Становление школы Святой Анны — Анненшуле

Очень большой вклад в духовное развитие Петербурга внесли не­мецкие школы. До 1917 года в городе действовали четыре немецких школы при храмах. Это Петришуле на Невском проспекте при церкви Святого Петра, Анненшуле на Кирочной улице при церкви Святой Анны, школа на Большом проспекте Васильевского острова при церкви Свя­той Екатерины, школа при немецкой реформаторской церкви, расположенной на Большой Морской улице.

Существовали немецкие школы и в окрестностях Петербурга: шко­ла в Ново-Саратовской колонии при церкви Святой Екатерины, в де­ревне Гражданка при церкви Святого Николая. Статус Главного немецкого училища имела Петришуле. Однако другие немецкие школы были полностью самостоятельны. Широкой известностью в Санкт-Петербурге и за его пределами пользовались частные немецкие школы Карла Ивановича Мая на 10-й линии Васильевского острова и Эмилии Павловны Шаффе на 5-й ли­нии. Они считались образцовыми учебными заведениями. У К.И. Мая учились мальчики, а у Э.П. Шаффе — девочки. Впоследствии школа Э.П. Шаффе стала государственной гимназией. Были и дру­гие, менее известные частные немецкие школы.

За годы существования немецких школ было выпущено более 80 000 молодых людей — с хорошей подготовкой, воспитанных, чес­тных, трудолюбивых, добросовестных. В немецких школах учились не только немцы, но и дети других национальностей и вероисповеданий. Там не было ограничений по религиозному признаку, в отличие от государственных русских школ, где для иноверцев устанавливалась определенная квота. И сами немцы принадлежали к разным конфессиям. В основном они были протестантами (преимущественно лютеранами, меньше —ре­форматорами), около 10% составляли католики, по 1% — право­славные и иудеи.

Веротерпимость немцев проявлялась не только в школах. Так, в 1802 году власти отказали в предоставлении евреям Санкт-Петербурга участка земли для захоронений, а немцы-лютеране выделили на своем кладбище, которое впоследствии вместе с православным кладбищем стало называться Волковским, участок для погребения евреев. И этот акт, как считалось, ознаменовал собою образование в 1802 году в Санкт-Петербурге еврейской общины де-факто…

Анненшуле возникла в 1722 году вслед за Петришуле, созданной в 1710 году. Основателем Анненшуле был пастор Иоганн Леонард Шаттер. По своей инициативе он начал обучать грамоте детей прихожан. В качестве учителя Шаттер предложил привлечь органиста, о чём сооб­щил общине: «…за преподавание чтения, письма и счёта платить ему надо будет два рубля в месяц с головы, а если он знает латынь, то 3 рубля». Официально школа учреждена 3 января 1736 года с разрешения императрицы Анны Иоанновны. Причём будущая церковь Святой Анны в то время находилась ещё в стадии строительства, и новая школа чис­лилась за приходом старой церкви Святого Петра. Только в 1740 году после окончания строительства и освящения церкви во имя Святой Анны школа получила это имя. Испытав вначале некоторый подъём, уже с 1778 года Анненшуле стала приходить в упадок. Причиной послужила частая сменяемость преподавателей, вызванная низкими окладами.«…Только двух настав­ников я обнаружил при моём приходе… Число учащихся не превыша­ло двадцати. Кроме того, каждый раз я заставал учителей в ночных ха­латах, когда посещал их занятия», — так описывал состояние школы тех лет пастор Райнбат.

Но период упадка продолжался недолго. Благодаря стараниям па­стора Райнбата и прихожан в школе наладился нормальный учебный процесс. После 1780 года школа получила права городской. По про­грамме она была близка реальному училищу. В отделении для мальчи­ков преподавались: богословие, история, естествознание, технология, каллиграфия, арифметика, математика, немецкий, русский, французский, английский и латинский языки, а также музыка, пение, рисование, танцы. Девочки не изучали технологию, зато им преподавали рукоделие. Школа давала мальчикам подготовку для продолжения образова­ния по практическим профессиям — ремесленника, торговца, фарма­цевта, государственного служащего, хирурга. Вместе с тем, выпускни­ки школы не имели права поступать в Университет. В 1820 году в России был принят гимназический устав, который предполагал усиление классического образования на основе учения о древних греках, как наиболее гармонично развитых людях. Следуя этому направлению, руководители школы значительно увеличили время на изучение древних языков — латинского и греческого, а также геогра­фии, общей и естественной истории и искусств. Эту «благословенную» деятельность Анненшуле высоко оценил Николай I. Указом от 3 ноября 1852 года школе был присвоен статус государственной гимназии. Преподаватели получили права государ­ственных служащих, правда, без права на государственную пенсию. Об этом вынуждена была побеспокоиться пенсионно-сиротская касса шко­лы, основанная в 1847 году.

После присвоения школе статуса государственной гимназии, её выпускникам предоставили право поступать в Университет. В результа­те к 1857 году 40 выпускников школы поступили в Санкт-Петербургский, Московский, Дерптский и Гельсингсфоргский университеты. Вы­пускницы школы успешно сдавали экзамены на гувернантку. Школа стала очень притягательной для русских детей. В 1860 году в Анненшуле около одной трети учащихся были православными, в даль­нейшем их число увеличилось. Многие русские родители посылали своих детей в Анненшуле, что­бы они овладели в совершенстве немецким языком и получили хоро­шее воспитание. Проучившись 3-4 года в Анненшуле, эти дети нередко переходили в русские школы, чтобы изучать русскую литературу на родном языке. Из воспоминаний Е.А. Павловой (В.Р. Лейкина-Свирская, И.В. Селиванова «Школа в Финском переулке», СПб., 1993): «С 1-го по 4-й класс (1905—1909 гг.) включительно я училась в Петербурге в немецкой школе — в училище Св. Анны; все предметы, за исключением русского и французского языков, проходились на не­мецком языке, причём учебная программа значительно отставала от программы русских классических гимназий и реальных и коммерчес­ких училищ. Вот по этой причине мне и пришлось потерять при перехо­де в другую школу целый год». Автор как бы с укоризной пишет об отставании учебной программы, но из этих строк можно сделать вы­вод о том, что в Анненшуле не форсировали учебный процесс, — уско­ренное обучение никогда не бывает основательным. Кроме того, в Аннешуле большое внимание уделяли воспитанию учащихся, на что за­трачивалось много времени. Возможно, и за счет учебных часов. В начале двадцатого века школа состояла из мужской и женской гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной шко­лы. Общее число учеников достигло 1800 человек.

С 1884 по 1910 годы директором Анненшуле был талантливый пе­дагог и энергичный администратор доктор Иосиф Кениг. В основу учеб­ной и воспитательной деятельности доктор Кениг положил принципы, сформулированные им самим: «В настоящем контакте с родительским домом, предпочитая воспитание образованию, не допуская рутины и не гоняясь за модой, следовать прогрессу педагогической науки».

Далее >>

В начало

Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 942


Добавить комментарий