ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ПЕРЕСТРОЙКА

В.К. Моисеев

И.М. Жовтис

Г.Н. Матушкин

В то время я был уже начальником нашего отдела – сменил Л.В. Казачкова после его кончины, и административные проблемы всё больше затягивали меня в свои сети, одновременно с быстрым расширением области решаемых технических задач обработки сигналов. Мы активно работали с начальниками наших секторов: с В.К. Моисеевым и Г.М. Ефимовым, с И.М. Жовтисом и В. Г. Петровским, с Ю.С. Парижским и А.Н. Шполянским, с В.Н. Самсоновым и Г.Н. Матушкиным, с Ю.Н. Овчаровым и Б.А. Клименко. Потом к ним добавились новые руководители коллективов: Ю.В. Рыкачевский, А.В. Ефремов, Ю.А. Шаповалов, А.И. Башмаков.

Л.А. Елисеева

Г.М. Помпушкина и Н.Н. Кудрявцева

Л.В. Пирогова

Фактически в это время у нас сформировалась своя «гранитовская» школа обработки сигналов. Со мной часто общались ведущие специалисты: Р.В. Агеев, В.В. Барковский, Е.А. Барсуков, Б.М. Блоштейн, Н.А. Большаков, Э.Г. Бондарчук, В.И. Бурцев, А.Ю. Быстров, Е.Б. Воронцов, Ю.Н. Городецкий, А.С. Грязнов, Ю.П. Давыдов, М.Ю. Демидов, В.А. Дошлов, Н.Н. Егоров, Л.И. Егорова, Л.А. Елисеева, А.А. Заблоцкий, В.И. Лось, В.И. Матвеева, Л.К. Морозова, Т.Т. Петрова, Г.М. Помпушкина и Н.Н. Кудрявцева, В.С. Саешников, В.В. Соколов, А.А. Тамберг, В.А. Федотов, Ю.С. Чемещук, М.П. Юшина, Л.В. Пирогова, и другие, но глубоко вникать в их технические проблемы уже не хватало времени.

Особенно напряженно стало жить после того, как в стране началась крутая перестройка, и в институте стали закрывать заказы, сокращать финансирование работ. Наиболее умные и хитрые начальники стали уходить в коммерческие структуры, а я, по скудости мыслей и в силу своих коммунистических взглядов на долг руководителя, сидел на своём месте, надеясь, что неприятности носят временный характер, и мы ещё сможем реализовать все наши «великие» замыслы.

В.С. Баландин

В.А. Лапин

А.В. Гусев

Конечно, меня тоже приглашали во всякие кооперативы. В.С. Баландин предлагал мне вместе с О.Д. Жигуновым и Е.Г. Ивановым открыть кооператив по изготовлению микроэлектронных блоков, В.А. Лапин звал в кооператив с К.В. Сосуновым изготавливать механические детали, А.А. Васильев приглашал на пятую промплощадку возглавить отдел логистики. Но во всех этих вариантах не чувствовалось глубины и основательности, а про логистику я в то время не только ничего не знал, но даже не понимал значения этого слова.

Пожалуй, наиболее серьёзным было предложение А.В. Гусева  перейти работать главным инженером в созданный им филиал «Гранит-7». Это была серьёзная техническая работа, продолжающая дело Л.П. Свиридова и Л.Ф. Рыбалко, которые к тому времени, став лауреатами Ленинской премии, уже закончили свою трудовую деятельность в институте. Я даже задумался над этим предложением, но цифровая обработка сигналов перетянула, и, посоветовавшись на всякий случай с заместителем главного инженера В.И. Шагулиным, я остался в своём отделе.

В.И. Шагулин

Только после того, как в наш отдел перевели всех сотрудников из отдела Е.А. Горбачева, оставшихся без своего начальника, ушедшего в коммерческую контору, я понял, что столько инженеров (их было уже около трехсот) мне «не прокормить». Главной задачей в то время было сокращение штатов. Я вёл тогда двойную жизнь. С одной стороны у начальства я искал убедительные слова и обосновывал необходимость сохранения каждого инженера и техника. А с другой стороны, разговаривал с каждым инженером и техником, объяснял им, что всё разваливается, работы нет, и не будет, зарплаты тоже нет, надо идти торговать, искать другую работу, где есть живые деньги. Я чувствовал себя «палачом» и прилагал все силы к тому, чтобы расстаться с людьми без конфликтов и обид.

Это удавалось не всегда. Помню, как наш ведущий инженер О.В. Иванова, выходя из кабинета, хлопала дверью так, что «ломались косяки». Я благодарен судьбе, что конфликты были редкими, что при встречах на улице через несколько лет, многие бросались ко мне как родному, и благодарили за то, что я их вовремя уволил. Кстати, и с Ольгой Васильевной Ивановой, которая во время этих катаклизмов перешла работать в нашу пожарную охрану, мы остались друзьями до самой её кончины, а мой приятель В.Я. Зобнин через пару лет растрогал меня, оценив всю эту работу с сотрудниками как «высший пилотаж». Главное, что я вынес из того времени – с людьми надо быть честным и не жалеть сил на объяснение своих поступков.

Далее

В начало

Автор: Ицкович Юрий Соломонович | слов 762


Добавить комментарий