Глава 7. 1933-1938 годы
Город Свердловск. Самара. Балетмейстеры Сергеев Сергей Николаевич, Якобсон, приглашенный на постановку. Балеты «Конек-Горбунок», «Шехерезада», «Утраченные иллюзии».
Почему мы приехали в Свердловск? Из жаркого Тифлиса в холодный Свердловск. Хотелось чего-то нового. Театр оперы и балета имени Луначарского в Свердловске считался одним из лучших на периферии, и директор С.Г. Ходесс славился как прекрасный руководитель, а от директора очень много зависит. Туда приезжали лучшие артисты, дирижеры, режиссеры, художники, и даже знаменитый В.А. Лосский ставил там несколько опер (даже таких трудных, как «Лоэнгрин» Вагнера). Балет возглавлял опытный балетмейстер Сергей Николаевич Сергеев, как я уже писала местный состав балета он всегда пополнял приезжими артистами балета. Нас пригласили опять втроем, но уже на положение солисток, и зарплату чуть прибавили (275 рублей), а на следующий сезон 325 рублей Жизнь там была лучше — все-таки индустриальный центр, и нам нашей зарплаты хватало. Дали нам комнатки в общежитий на Шарташской улице. (Сейчас, когда я пишу, воспоминание о Свердловске омрачается страшным преступлением, совершенным над царской семьей и ее приближенными. Даже доктора Боткина не пощадили, я уж не говорю о прекрасных царевнах и царевиче! К счастью, мы об этом ничего не знали и радовались новому театру и новому городу.)
Театр стоял на отшибе, недалеко от центральной улицы, а позади него располагалась гостиница «Урал», в которой жили многие артисты. Было еще тепло, и я не боялась зимы, потому что у меня было теплое пальто с меховым воротником, которое мне достал Давид Георгиевич (теперь мы так его называли, ведь приехали в Россию) по какому-то ордеру, еще в Тифлисе. Но это все пустяки, а вы представьте себе нашу радость, когда узнали о приезде нашего друга Бадридзе на постоянную работу, а не на гастроли. Вот это чудо! Приехать в чужой город и встретить там близкого человека, дружба с которым продолжалась долгие годы. С ним была молоденькая жена — Женечка, моего возраста — очень красивая и умница, сразу видно было. Она не отгоняла от своего знаменитого мужа поклонниц, а наоборот, привечала их. Сразу пригласила нас к себе в номер в гостиницу «Урал», где первое время их поселили.
Какое счастье иметь в незнакомом городе друзей, да и Женечке было не так скучно. К сожалению, сейчас мы с ней только перезваниваемся, и она не выходит из дома, боясь головокружения, а я всегда в Москве только проездом. Женечка была замечательной подругой Бадридзе, разъезжала с ним повсюду, стала врачом ортопедом, работала в хореографическом училище Большого Театра, лечила балетных в то время, как Давид Георгиевич пел в Большом Театре и очень много гастролировал по свету, всегда с женой. О нем я не буду больше говорить, потому что Женечка написала о муже книгу, которую я всегда вожу с собой. Последний раз я была у них в гостях в Москве на 90- летие со дня рождения Датико, когда он еще работал в музыкальном театре Н. Сац, занимаясь с молодыми певцами вокалом. К старости теряем мы людей и это очень грустно. Но вернемся в 30-е годы.
Первым выпускался балет «Конек-Горбунок» на музыку Ц. Пуни. Репетируем мы с Сергеем Николаевичем первый акт. Он попросил нас пройти якобы перед церковью и креститься. А я всегда имела какое-то особое уважение к религии и прошла с опущенными руками, считая, что креститься на репетиции перед голыми стенами святотатство. Раздался громкий возглас: «Грюнталь, а почему Вы не креститесь?» А я в слезы, не знаю, что и сказать. Я очень редко плачу, всего несколько раз за всю жизнь, а этот случай почему-то запомнила. И еще один случай на балете «Шахерезада», когда мы изображали девочек-рабынь и должны были показаться в трусиках и в лифчиках телесного цвета перед шахом, и когда с меня сдернули плащ я, сделав несколько поставленных движений, убежала за кулисы, — со мной опять началась истерика.
Сергей Николаевич сказал: «Замените Любочку (тогда он уже знал мое имя), она слишком застенчивая». Но ко всему привыкаешь, и когда впоследствии я танцевала с партнером свой любимый сарацинский танец, то уже думала только о движениях и о выразительности, а, убежав за кулисы, не могла отдышаться, так как этот танец проходил в очень быстром темпе, на одном дыхании. Никто меня не заменял и в балете «Раймонда» (где тоже не хватало дыхания), а я его разработала еще в детстве, когда бегала с мальчишками, перелезала через заборы, играя в казаки-разбойники. Не бойтесь даже переутомления, тренируйтесь всю жизнь!
Так на чем же мы остановились?
Ах да, на «Коньке-Горбунке». Это был любимый балет во вcex театрах и, как странно, недавно я прочитала в газете «Мир» «Провал по совету Плисецкой». Совершенно возмутительная статья, беспомощная критика, и я никогда не поверю, что этот балет, да еще с музыкой Родиона Щедрина мог провалиться в Большом театре. Вообще о критике я поговорю позднее, потому что эта очень важный вопрос и хочется начать с «критики о критиках»! Раньше были прекрасные балетоведы, такие как Светлов, а в наше время — Эльяш и многие другие, но я посвящу этому вопросу целую главу (Кстати, мне в этом отношении везло, критика ко мне была благасклонна, я дальше расскажу и об этом).
А сейчас хочется вернуться к удивительному балету «Шахаерезада», который Сергеев создал по симфонической поэме Римского-Корсакова. И весь замысел, и хореография, и исполнение отличались оригинальностью. Митя Дмитриев — талантливый артистичный танцовщик. Я очень хорошо его помню. На каждом представлении жена-художница разрисовывала его обнаженное тело всеми красками, и получался орнамент необычайной красоты который находился не в статике, а в движении. Потом Митя yexaл в Ленинград, и я больше его не встречала, но это был очень интересный танцовщик. Шаха исполнял, если не ошибаюсь, сам балетмейстер Сергей Николаевич, а шахиню откуда-то пригласили. Но самое интересное в нашей работе было еще впереди. Разнесся слух, что к нам едет Леонид Якобсон. О, это лучший из лучших современных балетмейстеров, воспитанник Мариинского училища, поставивший за свою короткую (71 год) жизнь громадное количество балетов, концертных номеров, миниатюр. Ему мешал его характер и стремление добиться авторских прав для балетмейстеров. На каждом совещании в Министерстве культуры он поднимал этот вопрос. Почему за границей балетмейстеры поставившие хотя бы один номер, считаются авторами и получают авторские, а у нас самые замечательные и плодовитые балетмейстеры не имеют авторских прав?! Это же глупо и непонятно, и можно понять Якобсона, который в конце концов добился того, к чему стремился всю свою творческую жизнь, но было уже поздно! Вы скажете, неужели из-за денег он портил свои нервы и свою жизнь? Нет, это совсем не так. Он создавал необыкновенные балетные образы, оригинальные поддержки, совсем новые танцевальные движения, и как только он показывал свои достижения на сцене, его сразу обкрадывали и вставляли в свои номера и дуэты. Это, конечно, обидно для автора! Наши деятели при искусстве объясняли это тем, что у нас нет записи танцев, нет хореографии, в прямом смысле этого слова (хореография — это запись танца), и тогда Якобсон купил японский киноаппарат, не слышимый во время спектаклей, и начал записывать свои балеты, но где эти записи и где их можно посмотреть — не знаю.
Леонида Якобсона всегда обижали, и даже с «Утраченными иллюзиями» произошло то же самое. Я предполагаю, что придумал постановку Бальзака сам Якобсон, и, думаю, что он работал над ним с композитором Асафьевым, но перехватил идею Ростислав Захаров, который и поставил этот балет в Ленинграде в 1936 году. Но ведь Якобсон поставил его у нас в Свердловске в 1935 году, на полгода раньше, об этом нигде не сказано. Мы отнеслись к работе над балетом с большим рвением. У нас были прекрасные исполнители. Тот же Митя Дмитриев в главной роли Люсьена, Коралли — персяславец, Флорина — Файербах. Это был потрясающий успех, но об этом нигде не сказано ни слова, даже в энциклопедии «Балет».
Вы извините меня, читатели, за то, что я раскрываю некоторые стороны закулисной жизни. Интриги — есть везде, ничего не поделаешь, — жизнь есть жизнь, со всеми ее превратностями.
Но мы, все артисты балета Свердловского театра, отнеслись к работе Якобсона с большим увлечением и нам казалось, что лучше этого балета ничего нет. Надо бы почитать где-нибудь, как отнесся к постановке сам творец, но зрители, конечно, остались благодарными.
Свердловск нам (Ирочке, Нине и мне) все больше и больше нравился. Мы стали выезжать за город и кататься на лыжах, полюбили снег и зиму. И подружились с прекрасным басом — Глебом Владимировичем Серебровским. После развода со своей женой, красивой певицей Киселевской (в прошлом женой Лемешева, он переехал к нам в общежитие на Шарташской. Мы, зная его горе (измена жены с молодым замдиректора театра Ивановым, от которого она родила сына, впоследствии актера театра Вахтангова, а Иванова-отца перевели на повышение и назначили директором Дворца пионеров, а потом, в годы репрессий, расстреляли), всячески старались утешить маститого певца, ставшего в 38 лет уже заслуженным артистом.
Я расскажу о нем подробнее, поскольку в дальнейшем связала с ним свою жизнь. И хотя его уже нет на свете, но сын его успешно работает главным художником театра МХАТ.
Итак, Глеб Владимирович Серебровский родился в 1894 году в селе Мурашкино Нижегородской области. Отец его был православным священником, семья была большая и составляла домашний хор. Все дети ходили пешком за семь километров по субботам в Нижегородскую церковь и пели там, где развивалась их музыкальность и где они приобрели прекрасную постановку голоса. Церковное пение очень полезно и для того, и другого. Впоследствии все дети получили высшее образование. Младшенький Глеб решил стать художником и готовился поступить в Петербургскую академию. Но тут началась империалистическая война, и Глеб пошел в госпиталь работать медбратом. Пел он всегда и участвовал в Пролеткультовских концертах. А тем временем среди беженцев из Петербурга оказалась прекрасная певица Девос-Соболева, которая со своей дочерью нашла во время революции пристанище в Нижнем Новгороде. Елена Владимировна организовала при Пролеткульте оперную студию, пригласила туда лучших певцов и занималась с ними вокалом и сценическим движением. Она сумела поставить в Нижнем Новгороде две оперы: «Лакме» Делиба и «Русалку» Даргомыжского, в которых Серебровский пел Николанто и Мельника. Он оставил мысль о живописи и всецело oтдался оперному искусству. Как только появилась возможность, Глеб поехал в Ленинград, куда уже возвратились его учительница Девос-Соболева со своей дочерью Лёлечкой. Дальше все пошло, как в романе. Молодые люди полюбили друг друга, а Глеб Владимирович рискнул «на пробу» в Мариинский театр. Глазунов в то время был его директором. Назначили пробу на воскресное утро после последнего спектакля закрытия сезона. Последние аплодисменты замолчали, зрители стали расходиться, как вдруг на сцену стали выдвигать рояль. Значит, что-то будет, кто не успел уйти — остались послушать. Вышла на сцену аккомпаниаторша, поставила на пюпитр ноты, а Глеб Серебровский вышел на сцену в военной рубашке и обмотках, очевидно другого у него ничего и было. В первом ряду партера сидел Глазунов. Об этом мне рассказывал Глеб Владимирович через много лет, будучи уже моим мужем. Проба прошла успешно. Великий Глазунов даже похлопал и пригласил певца на работу в театр после летнего отпуска. Дали ему задание выучить две партии — высокого баса и низкого чуть ли не профундо, так и не могли понять, какой же у него голос настолько он был объемным.
И вот так, с 1921 года Глеб Владимирович Серебровский стал солистом Большого театра Оперы и Балета в Ленинграде. Он женился на дочери своей учительницы, и она стала Еленой Павловной Серебровской. Жить в интеллигентной семье значило очень много. Теща научила его «княжеским» манерам, умению правильно ходить, не размахивать руками. Ученик оказался очень способным. В театре он за год спел очень много партий, в том числе Пимена в «Борисе Годунове», непосредственно после Шаляпина, который уехал за границу. Да и сидел Глеб в той же уборной, в которой до этого гримировался великий Федор Иванович.
А время было очень тяжелое, шли 20-е годы. Но оперное и балетное искусство продолжало развиваться. Талантливый молодой художник Владимир Владимирович Дмитриев и режиссер С.Э. Радлов организовали молодежную оперную группу и дополнительно к основному репертуару театра ставили современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Зеленая долина» и другие. А выпускник хореографического училища Д. Баланчин, брат композитора А.М. Баланчивадзе, ставил с молодежью концертные номера. Особенным успехом пользовался у зрителей pas de deux на русскую тему. Девушка выходила в сарафане, в платочке и пальцевых туфлях, а ее партнер — в сапогах и русской рубашке. Было очень смешное сочетание классического танца с народным. Например, он держал ее за палец и крутил, а она в присядке на одной ноге, па пальцах крутилась вокруг себя.
Глеб мне рассказывал, что это было очень смешно и будущий именитый балетмейстер, можно сказать, создатель современного классического балета, уже тогда обещал стать великим реформатором, вслед за Фокиным.
Оперу «Любовь к трем апельсинам» молодого Сергея Прокофьева Глеб Владимирович описал мне от начала до конца и восхищался каждой сценой. Сам он в этой опере исполнял партию Бенволио (если я не ошибаюсь, черта). Я сама никогда не слышали этой оперы, но представляю, до чего это было интересно. На выставке «Париж-Москва» выставили фотографию, где в центре сидел композитор в окружении исполнителей оперы. Серебровский лежал на полу в черном трико, у ног композитора.
А уж об опере «Саломея» Рихарда Штрауса по одноименной драме Оскара Уальда Глеб Владимирович рассказывал так подробно, что, мне кажется, что я ее видела и слышала.
Ну, прежде всего, исполнители были изумительные, Ирод — Ершов, драматический тенор с огромным голосом. Он создавал впечатляющий образ Тирана, а его жена Иродиада и в жизни была его супругой (он ей не позволял брить подмышки, по его мнению воплощение женской красоты, и она удивляла зрителя не только прекрасным голосом, но еще и армянским многоволосьем). Знаменитый танец «семи покрывал» Саломеи исполняла балерина, подменявшая оперную артистку.
Я очень люблю эту пьесу Уальда и читала ее сто раз, вслух произнося фразы Ирода, обещавшие богатства всего мира, но дочь Иродиада-Саломея требовала голову Иоканаана и, получив ее, наслаждалась победой над крестителем Иисуса. Ирод, не выдержав кричал: «Убейте эту женщину!» — и ее сомкнувшиеся воины раздавливали щитами.
Не знаю, что получается у фантазера Виктюка, но я слышала, что он собирается ставить эту драму в своем театре. Пока я видела только отрывки из нее, показанные на гастролях в Лос-Анджелесе. Танец Саломеи, который исполнял молодой юноша, мне показался отвратительным, хотя я очень люблю Виктюка и восхищаюсь его бесконечными поисками, и даже смотрела его «Дневник де Сада» на премьере, но всему же есть предел! Мужчина-Самолея — это извращение.
Оперным артистам Мариинского театра Ленинграда приходилось на концертах и петь, и танцевать в рабочих клубах. Я с ужасом слушала рассказы Глеба, когда из-за буханки хлеба композитор Александр Константинович Глазунов, уже написавший в то время балет «Раймонда» и пятую симфонию, почетный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов, аккомпанировал на концертах певцам и солистам балета. Прежде всего он со словами «голубчик» просил ноты, ставил их на рояль, хотя память у него была изумительная и всю музыкальную литературу он знал наизусть. Видимо, считал, что так надо.
И к такому человеку пришла однажды комиссия из профкома состоявшая из студентов, и приказала ему переселиться из квартиры в одну комнату. Конечно, он не выдержал и уехал в Париж, где и умер в 36 —ом году. Он оставался глубоко русским человеком и гордостью России.
Чтобы отвлечь вас от грустных мыслей, расскажу (со слов Глеба Владимировича) о курьезном случае, когда на концерте в матросском клубе, объявлявший номера матрос, которому дали программу, громко воскликнул: «Раз де де их!» — а там было написано pas de deux, что означает дуэт солистов балета. Вот, прочтите по-русски латинские буквы и вы убедитесь, что «конферансье» не ошибся: «раз де де их». Много было смешного и очень грустного.
Проработав шесть лет в Мариинском театре, Серебровский решил, что с него довольно, и уехал в Баку, где в ту пору жил замечательный дирижер Пазовский, кстати, большой оригинал. Певцу захотелось освоить новый репертуар и погреться на юге. Лелечка продолжала учиться в консерватории, и Глеб до конца учебы посылал ей деньги. Она стала камерной певицей. Но с Глебом они разошлись, как я уже писала.
Не помню, в каком городе получил Серебровский звание заслуженного артиста Советского Союза, но ему было тогда 38 лет, он был самый молодой из заслуженных.
В результате потрясения — развода с женой — Глеб Владимирович потерял голос и поехал в Ленинград к своей бывшей семье, чтобы попытаться восстановиться. Леля мне потом говорила, что она слушала через дверь, как Глеб занимается с ее матерью, и плакала. Куда девался прекрасный тембр, сила и красота голоса! Но все-таки Глеб вернулся через 10 дней, веселый и подарил мне огромную коробку конфет. Я не была его поклонницей и не «изменяла» Бадридзе, да и вообще я как-то к басу была равнодушна, но человека всегда жалко, когда его постигнет несчастье, и мы с Ирочкой Брь1згаловой развлекали его в нашем Шарташском общежитии.
А в балете был огромный верзила Боря Фиамский (мы называли его Беби), и он почему-то решил, что я его невеста, хотя мы с ним никогда и не разговаривали. Но когда его за что-то посадили, кажется, поругался в столовой, то мы с Ирочкой приносили ему передачи. Это было очень смешно и совсем не грустно.
Основное время после работы мы проводили с Глебом Владимировичем и всегда втроем. Наверное, ему было приятно общество молоденьких девочек, а нам с Ирочкой было чрезвычайно интересно разговаривать с умным человеком.
Он нам читал Байрона, которого до этого мы не знали, и мы восхищались «Каином», «Корсаром» и даже «Чайльд-Гарольдом». Ведь балетные девочки обычно не очень развиты, нам некогда читать, да мы и не знали, за что браться в первую очередь. По вечерам мы ходили с Серебровским в ближний парк и катались там с горки на санках, вернее, на фанерках. Как было весело! Я же совсем не знала снега и нам, когда я училась в московском хореографическом техникуме, даже не позволяли кататься на коньках. А как хотелось! Но балет — требует отказа от всех удовольствий такого рода: можно ногу вывихнуть или сломать. Да и принцип постановки ног на коньках совсем другой, чем в балетных туфлях. Это мешает.
Сезон прошел очень интересно и быстро. Ну а потом мы поехали на гастроли. Труппу разделили на две части. Половина, поехала в Кабановск, другая — в Лысьву. Так получилось, что мы оказались вместе с Глебом Владимировичем в Лысьве, и там шли только оперные спектакли, так что нагрузка у меня была очень маленькая. Мы дружили еще с Сонечкой Калининой и жили с ней в одной комнате. Красивый баритон Коломенский ухаживал за Сонечкой, тенор Дольский интересовался Ирочкой Брызгаловой, а я как бы уже была подругой Серебровского. Но все оставалось очень чисто, наивно и безгрешно.
Здание театра в Лысьве располагалось на краю большого озера, и мы очень любили кататься на байдарках. И это было для нас очень трудно, мы не привыкли к спортивным развлечениям, и вот однажды мы брякнулись с Ирочкой в воду и, конечно, смеялись, как всегда, а Глеб Владимирович вытащил нас из воды в мокрой одежде. Мы влезли через окошко в его комнату, и он нам дал переодеться, чтобы мы не простудились, ведь Лысьва — под Свердловском, это вам не юг. И только мы одели мужские брюки и рубашки, как раздался стук. «Что же о нас подумают? Мы в комнате Серебровского, да еще и в мужском наряде!» Не помню, чем все это кончилось, вероятно, смехом. Мы были на очень xopoшем счету в театре, и никто не мог подумать ничего плохого.
Но вот гастроли кончились, и мы расстались с Глебом Владимировичем. Он не продлил контракт и уехал в Саратов — ему хотелось на Волгу, а мы остались в Свердловске. Где мы провели отпуск, я не помню, наверное все-таки поработали у Лукина, который поставил балет «Кармен» в цирке Шапито в Парке Культуры и Отдыха. Не помню, где мы там танцевали, наверное, бегали по барьеру арены под музыку Бизе. Но самое интересное было второе отделение, которое все занимал Кио. О, это был красавец в своем шелковом халате и чалме.
Иллюзионист — не то что фокусник. Тут, кроме ремесла, нужен еще и интеллект, и актерское мастерство, и вдохновение, чтобы подчинить себе зрителя. Сына Кио, который заменил отца в этой же профессии, я не видела, но от старшего Кио была в восторге.
Да, ведь я совсем забыла! После гастролей мы с Глебом Владимировичем решили прокатиться по Волге на замечательном еще старом пароходе. Это была незабываемая поездка, но я, как всегда, захотела искупаться, и одна бросилась в воду, не помню, на какой пристани. Заплыла довольно далеко и почувствовала, что меня тянет куда-то в сторону. Поплыла обратно к берегу, но не тут-то было. Меня затягивало между двух пароходов, которые стояли у пристани: один — наш, на котором мы плыли с Глебом Владимировичем, а другой, на котором плыл Бадридзе. Мы случайно с ним встретились и были этому очень рады. Но я пловец плохой и начала паниковать, чествую, что не могу выплыть. От берега отделились два молодых парня, они решили меня спасти, в последний момент, когда я подумала: «Как легко утонуть!» — и перестала бороться с течением, они схватили меня за руки. Мы вместе поплыли, но уже не к берегу, а «пришвартовались» к борту одного из пароходов. На палубу вышли все пассажиры с обеих пароходов и наблюдали, подавая советы. Вниз спустили веревку с ведром, я за него уцепилась и меня благополучно вытянули на палубу. Ой, как было сгыдно, да я еще только в трусах и в лифчике, а тут еще Бадридзе мне улыбается! Я совсем смутилась и растерялась и только просила дать мне мою одежду.
Ну, наконец, приключение окончилось, мы простились с Бадридзе и поплыли дальше к Нижнему Новгороду, где жила семья Серебровского. Какая у него была чудная мать, она знала наизусть всего Некрасова! Глеб Владимирович говорил, что его актерские спсобности — от неё. Когда семья собиралась, они, как и в юности пели хором волжские народные песни. Я одну из них долго помнила, а потом забыла. Погостила я у них несколько дней и yехала в Москву, к своим родным. Конечно, я смотрела в Большом Геатре балеты, и запомнила «Ромео и Джульетта» в театре Маяковского, где героиней была маленькая, изящная с особенным, прелестным голоском — Бабанова. Её первое появление, когда она сбежала с большой лестницы, было незабываемым.
Ну, конечно, «Ключ» и «Баня» и замечательная актриса Андровская в какой-то пьесе, где она сидела в клетке и возмущалась, что ее посадили. Надо было видеть ее выразительное лицо и нельзя было её не полюбить.
Вспоминая сейчас проведенные два года в Свердловске, я поняла, что самым значительным событием, было возвращение Сергея Прокофьева из Парижа в Россию. Не знаю, почему он давал свой концерт после возвращения, именно в Свердловском театре Оперы и балета, но до сих пор помню его радостное, возбужденное, счастливое лицо, когда он дирижировал нашим оркестром. Особенно меня потрясло его исполнение знаменитого марша из оперы «Любовь к трем апельсинам». Это был восторг. Оркестр располагался на сцене, и Сергей Прокофьев управлял оркестром без всякого пульта, разумеется, наизусть. Вспомните этот марш — ведь дух захватывает! А мы все сидели в оркестровой яме (так она называется) и радовались встрече со знаменитым композитором. Возможно, это отразилось на моей дальнейшей работе, потому что когда я стала балетмейстером, то поставила и «Каменный цветок» и «Золушку», и «Ромео и Джульетту». После смерти композитора я познакомилась с его женой Мирой, и мы мечтали создать еще один балет на музыку Прокофьева. Мира стала писать сценарий и подбирать к нему музыку из произведений Прокофьева, но и ее вскоре не стало. Так мне и не удалось исполнить мечту.
Я хотела писать только о балетах и балетмейстерах, не касаясь общественной жизни и политики. Но как можно удержаться и не подумать о том, что 35-ый год, когда возвращались из-за рубежа многие деятели искусств, сменился 37-ым и начался террор и преследование всех выдающихся людей, которых не успели уничтожить ранее. Кто не поддался разговорам о мощи и чудесах Советского Союза, как Стравинский, Бунин и многие другие, те дожили до глубокой старости, создавали много ярких вещей, а кто вернулся, вскоре поняли весь ужас нашего существования. «Не высовывайся», — вот девиз того времени. Мы дома с мужем, говорили шепотом и каждый день до нас доходили слухи, что кого-та арестовали.
Но пока я была еще в Свердловске и директор театра Ходесс устроил грандиозные проводы нашего дорогого Датико Бадридзе. Говорили, что Сталин просмотрел какой-то грузинский фильм (он любил смотреть в одиночестве), а в нем пел грузинскую песню наш Датико, а он очень хорошо это делал. Сталину понравился певец, и он воскликнул: «А почему он не в Большом театре?». И через два дня Бадридзе получил приглашение на работу в Большой театр.
Но у него сохранился едва уловимый грузинский акцент и, в основном он пел Гудала в «Демоне» и на концертах, а потом вообще стал разъезжать с Женечкой по разным странам и задержался в Корее, где опытный певец развел большую деятельность. Но об этом подробно написано в книге его жены Женечки Бадридзе.
В то время в Свердловске умели устраивать празднества. На проводы Давида Георгиевича пригласили всех солистов оперы и балета, ну и, конечно, всех режиссеров, дирижеров и художников. Он получил массу подарков, поздравлений, услышал тосты в свою честь, ему от всей души желали успеха — прекрасному певцу и человеку.
Настал ноябрь. И со мной случилось несчастье. Во время концерта на ноябрьские праздники я упала с поддержки (со «стульчика», а это самая легкая поддержка в дуэте) и повредила голеностоп. Кланяться я все-таки вышла, а потом уже не могла сделать ни шагу. Партнер, по неопытности, стал сильно растирать ногу и у меня случилось кровоизлияние. Врачи приговорили меня к двум-трем годам безделья. Для танцовщицы это самое ужасное. Кое-как я дотянула сезон. А тут как раз приехал Юрий Ковалев, сын моей первой учительницы и предложил подписать контракт в Алма-Ате на положение ответственно характерной солистки на 500 pyблей (в Свердловске на второй год я получала 325), но дело ведь не в деньгах. В Алма-Ате открывался театр Оперы и балета и мне хотелось в нем поработать. И всегда бывает одно к одному. Приехал по приглашению директора Иван Васильевич Смольцов, мой учитель (которого я боготворила), чтобы возглавить балетную тpyппy. Но все это было уже не для меня. Весной, я села на пол в нашей балетной уборной и стал раздаривать свои «драгоценности», которыми мы обычно украшаем парик, когда идем на сцену. Врачи объявили мне неизбежность двухлетнего перерыва в работе на балетном поприще. Я была в отчаянии, прощаясь с театром, с балетом и своими подружками Ирочкой и Ниной, с которыми мы прожили бок о бок два года. Сколько было за время нашей совместной жизни смешных и трагических случаев, которые всегда случаются в театре.
Помню, как в первом акте «Лебединого озера» мы в вальсе двигались друг за другом. Вдруг первая девушка споткнулась, упала и растянулась на глазах у зрителей. А за ней — все остальные. Мы карабкались, путаясь в пышных юбках и не могли встать.
В другой раз, в «Аиде» мы сидели на полу в египетских позах, а жрица пела какое-то заклинание. — Между прочим, у нас были парики, сплетенные из позолоченных веревок (очень красивые). И вдруг на кого-то напала смешинка, она передалась всем остальным, и мы все начали беззвучно смеяться, вздрагивая плечами.
В «Вальпургиевой ночи» однажды у танцовщицы, на верхней поддержке, лопнул лифчик. Продолжая улыбаться, она прошипела сквозь зубы: «Уносите за кулисы!». А другая балерина, эффектно выбежав на сцену, споткнулась, и упала плашмя. Она так растерялась, что и не подумала встать, а на четвереньках уползла за кулисы.
Муж мне рассказывал, что в 21-ом году, когда он пел в Мариинском театре Николандо в опере «Лакме» (Глазунов был директором и главным дирижером театра), после закрытия занавеса артисты вышли на поклон. Николандо опустил голову и увидел свои ноги… в валенках. Он одел их за кулисами, чтобы немного согреться. Не понимаю, почему не найдется человека, который бы собрал все эти театральные курьезы. А воспоминания! Когда я работала в Саратове, к нам приехала на гастроли Головкина (ныне директор хореографического училища Большого театра), она рассказывала, как в «Лебедином озере» должна была в III акте сделать как положено 32 фуэте, и в самом последнем двойном туре вдруг села на пол. Зритель ахнул, дирижер открыл рот. В публике, конечно, стояло гробовое молчание, как всегда бывает.
Актриса не растерялась, сама встала и дала знак дирижеру и провертела снова все тридцать два фуэте в блестящем темпе. Публика долго не переставала аплодировать балерине.
Смех смехом, а горе горем. Мне не хотелось ехать в Москву и опять там бухгалтерить. С больной ногой я не могу поступить ни в ансамбль Моисеева, ни в балетный театр Кригер при театре Станиславского и Немировича-Данченко, так что надо ехать в Сaрaтов и там готовиться к поступлению в университет. С Глебом Владимировичем мы переписывались всю зиму, ему был уже 41 год, и я чувствовала, что нужна ему. Но я не хотела терять самостоятельность. В Саратове сняла себе маленькую комнатушку, устроилась на работу счетоводом в каком-то магазине готового платья. Вечерами приходила к Глебу Владимировичу и занималась алгеброй, или ходила слушать его в театр.
Я ужасно люблю математику, но только не арифметику, тут я слаба и до сих пор не могу переводить доллары в рубли, но иксы — игреки — моя страсть. Объявили дополнительный набор в университет, я после четырехмесячной подготовки сдала экзамены и стала студенткой физико-математического факультета знаменитого Саратовского университета, и собиралась учиться на астронома.
А у Глеба Владимировича умерла мама в 70 лет от воспалении легких, и она все последние дни вслух повторяла стихи Некрасова, а Глеб Владимирович был в отчаянии. Он приехал после похорон и сказал: «Я остался один, переезжай ко мне. Мне будет легче!»,
Мы еще долго не были с ним в близких отношениях, но в конце концов я стала его женой. У него не было детей ни от первого, ни от второго брака, и он меня предупредил о возможности остаться бездетной. Но я была девушкой и ничего в этом не понимала и ничего не хотела, только облегчить жизнь талантливого певца.
Но ровно через год у нас родился сын. Еще чуть раньше мы переехали в Самару (Куйбышев), и я успела посмотреть перед самыми родами оперу «Броненосец Потемкин». По-моему, опера неплохая, но я ничего не запомнила. Вскоре я не могла уже ходить в театр и не посмотрела ни одного балета, хотя хвалили балетмейстера Кеворкова.
Мие кажется, что самый счастливый день в моей жизни — 13 ноября когда рано утром меня привезли в палату, где лежали уже «мамы». Мои соседки по палате потом говорили, что они подумали, что я прибыла не из родилки, а с бала, такая я была оживленная, радостная, разрумянившаяся. Нет, подумайте только. Это ведь чудо! Рождение ребенка — действительно чудо. Как он там в темноте развивается, начинает двигаться и уже что-то соображать?
Говорят, что нужно с ним говорить, даже когда он еще в животе. На него это благотворно действует. «Эй, «Ванька», как ты там поживаешь? — спрашивал я сына. «Ничего, только темно и тесно», — отвечал он мне. — «Потерпи еще немножко и выйдешь на свет Божий».
«Ванька» терпел, но последние недели стал брыкаться, и я думала, что он станет танцором. Хорошо, что так не получилось, уж слишком тяжелая профессия, особенно для мужчин — им надо и прыгать, и таскать партнерш, и при этом что-то «выражать».
А наш сыночек из «Ваньки» превратился в прекрасного Владимира и с самого рождения был необычайно обаятельным. Когда мне его принесли первый раз по моей просьбе, хотя в самарском родильном доме почему-то первые сутки нельзя было матерям кормить, своих младенцев, я смотрела на прелестное личико, удивительные губки сердечком и думала, что счастливее меня нет на свете. Так думают, наверное, все матери, впервые увидев своего дитятю. А впрочем, я своего увидела еще раньше, как только он с трудом выбрался на свет. Его подхватила нянечка и подержала надо мною. Он не кричал, почему-то мне казался лысым, каким стал после 60 -ти лет. На него брызнули водой, и он впервые в жизни пропищал. И я решила, что певцом он не будет. А меня поцеловала старая женщина, которая принимала роды и сказала, нчто я молодец, слушала ее. Ведь роды, — как и балетный класс: надо все делать, как прикажет балетмейстер, ничего своего, только исполнять веление творца. В данном случае — нянюшки. Дышать — не дышать, тужиться — не тужиться, еще немного и еще чуть-чуть, последний «миг он трудный самый». У меня не было ни одного разрывчика, а ребенок был самый большой в родильном, 57 см ростом и весом 4 кг 200 гр. Вот, как мы умеем. Это был удивительно желанный ребенок, а если мы называли его, не видя Ванькой, то ведь мы, родители, не отличались красотой, и физиономии наши были простецкие.
После счастья наступает несчастье — закон жизни! В pодильном доме занесли ребенку через пупок инфекцию. И наш Володичка весь покрылся нарывами, которые потом превратились струпья. Что это был за ужас! Каждый пальчик был перевязан бинтиком, руки привязаны к колыбели, чтобы ребенок не расчесывал себя, на каждом сосочке — нарыв, головка покрыта коркой глазки слеплены. Чистеньким оставался только краешек подбородка. Это называется эксудативный диатез. Мне приказали eсть только 10 больших апельсинов в день и пить снятое молоко. Детская комната превратилась в медицинское чистилище, с ежедневным купанием в кипяченой воде, настоенной на траве чедер. Конечно ребенка мы никому не показывали. Шла зима, как ей и положено, и мы укладывали спать сыночка на воздухе, завернутого в меховое полотнище. Со второго этажа смотрели: все ли в порядке. Непрерывный крик начинался почему-то ночью. Пока отец был в театре, я безостановочно носила запеленатого в повязки страдальца напевала, и покачивала, но стоило только присесть на кончик стул как снова раздавался крик, и я тут же продолжала хождение.
А когда приходил Глеб Владимирович, он брал сыночка колени и присаживался к приемнику. Странно, но ребенок поворачивал головку к свету и замолкал, а я в это время проваливалась в спасительный сон. Так всю ночь мы и сменяли друг друга.
Но всему бывает конец и наступила весна. Май месяц! Что может быть лучше весеннего солнышка? Я укладывала бедненького сыночка голышом на широкий подоконник, конечно, на пoдстилку. И все утро, время от времени, переворачивала его, чтобы целительное весеннее солнышко воздействовало на болезнь. Все случилось, как в сказке. Вовуля наш воскрес.
С какой быстротой освобождалось от корок нежненькое тельце, вы даже представить себе не можете. Две недели — и ребенок очистился. На головке стали расти волосики, глазки открылись, нарывчики зажили и, главное, прекратился крик — значит прекратилось и страдание.
Я против страдания категорически. Почему надо страдать на земле для того, чтобы потом было хорошо? Нет, нет и нет! Врачи только для того и должны существовать, чтобы предупреждать боль и облегчать страдания. А каждый человек должен сам знать, что ему помогает. Вот мне и хочется слегка коснуться моей любимой темы. Каждый человек — это индивидуальность, другого человека как я — нет на свете. Так нужно себя ценить, знать, любить и изучать. Когда я говорю об этом в школе на своих лекциях, ребята раскрывают глаза и с интересом слушают, а воспитатели нозмущаются — ведь это философия Ницше. Ну и что ж из этого? У Ницше было много замечательных идей и все должны прочесть хотя бы его труд «Так сказал Заратустра». Каждый должен найти своего философа. Для меня таковым одно время был Фромм, а сейчас я что-то стала интересоваться Шестовым. Парадоксальная его философия может быть очень полезной. Вот основной тезис: «Во всем надо сомневаться».
Я хочу еще сказать, что родить ребенка — это подвиг, а воспитать его — высшее достижение. И главное, не надо специально воспитывать, а просто любить, помнить, что Любовь движет миром. Любите, и вы поймете, как из «куска мяса», как некоторые отцы нназывают только рожденное существо (кстати, мой папа не подходил до года к колыбели ребенка), Любовь творит чудо, которое является двигателем всей жизни. Следите за ребенком и угадывайте все его желания, никогда не повышайте голос, смотрите на него только добрыми глазами, и вы увидите потрясающие результаты. Плач ребенка, горе это или капризы — недопустим. Но только не подлаживайтесь под него и не танцуйте, когда хотите заставить его есть. Ребенок самостоятельно вышел из вашей утробы, и он должен и дальше самостоятельно мыслить и действовать. Может быть, мы с мужем так и воспитывали сына, потому что вскоре началась война, и у нас была только одна задача — накормить его.
Но, я ушла вперед, в новую главу, уж слишком больной для меня вопрос — поведение родителей, а пока мы еще в Самаре и Глеб Владимирович заканчивает свой сезон. Извини меня, Самара (не хочется называть этот старинный город Куйбышевым), я тебя так мало узнала, не помню ни одной твоей улицы, ни одного дома, а ведь и у тебя, наверняка, есть много достопримечательностей. Боже мой, какое длинное слово. 22 буквы, с ума сойти! Я помню, учила этому слову знакомого, приехавшего из Германии, он был очень способным человеком, и до сих пор пишет мне письма со словарем по-русски, но этого слова он так и не осилил.
Мы едем в Саратов. Ура!!!
В начало
К предыдущей главе
Далее
Автор: Серебровская-Грюнталь Любовь Александровна | слов 5809
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.