Листая старые письма…

Дмитрий Фомич — один из персонажей рассказов Юлии Борисовны. Мне показалась интересной судьба этого человека, 1896 г. рождения. Профессор медицины, сослан в Сибирь. Вероятно, как «буржуазный элемент» — в досоветской (довоенной) Молдавии был не из бедных, имел большой дом. Прекрасный специалист, на новом месте работал в больнице. Но и здесь, в ссылке, советская власть не давала покоя этому человеку — постоянные аресты с неизвестным исходом. И если бы не его профессиональные качества, так и сгинул бы он где-нибудь в сталинских лагерях. Юлия Борисовна тепло вспоминала о Дмитрии Фомиче, как об одном из друзей ее мамы.

Здесь приведены два письма, которые удалось найти. Насколько смог, я расшифровал записи этих старых листков. Это было непросто — у врачей всегда был почерк особенный. В незнакомых мне медицинских терминах я оставил лишь те буквы, в которых был уверен. Остальной текст привожу в том виде, в каком его смог опознать. Отмечу некоторые, на мой взгляд интересные сюжеты этих писем.

Письмо 1.
Д.Ф. недавно вернулся из Румынии, впечатления от поездки крайне отрицательные. Для интеллектуалов социалистической Румынии советская практика не вызывает никакого уважения, идеал для них — Запад. Об этом они говорят открыто, прямо, «не делая поправку» на советского собеседника, что выглядит вызывающе. Здесь надо вспомнить 1969 год. К этому времени Н.Чаушеску уже провозгласил свой «особый курс», который по сути был лавированием между интересами Запада и СССР с опорой на конфронтационные Советскому союзу соцстраны — Китай, Албанию, Югославию. Поэтому «антисоветские выпады» румынской интеллигенции вписывались в текущую политику собственных «партии и правительства», они не были признаком «инакомыслия».

Незадолго до этого у Ю.Б. умерла мама. Д.Ф. по этому поводу говорит так: «Вы убедились, что биология не имеет гуманности». — Очень правильная мысль. Гуманизм (в широком смысле, включающий в себя экологию) есть порождение человека. Собственно, и осознано им это понятие было сравнительно недавно. Вся остальная природа, живая и неживая, абсолютно лишена подобных свойств и понятий. Вне социума мы живем в агрессивной среде, проявления которой надо принимать как данность.

Далее Д.Ф. в общих словах говорит о проблемах со здоровьем Ю.Б. Он считает, что в ее молодом возрасте (34 года) подобные проблемы могут быть вызваны прежде всего «неверным стереотипом жизни». Его следет изменить, и здоровье вернется. В качестве примера Д.Ф. ссылается на собственный опыт — с раннего детства он был «не жилец». Далее были серьезные болезни, с которыми «долго не живут». И были условия жизни крайне тяжелые — революция, войны, постоянные аресты. («все пороки истории я не избежал»), в сибирской ссылке тоже «нередко был на краю гибели». Из этого Д.Ф. вынес убежение, что «главное в жизни рациональный, контролируемый и идейно благоразумный образ жизни — когда руководящее доминирует над эмоциями, когда человек научается собой руководить…»

Письмо 2.
«Мои хозяйственные претензии остались примитивными». Д.Ф. не беспокоит потребление каких-либо материальных благ, нет у него устремлений этот уровень приумножить. Его интересы далеко-далеко от того места, где он пребывает. «Я живу не столько собой, как Африкой, Азией и Латинской Америкой, т.к. там происходит беспрерывное уничтожение народов…». У современного человека подобные слова могут вызвать усмешку — «газетный штамп», не более, — так не живут.

…Вспоминаю 60-70-ые годы. Тогда я постоянно читал газеты, внимательно отслеживая происходящие события. Они разворачивались «в реальном времени», происходили на моих глазах и втягивали в себя, как может «захватить» погружение в интересную книгу или фильм. Были у меня другие интересы и акценты, но суть — все та же. Более того, берусь утверждать, что подобное состояние было свойственно русской, затем — советской интеллигенции. О первой свидетельствуют писатели того времени. Одной из причин революции 17-го года была большая вовлеченность интеллектуального слоя общества в происходящие события, его причастность к ним и «чувство вины». Все закончилось плохо, но до поры до времени, это не осознавалось. О русской интеллигенции могу судить, вспоминая свою соседку по квартире Ксению Александровну (первая половина 60-ых годов). Она из дворян, с хорошим образованием, 40 лет прожила до революции. Ее разговоры со своей сестрой часто были посвящены событиям в мире. Трагедии, происходившие где-то в далеких странах, они принимали близко к сердцу, уже тогда со странной для меня сопричастностью.

«Меня утешает то, что в нашем ЦК сидят выдержанные и скромные люди. И если бы я был менее больным, то хотел бы быть более полезным». — Здесь надо помнить, что это пишет человек, вступивший в партию большевиков еще до революции и за всю свою тяжелую жизнь, несмотря на гонения и репрессии на поменявший свои убеждения. Действия ЦК в то время (1969 г.) были созвучны его настроениям.

«В Молдавии кражи, пьянство и авантюризм расцветают». — Увы, как и в других местах Советского союза. Но всегда хочется верить, что плохо только здесь…

Мне кажется, подобные письма хорошо говорят «от первого лица» о людях и об атмосфере того времени. Сейчас, спустя почти полвека, нам уже трудно понять этих людей, эту жизнь.

30.08.2012.

В начало
Далее >>

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 769


Добавить комментарий