Часть 4. Случай в торпедном отсеке
Выход из мокрого торпедного аппарата на учебно-тренировочной станции
Где-то, незадолго до моего ухода с ПЛА К-42, году в 1977-м, в период очередной модернизации в городе Большой Камень Приморского края, на наш экипаж прибыл новый командир электронавигационной группы лейтенант Сережа Тихомиров. Ну надо же! Вспомнил фамилию! Это не так просто, потому как, к БЧ-5 он отношения не имел никакого, а в БЧ-1, командиром которой являлся штурман, это был второй офицер и естественно, называли его все штурманёнком. Попробуй тут вспомни, если любое обращение к народу в БЧ-люкс всегда так и звучит: – а, где штурман? Или штурманенок, или радист, или минёр? Всем совершенно понятно, о ком идет речь. Поэтому вспоминается народ в чужих боевых частях чаще всего именно по должности.
Между прочим, из этой начальной должности произросло много, в последующем известного народу – как-то: Валера Дорогин, Валера Рязанцев, Толя Комарицин и еще многие – известные в наших кругах, адмиралы, с кем довелось вместе служить и общаться, именно, в этих стартовых должностях. Сережа Тихомиров попал к нам с тральщика, откуда он добился перевода в подводный флот и прибыл в день, когда экипаж сдавал последнюю задачу по легководолазной подготовке, т.н. Л-7.
Эти семь задач по легководолазному делу сдаются ежегодно всем экипажем. Без их отработки выход ПЛ в море запрещен. Включают они в себя, нарастающие по сложности, задачи. Начиная с простого погружения в снаряжении подводника на небольшую глубину и постепенно усложняясь. Там и работа под водой, и барокамера с имитацией всплытия со ста метров, и всякое другое. Завершаются они отработкой выхода через торпедный аппарат.
Из своей практики, я никогда не забуду, свой первый выход через сухой аппарат (задача Л-6). Снаряжение ИСП-60, в котором подводники должны покидать свои стены, не всегда рассчитано на рослых людей. Недаром, когда-то, на медкомиссии при поступлении в ВВМИУ им. Дзержинского, меня чуть не отправили на надводный факультет. Кого-то не устраивал для спецфака мой рост – 185 см. Благо, на мандатной комиссии начальник Училища вице-адмирал Аркадий Терентьевич Кучер спросил о моём желании и заставил переписать заявление.
Вот, в то время, мне попался гидрокомбинезон, явно не моего размера. Я в него еле втиснулся и весь, натянутый как струна, с висящим на груди дыхательным аппаратом ИДА-59 полез в трубу торпедного аппарата. Задача относительно простая – пролезть через эти 8 метров и вывалиться с другой стороны. На вид – нечего делать. Но, на практике оказалось, что мои плечи едва вместились в этой трубе. Руками, которые не согнуть, уцепиться не за что. Всё тело, зажатое в этот комбинезон из прорезиненной материи, не подчинялось никаким судорожным движениям. Попытки подталкивать себя ступнями ног не получались, поскольку на подошвах были железные водолазные стельки и ими можно было только слегка скрести по этой трубе. Баллоны дыхательного аппарата (ИДА-59) выросли до неимоверных размеров. Попытки отжаться от них вверх приводили к небольшому движению плечами и дальше дыхательный мешок упирался всё в ту же трубу. Короче – застрял намертво, еще и не начиная ползти.
При этом когда влез в торпедный аппарат только по пояс, кто-то из соратников уперся в мои стельки и протолкнул то, что было мной, а сейчас спелёнутое, как младенец – дальше в трубу. Одновременно должны были двигаться 4 человека. И не просто двигаться, а дублировать команды стуком зажатого в руке карабина (еще и карабин в этой жуткой рукавице надо было держать) и самим давать сигнал о самочувствии, имитации подачи воды в ТА, и готовности к выходу.
Помню, что с нечеловеческими усилиями, подъёрзывая, по возможности, кое-как подталкивая себя кистями рук, периодически отталкиваясь ногами с металлическими стельками от головы позади идущего – рано или поздно – дополз до выходного отверстия, из последних сил дал сигнал выхода и выпал совершенно обессиленный, этаким кулём. Не ожидал совершенно, что проползти через сухой торпедный аппарат будет таким нелегким делом.
Подобная подготовка проводится не просто так для галочки. Знание и представление о том, что тебя ожидает в подобной ситуации, может реально спасти жизнь. Так, на ПЛ С-178, когда она затонула из-за столкновения с траулером в проливе Босфор Восточный, осуществлялся выход через торпедный аппарат. В нем погиб начальник штаба соединения – не выдержало сердце. Полагаю, что вряд ли, он проходил отработку подобной легководолазной задачи, как и многие из командования. Обычное дело – командир, зам и, кое-кто, из очень занятых, просто получали отметку о прохождении этого дела. А посему, вряд ли представляли, насколько это тяжело физически. А в условиях реальной катастрофы – еще и моральный фактор. Выдержать неподготовленному человеку – непросто.
После сухого аппарата прохождение последней задачи Л-7 – выход из мокрого, т.е. заполняемого водой, кажется гораздо более легким делом. Вода, поступающая в трубу, тебя приподнимает и уже образуется какой-то зазор между дыхательным аппаратом и тем, на чем, ты лежишь вместо торпеды. Можно, как-то шевелить локтями и проталкивать ими себя и даже помогать себе пятками упираясь в верх трубы. Дыхание в ИДА-59 обычное, по замкнутому циклу и особых трудностей не представляет.
Я с самого начала службы на подводной лодке имел квалификацию т.н. офицера-водолаза, полученную еще по выпуску из училища и периодически подтверждал ее на флоте. К тому же, уже длительное время я исполнял обязанности командира дивизиона живучести и непосредственно занимался организацией отработки задач ЛВД. Поэтому на всех спусках оказывал помощь мичманам-инструкторам, которые меня хорошо знали и, как правило, проходил все задачи последним.
Конечно, новичок не был допущен к этим делам. Но раз лейтенант из люксовой боевой части попал в наши руки, то делом чести было сразу окунуть его в подводный мир, почти в буквальном смысле. Ничего лучше для этой цели, чем задача номер семь – не было. Популярно объяснили бывшему надводнику, что без ЛВД (легководолазного дела) его просто не возьмут в море, и будет он на берегу нести бесконечные гарнизонные дежурства. И что ему сильно повезло, что он успел на последнюю задачу. И уж, конечно, с мокрым торпедным аппаратом он справится и сразу будет признан настоящим подводником.
Легкий экскурс в его прошлое показал, что в отношении снаряжения подводника у него полный вакуум, т.к. на тральщике применяются только общевойсковые ИП-46, к которым никого не подпускают. Ничего, пообещали мы ему. Мы тебя оденем, включим и вылетишь пробкой. Конечно, мы не собирались над ним подшучивать в плане каких-то действий, как можно подумать, но было интересно, как будет вести себя человек, впервые попавший в такой оборот. Мы – это оставшиеся последние из экипажа – управленец Жора Начевный, здоровенный, нагловатый детина и я.
Всунули лейтенанта прямо во всем его обмундировании в ГКП (гидрокомбинезон подводника) и навесили на него проверенный ИДА-59. Лейтенант Тихомиров оказался тощ и невысок ростом, и сидело всё на нем этакой гармошкой. Заставили его поприседать, чтобы вышел воздух, включили на дыхание в ИДА-59 и запихнули в торпедный аппарат.
Входная крышка аппарата располагалась в учебном классе на УТС (учебно-тренировочной станции), в которую была переделана одна из бывших подводных лодок проекта 613. В этом классе стояли столы и стулья. На стенах висели разные плакаты о водолазном деле и т.п. Труба аппарата вела в небольшой бассейн, глубина в котором была, однако, 4 метра. Подводники по 4 человека занимали места в трубе, закрывалась задняя крышка. По сигналу стуком заполнялся аппарат водой, после чего уравнивалось давление с бассейном. Открывалась передняя крышка и, стукнув 3 раза, по очереди, начинали выход в бассейн, где цеплялись за буйреп, закрепленный у передней крышки, и всплывали наверх. Вслед за лейтенантом втиснулся в трубу я сам, чтобы контролировать пионера и вслед за мной влез Начевный. Задняя крышка закрылась.
Мы отрепитовали сигнал о самочувствии, получили другой, также его повторили, что означало, что можно заполнять водой. Всё по плану и никаких проблем. Лежишь, сопишь в загубник аппарата – кромешная тьма. Начала поступать вода. Интересно бы узнать ощущения лейтенанта, но поделится он с нами, конечно, позже. Труба заполнилась водой до самого верха и через некоторое время, прозвучал сигнал о нашем самочувствии. Все ответили, начиная с лейтенанта. Т.е. всё в порядке и можно открывать переднюю крышку.
Послышались четыре удара. Это сигнал, что крышка открыта и можно выходить. Ноги лейтенанта двинулись вперед. Я за ним. Продвинулись метра полтора и что-то застопорилось. Лбом через шлем чувствую его ноги и какое-то копошение. Но вперед движения нет. Наверное, думаю, надо ему помочь. Ведь впервые человек в аппарате и видимо, не может сообразить, как правильно двигаться. Подтянул руки под идашку, растопырился локтями и всей своей массой надавил на лейтенантовы подошвы. Туговато, но идет. Еще сильнее давлю. Позади в меня упирается мой коллега по пульту ГЭУ, я от него слегка отталкиваюсь, что тоже помогает. Продвинулись с приличными усилиями еще с полметра. И опять застряли. Да, что же это такое! Может, думаю, его перегнуло о срез трубы, плавучесть излишняя, ногами двинуть не может – он и застрял. Как могу, увеличиваю свои усилия. Наконец-то, слышу три удара карабином и ноги лейтенанта исчезают.
Преодолеваю оставшееся расстояние до переднего среза трубы и уже вижу сквозь запотевшие очки шлем-маски какой-то легкий просвет. Подползаю последние сантиметры и… вижу, что крышка торпедного аппарата приоткрыта только слегка. Ничего не понял. А куда же делся лейтенант Тихомиров? Попытался рукой, как бы приоткрыть крышку побольше. Да, куда там! Крышка стоит в своем приоткрытом положении – не шелохнется. В имеющуюся щель не пролезет даже голова, не говоря уж о баллонах на груди. Вот это номер!
А позади в это время тяжело ворочается мой товарищ, упирается своим лобешником в стальные подметки на моих ногах и видимо, тоже недоумевает – чего это все там застряли, когда счастье так близко. Попробовал я просунуть, хотя бы голову, в приоткрытую щель. Но куда там! Делать нечего – надо отползать от края трубы – мало ли, по каким причинам дверь оказалась в таком, едва приоткрытом положении. Пойдет, вдруг, на закрытие – окажешься и без головы и без пальцев. Но теперь, я оказался в положении того лейтенанта. Моему напарнику, что позади, надоела непонятная безвестность, и он теперь толкает меня в ноги со всей своей силой. Тоже, наверное, проявляет заботу – думает – не застрял ли я. Но, я ему – не юноша бледный, со взором горящим – впечатываю стальной стелькой по его лбу и сразу чувствую, что напор ослаб.
Отползаю от края трубы назад на полметра. Наверху тоже видят, что пауза между появляющимися телами затянулась, и дают сигнал – как самочувствие? Даю один удар – дескать – хорошо. Оставшийся напарник отвечает тем же. Тут, вдруг, между всех прочих этих непоняток, возникает еще одна проблемка – дыхательная смесь начинает подаваться, с каким-то явным усилием, при вдохе с моей стороны. В своей водолазной самоуверенности, на заключительный выход взял первый попавший под руку аппарат ИДА-59 без обязательной рабочей проверки. И сколько там было оставшегося давления в кислородном баллоне, которым мы дышим до глубины 20 метров – одному Богу известно. И буквально, с каждой секундой начал чувствовать остаток своей жизни. Обратный отсчет, да и только! Стараясь делать вдохи потише и пореже, дал запасной сигнал – удар, пауза, затем два быстрых удара, снова пауза и еще один. И тишина… Замерли все.
Наверху мичмана не могут понять, что происходит. Затих и мой напарник – понял, что происходит, что-то нештатное. Никаких стуков в ответ, потому как не могут понять значения запасного сигнала. Но выпускающий мичман-инструктор знает, что я иду вторым и знает, что просто так, шутить не буду. Тем временем, дышать становится всё труднее. Мне это начинает сильно не нравиться… И даю сигнал бедствия, т.е. несколько частых стуков. Между дел, чтобы как-то изменить затекшую позу, пяткой левой ноги уперся в какой-то выступ в верхней части трубы (не иначе, как в щеколду, включающую механизм торпеды). И в это время почувствовал, как мощным потоком потянуло всего назад. Хорошо, что успел отдернуть ногу от этого выступа, а то, её начало заворачивать. Вышел бы, как художественная гимнастка – в шпагате. А так, с нарастающей силой потока воды и, почти мгновенной бешеной скоростью вылетел из трубы торпедного аппарата прямо в учебный класс, где дорогу среди столов и стульев уже проложил мой напарник, летевший первым.
Сломал он их все и затормозился у кормовой переборки. Я пролетел чуть меньше и долго не мог остановиться от вращения среди обломков какого-то стола. Такая была сила в этом потоке воды. Пока весь бассейн не вытек в класс, я так и вращался наподобие мельничного колеса. Наконец-то, появилась возможность встать – переключился на дыхание в атмосферу и втянул с особым удовольствием этот воздух дизельной подлодки с его вечным привкусом солярки. Первым делом спросил у инструктора, расшнуровавшего мой комбинезон, куда делся лейтенант? – Да, нормально, всплыл и пошел в раздевалку – отвечает. – И ничего не сказал? – Да, нет, ничего. Весь какой-то помятый, но ни на что не жаловался.
Подошел второй мичман, мой напарник тоже вылез из своего шлема, и я им рассказал про свои наблюдения. Обеспечивающий наверху, сказал мне, что когда получили аварийный сигнал, быстро посовещались и, убедившись, что, именно я, в этот момент нахожусь у выхода из ТА, решили открыть заднюю крышку. Потому как знали, что руками я за срез трубы держаться не стану. Что послужило причиной заедания открытия передней крышки, пока непонятно. И каким образом, лейтенант, там просочился во всем своем снаряжении – тоже. Между тем, передняя крышка, всё-таки, потоком воды из бассейна захлопнулась и при этом винтовой привод (шнек) лопнул. А толщина его, между прочим, поболее человеческой руки. Вот такая сила образовавшегося водопада. Мичмана ушли разбираться, а мы с напарником полезли наверх в раздевалку.
Там смирно сидел на баночке наш лейтенант – уже в кителе, но в состоянии какой-то прострации, глядя перед собой невидящими глазами. На наш вопрос, почему и как – он ответил, что очень удивился, увидев такую узкую щель в конце трубы вместо свободного выхода. Но, говорит, долго удивляться не пришлось. Пока раздумывал, как в нее протиснуться – неведомая сила уперлась в ноги и подала его вперед. Деваться было некуда. Кричал – мама! И звал на помощь! Баллоны с АГК (азотно-гелиево-кислородная смесь) постепенно сместились на живот. Что-либо изменить лейтенант был не в силах. Слабые попытки сопротивляться никакого успеха не имели. Наоборот, любая задержка в запрессовывании туловища в этот непонятный выход приводила к еще большему давлению потусторонних сил. Грудь протиснулась в этот зазор, баллоны ИДА-59 вдавились в живот и обвили там позвоночник. Пару раз уходило сознание. С его возвращением приходила мысль – куда я попал? Говорили же умные люди, что подводники – это не просто! Но, чтобы до такой степени? Но все же остальные вышли?!
И никто не подал никакого виду! Шли в раздевалку, смеялись – это же надо!!! Они, что – пластилиновые, что ли??? Наконец, нагрудник с баллонами окончательно сполз в область между ног, а дыхательный мешок окончательно переломил шею. И когда лейтенант смирился с отходом в мир иной, ноги с аппаратом ИДА между ними выскользнули из этой ловушки. Сил хватило только три раза стукнуть карабином (молодец, не забыл!) и новоиспеченного подводника просто выкинуло на поверхность бассейна методом свободного всплытия. На замечание инструктора, что он не пристегнулся к буйрепу и не повисел минуту на мусинге под водой, а значит, придется повторить – штурманенок, чуть не потерял сознание. Спасла реплика другого мичмана, что это последняя партия. Я его спросил, а чего же ты не сказал инструкторам, что крышка не открылась полностью? – А я, говорит, думал, что так и надо…
Далее
Назад
В начало
Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 2292Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.