Становление школы Святой Анны — Анненшуле
Очень большой вклад в духовное развитие Петербурга внесли немецкие школы. До 1917 года в городе действовали четыре немецких школы при храмах. Это Петришуле на Невском проспекте при церкви Святого Петра, Анненшуле на Кирочной улице при церкви Святой Анны, школа на Большом проспекте Васильевского острова при церкви Святой Екатерины, школа при немецкой реформаторской церкви, расположенной на Большой Морской улице.
Существовали немецкие школы и в окрестностях Петербурга: школа в Ново-Саратовской колонии при церкви Святой Екатерины, в деревне Гражданка при церкви Святого Николая. Статус Главного немецкого училища имела Петришуле. Однако другие немецкие школы были полностью самостоятельны. Широкой известностью в Санкт-Петербурге и за его пределами пользовались частные немецкие школы Карла Ивановича Мая на 10-й линии Васильевского острова и Эмилии Павловны Шаффе на 5-й линии. Они считались образцовыми учебными заведениями. У К.И. Мая учились мальчики, а у Э.П. Шаффе — девочки. Впоследствии школа Э.П. Шаффе стала государственной гимназией. Были и другие, менее известные частные немецкие школы.
За годы существования немецких школ было выпущено более 80 000 молодых людей — с хорошей подготовкой, воспитанных, честных, трудолюбивых, добросовестных. В немецких школах учились не только немцы, но и дети других национальностей и вероисповеданий. Там не было ограничений по религиозному признаку, в отличие от государственных русских школ, где для иноверцев устанавливалась определенная квота. И сами немцы принадлежали к разным конфессиям. В основном они были протестантами (преимущественно лютеранами, меньше —реформаторами), около 10% составляли католики, по 1% — православные и иудеи.
Веротерпимость немцев проявлялась не только в школах. Так, в 1802 году власти отказали в предоставлении евреям Санкт-Петербурга участка земли для захоронений, а немцы-лютеране выделили на своем кладбище, которое впоследствии вместе с православным кладбищем стало называться Волковским, участок для погребения евреев. И этот акт, как считалось, ознаменовал собою образование в 1802 году в Санкт-Петербурге еврейской общины де-факто…
Анненшуле возникла в 1722 году вслед за Петришуле, созданной в 1710 году. Основателем Анненшуле был пастор Иоганн Леонард Шаттер. По своей инициативе он начал обучать грамоте детей прихожан. В качестве учителя Шаттер предложил привлечь органиста, о чём сообщил общине: «…за преподавание чтения, письма и счёта платить ему надо будет два рубля в месяц с головы, а если он знает латынь, то 3 рубля». Официально школа учреждена 3 января 1736 года с разрешения императрицы Анны Иоанновны. Причём будущая церковь Святой Анны в то время находилась ещё в стадии строительства, и новая школа числилась за приходом старой церкви Святого Петра. Только в 1740 году после окончания строительства и освящения церкви во имя Святой Анны школа получила это имя. Испытав вначале некоторый подъём, уже с 1778 года Анненшуле стала приходить в упадок. Причиной послужила частая сменяемость преподавателей, вызванная низкими окладами.«…Только двух наставников я обнаружил при моём приходе… Число учащихся не превышало двадцати. Кроме того, каждый раз я заставал учителей в ночных халатах, когда посещал их занятия», — так описывал состояние школы тех лет пастор Райнбат.
Но период упадка продолжался недолго. Благодаря стараниям пастора Райнбата и прихожан в школе наладился нормальный учебный процесс. После 1780 года школа получила права городской. По программе она была близка реальному училищу. В отделении для мальчиков преподавались: богословие, история, естествознание, технология, каллиграфия, арифметика, математика, немецкий, русский, французский, английский и латинский языки, а также музыка, пение, рисование, танцы. Девочки не изучали технологию, зато им преподавали рукоделие. Школа давала мальчикам подготовку для продолжения образования по практическим профессиям — ремесленника, торговца, фармацевта, государственного служащего, хирурга. Вместе с тем, выпускники школы не имели права поступать в Университет. В 1820 году в России был принят гимназический устав, который предполагал усиление классического образования на основе учения о древних греках, как наиболее гармонично развитых людях. Следуя этому направлению, руководители школы значительно увеличили время на изучение древних языков — латинского и греческого, а также географии, общей и естественной истории и искусств. Эту «благословенную» деятельность Анненшуле высоко оценил Николай I. Указом от 3 ноября 1852 года школе был присвоен статус государственной гимназии. Преподаватели получили права государственных служащих, правда, без права на государственную пенсию. Об этом вынуждена была побеспокоиться пенсионно-сиротская касса школы, основанная в 1847 году.
После присвоения школе статуса государственной гимназии, её выпускникам предоставили право поступать в Университет. В результате к 1857 году 40 выпускников школы поступили в Санкт-Петербургский, Московский, Дерптский и Гельсингсфоргский университеты. Выпускницы школы успешно сдавали экзамены на гувернантку. Школа стала очень притягательной для русских детей. В 1860 году в Анненшуле около одной трети учащихся были православными, в дальнейшем их число увеличилось. Многие русские родители посылали своих детей в Анненшуле, чтобы они овладели в совершенстве немецким языком и получили хорошее воспитание. Проучившись 3-4 года в Анненшуле, эти дети нередко переходили в русские школы, чтобы изучать русскую литературу на родном языке. Из воспоминаний Е.А. Павловой (В.Р. Лейкина-Свирская, И.В. Селиванова «Школа в Финском переулке», СПб., 1993): «С 1-го по 4-й класс (1905—1909 гг.) включительно я училась в Петербурге в немецкой школе — в училище Св. Анны; все предметы, за исключением русского и французского языков, проходились на немецком языке, причём учебная программа значительно отставала от программы русских классических гимназий и реальных и коммерческих училищ. Вот по этой причине мне и пришлось потерять при переходе в другую школу целый год». Автор как бы с укоризной пишет об отставании учебной программы, но из этих строк можно сделать вывод о том, что в Анненшуле не форсировали учебный процесс, — ускоренное обучение никогда не бывает основательным. Кроме того, в Аннешуле большое внимание уделяли воспитанию учащихся, на что затрачивалось много времени. Возможно, и за счет учебных часов. В начале двадцатого века школа состояла из мужской и женской гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школы. Общее число учеников достигло 1800 человек.
С 1884 по 1910 годы директором Анненшуле был талантливый педагог и энергичный администратор доктор Иосиф Кениг. В основу учебной и воспитательной деятельности доктор Кениг положил принципы, сформулированные им самим: «В настоящем контакте с родительским домом, предпочитая воспитание образованию, не допуская рутины и не гоняясь за модой, следовать прогрессу педагогической науки».
Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 942Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.