Семья

07.05.2014. Приготовление блюда — не наука, это искусство. Говорю как независимый критик — эксперт, вкушающий плоды, но когда-то вкусивший и «кухню», познавший детали этого занятия, вооружившись книгой «О вкусной и здоровой пище». Это было давно, когда возникала ответственность за ребенка, попадавшего в мои руки. Такое бывало не часто, потому занятие не выходило за рамки исполнения необходимого. Понимаю женщин, им приходится заниматься этим каждый день, и приходится относиться серьезно и любить, — нельзя не любить часть своей жизни, она должна быть тоже прекрасна. Я, конечно, об этом все время забываю, и слышу вопрос, похожий на упрек: «ну как, удалось?». Хорошо если сразу понимаю, что речь идет о приготовленном блюде. Мы (мужчины) такие неблагодарные! Но самокритичные.

19.06.2014. «Отцы и дети» — проблема, известная с классических времен. Одна из немногих книг, которые я прочитал в школе по школьной программе, имела именно такое название. Прочитал с интересом. И у моего сына получилось точно также. Наверно, тема всегда интересовала не только родителей, но и детей. Наверно, не у одного меня была мысль о том, что «как родители, жить нельзя». Но… Приведу свои слова из текста «В деревне» об ощущениях 8-летнего мальчика: «Мне тогда показалось, что дела и проблемы, которыми занимаются взрослые из тех, кого я знаю, и которыми когда-нибудь тоже буду заниматься, потому что меня к ним готовят, и ничего другого я не вижу и не знаю, — что все это слишком мелко и недостойно самой жизни. Предназначение человека иное… Потом я стал взрослым, и прожил жизнь так, как меня учили…»

Каждый, буквально каждый хочет идти своим путем, не опираясь на опыт родителей, даже если он был весьма успешный. Неоднократно слышал рассказы состоявшихся детей известных родителей. В них непременно присутствует сюжет о том, что они отвергали протекцию, желания и советы своих родителей. По их мнению, известность не помогала им, наоборот, мешала, требовала дополнительные усилия, чтобы противостоять давлению родительского авторитета. И то, чего они добились, это их личная заслуга, они это обязательно подчеркивают. И только после смерти родителей отношение меняется.

Дети не знают своих родителей, родители не знают своих детей. Откровенные разговоры родственников разных поколений — редкость. Мне кажется, мои отношения с сыном — исключение. Но откровенность с ним тоже до определенного предела, в определенных областях. И есть у него снобизм, уже лет десять, как ощущаю. Иногда думаю о том, что когда-нибудь напишу ему длинное-длинное письмо, запечатаю в конверт и на конверте напишу слова: «Вскрыть после моей смерти». Идея есть, но все откладываю ее на потом, — кажется, что времени впереди еще достаточно.

Недавно смотрел передачу об ушедшем Алексее Германе. Он говорил о том, что его взгляды абсолютно расходились с мировоззрением отца, писателя Юрия Германа. И при таких обстоятельствах, говорил Алексей, отец ему помогал при написании сценариев некоторых фильмов. Это были два родственника, два друга, с противоположными взглядами на жизнь. — Советским и антисоветским. Думаю, что в том, что они сохранили близкие отношения, была заслуга отца.

Мне говорили, что в Америке родители доводят своих детей до совершеннолетия, а потом дети живут самостоятельно, лишь изредка встречаясь с родителями. В России это не так, мы еще не так далеко ушли от племенных, первобытно-общинных отношений.

Лет двадцать пять назад у нас на чердаке поселилась кошка, принесла двух котят и все лето выхаживала их там. Кошка была известно чья, хозяин не стал забирать своих питомцев, и все лето мы наблюдали процесс воспитания подрастающего поколения. Как она о них заботилась, оберегала! Однажды видели, как дала одному из них оплеуху за то, что он что-то сделал рискованное, не так «как надо». К концу лета котята стали совсем большие, как прежде тянулись к маме. Но в какой-то момент прежняя ласковость исчезла, она стала на них шипеть при приближении, стала относиться к ним как к чужим котам, готовая к драке. Такой сценарий, как понимаю, прописан природой. Американцы в этом отношении ближе к природе. — Странно! — Я всегда считал, что это Россия страна естественной природы. 

24.06.2014. Один из тех, кто на меня когда-то повлиял, был Оскар Уайльд. Меня поразили его циничные и в то же время умные верные высказывания. Одно из них такое: «В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем». Увы, это так. Это свойство общечеловеческое. Зачем, почему это так — не понимаю, но зачем-то природе нужны именно такие отношения с детьми. Я все больше склоняюсь к тому, что не так много дано человеку своего, самостоятельного. Мы живем, говорим, думаем, действуем по каким-то шаблонам, и нет у нас понимания глубинных причин наших действий.

Все лучшее — детям, мы даем им большую часть своей жизни, предполагая увидеть зрелые всходы, которые будут радовать нас в предстоящей старости. — А в ответ, — тишина. — Это в лучшем случае. Каким плохим сыном был я сам! Это я сейчас понимаю, а когда-то не мог простить многого, мне казалось, что странная любовь моей мамы мешает мне жить, я мог и могу представить сейчас тысячи убедительных свидетельств, что это так. Но результат был плохой. В значительной степени так получилось оттого, что я другой, не такой, каким она меня хотела видеть. Генетика задает начальные условия, но их реализации могут быть очень разные, вплоть до полной несовместимости. Родителям этого не понять, они видят родное, знакомое, похожее, экстраполируют и интерпретируют все это по-своему, а действительность от них скрыта. Редко бывает гармония отношений детей и родителей, почти никогда.

В социуме нет и не может быть ничего до конца настоящего, всегда идет некоторая игра. Эти игры могут доставлять удовольствия, но могут и угнетать. Я имею ввиду то обстоятельство, что хорошее от плохого отличается не так сильно, как это кажется. И если выносится наружу негативная оценка, она усиливается и происходит возбуждение всей системы, что может даже ее разрушить. Обычно крупные скандалы начинаются с пустяка, — с невзначай брошенного слова, или неверно понятого. Если ответная реакция превышает удар, она вызывает еще более сильный ответный и т.д. Значит, лучше играть в хорошие спокойные игры, даже если для этого приходится быть не вполне настоящим. Потом вживаешься в роль и все становится хорошо по-настоящему. 

21.05.2015. »Зависимость развития цивилизации от модели устройства семьи». — Мне кажется, что эта зависимость слабая, скорее наоборот, — цивилизация влияет на семью. Люди, обосновавшиеся на востоке, в конце концов, будут жить по-восточному, в Америке — по-американски, а в России — по русски. Но зависимость, по моему мнению, слабая. Общество развивается по своим собственным причинам, из семьи рекрутируются бойцы, из которых школа, институт и весь уклад жизни делает его радетелей и через них влияния идут вниз, на вновь образуемые семьи. В моем мироустройстве человек занимает не самое почетное место, а вместе с ним и семья, у которой свои задачи. Семья обеспечивает материальную часть жизни, создает ее уклад. Она поддерживает тело человека в надлежащем виде, находит пропитание, выращивает детей. Сюда человек «шагает с работы усталый».

В отличие от семьи, цивилизация, под которой мы понимаем общество, выращивает и употребляет духовное человека. Обучает ремеслам и наукам, с которыми он потом всю жизнь служит. Между общественным и личным, как и между духовным и материальным, связь не прямая, опосредованная. Не всегда высокий материальный семейный комфорт способствует духовному процветанию. Человек «при исполнении» бывает совсем не похожим на самого себя «домашнего». Домашнее остается за порогом дома. Это два мира, имеющие слабые контакты и влияния друг на друга. Попытки возведения материальных особенностей (в том числе, семейных) на социальный уровень ведет к «махровому национализму». Как показывает практика, такие состояния надолго не сохраняются. Но запад вздрагивает, слушая разговоры о «традиционных (семейных) ценностях»…

Т.е. мне трудно говорить о зависимости, я ее не вижу, не хочу видеть. Это разнородное, несводимое, лишь слегка соприкасающееся. Семья существовала в первобытные времена и при всех последующих общественных формациях. Матриархат сменял патриархат, а семья оставалась прежняя. Христианские, буддистские, китайские семьи внешне похожи, у них у всех задачи одинаковые. В разных культурах разное отношение к сексу, от стыдливо прикрывающего наготу (в христианстве) до серьезного и восторженного (в буддизме). Ислам — культурологический казус. Возникший после христианства, предложивший нетрадиционную семью. В природе, как понимаю, преобладают обычные, — тигр и тигрица выращивают тигрят. Ситуация, когда есть один петух и много курочек, мне кажется искусственной, она принесена человеком из своих корыстных интересов. Не знаю историю ислама. Вроде бы исламисты всегда много воевали, из-за чего в мужчинах ощущался недостаток, и общество в интересах женщин решило вопрос таким образом. У нас гаремы просятся там, где «незамужние ткачихи составляют большинство». Но проблемы решаются другими, традиционными способами…

Подчиненность женщины проявляется уже на уровне языка — она выходит замуж, т.е. принимает положение «за мужем». Сначала муж, а потом она. Подчинение и свобода не так однозначны, как это кажется. Свобода может тяготить, а безусловное подчинение может доставлять большое удовольствие. Правда, для этого властелин должен обладать несокрушимым авторитетом. Верующие подчиняются Богу и проводникам его воли — церковникам. У них нет мысли роптать на свое подчиненное положение, а фанатично верующие счастливы в молитвах и поклонах. Все это не более чем психологические состояния. Не имеет значения, отчего человек счастлив, если счстье длится долго, всю жизнь. Пусть со стороны это выглядит дико, но для данного человека нет малейшего желания что-то изменить. Во имя чего? — Во имя абстрактной идеи свободы, которая на поверку часто оказывается лживой? Я не верю в свободу. 

26.10.2015. Когда-то Эдуард Хиль приезжал с концертом на фабрику, где работала теща. Она рассказывала о встрече со знаменитостью. Женщины, преобладающие на предприятии «Красный пекарь», хором попросили его спеть «Хозяюшку». Мужчина — хозяин, это естественно, это не обсуждается, а вот женщину хозяюшкой называют реже и слышатся грустные нотки одиночества в этом названии. Женщин больше, чем мужчин, на «Пекаре» незамужние кондитеры составляли большинство. К которому принадлежала и моя теща. — Женская доля такая.

27.10.2015. Понемногу теряется суть хозяюшки и снижается былая зависимость мужчины от нее. Стиральные машины, фастфуды и прочие новшества избавляют от бытовых проблем и по-своему влияют на внутрисемейные отношения. С однополыми браками раньше были бы сложности из-за естественного разделения бытовых обязанностей, которых теперь нет. — Дрова колоть не надо и на охоту можно не ходить.

Что же касается «женской доли» — одиночества, одиноких мужчин наверно меньше. Не только потому, что, как возвестила старая песня: «на десять девчонок по статистике девять ребят», но и потому, что по той же статистике, мужчины и живут меньше. Предполагаю, что не только из-за неверного образа жизни, но и оттого, что он для существования вида он не очень нужен. «Сделал свое дело», и (с точки зрения природы) может отправляться к праотцам. Раньше его держали долго из-за того, что надо было поддерживать женщину до возмужания детей, а теперь даже это не требуется…

У Э.Хиля все песни, что помню, простые и милые, он исполняет душевно. Запомнилась передача по радио (раньше много было радио), в которой сравнивали два исполнения одной и той же песни — Э.Хиля и М.Магомаева. Песня была хороша для такого сравнения, называлась «Песня без слов». В ней, действительно, ни одного слова, есть только голос, типа Ля-ля-ля, которым, оказывается, можно передать суть. Автор сделал вывод, что у двух исполнителей это песни о разном. У Хиля — об интимном, личном, а у Магомаева о большом, можно сказать, об общественно-значимом. И оба исполнения по-своему хороши.


Бычковы
Ханов Сергей Олегович

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1773


Добавить комментарий