инвалидам, ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, более 300 церковных центров помощи наркозависимым, более 90 православных приютов и т.д.
Заметна пастырская деятельность военного духовенства и нештатными священниками-добровольцами на СВО. Владимир Соловьев часто повторяет в своих политических ток-шоу: «На фронтах СВО неверующих в Бога нет». Меня впечатлил молебен штурмовиков перед боем. В современной Российской армии 60% военнослужащих считают себя верующими, из них 80% — православные. Ежедневно в зоне СВО находятся более 100 военных священников, осуществляющих индивидуальную пастырскую миссию. Они доступны для рядового военнослужащего, для общения с пастырем на боевых постах и в подразделениях. Всего за весь период с начала специальной военной операции на передовой побывали около 1,5 тыс. священников, было организовано более 5 тыс. командировок. Сегодня в воинских частях большинство священников несут свое пастырское служение на внештатной основе — добровольцами. То есть они не являются штатными священниками Минобороны. Наш сельский батюшка отец Павел за время СВО неоднократно выезжал на фронт на «буханке», загруженную собранной им же гуманитарной помощью. Попадал под обстрелы. В чате WhatsApp поселка Осьмино есть его фотография на фоне мобильного алтаря совместно с Дмитрием Анатольевичем Медведевым.
Приведенные выше перечисления, которые якобы подтверждают мою «православность» и которыми я пытаюсь сгладить противоречия, на самом деле не много стоят. Не так-то просто стать настоящим православным, рассуждаю я, познакомившись с критериями Устава РПЦ.
Во-первых, кроме того, что я не верю в догмы христианства, целенаправленно не посещаю службы. Не хожу прикладываться к мощам святых. Работаю в воскресенье и в дни больших церковных праздников. При посещении церкви не испытываю благоговения, умиления, трепета сердечного и страха Божия.
Однако есть зацепка в мою пользу. Из числа верующих православных, которых, если усреднить разброс по разным оценка составляют от населения России 75%, на службы регулярно ходит 5%, и то большей частью в Рождество и Пасху.
Во-вторых, и дома я не молюсь, молитв, кроме «Отче наш» не знаю, в том числе не знаю наизусть «Символ веры». Икон в доме не имею. По моим представлениям материалиста молитвы по воздействию на человека похожи на научные методы психокоррекции и психотерапии. Примером такого метода может служить метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека (СОЭВУС), разработанный Георгием Николаевичем Сытиным. Основу метода СОЭВУС составляют настрои – построенные по определенным правилам тексты, которые человек проговаривает для достижения поставленной цели. Цели могут ставиться человеком на оздоровление своих систем жизнедеятельности. Метод прошел клинические испытания Минздрава СССР, показал свою эффективность. У меня есть 52 исцеляющих настроя на разные случаи жизни и системы организма. Кстати, с помощью настроя я легко бросил курить. Надо будет попробовать на себе другие настрои, актуальные теперь для моего здоровья.
Встречал результаты научных исследований влияния молитв на жизнь и здоровье человека, за которого без ведома больного молятся другие люди. Корреляция не установлена. Молитва безусловно полезна молящемуся, особенно в храме рядом с единоверцами, когда идет выработка дофамина.
В-третьих, пост по средам и пятницам, а также Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов не соблюдаю. В прорубь в Крещение не погружаюсь. Правда, это больше из-за опасения за свое здоровье. На даче моя баня на берегу реки. В ноябре, уже выпал снежок, однажды после парной пригнул в воду. Чуть не умер от спазма сосудов головного мозга.
В-четвертых, не хожу к исповеди и причащению. На исповеди похожи разговоры о жизни, которые я веду со школьным другом по ходу регулярных совместных прогулок. В прошлом мы «причащались» рыбкой под пивко. Нашей дружбе 70 лет.
В-пятых, часть своей пенсии Церкви не отдаю.
В-шестых, своего духовника из числа священников не имею.
И какой же я после этого православный? Сестра права – так себе православный. Хотя «Православный атеист» – не только оксюморон, полагаю даже, что это распространенная разновидность религиозной идентичности в России. Приведу некоторые цифры по результатам исследования религии в российском обществе, которые опубликованы следующими организациями:
-Всероссийским центром изучения общественного мнения, (ВЦИОМ), структура государственная;
-Фондом общественного мнения (ФОМ), некоммерческая организация (НКО), выросший из ВЦИОМ и наверняка финансируемая «из-за бугра»;
- Российской академией наук
-Кафедрами религиоведения и теологии, которые открыты в тридцати университетах России и духовных академиях.
- да 2016 года — Левада-Центром. Затем он был объявлен иноагентом
В России нет официальной статистики членства в религиозных организациях – Федеральный закон запрещает требовать от человека сведений о его религиозной принадлежности. О религиозности россиян можно судить лишь по социологическим опросам.
Отношусь к социологическим исследованиям со скептицизмом, наслышан, как ими манипулируется общественным мнением в угоду олигархов, какой-либо партии, в интересах государства или его врагов. Тем не менее, генеральные тенденции, тренды в них можно проследить.
По данным ФОМ на апрель 2025 г.: 61% россиян считают себя православными, из них: «Символ веры» знают 8%. 24% россиян признались, что далеки от религии. В религиозные чудеса верят 26%.
Ежемесячно и чаще в храм ходят 14%, регулярно посещают богослужения и причащаются менее 4 % населения. Низкий процент верующих, посещающих богослужения, я объясняю экономическими причинами. Человек активного возраста в условиях капитализма должен работать или служить, чтобы обеспечить жизнь себе и своей семье. Бизнесмен, например, «пашет» сутками. Чтобы сохранить здоровье он должен тратить еще время на занятия фитнесом. Кроме того, в светской жизни у верующего много других занятий и у него не хватает свободного времени на посещение богослужений. Другое дело пенсионер. У многих из них появляется свободное время для посещения храма.
3% опрошенных заявили, что верят в Бога, но не причисляют себя к какой-либо конкретной религии. К безбожникам себя относят 11% россиян. В Царство Небесное (в жизнь после смерти) верят 36%. В результате несложных вычислений можно констатировать, что по данным ФОМ настоящих верующих православных в России 22%. По заявлению уже цитированного мной протоирея Дмитрия Смирнова верующих в России 86%.
Согласно исследованию Левады-Центра, в ноябре 2016 года процент верующих в России распределился следующим образом:
• православие — 74 %
• католицизм — 1 %
• протестанты — 1 %
• иудаизм — 1 %
• ислам — 7 %
• буддизм — <1 %
• индуизм — <1 %
• шаманизм — <1 %
• ни к какому вероисповеданию — 10 %
• атеизм — 5 %
Данные Фонда «Общественное мнение» на июнь 2013 года были следующие:
• Не считаю себя верующим человеком — 25 %
• Православие — 64 %
• Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) — 1 %
• Ислам — 6 %
• Другие религии — 1 %
Согласно исследованию Российской академии наук (РАН), проведённому в 2015 году:
• причисляют себя к последователям православия — 79 %
• верят в «высшую силу» и не относят себя ни к какому вероисповеданию — 9 %
• считают себя атеистами — 7 %
• считают себя мусульманами — 4 %
При этом большинство добровольно называющие себя верующими не посещали соответствующие заявленному вероисповеданию культовые места (храмы, мечети, синагоги) или бывали в них редко, также они не соблюдали религиозные правила.
Многолетние исследования РАН показали, что среди тех людей, кто считает себя последователем православия, в Бога верят только 72 %. Это значит, что верующих православных – 52%, а православных атеистов – 27%. Не так уж мало бойцов в нашем полку! В нашей компании известные люди, например Александр Лукашенко. Религиоведы отметили, что религиозными людьми в традиционном или церковном понимании являются не более 4—8 % населения России в зависимости от строгости критерия отнесения к православию. Только 4 % россиян видят в православии источник духовно-нравственных ценностей. Это означает, что по существу, востребован не этический, а социальный потенциал религии.
Если довериться статистике, на сегодняшний день мы, атеисты, в меньшинстве. Нас обижают. Мы нуждаются в самозащите. Будем отбиваться. Вспоминается лозунг из моего детства, произносимый кем-нибудь из наших пацанов из Осьмино-Лог, когда возникала стычка с пацанами из Осьмино-Гора: «Наших бьют!»
Выскажу общую сентенцию, основанную на диалектическом материализме:
Все сущее имеет во времени начало и конец. Последовательность стадий или этапов, которые проходит сущее с момента его возникновения до окончания или нового начала называют жизненным циклом.
Жизненный цикл имеет и солнечная система. Жизнь на Земле и самой Земли конечны. Успокаивает то, что расчетный остаток жизненного цикла Солнца и Земли достаточно велик, если его не сократят войной жадные империалисты. Куда же уберутся вечные души при сгорании Земли от жара разбухшего Солнца на последних этапах его жизненного цикла? Куда денется рай и ад? Где же будет продолжаться вечная жизнь человека? Чувствую себя дебилом после таких вопросов.
Были времена, когда не было Солнца и Земли и прочих планет солнечной системы. Эта информация есть в Библии. Вселенная уже существовала, часы к ее закату были уже запущены около восьми миллиардов лет до зарождения солнечной системы. Поэтому высказывания о том, что до создания Земли времени не существовало – ошибочно. История возникновения Земли в составе солнечной системы и ожидаемое ее исчезновение однозначно определена рядом наук. В руках у науки находятся приборы, которые позволяют на большом статистическом материале проследить весь жизненный цикл звезды: от зарождения в какой-либо туманности до взрыва сверхновой. Например, космический телескоп «Хаббл». Напомню слова великого русского ученого Д.И. Менделеева: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». В этом принципиальное отличие от религиозного подхода, при котором догмы в результате мыслительного эксперимента зарождаются в головах апостолов и их последователей и распространяются среди верующих. Научной лабораторией ученым служит наша галактика «Млечный Путь» (это от 100 до 400 миллиардов звезд) и еще от 2-х триллионов до 100 миллиардов галактик в видимой части вселенной. Статистика — выше некуда! Суммарно количество звезд и черных дыр уму не постижимо. Вокруг некоторых звезд вращаются экзопланеты — их так называют, чтобы отличить от наших планет. По состоянию на середину июля 2025 года достоверно подтверждено существование 7553 экзопланеты в 5175 планетных системах. В связи с техническим прогрессом скорость открытия новых экзопланет постоянно растет. Общее количество экзопланет в галактике Млечный Путь оценивается не менее чем в 100 миллиардов. Начали находить и исследовать экзопланеты совсем недавно – с 1995 года. Нельзя исключать наличие экзопланет, находящихся в обитаемой зоне звездных систем, на которых имеется, имелась или будет иметь место высокоразвитая жизнь и даже «братья по разуму». Земной Бог будет создавать жизнь в других планетных системах или там будут свои Боги? Если Он един на всю Вселенную, то немыслима единая система управления на такое, практически бесконечное, число объектов и разнесенных в пространстве на миллиарды световых лет. Информация управления по Эйнштейну не может превышать скорость света. Расстояния в миллиарды световых лет достаточны, чтобы за это время зародиться планетарной системе и по завершению жизненного цикла превратиться в черную дыру или нейтронную звезду. Для меня ситуация не реальна, а Богу наверняка все по плечу — он сам создает законы природы.
О догмах, посредством которых привлекают людей в христианство: вечная жизнь во Христе и получением смысла жизни.
Хочу заочно поспорить с протоиереем Димитрием Смирновым. Я часто слушал его рассуждения на религиозные темы при посещении им передач Владимира Соловьева на радио «Вести ФМ». У Д. Смирнова была большая аудитория и многим он был симпатичен своей непримиримостью к атеистам. Чрезвычайно уважаемый мной Владимир Рудольфович в подходящем месте непременно подчеркивает свою веру в Бога в религии иудаизма.
О смысле жизни. Д. Смирнов говорил: «… последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла «жить, учиться и бороться», если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. … Жизнь атеиста – бессмысленна.»
Смыслы жизни человека с позиции религиозного и атеистического мировоззрения, мягко говоря, не совпадают. Религия жестко формулирует смысл жизни. Согласно «Закону Божьему», поскольку человек, сотворённый по образу и подобию Бога, смысл человеческой жизни состоит в наследовании вечной блаженной жизни с Богом. Для реализации смысла жизни православных христиан имеется церковь. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью подготовку к будущей вечной жизнь с Богом… Извини, Сестра. Не дано мне понять и принять эту весть про вечную жизнь.
Смыслы жизни атеиста
Светский человек не получает предписания на смысл его жизни. Он сам формирует его, наблюдая, знакомясь с идеями смысла жизни других людей.
Для меня нахождение смысла жизни никогда не представляло сложности, и я даже не понимаю в чем проблема. На каждом этапе жизненного цикла передо мной ставилась цель. В детстве цели ставили родители и старший брат, в молодости и до старости цели я ставил себе сам. Достижение каждой цели требовало решения большого перечня задач. В процессе решения этих задач и состоял смысл моей жизни. Это так очевидные, что пояснять вроде бы нечего.
Мощный биологический инстинкт продолжения рода, облагороженный цивилизацией с ее правилами и традициями, заставил меня создать семью, родить и воспитать двоих детей (мальчика и девочку), что было реальным смыслом моей жизни на многие годы. Передача в будущее своего гена является центральной задачей всего живого из флоры и фауны, в том числе человека разумного (Homo sapiens), который относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. В этом семействе еще человекообразные обезьяны, генотип которых на 99% соответствует человеческому. Мы с обезьянами имеем общих предков, сходство в строении клеток и внутренних органов, внутриутробное развитие и выкармливание потомства молоком. Однако, человек также обладает уникальными чертами, такими как развитый головной мозг, членораздельная речь, социальность и способность к культурной эволюции. Краткий ликбез показывает, что человека создал не Бог, а четыре миллиарда лет эволюционного развития живой материи на Земле. У природы нет ловких рук генетиков и она не может отредактировать геном современных животных и людей. Поэтому из поколения в поколение геном человека передает уже ненужную информацию о давно вымерших видах животных. Генетики могут редактировать гены. Реальным становится такая ситуация: очищение генома от мусора и получение на основе генной инженерии нового вида человека, заведомо лишенного генетических болезней. ГМО уже давно широко применяется для повышения плодовитости овощей и домашних животных, что позволяет легко накормить растущее народонаселение земли.
Смысл моей жизни офицера ВМФ СССР и России состоял в службе Родине. Служил как мог на тех должностях, на которые направляло вышестоящее командование. Ничего выдающегося за годы службы офицером не сотворил. Тем не менее служил с удовольствием, перенося сопутствующие тяготы и лишения воинской службы. Отдельными своими делами, касающимися решений творческих задач, горжусь.
Смысл жизни при работе на гражданке, находясь уже на военной пенсии, состоял в улучшении материального положения семьи после больших потерь в 90-е годы. Этот смысл основывался на чувстве ответственности перед женой и детьми. Побочный эффект: огромное удовольствие от получения новой специальности и работа по ней.
В 2004 году возник еще один смысл моей жизни, который продолжается до сих пор – оставлять для бедующих поколений записи о дорогих мне людях. После гибели дочери со своей семьей я почувствовал ответственность за создание словесного памятника об этой чудесной семье – написание книги. Надгробный памятник делал своими руками отец мужа дочери – скульптор Альберт Аветисян. Друг семьи моей дочери Володя Свиньин привлек для написания книги писателя Прашкевича Г.М., проживающего в Новосибирском Академгородке. Моя задача заключалась в сборе информации для писателя: взятие интервью у родных, друзей и знакомых, подбор фотографий. Редактировал текст, который набирала моя жена и друзья. Муж дочери — Арсен Аветисян – уже известный в Питере талантливый скульптор, выставлял свои работы в галереях, делал персональные выставки, дарил свои скульптуры Петербургу, например, скульптура «Цирк приехал», установлена перед входом цирка на Фонтанке. Несколько скульптур установлено во дворе филологического факультета Университета на Васильевском острове. О нем была пресса, и я собирал ее в интернете. Собранную информацию на лазерных дисках отправлял по почте России в Академгородок. Результатом работы стала книга «Дорога на карнавал», которую мы с Володя Свиньиным забрали из типографии перед первой годовщиной трагедии. Книга распространялась среди родни и знакомых, а также на выставках работ Арсена, которые организовывал его друг Давид Александрович. В продажу книга не поступала. Желающим могу выслать ее электронную копию. Моя почта: bwa948@mail.ru.
Работа над «Дорогой на карнавал», которую, кстати, Прашкевич Г.М. и друзья Арсена переиздали в 2016 году, подвигла меня далее написать три очерка и книгу о скончавшихся офицерах моей кафедры, очерк о погибшем однокашнике по Училищу, книгу о Главном конструкторе по электрооборудованию, а также очерк про моего отца, его братьях и сестрах. Книжка «Колганов А.И. История жизни корабельного инженера» также не имела коммерческой цели и в магазинах не продавалась. Могу выслать желающим ее электронную копию. Портфель задумок по написанию биографий дорогих мне людей еще велик, имеется незавершённый гештальт – труд о партизанах и подпольщиках Осьминского района. Через реализацию этих задумок удовлетворяется моя потребность в графоманстве — я не тешу себя иллюзией о своих способностях к писательству. Так что есть понятный и интересный мне смысл дальнейшей жизни на белом свете.
С 1987 года мы с женой имеем участочек и домик-дачу на нем в Осьмина. Жена эти годы занимается ландшафтным дизайном, садом, цветоводством и огородом, хлопочет на кухне, а я строительством нового дома, развитием инфраструктуры, поддержанием в работоспособном состоянии автомобиля — «ведра с гайками» иностранного производства, купленного для поездок в Осьмино, заготовкой дров. Дача придает дополнительно смысл моей жизни: удовольствие от работы руками и головой, наслаждение от созерцания природы и банных процедур. Откровенно говоря, у меня не «золотые руки», хотя растут они приблизительно из того места, откуда нужно. Как Кум Тыква из сказки «Чиполино» собирал на развалинах кирпичи и выкладывал по участку дорожки, изготавливал мебель, построил финскую коту, отделал дом, баню и пристройку — веранду. Освоил по литературе на бытовом уровне с использованием многих инструментов выполнение каменных, столярных, плотницких, сантехнических, сварочных и электротехнических работ, чем существенно сократил траты бюджета семьи на дачу в тяжелые для нас 90-е годы. Как это не покажется странным, скромные познания и навыки строительных работ оказывали большую помощь при сертификации строительных организаций, в частности при аудитировании персонала и изучении их руководств по качеству и документированных процедур. Теперь, когда не могу уже физически выполнять даже среднюю по тяжести работу, мы с женой сидим в созданном своими руками рае и радуемся жизни.
У нас вырос замечательный внук, надежда и опора нашей старости. Он очень внимателен, безотказен в выполнении наших просьб. Привозит к нам на дачу и в городскую квартиру свою дочь Алису, нашу правнучку. Сейчас ей пятый год. Дивный ребенок. Она как-то попросила меня налить ей чаю, потом квасу – была жаркая погода. Последующие ее слова в знак благодарности меня очень вдохновили: «Дедушка, я тебя никогда не забуду». Не хочу знать сколько еще продлится это земное счастье. В любом случае, завершая свой жизненный цикл, мое сознание спокойно, беспокойства за будущее нет и заканчивать жизнь самоубийством не собираюсь. Протоиерей Д. Смирнов неправ. Как православный атеист скажу: «Царствие ему Небесное». Кто не знает – он скончался в разгар пандемии COVID-19.
Еще раз о мировоззрении
Мне однажды повезло. При выборе темы выпускной работы по философии в УМЛ в 1974 году я «нацелился» на самую краткую, состоящую всего из двух слов, тему: «Теория отражения». Наивно предполагал, что краткость формулировки темы не потребует много времени на ее разработку. Промахнулся. Оказалось, что отражение — всеобщее свойство материи, фундаментальное понятие диалектического материализма. Пришлось изрядно поработать, чтобы разобраться что к чему. На мою удачу в 1973 году вышел многостраничный трехтомник, одноименный выбранной теме. «Если долго мучиться что-нибудь получится». Теория «отразилась» определенным образом в моем сознании и обогатила картину мира. В этом состоит удача.
Не пускаясь в подробности Теории сообщаю как я ее понял и что осталось в памяти: язык, сказки, мифы, Боги, религиозные догмы, в общем виде – информация – это все идеальные (т.е. не материальные) творения человеческого сознания и разума. Причем для обеспечения возможности говорить посредством речевого аппарата по ходу эволюции изменилась конструкция нижней челюсти человека – она по сравнению с прототипом выехала вперед. Не Бог создал человека, а человек Бога. И Бог существует в миллиардах человеческих голов. Так что можно утверждать: Бог есть! И жить он будет ровно столько, сколько будет существовать человечество. Творцы Бога создали весьма расплывчатую его модель и наделили фантастическими свойствами. Будучи бестелесным, Бог может нарушать законы природы, т.е. творить чудеса. Каким образом Он воздействует на бесчисленные материальные процессы по всей земле, не имея материальных органов управления для моего примитивного мозга непостижимо. Апостолы пишут, что Он любит, а что не приемлет, что Он предопределяет мир к безграничному развитию и совершенствованию, что неизмерим, вездесущ, вечен и неизменен, всесилен и всемогущ, повелевает и прочая, и прочая… Значит, что он еще мыслит и чувствует. Не сердись, Сестра, у меня не хватает абстрактного мышления для восприятия этой модели Всевышнего, на мой взгляд, абсурдной. Размышляя о вечной жизни, рае и аде вызывают в моем сознании дискомфорт. Христиане верят и говорят: «Credo quia absurdum» (Верую, ибо абсурдно). Кстати, не во всех конфессиях христианства есть догмат о рае и аде.
Хомо Сапиенс появился около 190 тысяч лет назад от африканской пары — Адама и Евы. За прошедшие годы на земле побывало 117 миллиардов человек. Сейчас на земле чуть больше 8 миллиардов человек. 80 тысяч лет назад люди стали выходить из Африки и растекаться по планете в поисках кормовой базы, и ухода от контактов с непобедимыми врагами. В итоге заняли все континенты, пригодные для жизни. Для адаптации к окружающей среде сформировались расы, люди которых имеют разный цвет кожи и разрез глаз. Какой смысл жизни был у людей, теперь уже покинувших землю? – задаю я себе такой вопрос и отвечаю сам себе: «Перечень смыслов велик – посмотрите на достижения науки и техники человечества, на произведения искусства, на прогресс в медицине. Один из смыслов состоит в том, что я, имея практически нулевой шанс, родился 76 лет назад. Я далеко не первый и далеко не последний счастливчик, посетивший этот мир». Снедает любопытство — хочется дожить до Победы СВО, т.е. до достижения Россией поставленных целей. Теперь это стало еще одним смыслом моей жизни.
Заключение по исповеди
Темы для развития основной идеи этого текста – донести из первых уст Сестре мое отношение к религии – не исчерпаны. Можно еще до морковкина заговенья растекаться по древу атеистической ересью. Но надо закругляться. Чувствую себя неуютно – не специалист я в этой области, залез не на свою поляну. Поляна заминирована статьей 148 УК РФ, противодействующей оскорблению религиозных убеждений и чувств. Можно неловко высказаться и оказаться на нарах. Уважаемые братья и сестры во Христе, надеюсь я не оскорбил ваших религиозных чувств. Если все же обидел — извините, не хотел. Так меня научили в молодости, с этим и живу.
Во время войны опасно будировать темы, могущие неблагоприятно сказаться на единстве народа вокруг Лидера. Не хочу даже думать, что моя публикация может лить воду на мельницу вражеских государств, которых более полусотни. Открытого раздора и противостояние в народе на религиозной почве нет. Слава Богу, закон запрещает! В одних окопах дружно воюют замечательные мужики, имеющие разное отношения с Богом. Фактических данных не имею, но даже статистически наверняка среди них есть атеисты.
В силу нездоровья у меня произошла «утечка боевого духа» и я болезненно воспринял критику моих взглядов моей дорогой Сестрой. Как мог растолковал свое понимание веры и религии. Питаю скромную надежду о том, что Сестра, прочитав этот текст, быстрее поймет меня и не порвет отношений. В свою очередь мое религиозное самообразование позволяет мне лучше понять любезную моему сердцу Сестру во Христе.
Атеисты в меньшинстве, но не исключено то, что маятник общественного сознания еще отклонится в другую сторону. Таков прогноз на основе законов диалектики, создателем которых был философ-идеалист Ф. Гегель.
Атеисты многократно показывали, что могут быть патриотами, готовы отдать и отдают свою жизнь за Родину, двигают научно-технический прогресс, развивают культуру, в большинстве своем высокоморальные порядочные люди. Тезис о том, что атеисты, т.е. люди без веры в Бога, люди аморальные, их ничего не сдерживает от безнравственных поступков – ошибочен и вреден. Их сдерживает светская мораль и нравственность, а также законы государства. Сергей Михеев, которого я очень уважаю, отличается хлесткими фразами против безбожников.
31.08.2025 г. Осьмино.
Автор: Богатов Владимир1 комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.




































21/09/2025 22:26:03
Ваш «православный атеизм» — это как кофе без кофеина: культурный аромат есть, а бодрости от веры ноль, зато нервы в порядке.
«Сестра» миссионерит, как упорный спамер в WhatsApp, но вы держитесь, как крепкий материалист в мире догм — с тонометром наперевес.
В итоге, вы оба спасаете души: она вашу от ада, вы её от скуки, а маятник жизни качается дальше.