10. Аккордовских узоров кружева

Сложная задача стояла в части организации временной диаграммы работы системы с учётом необходимости решения многих программ в параллель при быстродействии 100 тыс коротких оп/сек. Режимы работы системы были определены с учётом обеспечения боевой, учебной и походной деятельности экипажа. В ЦВУМ была использована американская идея многоуровневых прерываний, модернизированная с учётом специфических условий работы «Аккорда». Была разработана 4х-уровневая система прерываний с приоритетным распределением всех программ каждого режима внутри каждого уровня. В результате удалось организовать параллельные вычисления разных по частоте и важности задач, что позволило ужать программное обеспечение в объём 32К плюс объём 8К памяти констант.

Эта работа проходила в тесном контакте ведущих специалистов Э.Я. Меттера, В.А. Петрова, А.Н. Чистякова с разработчиками программного обеспечения в лице В.В. Платонова, В.А. Гоникберга, Л.Е. Фёдорова, А.А. Погасяна, Е.М. Ильиной, Н.В. Афанасьевой, П.Ф. Митрошина, Б.К. Декстера, А.А. Гринберга, С.М. Мессермана, Ю.М. Наймарка, А.В. Иконниковой, В.В. Шишковой, Л.Г. Марковой, А.С. Корентабака, Т.И. Прахиной, В.А. Васильева, В.И. Гурылёва, М.М. Вербицкого, Б.М. Крыжановской, В.И. Федина. Коллектив математического отдела усиленно и скрупулёзно разрабатывал вопросы обеспечения трёх режимов работы системы: повседневный (походный) режим, боевой режим и режим тренировок личного состава в режиме торпедных атак.

К перечню решаемых задач повседневного режима относились: счисление пути судна, непрерывный учёт элементов движения ПЛ (скорости, направления) и воздействий внешних сил с целью определения координат судна (счислимого места) без наблюдения береговых ориентиров и небесных светил (обсерваций). Счисление пути нужно было проводить на основании значений курса, скорости и вектора сноса ПЛ. В его процессе осуществлялся расчёт и прокладка истинных курсов и пройденных расстояний, учёт циркуляции и сноса судна. В расчётах производился анализ модели Земли и геодезических систем координат, «зашитых» в памяти констант ЦВУМ. Определение элементов счисления и их характеристик. Прокладка при отсутствии дрейфа и течения. Циркуляция судна. Учет циркуляции судна при прокладке. Определение диаметра циркуляции с помощью судовой РЛС, навигационными способами, по углу движения. Графический и табличный методы учета циркуляции. Дрейф судна и учёт дрейфа при прокладке. Определение угла дрейфа по кильватерной струе, по створу, из обсерваций, по пеленгам свободноплавающего ориентира, по курсовым углам на ориентир. Учет постоянного течения при прокладке. Учет приливо-отливного течения. Навигационные методы определения пути ПЛ. Погрешности навигационных измерений. Навигационные функции, параметры и изолинии. Расчёт координат места судна. Выбор оптимального пути. Ортодромия. Гиперболические РНС для определения места судна. Учёт небесной сферы и системы сферических координат. Измерение времени. Звездное и солнечное время. Учёт суточного движения светил.

К перечню решаемых задач боевого режима относились:

  • Определение элементов движения целей и дистанции до них по пеленгам на цели и их производным, получаемым от гидроакустической станции.
  • Расчёт элементов торпедной атаки, которыми являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы. Стрельба торпедами, включающая вычисление данных стрельбы, ввод данных в торпеду, занятие расчётной позиции кораблём, выполняющим торпедную стрельбу, и производство залпа.
  • Выработка команды на прицельную стрельбу в случае наличия точных элементов движения цели и дистанции до неё.
  • Определение типа торпедной атаки, которая может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.

При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применялся для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Торпедная стрельба по площади производилась залпом или с временными интервалами. При торпедной стрельбе последовательными выстрелами торпеды выстреливаются через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.

По воспоминаниям контр-адмирала А.С. Богатыврева, в прошлом – командира К-123 (пр.705К), лодка могла развернуться практически “на пятачке”, что было особенно важно при активном слежении своей и “неприятельской” лодок друг за другом. “Альфа” не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы (т.е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара. Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед “потенциальных противников”, АПЛ проекта 705 и 705К, благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами), могли развить полный ход в течение минуты, имея почти “самолетные” разгонные характеристики. Большая скорость позволяла быстро зайти в “теневой” сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно “Алфа” и была обнаружена гидроакустиками противника.

Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. По словам командиров АПЛ проекта 705 А.У. Аббасова и А.Ф. Загрядского, подобный маневр позволял при постепенном наборе скорости до полной и одновременном выполнении циркуляции с изменением глубины погружения заставлять следящего за ними в режиме шумопеленгования противника терять цель, а Cоветской АПЛ – “по истребительному” заходить ему “в хвост”.

К перечню решаемых задач режима тренировки относились:

выработка параметров движения имитируемых целей на основе хранящихся в ЗУ данных о судах вероятных противников. Решение всех задач боевого режима осуществлялось по боевым алгоритмам, за исключением ввода данных о реальной тактической обстановке, и с блокировкой задействования цепи стрельбы торпед.

Однако в ходе эксплуатации лодок 705-го проекта проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ – “морского” и “берегового”, обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе. В результате карьера “Альф”, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее “закату” способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.

В начало

Далее

Назад

Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 944

комментариев 2

  1. Отвечает Меттер Эрнест Яковлевич
    28/09/2013 05:45:51

    Комментарий Леонида Овсищера:
    Здравствуйте, Эрнест! Какие вы были молодцы и умницы! С удовольствием и внимательно всё прочёл: вам есть чем гордиться!
    Здоровья и оптимизма на долгие годы! Л. Овсищер.

  2. Отвечает Меттер Эрнест Яковлевич
    28/09/2013 05:46:20

    Мой комментарий на замечание Л. Овсищера:
    Лёня! Большое спасибо за добрые пожелания!!! Что касается оценки нашей работы, то ты очень добр, давая такую высокую оценку! Спасибо, я очень ценю твоё мнение, поскольку уважительно отношусь к твоим качествам! Пользуюсь поводом пожелать тебе тоже всех благ, здоровья, хорошего настроения и удачи!


Добавить комментарий