13. «Тяжело в учении — легко в бою»

Для отработки взаимодействия с внешними системами создавался солидный парк имитаторов внешних систем. Для обеспечения запуска в серийное производство разрабатывались технологические стенды для автономной регулировки и сдачи приборов. К середине 1964 года в стендовой на проспекте КИМ`а, куда ЦКБ перебралось с “Розовой дачи”, был собран макет системы, который был полностью реализован на УФУ “Аккорд” производства НИТИ-18.

Макет почти сразу был отдан на стенды разработчикам матобеспечения, а потому получил название СОП – стенд отладки программ, хотя до конца 1964 года аппаратурщики “мешали” математикам, отрабатывая на нем системные вопросы. Впрочем математикам мешали не только аппаратурщики. Тем и другим довольно часто мешали многочисленные комиссии, делегации и высокопоставленные визитеры, посещавшие СОП по поводу официальных сдач и так же с визитерами “доброй воли”, столь велик был интерес к “Аккорду”.

Вспоминает далее Эрнест Меттер

Особого внимания заслуживала работа по отработке схемно-технических решений и матобеспечения на экспериментальных образцах ЦВУМ. На СОП, собранном на 5-ти стойках с объёмным монтажем вдоль стенки зала на пр.Кима, отрабатывались идеи, принятые в проектировании, и автономно отлаживались программы функциональных задач. Круглосуточно велись работы по отработке системных вопросов и режимов работы (Петров, Маркман, Гоникберг, Меттер, Чистяков, Чеченец, Платонов), по организации прерываний (Гоникберг, Фёдоров, Гринберг, Меттер, Петров, Маркман, Кукушкина), по связям с иммитаторами внешних аппаратур (Чистяков, Престенский, Мороз, Платонов, Садовский, Оля Матвеева, Валя Кротова). Организацией круглосуточной работы руководил Миша Сорокин, обеспечивший вечернюю и ночную доставку сотрудников домой на служебном автомобиле, организовавший горячее питание на рабочих местах в ночное время. Не обходилось без курьёзов. Помню, перед возвращением с вечерней смены тёплым летом я зашёл попрощаться с Мишей и другими дежурившими в ночную смену. Миша сочувсвенно предложил попить холодной воды из графина со льдом. Я обрадовался, протянул руку за гранённым стаканом, наполовину наполненным прозрачной влагой, и начал пить… Сразу перехватило дыхание от спирта в стакане. Собравшиеся, грохнув в припадке смеха, наперебой предлагали уже настоящую воду. Но я, не подавая вида, допил неторопясь до дна, и лишь тогда обматерив присутствовавших, запил водой. Уже захмелевшего, меня посадили в машину и отвезли домой… В отладке программ принимали участие все программисты. Руководил отладкой В.В. Платонов.

Следующая важная техническая работа проводилась на экспериментальном образце, развёрнутом в помещении стенда «Розовой дачи». Продолжались работы по отладке аппаратуры и программного обеспечения, по отработке пультов управления (Меттер, Петров, Силин, Аронов, Павлюченков, В.М. Булатов, Чуров, Хамиляйнен), по организации связи с УНО (Силин, Михаил Алексеевич Рябов, Богданова, Андрей Александрович Калмыков, Ростислав Грушвицкий), по связям с ПРЛС «Бухта» (Алла Иконникова, Михаил Вербицкий, Юрий Наймарк, Анатолий Чистяков), по взаимодействию с УВВ (Чистяков, Варламов, Люда Чистякова, Игорь Васильевич Львов, И.А. Васильев), по организации связи с ЭВУ (Меттер, Петров, Чистяков, Пудов, Фиронов, Карпишпан, А.П. Андреева), по функционированию УУ и АУ (Чекмарёв, Ира Ковалёва, Людмила Наймарк, В. Шаньгин, Точин, Леонов, Н.П. Белякова, Дима Буравлёв, Валентин Ивков, Алла Романовна Сорокина). Отработку источников питания вёл М.И. Романов, В.С. Лёвшин, П.Ю.Каневский, Г.И. Пикулин. Общее руководство отладкой аппаратуры осущестлял Главный Конструктор по сдаче опытного образца Михаил Сергеевич Сорокин. Участвовали в регулировочных работах самые опытные специалисты всех частей системы: Валерий Иванович Анисимов, Олег Тимофеевич Савинский, Андрей Александрович Калмыков, Михаил Алексеевич Рябов, Игорь Ильич Клячко, Яков Моисеевич Будовский, Игорь Владимирович Бурковский, Икар Вениаминович Гольдберг, Борис Иванович Птичкин, Нина Александровна Ежова, Исаак Бенционович Беневич, Валентина Григорьевна Кротова, Людмила Николаевна Чистякова, Рудольф Аркадьевич Варламов, Ростислав Игоревич Грушвицкий, Виктор Георгиевич Козлов, Николай Алексеевич Смирнов, Владимир Павлович Беляков, Владимир Александрович Точин, Людмила Николаевна Наймарк, Олег Иванович Пудов, Владислав Михайлович Булатов, Виктор Николаевич Калямин, Геннадий Иванович Пикулин, Геннадий Дмитриевич Иванов. Очень ценную роль в ускорении процесса отладки матобеспечения сыграло изготовленное в «пожарном» порядке запоминающее устройство сменных команд (ЗУСК), за которое М.С. Сорокин получил авторское свидетельство на изобретение.

Следует отметить большой вклад Виктора Абрамовича Гоникберга, руководившего и непосредственно разрабатывавшего системное матобеспечение, и Раисы Игнатьевны Чеченец,  работавшей с Виктором в паре. Задачи определения ЭДЦ отлаживала Т.И. Прахина. Задачи общей тактической обстановки Т.Б. Афанасьева, задачи выработки данных в оружие П.Ф. Митрошин, Юлия Владимировна Стаюнина, задачи навигации счисления пути ПЛ и прокладки курса В.И. Гурылёв, С.М. Мессерман, задачи обработки данных навигационных станций В.А. Васильев, обработкой информации от активной и пассивной РЛС А.В. Иконникова, М.М. Вербицкий. С особой ответственностью, чтобы не нарушить нормальное функционирование аппаратуры, проводилась, в основном, в вечерние смены (поскольку не требовалось присутсвия других специалистов системы, которые работали в дневное время), комплексная отладка программ самодиагностики в составе системы с использованием универсального переходника с 65 тумблерами, замещающего поочерёдно все блоки для имитации обрывов. В отладке программ самодиагностики отдельных устройств ЦВУМ учасвовали Р.И. Грушвицкий, Наталья Филлиповна Кукушкина, Наталья Германовна Попова, Татьяна Афанасьевна Кознева(Андреева), Нина Петровна Шафранская, Светлана Тарасовна Нилова, Ирина Николаевна Политова, Мария Алексеевна Бутусова, Валентина Ивановна Залевская. Отладкой контроля блоков УВВ занимались А.Н. Чистяков, Р.А. Варламов, Л.Н. Чистякова. Отладкой контроля блоков пульта командира занимался О.П. Чуров, М.А. Хамиляйнен, В.К .Булатов. Отладкой контроля блоков УНО занималась Т.В. Богданова. Отладкой контроля блоков ЭВУ занимался О.И. Пудов, И.А. Васильев, В. Фиронов.

Позднее основная часть этих разработчиков вошла в бригаду, которая отлаживала поставочный образец на стенде Адмиралтейского завода с дальним прицелом участия во всех последующих регулировочных этапах вплоть до сдачи системы на объекте. Членами регулировочной бригады были Зам. Главного конструктора Григорий Фраимович Карпишпан, В.И. Анисимов, О.Т.Савинский, А.А. Калмыков, И.И. Клячко, В.Г. Кротова, О.И. Пудов, В.М. Булатов, М.А. Хамиляйнен, Н.Н. Калямин, Г.И. Пикулин, С.Н. Лебедев, Н.А. Ежова, Р.А. Варламов, Л.М. Престенский и др.

Вспоминает Анатолий Чистяков

Так или иначе, в конце 1964 года макет был официально сдан, а вместе с ним была сдана первая очередь функциональных задач.

Параллельно с созданием СОП`а шла разработка инженерной и конструкторской документации приборов, которая сразу же передавалась на завод Кулакова, для запуска двух образцов системы – стендового и поставочного. На “Розовой даче” полным ходом шли работы по подготовке стенда для приема опытного образца.

Следует немного рассказать о разработке конструкции и технологии. Как было отмечено ранее, технические задания выдавались только в конструкторские подразделения, т.к. взаимоотношения с конструкторами складывались не гладко. Дело в том, что в ЦКБ были конструктора высочайшей квалификации, выросшие на конструировании механических и электромеханических приборов. Роль конструкторов в создании этих приборов была не меньше, если не сказать больше, чем роль инженеров-разработчиков, ибо в конечном счете успех определялся удачной компоновкой механизмов, точностью конструкторских расчетов и правильным выбором материалов. С переходом на цифровую технику роль конструкторов стала как бы подчиненной. Асы конструкции не могли себе представить вычислительную технику с невиданными до селе точностями решения задач, у которой от конструкции требуются допуска в лучшем случае в “десятку”, а то и в “единицу”, где сигналы передаются по проводам 0,01 и составляют тысячные доли ампера и еще боятся каких-то помех, где ничего не крутится, не перемещается, не жужжит. Словом, конструкторам перестройка на новую технику давалась не без труда и не без некоторой обиды. Да надо сказать, что ВУЗ`ы не ковали конструкторские кадры для конструирования цифровой техники. Поэтому при разработке УФУ и электронных блоков с печатным монтажом разработчикам аппаратуры пришлось ориентироваться на конструкторов и технологов НИТИ-18, а порой и самим разрабатывать конструкцию блоков. Сотрудничество с НИТИ-18 оказалось необходимым и в части изготовления первых партий модулей и блоков, т.к. завод Кулакова тоже оказался не готов к их изготовлению. Однако, постепенно эти болезни конструкторов и завода были преодолены и в дальнейшем конструирование и производство шли гладко.

С начала 1965 года на заводе Кулакова началось изготовление приборов опытного образца. Изготовление имитаторов и технологических стендов было организовано в экспериментальном производстве ЦКБ. Необходимо заметить, что ЦКБ и завод им.Кулакова, несмотря на административные отделения и объединения, всегда представляли собой идеальную пару, единый коллектив. Во все годы своего существования эта пара работала как часы – все, что успевало напроектировать ЦКБ, успевал во-время и хорошо изготавливать завод. Завод никогда не выдвигал претензий на многочисленные доработки, переделки, словом на то, что всегда неприятно для серийного производства, и, что неизбежно во всяком новом деле. Разработчики “Аккорда” чувствовали себя в цехах завода точно так же, как у себя в лаборатории, как дома. Разработчики обеспечили подготовку заводских регулировщиков, сдатчиков, сами вместе с ними обеспечивали регулировку и сдачу, а впоследствии и внедрение на объекты. Словом, работал единый, слаженный коллектив.

Небезинтересно отметить, что ЦКБ и завод Кулакова своими размерами оптимально соответствовали классу создаваемых систем. Это соответствие очень важно. Практика показала, что системы одного и того же класса будут разными по размерам и времени создания при их разработке в разных коллективах: у больших коллективов системы будут большими и создаваться будут долго, у оптимального коллектива – такими, какими надо и когда надо, у маленького коллектива – ничего не получится.

Тем временем один за другим изготавливались приборы, в процессе регулировки и сдачи отрабатывались методы проверки и технические условия. Приборы поставлялись один за другим на стенд “Розовой дачи”, дело шло к завершению. Но… здесь пришлось еще раз, в четвертый раз, перерабатывать “Аккорд”, перерабатывать, не останавливая производство.

В начало

Далее

Назад

Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 1422

комментариев 4

  1. Нилова Светлана
    28/09/2013 12:45:41

    Эрнест! Спасибо за «Аккорд»!
    Первая страница статьи из книги, которая лежит в верхнем ящике моего письменного стола. Как видишь, храню сентиментальные воспоминания об Аккорде и нашем весёлом коллективе.
    Забавны были наши праздники на рабочем месте со стихами и смешными подарками, с мелким хулиганством: взрывы диодов, враньё на телефонные звонки Савуткина- «Меттера нет на месте». Затем Слава является возмущённый: «Я вам дал достаточно времени попраздновать!!! Хватит, пора работать!»
    Стихийные празднования просто хорошего настроения в моей однокомнатной квартире… Однажды даже, по инициативе Валерия, без тебя отпраздновали твой день рождения — шампанским с мороженым и остатками пельменей и яиц из холодильника.
    Масленичные блины у Грушвицкого. В тот вечер у меня была моя бабушка. Ты её так очаровал, что она частенько о тебе спрашивала.
    Грустно — кроме Сорокиных, приезжающих раз в год из Израиля, никого, практически, из наших не вижу. Раньше встречала иногда Эдика Ильмъярова, но уже давно и его не вижу.
    Вот так ты спровоцировал ностальгию…
    Теперь о другом- сестру Валерия Петрова звали Галина. В 2004 году случилось так, что мы познакомились. Галя, между прочим, искренне считала, что её брат был физик-ядерщик. Мой номер телефона попал Галине благодаря моей перепалке с телевизионным ведущим — он нёс чушь о 705, я не выдержала, позвонила в студию, назвала несколько имён, среди них Валерия. Тут же позвонила мне Галя…

  2. Отвечает Меттер Эрнест Яковлевич
    28/09/2013 13:31:12

    Света, и тебе спасибо за труд прочесть сухие строки моих воспоминаний. Хотел бы дать прочесть другим знакомым, но у меня нет сведений о них. Если ты имеешь связь с Мишей Сорокиным, перешли, пожалуйста, ему нашу записку и привет от меня и Гриши Карпишпана. Если ты сможешь разыскать адрес электронной почты Валериных детей, я перешлю им мои воспоминания об их отце. Думаю, им это будет интересно, т.к. других источников, наверное, у них нет.
    Всего наилучшего

  3. Савинский Олег Тимофеевич
    14/10/2013 12:39:05

    ВСЕМ, кто его знал и помнит, привет от СОРОКИНА М.С.
    Я с ним встречался и передал воспоминания о «БИУСЕ» и «ПОЛЮСЕ». Вспомнили далекие годы, «Розовою дачу», как сдавали 705 проект. В общем, посидели хорошо!

  4. Макаркина Катерина
    30/11/2013 17:06:03

    Эрнест Яковлевич, пишу от лица всех нас, родных Валерия Петрова, моя электронная почта kattushh@mail.ru, пишите))
    У нас есть много фотографий, которыми мы можем с вами поделиться.
    Надеемся на ваш скорый ответ)


Добавить комментарий