В СЕКТОРЕ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ

Ю.С. Парижский

Г.М. Бабаева

Многое делалось впервые в прекрасном коллективе Ю.С. Парижского с замечательными инженерами Е.И. Кузьминым, В.Н. Сергеевым, А.Н. Шполянским, В.Я. Белкиным, А.Н. Поникаровым с нашими прекрасными женщинами Г.М. Бабаевой, Т.П. Матвеевой, Л.П. Храмцовой, И.Н. Титовой и Т.И. Максименко. Потом к ним добавились молодые тогда девчонки: Л. Горюнова, И. Дулькина, Г. Чудинова, Г. Пакина и другие. Мы сделали первые отечественные цифровые фильтры, которые «плавали и стреляли» не хуже американских в аппаратуре главных конструкторов Л.П. Свиридова и Л.Ф. Рыбалко. Наши матричные коррелометры безошибочно определяли направление развития случайных процессов в океанской среде, кодер-декодеры надежно обеспечивали телеуправление безэкипажными тральщиками минных полей, а анализатор спектра наперекор общепринятым понятиям состоял из цифровых фильтров без боковых лепестков.

В своей работе мы часто советовались с профессиональными цифровиками: Львом Лапкиным, Юрием Сергеевым из отделения вычислительных машин, которым перешёл руководить бывший начальник нашего отдела П.П. Фомин. Но главным для нас всегда была физика сигналов, которые мы обрабатывали своей аппаратурой.

А.Н. Шполянский и В.Я. Белкин

Ф.Н. Блохин

В.П. Иванов

Цифровой индикатор с обработкой сигналов для радиолокатора «Радиан-У» мы с Ю.П. Давыдовым сделали раньше, чем появились близкие по идеологии видеокарты дисплеев персональных компьютеров. Пожалуй, это был первый случай в моей жизни, когда я попал в крутой переплёт. Работа была – сплошной аврал. Прибор – целый шкаф электроники. В нём – новый самодельный компьютер, с новой самодельной системой команд, с новой самодельной операционной системой, а на носу – государственные испытания. Работал я по две смены подряд, не выходя из стендовой, а иногда оставался и на ночь в институте. Для этого заместитель начальника отдела Ф.Н. Блохин  давал мне ключи от кабинета начальника Л.В. Казачкова, где стояли удобные стулья, на которых можно было поспать часа три перед утренней сменой.

Максименко, Матвеева, Чудинова, Титова, Дулькина, Горюнова. 2011г.

Самую ответственную работу нам пришлось делать в командировках на берегу Черного моря в Солнечной долине, где была организована экспедиция под командованием главного конструктора Р.Х. Галеева. Нас окружали классные специалисты, работавшие с другими приборами и подкомплексами: Б.М. Антонов, В.П. Иванов, В.М. Калашников, Ю.А. Моторин, С.А. Бондарчук, В.В. Егоров, Б.М. Саватеев, В.М. Емельянов.

Р.Х. Галеев со своим заместителем по хозяйству Н.И. Ижогиным организовали прекрасные бытовые условия с проживанием в военном общежитии и трёхразовым питанием. По утрам мы с В.П. Ивановым бегали на ближнюю гору для разминки, а потом я купался в море круглый год за исключением декабря, января и февраля.

Наш «пятый» прибор был, видимо, самым проблемным, потому что вместе с аппаратурой в нём надо было отладить программы в самодельном компьютере. Это было трудно. Ю.П. Давыдов уже давно отладил свой преобразователь круговой развертки радиолокатора в телевизионный растр и уехал домой, а мы с нашими «девчонками»: Т.П. Матвеевой, И.Н. Титовой, Л.П. Храмцовой всё работали и работали от зари до зари. И только когда Р.Х. Галлеев по телефону сообщил кому-то в «Гранит», что пятый прибор работает лучше, чем Ицкович, я понял, что победа близка. Эта шутка стала для меня высшей наградой за работу на «Радиане-У». Потом была сдача радиолокатора Государственной комиссии во главе с Б.М. Гольдиным и представителем заказчика В.П. Краснобаевым и торжественный банкет с виноградным соком вместо вина в связи с только что опубликованным указом президента Горбачева о борьбе с пьянством. Так закончился почти целый год, в течение которого мы приезжали в «Гранит» только для переоформления командировок.

Т.П. Рябинина

Между прочим, в одной из таких поездок в аэропорту Симферополя я встретил своё семейное счастье – Татьяну Павловну Рябинину, гранитовскую монтажницу радиоаппаратуры высшей квалификации. Она не только согласилась терпеть мой жуткий характер, но ещё преподнесла два великолепных подарка: сына Павла Рябинина 23.02.87 г. к моему 50-летнему юбилею и дочурку Дашу ещё через полтора года.

В общем индикатор получился отменный и, когда в августе 2000 года трагически погибла подводная лодка «Курск», я по всем телеканалам с щемящим чувством смотрел, как наш индикатор продолжает работать на уже погибшем подводном крейсере.

 

 

Далее
В начало

 

Автор: Ицкович Юрий Соломонович | слов 713 | метки: , , , , ,


Добавить комментарий