Глава 8. 1938—1950 годы
Саратов. Балетмейстеры Адашевский В. Т., Рейнке Ю.Н., Каменский А., Рамонова Т.
Но прежде чем приехать в Саратов, мы поехали в Москву, показать моим родителям сотворенное чудо. Сняли дачу под Mосквой и любовались окружающей природой и достижениями своего отпрыска. Он уже сидел на подстилке, как полагается в 4,5 месяца, но неожиданно заваливался на спинку к нашему общему удовольствию. И опять случилась беда. Я очень хорошо помню, что стала его прикармливать, хотя молока у меня было предостаточно и помню морковную котлетку, которую съел наш ребенок. Началась рвота и все остальное. Через три дня Вовулька уже не поднимал головки и ручки его беспомощно висели вдоль исхудавшего тельца. Я поехала с ним в Москву к детскому профессору и сказала, что у ребенка неукротимая рвота. «Хорошо, что приехали. У пациента токсическая диспепсия. Это смертельно, но не отчаивайтесь. Все зависит от вас. Хорошо, что сохранилось грудное молоко. Итак, одну чайную ложку на стакан кипяченой воды и давать через каждые 15 минут по одной ложечке этой смеси круглые сутки. Выдержите — ребенок выздоровеет?!!». Мне даже не надо было будильника, я просыпалась через каждые 15 минут, а днем меня сменяла мама. Глеб Владимирович снова уехал в Саратов, куда его пригласили на положение ответственного баса с окладом 2000 рублей. В то время это были большие деньги.
А мне еще захотелось побывать на море, и я с десятимесячным ребенком и домработницей поехала в Сочи. Там комнаты мы не нашли, устроились в Хосте. И вдруг телеграмма: «Выезжай немедленно». Оказывается, у Глеба Владимировича что-то случилось с коленом (почти у всех Серебровских больные ноги), и он лежал, не вставая с кровати, кроме того, начались волнения: велась подготовка войны с Финляндией.
С университетом я уже рассталась, так как Глеб Владимирович запротестовал против такой нашей жизни: «Я ведь тебя совсем не вижу! Утром просыпаюсь — ты уже ушла, вечером прихожу со спектакля, ты уже спишь. Лучше бы уж ты снова пошла в театр. хотя мне не хотелось раньше, чтобы моя жена была балериной, уж слишком тяжелая профессия», «Ах, так», — воскликнула я и открыла старинный сундук, подаренный мне родными мужа, достала оттуда заветные вещи: балетные туфли и трико. Вот с ними у меня не хватило духу расстаться. На следующее же утро пошла в театр и попросила у инспектора балета (есть такая должность) позаниматься. Он удивился. Ведь в театре никто не знал, что я три года назад работала в Свердловске, в театре Оперы и балета. Я приехала из Самары, как жена заслуженного артиста Глеба Владимировича Серебровского.
Конечно, заниматься мне разрешили, и я стояла в уголочке у станка и делала plie и battemane, как полагается. Я уже говорила, что перед репетицией всегда идет урок актерского класса. Начинается он в 10 ч. утра и никаких опозданий не полагается. Ведь ecли ты не успеешь на первое движение, ты не можешь сделать второе. А потом сразу начинается репетиция очередного спектакля: старого или нового. В это время приехавший из Москвы, в прошлом солист балета, потом балетмейстер, Леонид Жуков ставил «Лебединое озеро». То ли в своей постановке, то ли в казенной (перенос из Москвы), в то время в этом ничего не понимала. Но мне интересно было, я стала оставаться после урока смотреть репетицию где-нибудь из дальнего уголка. А так как память у меня профессиональная — зрительная и моторная, то я постепенно запоминала то, что мне нравилось. И вот уже настало время идти на сцену на оркестровую репетицию, а исполнительницы главной мазуристки-солистки нет. Обычно имеется запасная артистка, а тут ее не оказалось, и положение получалось безвыходное. Я подошла к Леониду Алексеевичу, которого совсем не знала, и говорю: «А я знаю мазурку, партию солистки. Я смотрела». — «Ну, давайте попробуем». И я пошла на сцену репетировать. В зале было некогда и я станцевала cpaзу под оркестр. Так мазурка навсегда и осталась за мной. Вот что значит уверенность в своих силах. С этого дня меня зачислили на работу. Потом я стала и классику танцевать, но все-таки всегда боялась за свою ногу.
Почему-то Жуков умер очень рано, в 61 год, а мне кажется, что балетные должны жить очень долго. Ежедневная тренировка, строгий режим, любовь к своей профессии и скромный образ жизни позволяют сохранить надолго энергию и любовь к жизни, а это главное.
Плохо то, что у нас, артистов балета, мало детей, так же, как у спортсменок: слишком большая физическая нагрузка. Но если у нас появляется ребенок, то мы безумно счастливы. Я, к сожалению, не читала интервью с нашей царицей балета Мариной Семеновой, но, как мне рассказывали, она обожает свою дочку, внучку, и всю семью и с наслаждением занимается хозяйством, одним словом, счастливая хозяйка дома. А какой она была королевой на сцене!!! Она могла себе позволить все что угодно. И когда она приехала к нам на гастроли в Саратов и танцевала «Лебединое озеро», в третьем акте вышла в роли Одилии на сцену, и ей показалось, что мешает ковер, постланный под королевским троном, и Марина Семенова так элегантно одним махом отодвинула его своей балетной туфелькой, что никто и не возмутился. Ей все было можно, она действительно была царицей балета, с какой-то удивительной посадкой головы, прямой спиной, прекрасными руками, и неотразимым лицом. Перед ней все преклонялись.
А тем временем началась Великая Отечественная война. Я помню день объявления войны. Шла оперетта «Сильва». Мы, балетные, в белых пачках подтанцовывали: «Красотки, красотки, красотки кабаре!»… После первого акта вышел на сцену военный и приказал всем, кто в зале призывного возраста, явиться в свои части. Война началась, но «смейся, паяц», мы продолжали выступать в следующих актах с профессиональной улыбкой. Спектакль шел, оркестр играл, певцы пели, мы танцевали.
Муж с ребенком на даче под Саратовом. Разгримировавшись, я бросилась в магазин, чтобы купить что-нибудь для ребенка, но прилавки уже все опустели, даже консервы с крабами, которые никто не покупал — исчезли. Сахар можно было достать по спекулятивной цене — 20 руб. за кг, а я вспомнила, что у меня сахар кончился и на даче, где мы тогда жили. Вот и начались наши беды. Но спектакли продолжали ставиться своим чередом, театр жил своей жизнью, и зрительный зал всегда был полон. Очень много приходило военных, и поэтому часто шли оперетты. «Веселье — хоть куда».
Пoтoм начали прибывать первые раненые, и мы обслуживали госпитали. Концерты давали на маленьких клубных сценах, а иногда и прямо между кроватями. За это нас даже кормили ужином. Город Саратов находился на голодном пайке, но у нас была театральная столовая, которую актеры прозвали ПЭПЭЖЭ (П.П.Ж.) «Прощай, половая жизнь». Это было очень глупо, но почему-то запомнилось. Страшно вспоминать это время, но помнить его надо. Когда мне говорят Праздник Победы, то я сразу вспоминаю миллионы убитых прекрасных парней. У меня был сын, и на войну я не хотела идти, но чем могла, помогала. Выступали мы больше, чем в мирное время и видеть улыбки на лицах людей, которые завтра пойдут на фронт, — это много значит.
Глеб Владимирович очень переживал за своих братьев. Один из них остался в Ленинграде хранителем музея, другой — красивый, замечательный человек, читавший лекции в планетарии — спал дома на полу, готовясь к тяжестям фронта.
Ну а в театре жизнь была интересная, несмотря на то что, спектакли кончались в 10 ч. 30 мин. вечера, а немецкие самолеты прилетали в 11 часов, и начиналась бомбежка моста через Волгу и завода им. Крекинга. Расходились по домам группами, боясь бандитов. Скоро мы переехали жить в театр (нам позволили pacположиться на колосниках над сценой), а всю квартиру на углу Вольской уступили приехавшим беженцам.
Среди них была семья Владимира Владимировича Дмитриева, нашего дальнего родственника, с женой и двумя девочками, первая была от первой жены Володи — балерины (с которой что-то произошло), а вторая — двухлетняя Танечка, стала первой ракеткой Советского Союза.
Из Ленинграда приехала первая жена Глеба Владимировича с матерью — певицей в прошлом и педагогом Еленой Девос-Соболевой и дочкой Аленушкой от второго мужа. Она потом закончила театроведческий факультет ГИТИСа, но я так и не смогла ее найти. Я прилагаю большие усилия для розыска друзей, но их остается все меньше и меньше.
И, наконец, в третьей комнате жили известные музыканты из Москвы — один из них — Яворский, а второго не помню. На кухне собирались все мхатовцы.
Судили, рядили, гадали, рассказывали анекдоты, но каждый день давали спектакли в помещении ТЮЗа и имели огромный успех. Каким счастьем было для меня посещать их спектакли! Они не надолго у нас задержались, потому что фашисты приближались, а Алла Тарасова стала волноваться за свою внучку. Их коллектив (половина МХАТа) эвакуировали дальше, в Свердловск. Замечательный художник Владимир Дмитриев оставил после себя яркий след, успев сделать эскизы к «Борису Годунову», «Дубровскому» и еще ряду опер.
Никогда не забуду, как он трясущимися руками разливал Одеколон из флакона, боясь обделить товарища, а Грибов, необыкновенный актер, бросил из своего номера бутылку в окно. Внизу стояла очередь и кому-то попало по голове. Вину на себя принял секретарь парторганизации театра.
Прекрасная балерина, танцующая в опереттах, ушла от своего мужа, знаменитого Ершова, к нашему тенору. Вот и все сплетни, которые я решилась описать.
Как-то проезжал через Саратов поэт Вольпин, останавливался у нас и прочел стихотворение, которое мне запомнилось:
Жили-были старик со старухой
У самого синего моря.
И был старик комсомолец Петрухой
И это совсем другая история.
А сынку уже шел пятый год, и отец ему выстругал прекрасный пароход, который он до сих пор помнит. Игрушек вообще не было, а елки отменили: «дореволюционные предрассудки». Что мы ели?
Этот вопрос меня никогда не интересовал, но в эти годы — надо было думать, чем накормить семью. Глеб Владимирович на мормышку (зимняя охота) ловил маленьких рыбешек, я их складывала между оконных рам: основная еда, когда улов удавался. Сын вспоминает жмыху, которая ему очень нравилась. На базаре я меняла свои «туалеты» на молоко и яйца для ребенка, и кормила его отдельно, чтобы он не подумал, что мы голодаем, А у нас было самое изысканное блюдо — «свиная отбивная» — черный отвратительный хлеб, поджаренный на каком-то масле.
Сыночек с укором мне говорил: «Мама, ты опять меня не разбудила ночью, а всех ребят повели в бомбоубежище». А я никогда его не будила, чтобы он сохранил здоровой нервную систему.
В три с половиной года он мог сидеть часами за пианино и подбирать модные песенки, как, например, «На рыбалке у реки тянут сети рыбаки». Ему ужасно нравился этот быстрый наигрыш. Мы прибегали из театра, он уже спал на диванчике, согнув коленки, и подложив руки под головку. А в пять лет он уже ходил в консерваторию. Это, конечно, громко сказано, просто Вовочка поступил в музыкальную школу, а его определили к главному дирижеру Сатановскому, которому удобнее было заниматься с детьми у себя на месте. Потом нашего сына перевели к учительнице, и он стал ходить в училище, которое помещалось недалеко от Липок. Липки начинались от консерватории, а здание консерватории, я думаю, лучшее из всех провинциальных городов. Саратов, в основном, строили немцы, и может быть, поэтому они его пощадили. Эта мысль мне только что пришла в голову.
Я дошла до 52 кг при моем росте выше среднего, и меня шатало из стороны в сторону. Но везение меня никогда не оставляло. Проезжала через Саратов совсем почти незнакомая женщина и сказала: «Почему бы вам не поехать к Шурке, это моя дальняя родственница, и живет она в деревне (вот забыла) под Петровском».
Я забрала сына и поехала. Нашла эту милую Шурку, которая вышла замуж в 15 лет, а мужу было тринадцать, и когда всех забрали на фронт, он тут же погиб, оставив жену и дочку.
Мы собирались у старого деда у самовара — только женщины и дети. В пять часов утра раздавался стук в окно: Шурка шла на работу. Но к этому времени она успевала дома надоить корову, истопить русскую печь и наставить туда горшков целый ряд. Приходит с работы вечером, а горшки на месте: «Ты что же это ничего не ешь, с голоду помрешь». Какой там с голоду, я с каждым днем разбухала. Но не с голоду, а от обилия еды. Я шила поселянам кому юбку, кому кофту. И они приносили мне всего навалом. А, кроме того, я и Шуркины яства стала все подъедать: и кашу, и топленое молоко, и картошку со сливками, да мало еще чего.
А сыночек возился перед домом в пыли с ребятишками, прямо на дороге, а потом под руководством старшенького они бегали на маленькую речку полоскаться. Никакого воспитания «можно — нельзя», и как это было хорошо!
Через месяц приехал Глеб Владимирович, в театре начался отпуск, и не узнал меня: выходит к нему цветущая, дебелая матрона. Тут я себя уже не ограничивала, знала, что все спущу. Спасла меня с сыночком эта Шурка, жаль, что я потом ее больше никогда не видела.
Надо возвращаться назад, а красное зарево полыхает над Саратовом. Проходящий военный сказал: «Нельзя туда ехать, со дня на день город возьмут немцы». Но у нас, у театральных, чувство долга очень развито. Ведь бывает так, что нас невозможно заменить, и мы поехали, вернее, пошли пешком. А сыночка положили на дроги, запряженные волами и загрузили еще всякие продукты, которые мне надавали за шитье односельчане.
Шли долго, уж не помню сколько часов, и, наконец, добрались до Петровска. Поезд уже стоит, а билетов никаких нет. Двери открылись и все бросились внутрь. Мы с тюками, коробками, а сыночек бежит сзади — вот такой он у нас был умненький от рождения. Никогда не плакал и не капризничал. Я вообще не знала, что такое — каприз.
Если уж дома хотелось очень плакать, ну упал, ну ушибся, то он шел к себе в комнату, шлепая себя по задушке: «Мол, сам виноват, не надо было лезть, куда не следует». Вот так мы и жили дружной семьей, работая с утра до ночи. Закалка хорошая — навсегда.
А куда же мы все-таки ехали, если Саратов уже взят? Впрочем, до «ехали» — еще далеко. Надо было втиснуться в узкий проход вагона, и тут я схватила сыночка за ручку и втащила его на ступеньки, а дальше нас уже продвигали задние. Глеб Владимиров был уже впереди и искал для нас место. А дальше помню только то, что приехали на Саратовский вокзал, и город никем не взят, а стоит на месте. От Камышина немецкие войска пошли не к нам, а на Сталинград, что им было стратегически выгоднее.
Мы продолжали показывать зрителям оперы, оперетты и балеты, ездить на концерты. Я стала придумывать сама себе номера или что-то переделывала из того, что шло в театре. О балетмейстерстве я и думать не могла, не веря в свои творческие способности. Что мне покажут, то я и делаю, считая, что придумывать ничего не могу, хотя уже в то время танцевала какой-то испанский танец собственного сочинения. Но главная моя работа была — кормить семью.
Глеб Владимирович очень переживал за погибших братьев, хотя в театре был по-прежнему очень активен. А я открыла «ателье мод», и мы с солисткой балета Валей Вершковой брали на себя смелость шить платья всем нашим девочкам и даже сшили с большими трудностями концертное платье прекрасной певице Шумской, которую потом пригласили в Москву. Я снимала мерку, а часто «на глазок», кроила, наметывала и мерила, а отделочные работы, что самое трудное, брала на себя Валя. Кроме того, я еще стала фотографировать: бесплатно наших балетных и за деньги десятимесячных младенцев. Они еще ничего не понимают и строят прекрасные гримасы перед камерой, а в год они уже стесняются, ломаются и с ними гораздо труднее.
Сниму на полную пленку маленького ребеночка, ночью напечатаю 40 фото, вот и гарантия, что любящие родители все возьмут по 10 руб. за штуку. Так и жили.
Величайшим событием военных лет стал приезд балетмейстера Каменского из Ленинграда и Юрия Рейнке с ранением с фронта, в шинели, чуть ли не из штрафного батальона. Спрашивать было неудобно о его подвигах, а работать с ним было очень интересно.
Во-первых, он давал изумительные актерские уроки, на которых нас так «разогревали», что после них репетиция казалась пустяком.
Станок заканчивался 16-ю большими батманами в каждую сторону, вперед, в бок, назад, а на середине он давал прекрасные комбинации, которые можно было показывать даже на сцене. И наряду с этим Юрий Николаевич поставил вначале «Соперницы», потом «Дон Кихот». Наши «Соперницы» — гораздо интереснее, чем в театре Станиславского и Немировича-Данченко, это каждый может подтвердить. Только подтверждать некому…
Что касается «Дон Кихота» — это огромная работа балетмейстера Рейнке вместе с молодым дирижером. Они взяли совершенно другую музыку, придумали другой сценарий, приближенный к великой поэме Сервантеса. Он даже в чем-то приближался к Сервантесу, а не был просто парадом виртуозных вариаций дуэтов и ансамблей. Но время ушло и ничего не сохранилось: ни замысла, ни хореографии, ни даже партитуры. Время было такое, что ничего не жалели. Вскоре Рейнке уехал в Москву и там умер. А жаль, очень талантливый был человек.
Что касается Каменского, то этот милейший человек превосходно поставил детский балет «Доктор Айболит», сам изображая петуха. Это был чудесный, легкий спектакль, который, по мнению многих, был гораздо интереснее, чем в Москве, в театре Станиславского и Немировича-Данченко. У меня сохранились фотографии, которые хотелось бы все вам показать. Вот зловредная Варвара, в исполнении заслуженной артистки Викторины Урусовой (она много лет проработала в Саратовском театре, также, как и ее муж Валентин Адашевский, о котором я расскажу позже). А вот Ванечка и Танечка, эти артисты потом уехали в Ленинград. Прекрасный черный Кот — Герасимов, Петух — в исполнении самого балетмейстера спектакля, Аист — на одной ноге, которого я всегда изображала, и многие, многие другие артисты радовали зрителей.
Прекрасный, скромный человек, талантливый балетмейстер, даже не попал на страницы энциклопедии «Балет», так же как и Рейнке.
О балете нельзя рассказывать. Зря пишут в программках либретто для ознакомления зрителя с сюжетом. Если непонятно значит плохо поставлено. В словах нельзя передать всю гамму чувств, тонкость переживания. Слова бедны перед движением. Не впечатление от Дон-Кихота Рейнке, было совсем особым. Танцев не помню, но впечатление от спектакля осталось огромное.
Уроки Рейнке перед репетициями — не просто разогрев, а интереснейшая работа, когда комбинации строились одна за другой и не утомляли, а давали наслаждение.
Лучшим педагогом актерского класса был Асаф Михайлович Мессерер, дядя Майи Плисецкой. Недаром Морис Бежар приглашал его давать уроки в труппе, для повышения ее квалификации.
Что же мне осталось рассказать о 40-х годах? Война кончилась, и тут неожиданно я познакомилась с великим художником Николаем Михайловичем Гущиным, который прожил в Париже и Монте-Карло 30 лет и, наконец, добился разрешения вернуться на родину. Ему предоставили выбор из пяти городов (в столицу не пyстили), и он решил ехать в Саратов. Почему Саратов? Да потому что там был и остался до сих пор лучший художественный музей на периферии. Его основал Боголюбов и там хранятся ценнейшие работы. Я помню даже шесть полотен Рериха.
С Николаем Михайловичем меня познакомил Каменский. И мы стали с Гущиным друзьями. Мой сын считает Гущина своим первым учителем, хотя в то время Володя уже посещал художественное училище, закончив музыкальную школу.
Как художника мы Николая Михайловича совершенно не знали. Как-то муж пошел с сыном в музей на выставку, приходит и говорит: «Радуйся, у нас в Саратове появился прекрасный мастеp» Была выставлена одна небольшая его картина — «Красная девушка» — как образ революции или еще что-то. Неважно как «щипали» эту картину, но она сразу открыла нам глаза на современное искусство, которое называли «разложением запада». Чувствовалось влияние французского импрессионизма, но, в основном, это было своеобразное, чисто индивидуальное осмысление красоты. Николай Михайлович сделал прекрасные портреты народной артистки Советского Союза, прима-балерины Саратовского театра Веры Андреевны Дубровиной. Высшим достижением был его автопортрет в рыжей шапке, и портрет артиста эстрады Горелика.
Я устроила выставку картин Николая Михайловича у себя дома, и это было очень интересно для любителей живописи. К сожалению, я уехала в Москву и связь с выдающимся художником прервалась. Потом я узнала, что Николаю Михайловичу запретили даже преподавание в художественном училище, и он занимался только реставрацией старых картин. Не могу простить своей глупости и нетактичности, когда в ответ на предложение Николая Михайловича написать мой портрет, воскликнула: «Что вы, я даже фотографам никогда не позирую». Единственным оправданием служит только то, что я не любила своей наружности (мама говорила, что у нее некрасивые девочки), и только под гримом могла на себя смотреть в зеркало.
Сейчас Николай Михайлович признан великим мастером, его картины оцениваются в миллионы, и жаль, что он не дожил до нашего времени.
В начало
К предыдущей главе
Далее
Автор: Серебровская-Грюнталь Любовь Александровна | слов 3199Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.