Глава двенадцатая. Долина гейзеров и кальдера вулкана Узон

Гейзеры до 1941 года были известны в трёх местах Земного шара: в Йеллоустонском парке в США, на острове Исландия и в Новой Зеландии. Само слово «гейзер» пришло в мир из исландского языка – один из тамошних гейзеров так называется: Гейзир. В Новой Зеландии мы с Любой не бывали, а йеллоустонские и исландские гейзеры видели до поездки на Камчатку. Долина гейзеров в Кроноцком заповеднике – единственное место на евразийском континенте, где наблюдается это природное явление – фонтанирующие столбы воды и пара.

Экология в Долине, в ущелье, из склонов которого бьют природные горячие фонтаны, а по дну течёт река Гейзерная, очень хрупкая, поэтому туризм там ограничен. Вертолётные экскурсии компании «Витязь-Аэро» из Елизово – одна из немногих возможностей туда попасть.

Открыто это место было случайно. В апреле 1941 года геолог Кроноцкого заповедника Татьяна Устинова с проводником ительменом Анисифором Крупениным на собачьей упряжке искала левый приток реки Шумной в районе кальдеры вулкана Узон. На абрисе (как там у Городницкого? «На это место уж нету карты, плыву вперёд по абрису») притоков не было, но Устинова считала, что приток должен быть: куда-то же девается термальная вода из кальдеры? Увидев пар над снегом, путешественники двинулись в ту сторону, и вдруг из-под снега ударил фонтан воды с паром! Устинова поняла, что обнаружила уникальное природное явление и воскликнула: «Гейзер!» А река, названная Гейзерной, оказалась искомым притоком Шумной.

В Долине не редки селевые потоки. Сель 2007 года запрудил реку дамбой из скатившихся камней и грязи и запечатал многие гейзеры. Грязекаменный поток остановился в метрах от вертолётной площадки. Туристы и сотрудники были спешно эвакуированы, жертв не было, но часть гейзеров оказалась на дне образовавшегося озера, часть была запружена селем.

В 2013 году сошёл новый мощный сель, уничтоживший запруду и освободивший гейзеры, в результате их число даже выросло. В общем, неспокойное место.

Скажем прямо: по количеству гейзеров, их разнообразию и высоте фонтанов камчатским гейзерам далеко до йеллоустонских. К тому же они очень горячие, поэтому наблюдатель видит фонтан пара с водяными брызгами, а не струю воды. Но вид на ущелье потрясающий, а по пути от визит-центра к Долине глаза разбегаются – так всё вокруг булькает, шипит, парит и бурлит. В яме кипит и пузырится грязь, как густая овсяная каша, рядом две метровые, удивительно круглые, как обведённые циркулем дыры в склоне испускают пар – то ли ноздри дракона, то ли туннели в преисподнюю, а неподалёку на зелёной поляне безмятежно пасётся медведь.

После Долины гейзеров Ми-8 перенёс нас к кальдере вулкана Узон. Она огромная, даже больше кальдеры, в которой плещется Курильское озеро, но чаша эта пуста, и вдали видны её края, склоны кратера. Дно кальдеры, плато с многочисленными фумаролами, грязевыми вулканчиками и выходами пара, кажется удивительно плоским, потому, наверное, что все неровности заполнены водой. Термальные воды образуют лужи и ручейки, в которых прекрасно себя чувствуют бактерии и водоросли-термофилы ярких цветов, от зелёного до красного. Там даже собирались строить ещё одну термальную электростанцию, пробурили пробную скважину, о чём напоминает торчащая из грунта железяка, но идея завяла: слишком далеко, слишком труднодоступно, слишком дорого.

И, само собой, вертолётная экскурсия в Долину гейзеров тоже включает в себя обед и купание в живописном месте – не в горячей речке, но и не в ледяной. А по пути вертолёт облетает кратеры действующих вулканов, опускаясь очень низко над ними. Обычный кратер только дымит, но в кратере вулкана Малый Семячик образовалось голубое кислотное озеро. Вообще-то геологи в 1946 году назвали его Зелёным, но теперь оно голубое. Из-за частиц серы, выделяемых фумаролами на дне озера, оно меняет цвет. Если кто-то вздумает подняться на сопку, перелезть через кромку кратера и спустится к зеркалу (намеренно не пишу «к воде», потому что там не вода, а смесь кислот), чтобы сфотографировать озеро вблизи, пусть делает это очень осторожно, а лучше не делает совсем, потому что кроме обычных для вулканических озёр соляной и серной кислот в составе этой смеси присутствует плавиковая. Брызги и даже испарения плавиковой кислоты разъедают стекло и портят оптику. Озеро очень кислое (PH около единицы), соляная кислота летучая, пары плавиковой к тому же ядовиты, так что лучше всё же снимать из иллюминатора вертолёта.

Вот такая она, Камчатка, в общих чертах. Мы видели только небольшую часть юго-востока полуострова, но и она поражает воображение.

В начало

Автор: Локшин Борис | слов 751 | метки: , , , , , , ,

1 комментарий

  1. Колонутов Михаил Георгиевич
    19/06/2022 16:39:21

    Борис! Прочёл со вниманием и интересом. Впечатляет кругозор и наблюдательность, умение передать настроение. О литературных достоинствах изложения по тем твоим зарисовкам, которые мне были знакомы ранее, я как-то уже писал. Они по-прежнему на высоком уровне. Большое спасибо. Жду описания новых приключений в неизведанных местах нашей замечательной планеты. Успехов и здоровья.


Добавить комментарий