О фильме А.Звягинцева «Нелюбовь»

01.01.2018. ОА:
ИТ (проживает в Америке) в последнем письме говорил о фильме А.Звягинцева «Нелюбовь», очень советовал посмотреть. Непременно посмотрю, у меня он тоже есть в планах. В свою очередь, отправил ему свой комментарий к фильму П.Лунгина «Пиковая дама», который написал год назад, когда его посмотрел. Комментарий вызвал интерес к фильму, о существовании которого он не знал. Этих двух режиссеров я считаю лучшими из нынешних, кого знаю, хотя их политические взгляды противоположные. Одного можно назвать русофилом, а другого считают русофобом. ИТ с этим не соглашается, — то темное, что показывает Звягинцев, относится не к России, но к человеческой природе и может происходить в любой другой стране. Я с ним согласен, — в комментарии к фильму «Елена», который посмотрел несколько лет назад, я написал именно такие слова.

04.01.2018. ОА:
Нашел в Интернете фильм, скачал, осталось выбрать время, посмотреть.

От фильма Звгинцева, ничего радостного и светлого ожидать не приходится, — этот человек видит жизнь в темных тонах, таковы все его фильмы. — Выворачивает душу наизнанку и показывает то, что есть в самых обычных людях и ситуациях. Его фильмы получают призы за то, что он показывает правду. Ситуации простые, разве что доведенные до логического конца, а это граничит с абсурдом. В них мы узнаем свои собственные черты и порывы, которым не даем разгуляться, сдерживаем. Ирина сразу сказала, что смотреть фильм не будет. Ничего Звягинцева не смотрела, достаточно про него наслышана. — Женские души тонкие.

05.01.2018. ОА:
Посмотрел «Нелюбовь». Увидел то, что от этого режиссера и ожидал, — трагедию. Все его фильмы непростые, смотрятся «на одном дыхании», все тяжелые. Нельзя сравнивать между собой трагедии, но все-таки расположу четыре знакомых мне фильма в порядке убывания впечатления (в скобках — год выпуска):

Возвращение (2003)
Левиафан (2014)
Елена (2011)
Нелюбовь (2017)

Последний фильм, как и предыдущие, силен, но мне кажется, не получит «Оскара» — фильм абсолютно аполитичный и, по моему мнению, затрагивает меньше глубоких смежных смыслов (либо они уже были обозначены в предыдущих работах).

Фильм «Нелюбовь»
Сюжет

Разводятся супруги, сыну 12 лет. У каждого впереди новый брак, причем женщина мужа беременная. Вдвоем обсуждают детали развода, — кто останется с сыном. Мама сразу отказывается, предлагает — либо с отцом, либо отдают в детдом. Разговор происходит на повышенных тонах, окончательный вариант не прозвучал. Следующий день проходит у каждого с новым избранником, вдруг звонок из школы — их сын не приходил. Пытаются найти, потом обращаются в полицию. Сотрудник записывает все данные, но говорит, что едва ли у них что-то получится, советует обратиться в общественную организацию, которая занимается такими делами. Обращаются. Ищут долго, используя разные методы, волонтеры прочесывают окрестные леса, но все безрезультатно. Проверяют больницы, вызывают родителей для опознания безымянных детей. В конце концов, вызывают в морг. Предупреждают, что вид будет ужасный, откидывают покрывало. Мать в ужасе кричит, заливается слезами, но говорит, что это не он. Отец подтверждает, — не он. Их все-таки просят провести генетическую экспертизу, они отказываются, — «Это не он!». Мать выходит, а отец вдруг заливается слезами. Следующие кадры — через пару лет. Она замужем, по внешним признакам, все нормально. У него маленький сын, копошится рядом с ним, что-то от него хочет. С раздражением, подхватывает ребенка и почти бросает в манеж.

Комментарий
Звягинцев интересен тем, что его фильмы очень реалистичны, он пишет свои картины «с натуры», воспроизводя самые мелкие детали, не пряча их в приличную упаковку. «Ненорматив» в уста героев вкладывает по той же причине . По поводу сюжета, — мне лично знакомы несколько подобных историй из реальной жизни, которые могли бы, но не завершились трагическим исходом, хотя и оставили след на всю последующую жизнь. По каждой из них можно было бы тоже снять фильм.

Большое место в фильме уделено, казалось бы, побочному делу, — технологии поиска. — Все происходит очень слажено и профессионально. Обратил я внимание и на разговор родителей с работником полиции. Тот говорил все как есть, — правду, фактически — отказал. Но его отказ не вызывает (у меня) большого неприятия и возмущения, — каждая структура занимается своим делом. У них — насилие, грабежи и разбои. Собственно, он и направил родителей туда, где могут и готовы этим заниматься. Хотя и не должны, эта структура не государственная, в чем я увидел единственный (очень слабый) упрек государству.

А люди — как люди. Мать изначально не любила сына, к ней и вопросов нет, — любить через силу все равно не получится, да и сыну не нужна была ее любовь. А вот к отцу — претензия, — должен был взять к себе, — такое впечатление сложилось из отдельных коротких реплик. Собственно, он и выглядит более пострадавшим. Но формально, — и он не очень виноват, — вмешался случай, ребенок услышал разговор. Разговор был, но окончательного решения, возможно, еще не было, и оно могло бы быть другим.

- Виноват случай?

Любовница отца мальчика по всем пунктам уступает жене, — «и физически и интеллектуально», она старше, наконец. И не ушел бы он никуда из семьи, если бы не нелюбовь его жены. — С такой женщиной жить непросто, — любая другая, но «любящая», будет лучше. Значит, и с этой стороны, «нелюбовь» виновата. Утрата первого сына гасит его возникшую было любовь и рожденный во втором браке малыш уже испытывает раздражение отца. Нелюбовь как зараза распространяется, затрагивая новые лица, угрожая через годы новой трагедией.

- Виновата нелюбовь!

Откуда же она здесь появилась и почему приняла такие крайние формы? — Хочу предположить, что это не более, чем химия — в ее изначальном значении. «Органическая химия» организмов супругов оказалась несовместимой. Об этом можно судить по разговору  мамы с парикмахершей о сыне: «он и пахнет сейчас также», как ее нелюбимый муж.  — Т.е. причины  — в «материи», а супругам не удалось найти формы компенсации этого «естественного отвращения» и не получилось вовремя разойтись.

- Никто не виноват?

Было бы «правильным» завершением истории обращение к церкви, чтобы остановить этот дурной процесс, ведь в Библии сказано: «Бог есть любовь!». — Однако, это уже было бы «по-Лунгину», а Звягинцев не любит церковь, что отчетливо проявилось в «Левиафане». Вот и здесь, хотя и в стороне, но промелькнула с некоторым сарказмом «церковная зависимость» начальника отдела, где работает отец. Серьезно к тому никто не относится, но приходится учитывать «эту дурь».

СССР был страной атеистов. По моим оценкам, сейчас верующими называют себя процентов 70 «потенциально православного» населения.

06.01.2018. ИТ:
Твоя рецензия мне ближе чем те, что печатают профессиональные критики. Не во всем согласен, в частности с фразой «Последний фильм … затрагивает меньше глубоких смежных смыслов, либо они уже были обозначены в предыдущих работах.». — Я думаю, что не следует здесь искать «глубокие смежные смыслы».

06.01.2018. ОА:
Я понимаю, что мало кто из авторов вкладывает в свои работы «глубокие смежные смыслы», но они возникают сами, и (как мне кажется) их наличие говорит о значимости произведения. Чисто формально, — локальное касается только вовлеченных в событие лиц, а то же самое, возведенное в ранг явления, имеет уже отношение ко всему людскому племени. «Общее» надо увидеть, а это зависит от автора. Когда-то встретил такую фразу: «Искусство в конечном показывает бесконечное». Но на самом деле, автор показывает то, что видит сам. В картинах Звягинцева есть что смотреть и видеть, хотя каждый видит по-своему.
________
Небольшое дополнение к комментарию. Столь подробный показ деталей поиска заставляет сказать об этом отдельно. Служба работает хорошо, слаженно, эффективно, и нет сомнений, что она добивается поставленных целей. Работают волонтеры, т.е. не профессионалы. Они не очень знают нюансы дела, потому беспрекословно исполняют команды своего координатора. Координатор умный, дело знает, команды отдает четкие, — ничего лишнего, подгоняет отстающих, сдерживает уходящих вперед…

Мне это напомнило партию большевиков, когда они пребывали в подполье. — Коллектив единомышленников, связанных единой целью, исполняющих команды руководства. Захватив власть, большевики пытались перенести подобную организацию на всю страну. Недостаточно было быть лояльным советской власти, ее следовало любить. А нелюбовь трудно исправить, ее необходимо искоренять. Позиция верная, — советская власть рассыпалась, когда пропала к ней любовь. Культ личности, культивирующий любовь к власти — не случайность.

Сплоченность участников поиска — некоторый антипод нелюбви распавшейся семьи.

09.01.2018. ИТ:
Твоё наблюдение по поводу поиска проходит мимо моего восприятия — может быть оттого, что я жил «за бугром» много лет.

10 01 2018. О.А:
Роль «Службы поиска» второстепенная, но я почему-то обратил на нее внимание. Видимо, потому, что показались слишком долгими кадры для такой роли. А еще, — очень хорошо работает служба, что «не по-нашему», непривычно. В заключение, хочется процитировать классика («марксизма-ленинизма»): «Течение реки. Пена сверху, и глубокие течения внизу. Но и пена есть отражение сущности». В данном контексте это о том, что в любой самой малой детали можно разглядеть смыслы, имеющие отношение к общему.


Фильмы Звягинцева

НелюбовьЛевиафанЕлена

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1351


Добавить комментарий