В России. Часть 6. Время «перестройки»

 

ТОР-1М

В.П. Ковешников, 1934-2007 год

В начале 80-х одной из главных забот нашего коллектива была разработка и освоение в производстве на заводе «Компонент» комплекта дисперсионных линий задержки (ДЛЗ) для изделия «Тор-1М». Эта работа началась в один дождливый осенний день, когда, показав министерский пропуск-«самоход» и позванивая лауреатскими медалями, через проходную объединения прямо в кабинет генерального директора Ковешникова В.П. прошёл невысокий очень решительный человек, И.М Дризе. Он был полномочным представителем московского института ( НИИЭМИ). Дризе И.М.- лауреат Ленинской премии, заслуженный конструктор РФ.

И.М. Дризе 1927-2016 год

Через некоторое время в кабинет генерального директора НПО (Ковешников В.П.) вызвали меня. Там, после краткого знакомства, этот человек передал нам официальное письмо с просьбой провести разработку комплекта ДЛЗ в кратчайший срок. У письма имелось приложение с техническими параметрами, из них следовало, что надо в сжатые сроки разработать комплект ДЛЗ на поверхностных акустических волнах, аналогов которому не было ни в стране, ни за рубежом. Я не стал этого скрывать и, самое интересное, Дризе (он же зам. главного конструктора ТОРа) подтвердил моё мнение. Затем произошла заминка, но деваться было некуда, т.к. предварительное согласие Ковешников уже успел дать. В итоге встречи пришлось согласиться на эту работу, но борьба на этом не закончилась, наоборот, всё только начиналось.

ТОР-1М

Анализ параметров требующихся дисперсионных линий показал, что в Союзе нет специалистов, имеющих необходимый опыт для выполнения этой работы. Даже такой крупный специалист по расчёту ДЛЗ на ПАВ как д.т.н. Соколинский не взялся за расчёт наших ДЛЗ. В этих условиях не было другого выхода, как под разными благовидными предлогами затягивать заключение договора с заказчиком. К этому времени я безукоризненно владел методикой такого рода и успешно её применил.

В результате взбешённый главный конструктор «ТОРа» (академик Ефремов В.П.) собрал совещание в широком составе, выслушал все мнения, в том числе и моё.

В.П. Ефремов 1926-2006 год

Не смотря на категорический отказ начальника отдела-разработчика блока обработки радиосигнала Прокофьева, приказал ему взять в свой отдел расчет ДЛЗ, оставив за нами изготовление образцов и разработку технологии. Был дан приказ о заключении в кратчайшие сроки хозяйственного договора, т.е. процесс пошёл по моему сценарию. Мы выполнили всё, что было решено на этом совещании. Отмечу, что прежде чем появились приличные результаты по расчёту этих изделий, Прокофьев был вынужден сменить двух начальников сектора разработки ДЛЗ.

Сложность разработки была так велика, что вместо отведённых нам полутора лет мы потратили три года на этот комплект из двенадцати ДЛЗ на ПАВ, но мы не стали «козлами отпущения» за срыв некоторых сроков разработки комплекса «ТОР».                                                                                         В итоге ДЛЗ были разработаны по всем правилам специальной нормативно-технической документации, прошли испытания в составе комплекса и были приняты на вооружение. Руководство этой работой потребовало очень серьёзных усилий и внимания, т.к. заказчик мог в любой момент просто «закопать» нас. Я думаю, что благополучно завершить эту работу в наши сроки позволило простое везение и взаимная симпатия между мной и специалистами института заказчика, в частности И. М. Дризе .

Ежеквартально, а то и чаще, я ездил в Москву, чтобы «закрывать» и корректировать сроки этапов работы, согласовывать параметры, оформлять различные протоколы. Гостиница-общежитие в Кунцево и институт стали мне, как дом родной. «ТОР» — это комплекс противовоздушной обороны, созданный для защиты особо важных объектов от всех видов наступательного оружия, включая низко летящие ракеты, а также сброшенные бомбы и выпущенные снаряды. Комплекс «ТОР-1М» был поставлен в войска на боевое дежурство в 1986 году.

Сердцем его является мощный радиолокатор. Он управляет несколькими дивизионами ракет «земля-воздух» различной мощности, которые сбивают всё, что летит в сторону защищаемого объекта. Понятно, что любое правительство, поссорившееся с США, сразу покупает у нас эту систему. Югославская трагедия и гибель Милошевича произошли только потому, что он не смог вовремя купить (или не понял, что надо) системы «ТОР1-М» и «С-300». При наличии этих систем ПВО потери авиации и лётчиков Евросоюза были бы такими большими, что война против Югославии просто не имела бы смысла.

К 1992 году назрел раскол отделения, и действительно вскоре руководство провело очередную реорганизацию. Отдел Бубнова вышел из состава отделения и стал первым арендным коллективом. Наш отдел был разделён, новый отдел остался под моим руководством в составе отделения, Карманов и часть людей ушли в другое подразделение. В отделе был создан сектор акустоэлектроники, его начальником я назначил давнего сослуживца П., в сектор были приняты новые сотрудники, по инициативе Новикова В.В. был организован ещё один сектор разработки другого типа интегральных устройств, который возглавил д.т.н. К..

В этом составе отдел сохранился до 1998 года, когда я уволился из ЗАО в связи с отъездом из России. Тамара уже давно не работала на нашем предприятии, она перешла в ГСКТБ «Континент» и вскоре стала там начальником финансового отдела. Её работа на «Континенте» была очень богатой событиями и заслуживает отдельного рассказа. Может быть она найдёт время когда-нибудь описать этот сложный интересный период своей жизни?

Саша и Тима

Саша в последних классах школы начала комплексовать. Причиной этого было завершение детства и отрочества, переход в сложный психологически девичий период, усугубляемый нами, родителями. Я всегда был трудоголиком, а к этому времени хороших карьерных результатов добилась Тамара в своей работе. Проявилось её умение становиться практически незаменимым человеком на занимаемом посту. Она получила полномочия и большой участок работы, который успешно тянула.

У нашего подъезда появился красный микроавтобус «Форд-Транспортёр» с водителем Игорем, который Тамара могла использовать по своему усмотрению. В квартире частенько ночевали большие спортивные сумки, туго набитые банковскими пачками денег в крупных купюрах. Это были не наши деньги, я больше ничего о них не знаю, но они, то появлялись, то исчезали, подвергая нас определённому риску, но, к счастью, всё обошлось. Впоследствии начальники — сволочи «отблагодарили» Тамару за верную службу, но это было потом, а пока она, чувствуя свою нужность для предприятия, работала, не считаясь с затратами времени.

В этих условиях Саша, уже большая, но ещё не освободившаяся полностью от детских привычек, почувствовала себя одиноко, как бы брошенной родителями. Выход она нашла в том, что стала настойчиво просить завести собаку в дополнение к коту Парамону, который у нас уже обитал несколько лет. Мы прекрасно понимали, что хандра Саши временное явление, скоро её захлестнет новая жизнь и совсем другие проблемы, но согласились завести четвероного члена семьи, который изменил и скрасил нашу жизнь в течение следующих пятнадцати лет.

В 1990 году только вошли в моду дорогие щенки породы английский кокер-спаниель, и Саша заказала именно эту породу. Нашли заводчицу, у которой как раз было шестеро только что родившихся щенков, два чёрных и четыре рыжих. Пришли с Сашей на смотрины. Щенки располагались в специальном загончике и, когда мы подошли, то один из них, рыжий, встал и подбежал к нам. Этого щенка-мальчика мы и решили приобрести.

Через несколько дней я поехал и купил его, а так как уже была поздняя осень, то всю обратную дорогу держал под курткой мягкое тёплое существо. Так появился у нас пёс, которого мы назвали Тимоти в честь актёра Тимоти Долтона, сыгравшего агента 007 в популярной тогда серии этого фильма и согласно рекомендации заводчицы, сообщившей, что имя собаки должно начинаться с буквы Т. Пёс был породистый от производителей, имевших официальные родословные. Саша собиралась участвовать в собачьих конкурсах, оформлять родословную и т.д.

Надо ли писать, что ничего этого осуществлено не было? Буквально через полгода какой-то вихрь захватил Сашу и унёс, а собака оказалась полностью на нашем с Тамарой попечении. Выгул был на мне, так что я гулял с ним в эти лихие 1991-1994 годы, иногда после двенадцати часов ночи по самым глухим местам. Однако важную роль в жизни Саши собака всё же сыграла. Иногда она днём выводила прогулять Тимку и встретила во время одной из этих редких прогулок молодого человека по имени Кирилл, прогуливавшего ирландского сеттера по кличке Грей. Состоялось судьбоносное знакомство, закончившееся довольно быстро свадьбой.

К описываемому моменту Саша закончила успешно среднюю школу, без медали, но с хорошими отметками по всем предметам. Плохо было то, что она не определилась с выбором профессии и ВУЗа. У моего коллеги, Усова В.С., профессора Политехнического института был друг, профессор математики в Институте советской торговли, и я попросил Усова «замолвить слово» за Сашу, ибо конкурс в этот институт традиционно был очень большой.

С трепетом Сашуля подала документы в приёмную комиссию и приступила к подготовке к вступительным экзаменам. Вскоре выяснилось, что экзамен по математике в этом ВУЗе первый и главный из всего набора испытаний, где отсеивалось большинство абитуриентов. Саша прошла этот экзамен успешно и понравилась экзаменатору, о чём тот сообщил Усову в приватной беседе. На позитивной волне, испытав прилив смелости, Саша успешно сдала все экзамены и была зачислена в институт с первой попытки. Это оказало на неё очень благотворное влияние, придало ей уверенность в своих силах.

Мы были очень довольны таким развитием событий, ибо на ближайшие несколько лет дочь была занята полезным делом. В это время в стране произошла почти бескровная революция — обрушилась старая однопартийная система и вместе с ней государство Советский Союз. 19 августа мы узнали о путче в Москве, а утро 20 августа 1991 г. я провёл на Дворцовой площади, участвуя в митинге, организованном сторонниками первого мэра Петербурга Анатолия Собчака. Это было очень странное время. Помню своё главное впечатление от митинга и демонстрации по Невскому проспекту. Это волны французской парфюмерии, которые приплывали ко мне от многих групп демонстрантов.

Далее

В начало

 

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 1498 | метки: , , , , ,


Добавить комментарий