Читая Марию Башкирцеву

30.12.2015. Башкирцева Мария Константиновна прожила 26 лет, умерла в 1884-ом году, оставила после себя «знаменитые дневники», написанные по-французски, которые когда-то называли «книгой века». М.Цветаева посвятила Башкирцевой цикл стихов. Я был заинтригован этой информацией, нашел публикацию в Интернете (http://az.lib.ru/b/bashkircewa_m_k/text_1884_dnevnik.shtml), пока посмотрел только начало и конец. Действительно, впечатляет. Последние записи — менее чем за две недели до смерти.

Потом нашел еще один источник «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой», — комментарий к дневникам и к самой М.К. Написано интересно, пока тоже только посмотрел. Увидел в комментарии слова о том, что эта женщина уже с детских лет стремилась к славе, вся ее короткая жизнь прошла под знаменем этого стремления. Дневник тоже несет на себе такие черты. Казалось бы, — ну и что! — Какая разница, какой был мотив для творчества, — богатство, слава или любовь! Важно то, что получилось. Однако, в данном конкретном случает такое признание дискредитирует самое важное в этом документе — душевную искренность. Дневник, по мнению автора, изначально был предназначен для публики, потому его надо воспринимать исключительно как литературное произведение, а не как непосредственное выражение мыслей и чувств. — Вот тут и возникает вопрос о том, существует ли граница между такими двумя формами? — Мне кажется, что нет. — Все, обличенное в форму слов имеет социальное значение. Собственно, слова как выражение мысли произносятся исключительно для того, чтобы их кто-нибудь услышал. Даже если их слышит только сам говорящий, он все равно обращается к социальное среде, использует ее механизмы. Я не брошу камень в сторону этой интеллектуально симпатичной девушки.

03.01.2016. «Телега жизни» тяжела, бежать галопом в моем возрасте затруднительно, вот и иду тихонько, то с горы, то в гору…

Я вспомнил про лошадей, прочитав у М.К., как она с трудом удержалась в седле, когда лошадь неожиданно понеслась вскачь. Ее спутник, скакавший рядом, смог догнать ее и остановить. Был награжден вниманием, а потом и любовью… Пока не знаю, чем все закончится, — наступила поздняя ночь, пришлось отложить книгу в сторону.

- Это я отодвинул другие дела, и читаю, когда есть такая возможность (т.е. ночью) дневники М.К.Башкирцевой. Успел прочитать только три первые года. Как и ожидалось, там все больше про любовь. Увлекает. Понравилась мысль. Не ее, она воспроизвела чью-то, о чем сообщила, но не назвала автора. Суть в том, что если мы не ощущаем никакого сопротивления, то это означает только одно, — мы со средой составляем единое целое. И еще одна мысль: Если душа — движитель тела, то не могут повреждения тела изгнать из него душу. Значит, душа это чистый вымысел. Девочке 16 лет, она искренне верующая. Читаю с удовольствием, переживаю еще одну жизнь. Снова порадовался своему увлечению, оно дает возможность пережить много разных жизней, которые неизменно приятны, поскольку тексты написаны от первого лица. И каждый радуется своей жизни по-своему.

08.01.2016. Закончил чтение дневников Башкирцевой, нахожусь под впечатлением. Мария знала, что не будет жить долго, диагноз ей поставили в 16 лет. Училась, и несмотря ни на что, готовилась к полноценной жизни. Наконец, когда уже была готова к осуществлению своих планов, умерла. Я читал ее мысли, ее настроения, вместе с ней прошел весь этот путь. Давно уже на меня так не действовала прочитанная книга. Странно, что она сейчас неизвестна не только «широкой публике», но даже И.В., дипломированному филологу, учителю русской литературы.

Судьба МК говорит о тщетности любых устремлений, — высоких или низких. Она по-своему говорит о том, что мы слышали от Экклесиаста, — «Суета сует, все суета». Она не могла не быть верующей, только вера наполняла смыслом ее короткую жизнь. Старики могут быть атеистами, а молодым необходима вера. Потому что тот, кто прожил жизнь, уже ответил на вопрос о цели своего существования. И только если оно представляется бессмысленным, необходимо продолжение, его предлагает вера.

МК могла бы стать певицей, чувствовала музыку, имела голос, была замечена на этом поприще, но здоровье сказало — «Нет!». Занялась живописью. Описания столь яркие, что я огорчался, что не чувствую так ни живопись, ни музыку. Интересно, это дается от рождения, или прививается воспитанием? Вероятно, как и во всем, есть задатки, слабые или сильные, которые при благоприятных условиях могут развиваться. Но, возможно, это должно происходить в самые первые годы от рождения (доказано, что Маугли никогда не станет человеком). Здесь, однако, опять неувязка, — в детстве я слушал много хорошей классической музыки. Раньше радио вещало круглые сутки, его не выключали. По радио постоянно шли классические постановки и хорошая музыка. — Это я знаю не только по своей памяти, но и из дневников деда Л.М., который любил музыку и с удовольствием слушал радиопередачи. Если бы это действительно имело большое воспитательное действие, советский народ к 60-70-ым жил бы уже в идеально чистой культурной среде, боготворил бы классику и чурался западных ее сокрушателей. (Такое общество описал Г.Гессе).

09.01.2016. Прочитал, точнее, посмотрел еще одну книгу — некого сценариста А.Александрова «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой». Впечатление неприятное. Возможно потому, что оно отличается от моего собственного о девушке из дневника. Автор проделал большую работу чтобы показать ненатуральность слов, пытается принизить саму книгу и ее автора. Основная претензия у него к родственникам, опубликовавшим дневник, которые подвергли его строгой цензуре и сокращениям, в результате девушка получилась высоконравственной, что на самом деле не так. Копирую фрагмент его текста:

«Она часами может стоять обнаженной и разглядывать себя в зеркало. Вот как она сама описывает “свое прекрасное тело”: “… покрытое от затылка до того места, которое я не осмеливаюсь назвать, золотым пушком, который особенно заметен посреди спины, вдоль того углубления, которое так выражено у Венеры Милосской. У меня чрезвычайно высокая грудь, белоснежная, с голубыми прожилками, такая же белая, как плечи и руки, грудь у меня упругая и очень красивой формы, ослепительно белая и розовеющая там, где полагается. Место, которое я не осмеливаюсь назвать, такое пышное, что все думают, что я в турнюре”. (Неизданное, запись от 6 мая 1875 года).

Надо сказать, что пышный зад у женщины был тогда в моде, ведь не зря и появились эти турнюры, оттопыривавшие зад, и широкие оборки из шелка сзади на платье, которые при ходьбе завораживающе шуршали, вызывая у мужчин острый приступ желания. В турнюр в нужных местах подкладывалась вата, чтобы придать женскому седалищу привлекательные по моде того времени формы…». /Конец цитаты/

Вся эта книга (Александрова) мне напоминает упражнения журналистов, которые могут любое явление профессионально вымазать в грязи и таковым представить публике. Книга изобилует цитатами разных источников, иногда тоже весьма сомнительных. — Некрасиво, пошло, но вполне современно. Книга 2003-го года. Печально, что образованный человек нашего времени, почти писатель, пребывает на столь низком нравственном уровне. Я даже готов согласиться, что он пишет «голую правду». — Ну и что? Из грязной правды и чистой фантазии я выберу второе. Бывает, фантазии правдивее самой правды.

В давние времена жизнь была более короткая, но насыщенная. Пятнадцать лет — аналог нынешних двадцати пяти. Меня это огорчает. Увеличение продолжительности жизни при таких обстоятельствах имеет немного смысла, а общественное развитие вообще должно притормозиться. В мое время, в Советской Украине по закону можно было жениться в 16 лет. С того же возраста дозволялось пить, курить и смотреть эротические сцены в кино. При Сталине уголовная ответственность начиналась с 12 лет, до пенсии в 60, вероятно, мало кто мог дожить.

До эмансипации и равенства было еще далеко. Определяющее для женщины значение имели природные данные — происхождение и внешние формы. Потому состояние женщины в немалой степени зависело от того, что она видит в зеркале и анализ этого изображения был не менее важен, чем ныне анализ банковских счетов. Можно смотреть, радоваться или огорчаться и думать. Помимо того, надо помнить, что у нее взгляд художника, а в зеркале — ее картина. На картину можно смотреть долго.

10.01.2016. Я остаюсь под впечатлением от М.К., нашел много совпадений в мыслях, оттого опять хочется процитировать, но могу только по памяти. Мария как-то обратила внимание, что даже в очень плохих событиях и ситуациях есть положительные свойства. По-русски это звучит как пословица «Нет худа без добра». Ее слова обретают особый смысл, если учесть, что речь идет о ее ранней смерти, о чем она была оповещена. Воспринимала как приговор о смертной казне. О совпадениях она сказала так (здесь копирую): «В Бальзаке вы найдете все… Я положительно горжусь тем, что иногда думала так же, как и он.»

По поводу Бальзака хочу сказать, что тоже вспоминаю его часто. Во всяком случае, свой последний проект я называю так же как он назвал цикл своих рассказов — «Человеческая комедия», — есть в этом нечто общее.

Примерно с середины дневника я копировал то, что мне показалось интересным. Потом не поленился, просмотрел начало и дополнил этот список. В общем, признаюсь, что я увлекся этой девушкой. Представляю, что если бы был ее современником при надлежащем звании, оказался бы среди ее поклонников. Надо заметить, что она их не щадила, издевалась, как могла, — в мыслях (в дневнике) и в словах. Представляю, насколько в реальной жизни она была вредной и противной, я бы ее возненавидел, если бы влюбился…

Дочитал книгу критика М.К. Он все-таки полезен тем, что приводит неопубликованное. Факты интересны, а его комментарии можно опустить. Автор пытается доказать, что МК — не святая. Приводит для того убедительные аргументы и факты. Мария, однако, и не претендовала на святость.

11.01.2016. Я влюблен в 19-ый век. Любовь давняя, она поразила меня еще в далекой юности. Любовь платоническая, проявлялась в фантазиях, как любовь героя фильма М.Захарова. Мне приятно все, что связано с 19-ым веком. Старшее поколение, заставшее его, вызывало зависть и уважение. Поколение моих бабушек казалось интереснее поколения родителей. Я тосковал о давних временах. Советская Россия казалась бледной копией Российской империи. В той далекой, давно исчезнувшей стране, даже отрицательные литературные персонажи казались духовно богаче нынешнего окружения. При таких ощущениях я не мог не стать убежденным антисоветчиком.

Быть может, причастна к тому соседка по коммунальной квартире Ксения Александровна, 1879-го года рождения, из дворян, владевшая восемью языками, пытавшаяся как-то повлиять на окружающих рабоче-крестьянских детей, среди которых был я. Она нас собирала, устраивала игры и чтение книг. Эти сборы, однако, не сильно привлекали. Видимо, в них не доставало чего-то современного нам, или мы сами были к ним не готовы по образу текущей жизни, т.е. воспринимали как инородное. Между соседкой и родителями постоянно вспыхивали конфликты, я был всегда на ее стороне. Ксения Александровна бесплатно давала мне уроки немецкого и, вероятно, угощала «пирожками» с антикоммунистической начинкой. Происходило все это очень неявно, сама она была абсолютно лояльна советской власти. Ситуация такая же, как с книгой Б.Пастернака «Доктор Живаго». В ней нет ничего предосудительного, антисоветского, есть только описание жизни до и после революции. Этого оказалось достаточно, чтобы ее считать вредной.

В 11 — 15 лет я был еще зелен и глуп, так и не заговорил на европейских языках и ничего не могу вспомнить из ее рассказов о давних временах, от которых у К.А. сохранились воспоминания, брат в Англии, сундук с платьями, книги и безделушки. Представляю, с каким сожалением видела она во мне бледное будущее свой страны. За несколько месяцев до своей смерти, К.А. переехала, поменяла комнату. О том, что я был глуп и неразвит, убедительно говорят тексты Башкирцевой или дневники Писарева, которые были написаны примерно в том же возрасте. По моим теперешним оценкам, я стал взрослым и разумным лишь годам к 60-ти. Впрочем, критическая оценка своего былого состояния, вероятно, естественна. Подобные слова я встречал и у МК. Она говорила, что вот сейчас оценивает все особенно четко, понимает глубоко и тонко, в отличие от того, как это было раньше.

К сожалению, оказалось, что я далек от литературы. МК мне не была знакома и не знаю, причина ли в моей необразованности, или действительно имя забыто? Отвратительный критик, которого прочитал, утверждает, что там и помнить нечего. Я не согласен, но это лишь мое частное мнение. А от критика за версту разит разнузданными 90-ми. Вот, кстати, еще один период нашей истории, к которому в будущем будет неоднозначное отношение. Он сродни советским 20-ым, породившим особенную культуру, отличавшуюся от того, что было до и после. Я не готов вычеркивать 90-е, хотя нынешнее состояние мне кажется более правильным, как аналог стабильных царских или советских времен. На моем веку случилось несколько культурных революций. Это: сокрушение Сталина, оттепель, низвержение Хрущева, застой, появление диссидентов. Потом — перестройка с разрушением всех канонов, 90-е с обезумевшими от свободы и безденежья деятелями культуры и, наконец, наше время, о котором я почти ничего не знаю. Культурные явления проявляются постепенно, становятся заметными лет через тридцать, не раньше.

Я стал поклонником дамы 19-го века. В 20-ом, конечно, тоже были прекрасные дамы. А самая старшая по возрасту из тех, что меня очаровали, это Сапфо, ей 2.5 тысячи лет. Сапфо я читал в переводе В.Вересаева, М.Башкирцева знакома с ней «напрямую», читала на языке оригинала.

12.01.2016. Не брошу в Марию камень, как это сделал ее критик, который живет по адресу http://www.e-reading.by/bookreader.php/1039207/Aleksandrov_-_Podlinnaya_zhizn_mademuazel_Bashkircevoy.html . Мне он неприятен не только потому, что пытается уличить не то Марию, не то публикатора в неискренности, но и потому, что он ищет «правду» и настаивает на ней, как будто нет ничего лучше и достойнее правды. Мне лично бывают ближе и милее фантазии. Реальный мир содержит много фантазий, если только вообще полностью не состоит из них. Фантазии бывают приятные, бывают — нет. Я сторонюсь неприятных.

Мария постигала науки. С тех пор прошло почти 150 лет, она многого не знала из того, что мы знаем теперь. Однако, и здесь я не чувствую свое превосходство в сравнении с ней. Науки призваны понять наш мир и делают это своими методами, которым не более четырехсот лет. Возраст человечества больше, — тысячи, десятки тысяч лет. И все это время человек познавал мир другими, ненаучными способами. Как мне кажется, через искусство можно познать не меньше, чем через науку. Мне все больше нравится русская школа 19-го века, где ничему не учили, только зубрили латынь и греческий. Кажется, этого достаточно, чтобы пробудить интерес к знаниям.

13.01.2016. «Девочка мечтала быть знаменитой, любимой, красивой» — она бы и добилась всего, если бы жила дольше и, конечно гремела бы в какой-нибудь области. Наблюдал неоднократно, как человек добивается того, чего желает всей душой. Люди талантливые проявляют себя не в чем-то одном, в разных делах, как, например, Леонардо да Винчи. Многие великие почему-то рисовали. Гитлер рисовал. Видел я и рисунки Сталина. Т.е. хочу сказать, что ощущения девочку не обманывали. Но 24 (или 26?) лет — мало, даже для тех давних времен.


Мария Башкирцева
Девушка 19-го века
В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 2274


Добавить комментарий