12. IХ бис серия. Тип «С» («Сталинец»)

С начала восстановления и строительства Военно-Морского флота наши подводные лодки строились по проектам, разрабатываемым советскими специалистами. При этом учитывался отечественный дореволюционный опыт первой мировой войны, так как в этот период времени конструкторы не имели возможности получать данные о зарубежном опыте постройки подводных лодок, их конструкции и устанавливаемом оборудовании.

В период интенсивного строительства подводных лодок значительно расширились внешнеэкономические связи Советского Союза, появилась возможность получения зарубежной информации, поэтому встал вопрос о возможности сотрудничества с зарубежными фирмами.
Используя такую возможность «Союзверфь» (в последующем – Наркомат судостроительной промышленности) в 1933 году заключила договор с немецкой фирмой «Дешимаг» на разработку проекта подводной лодки среднего водоизмещения по тактико -техническому заданию, выданному советской стороной.

В соответствие с договором фирма «Дешимаг» разработала технический проект подводной лодки под шифром «Е-2», который был рассмотрен и одобрен ВМФ.

Запроектированная подводная лодка была полуторакорпусной, двухвальной, семиотсечной, имела водоизмещение около 830 м3, предельную глубину погружения около 100 м, скорость надводного хода 10 узлов и дальность плавания около 10000 миль.

Разработка рабочей документации подводных лодок «Е-2», получившего у нас наименование IX серии, выполнялось ЦКБС-2 под наблюдением и при участии полномочных представителей фирмы «Дешимаг».

В проекте предусматривалось применение целого ряда комплектующих изделий, изготавливаемых и поставляемых немецкими фирмами, в том числе:

– главные двигатели фирмы МАН мощностью 2000 л.с.;
– гребных электромоторов мощностью 550 л.с.
– аккумуляторной батареи и т.д.

Постройка подводных лодок была поручена Балтийскому заводу, которых сдал первую подлодку в сентябре 1936 года.

После начала строительства подводных лодок IX серии было принято решение о значительном увеличении числа строящихся подводных лодок этого типа. Учитывая, что поставка комплектующих изделий, предусмотренных в проекте IX серии немецкими фирмами, задерживалось, ЦКБС-2 получило задание переработать проект, предусмотрев в нем установку отечественного оборудования и вооружения.

Новый проект получил наименование IX бис серии.

В 1937 году Дальзавод получил задание построить для Тихоокеанского флота 6 средних подводных лодок типа «С» IX бис серии. В этот же период на Дальзавод поступила и документация для их строительства.

Подводные лодки IX бис серии сохранили архитектуру и основное расположение IX серии, т. е. они были полуторакорпусными, двухвальными, семиотсечными. Концевые отсеки и центральный пост имели сферические переборки, рассчитанные на предельную глубину погружения (10 кг/см2) и являлись отсеками – убежищами. Прочный корпус имел цилиндрическую форму в средней части, и форму усеченных конусов в оконечностях. Прочная рубка имела форму эллипса, большая ось которого располагалась по диаметральной плоскости подлодки. Ограждение прочной рубки было открытого типа.

Подлодка имела 9 цистерн главного балласта, разбитых на три группы. Цистерны 1, 2, 3 составляли кормовую группу, 4 и 5 – среднюю, а 6, 7, 8, и 9 – носовую группу.
В этом проекте счет шпангоутов начинался с кормы, как это принято в Германии. Уравнительная цистерна, разделенная на две части, и цистерна быстрого погружения размещались в междубортном пространстве и были выполнены прочными.

Все цистерны главного балласта, за исключением цистерны № 1, были кингстонными, а для уравнивания давления с забортным, при погружении с закрытыми кингстонами, были предусмотрены специальные вентиляционные трубы. Цистерны № 2, 3, 6 и 7 были приспособлены для приема увеличенного запаса топлива. Осушение балластных цистерн осуществлялось продуванием дизелем (воздухом низкого давления) или воздухом системы аварийного продувания. Трубопровод и распределительная коробка ВВД (воздуха высокого давления), для продувания цистерн главного балласта, располагались в надстройке. Запас воздуха высокого давления хранился в баллонах, которые располагались в надстройке вне прочного корпуса.

Для подачи ВВД потребителям в системе были применены распределительные колонки, располагавшиеся в центральном посту и концевых отсеках. Аварийное продувание ЦГБ (цистерн главного балласта) осуществлялось воздухом давлением 30 кг/см2 через специальные распределительные колонки.

Вертикальный и горизонтальные рули имели электрическое и ручное управление.

Системы общесудовой и батарейной вентиляции обслуживались только двумя вентиляторами: вдувным и вытяжным, позволявшими вентилировать отсеки, аккумуляторные ямы и перемешивать воздух внутри лодки в подводном положении.

Аккумуляторная батарея размещалась в герметичных ямах второго и четвертого отсеков.
В носу лодки располагались сетепрорезатели типа «Пила».

Подводные лодки типа «С» IX серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:

– водоизмещение нормальное                                                       837 м куб.;
– длина наибольшая                                                               77,7 м;
– ширина наибольшая                                                              6,4 м;
– диаметр прочного корпуса                                                       4,4 м;
– осадка средняя с килем                                                         4,0 м;
– запас плавучести                                                               28%;
– глубина погружения:
      предельная                                                                 100 м;
      рабочая                                                                    80 м;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                                      0,53 м;
      в подводном положении                                                      0,20 м;
– экипаж                                                                         42 чел;
– автономность:
      надводная                                                                  30 суток;
      подводная                                                                  72 часа;
– наибольшая надводная скорость                                                  19,5 узла;
– дальность плавания экономичным ходом (10 узлов) при увеличенном запасе топлива 8200 миль;
– наибольшая подводная скорость                                                  8,7 узла;
– дальность плавания подводная                                                   10,1 миль;
– дальность плавания подводная экономичным ходом (2,9 узла)                      139 миль;

Энергетическая установка:
– двигатель IД мощностью 2000 л.с. при 470 об/мин.;                              2 шт.;
– гребной электромотор ПГ72/35 мощностью 550 л.с. при 275 об./мин                2 шт.;
– аккумуляторная батарея «С» по 124 элемента в группе                            2 группы.

Вооружение:
– носовые торпедные аппараты, для торпед 533 мм                                  4 шт.:
– кормовые торпедные аппараты для торпед 533 (надстроечные)                      2 шт.;
– запасные торпеды:
      в носу                                                                     4 шт.;
      в корме                                                                    2 шт.;
– артиллерийская 100 установка «Б-24»                                            1 шт.;
– артиллерийский 45 мм полуавтомат «21-К»                                        1 шт.

Следует отметить, что размещение механизмов, оборудования и приборов на подлодках IX бис серии было выполнено весьма рационально, что обеспечивало удобство обслуживания и создавало хорошие комфортные условия для экипажа по сравнению с лодками предыдущих серий.
В силу того, что Коломенский завод задержал выпуск главных дизелей IД, а также в связи с задержкой освоения промышленностью других комплектующих изделий, примененных в проекте, строительство подводных лодок XI бис серии несколько задержалось. Всего на Дальзаводе было построено 6 подлодок этой серии.
Головная подлодка этой серии «С-54» была сдана в декабре 1940 года, а остальные лодки вступили в строй после начала великой Отечественной войны. (См. таблицу 9).

Таблица 9.

№п/п
_______

1.

2.

3.

4.

5.

6.
Проектант
_________

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2
Завод строитель
_________________

Балт. з-д/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д
Строит.№
________

284

285

286

403

404

   –
Борт.№
_______

Л-7

Л-8

Л-9

Л-10

Л-11

Л-12
Наимен.
________

С-51

С-52

С-53

С-54

С-55

С-56
Дата закл.
__________

29.04.37

29.04.37

28.09.38

24.11.36

24.11.36

24.11.40
Дата вода
_________

30.11.41

09.06.43

30.12.42

31.12.40

26.07.41

20.10.41

Примечание.
В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.

Строителями подводных лодок IX бис серии были: Н.И. Буль, Д. Эрлих, В.И. Судоргин, Л.И. Плетнева и другие. Строительство этих подлодок обеспечивали конструкторы: Н.А. Кожемякин, А.И. Помазан, В.С. Антоненко, В.Л. Сахновский, Л.В. Калачева, Д. Дергунов и другие.
В ходе постройки подводных лодок конструкторы СКБ (а затем ОГК и ТО) разработали большой объем новой документации, обеспечивающей улучшение эксплуатационных качеств подлодки, в том числе:
– документацию на новое ограждение боевой рубки закрытого типа, вместо открытого, со сдвижной дверью в лобовой части;
– деревянную (тиковую) палубу, вместо стальной, для подлодки С-56;
– малоискрящий, непарящий, двухкорпусный глушитель;
– установку магнитного компаса с оптической передачей «ГОН-23» вместо «ГОН-21»;
– усиление конструкции топливных цистерн во втором и четвертом отсеках под аккумуляторными ямами;
– замену манипулятора «Рула Хан» на отечественный;
– улучшение конструкции элеватора подачи снарядов из артпогреба к 100 мм орудию, а также ряд других работ.

Как видно из приведенных в таблице 9 этапов строительства подводных лодок IX серии, последняя лодка этой серии была передана флоту 9 июня 1943 года.

Следует отметить, что после начала Великой Отечественной войны ходовые испытания лодок как IX серии, так и Х бис серий проводились при полной боевой готовности последних. Подводные лодки выходили в море, имея на борту боевые торпеды, артиллерийский боезапас и повышенную боевую готовность личного состава.

Конструкторы и сдаточная команда, обеспечивавшие испытания, проходили специальную подготовку и были расписаны по боевым постам.

Учитывая обстановку, сложившуюся на фронтах Великой Отечественной войны, Государственный Комитет обороны (ГКО) в 1942 году принял решение о переводе 6 подводных лодок Тихоокеанского Флота на Северный флот, в том числе двух подлодок XIII серии («Л-16» и «Л-17») и четырех подлодок IX серии («С-56», «С-52», «С-55», «С-56»).

Первоначально перевод лодок на Северный флот предполагалось осуществить Северным Морским путем, исходя из чего, Бюро подводного судостроения разработало для них чертежи ледовой защиты «Шуба». Однако в дальнейшем это решение было изменено и в октябре 1942 года подлодки отправились в свой беспримерный переход через два океана и семь морей, из Владивостока в Мурманск. Подводные лодки в труднейших условиях благополучно дошли, за исключением подлодки «Л-17», торпедированной вражеской подлодкой. Ими было пройдено 17000 миль, и уже в январе 1943 года подлодки начали свои боевые действия в составе Северного Военно-морского флота.

Подводные лодки IX бис серии показали хорошие маневренные и тактические качества и успешно проводили операции на коммуникациях противника. За успешные боевые действия против кораблей противника подводная лодка «С-56», построенная на Дальзаводе была награждена орденом «Боевого Красного Знамени», а затем ей было присвоено звание гвардейской. Личный состав лодки неоднократно награждался орденами и медалями, а её командир, капитан 2 ранга Г.И. Щедрин, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Краснознаменной стала и подводная лодка «С-51» под командованием капитана первого ранга И.Ф. Кучеренко. Так же успешно воевали «С-54» — командир капитан-лейтенант Д.К. Братишко и «С-55» — командир капитан 3 ранга Л.М. Сушкин.

Подводные лодки IX бис серии, построенные на Дальзаводе, принимала приемная комиссия под председательством капитана 1 ранга А.Г. Булавинцева.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 2710


Добавить комментарий